Петр МОСТОВОЙ

оператор, продюсер, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Петр Михайлович МОСТОВОЙ

Дата рождения:
22 января 1938
Владивосток, СССР

Возраст:
79 лет

Профессии:
оператор, продюсер, режиссёр, сценарист

Краткая биография

В 1961 году окончил Ленинградский электротехнический институт.
В 1972 — операторский ф-т ВГИКа (мастерская П. Ногина).
В 1965 — 1969 — оператор, режиссёр "Ленкинохроники" / ЛСДФ.
В 1970 — 1976 — сценарист, режиссёр на различных киностудиях.
В 1977 — 1990 — режиссёр ЦСДФ.
В 1990 — 1993 — художественный руководитель киновидеостудии «Риск».
Руководитель творческой мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров (Москва).
Руководитель семинара в Норвежском Национальном киноцентре (Осло).
С 1994 года работал как режиссер на 1-ом канале Израильского телевидения — программы «Мабат шени» («Другой взгляд») и «Иёман», с 1996 года — на Телевидении «Хинухит» — в передачах «Ракурс» и «Визави», с 2003 — на канале «Израиль Плюс».
С 2000 по 2002 год — член Совета по кино Министерства науки, культуры и спорта Израиля.
Член жюри Международных кинофестивалей в Нионе (1992 г.), Лейпциге (2002 г.), Кракове (2003 г.), Санкт-Петербурге (2003 г.), Варшаве (2007 г.), Пловдиве (2007 г.).
Автор более 40 документальных и 2-х художественных телевизионных фильмов (один из которых 5-ти серийный).

В 2005 году выступил как автор сценария, режиссер и продюсер документального фильма «Сцена» об  артистах-репатриантах из бывшего СССР, мечтающих найти работу по профессии.
Премьерные показы фильма состоялись в Тель-Авиве, Москве и Берлине. Фильм демонстрировался на 10-ти международных кинофестивалях — в Португалии, Польше, Германии, Мексике, России, Израиле, Болгарии, Швеции.
Фильм был удостоен — Национальной премии России «Лавр» (2005) в номинации «Лучший полнометражный неигровой фильм»; Приз «Серебряный Феникс» (МКФ в Варшаве, 2005); Специальная награда на Московском фестивале «Реальное кино» (2005); Специального приза и медали «За светлое и доброе восприятие мира и любовь к людям» (2006), а также Приз имени Павла Когана «За верность себе и сохранение традиций ленинградской киношколы» на Международном кинофестивале в Санкт-Петербурге (2006).

Национальная премия в области неигрового кино и телевидения ЛАВРОВАЯ ВЕТВЬ вручена Петру Мостовому в 2014 году в номинации «За вклад в кинолетопись» .

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ: 

1973   От Софии до Берлина (о международном молодежном движении:  9-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Софии (Болгария); подготовка 10-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Берлине); реж: Мостовой П.; авторы сценария: Гоник В., Греков В., Щербинский Н.
1973 — Юбилей В. В. Маяковского (о праздновании 80-летия со дня рождения В. В. Маяковского);  реж.: Мостовой П.; операторы: Киселев А., Киселев С.; диктор: Хлебников А.
1975 — Судья. Дела и люди (фильма о народном судье Волгоградского района г. Москвы Н. И. Косыниной); реж.: П. Мостовой; оператор: А. Шафран; сценарий - Ю. Николина, П. Мостовой
1979 — Свидание (10 лет спустя); полнометражный; продолжение фильма «Всего три урока» (1968) — автор возвращается к своим героям — повзрослевшим детям и прослеживает их дальнейший путь в жизни, их разные судьбы; реж.: П. Мостовой; оператор: Гончаров А.; авторы сценария: Аграновский В., Мостовой П. 
1980 — Визит партийно-правительственной делегации Сирии в СССР; реж.: Мостовой П.; операторы: Извеков В., Минаев А.
1981 — Визит президента Народной республики Мозамбик С. М. Машела в СССР; реж.: Мостовой П.; операторы: Воинов О., Черкасов С.
1981 — Симфония мира (фильм о 1-ом Московском фестивале симфонической музыки); полнометражный; реж. П. Мостовой; операторы: Аккуратов Е., Доброницкий В.
1982 — Высокая трибуна сцены (фильм о XIV съезде Всероссийского Театрального общества, который проходил в Москве в октябре 1981 года); реж. П. Мостовой; операторы: Аккуратов Е., Ермолаев Л., Петросов Р.
1985 — Военно-стратегический паритет (фильм о необходимости сохранения в международных отношениях военно-стратегического паритета для сохранения мира. Сняты различные виды вооружений СССР и США. Диалоги политического обозревателя газеты "Известия" А. Бовина с генерал-майором В. Татарниковым, член-корреспондентом Академии наук СССР В. Журкиным, первым зам. Международным отделом ЦК КПСС В. Загладиным.); реж.: Мостовой П.; оператор: Доброницкий В.
1985 — Сотрудничество (об экономическом сотрудничестве СССР с зарубежными развивающимися странами: Индией, Алжиром, Сирией, Колумбией, Аргентиной); по заказу Торгово-промышленная палата СССР; реж.: Мостовой П.; оператор: Аккуратов Е.
1985 — В интересах советско-зимбабвийской дружбы; режиссёр и автор текста: Мостовой П.; операторы: Воинов О., Филатов И.
1985 — В интересах советско-румынского сотрудничества; реж.: Мостовой П.; операторы: Воинов О., Ловков В., Черкасов С.
1986 — Визит Тоголезских парламентариев в Советский Союзрежиссёр и автор текста: Мостовой П.; операторы: Ловков В., Серов Ю.
1986 — Парламентарии Республики Сьерра Леоне в СССР; реж.: Мостовой П.; операторы: Ермолаев Л., Кочетков А.
1986 — 27-му съезду КПСС посвящается (фильм рассказывает о субботнике, проходившем в Москве, посвященном XXVII съезду КПСС. Съемки прошли на крупнейших предприятиях столицы: заводе им. Лихачева, заводе "Серп и молот", швейной фабрике "Большевичка", молочном комбинате и др.); реж.: П. Мостовой
1986 — Ядерная оспа (фильм второй из серии "Новое мышление в ядерный век". О проблеме запрещения ядерных испытаний); по заказу ССОД; реж.: П. Мостовой; авторы сценария: Бовин А., Пумпянский А.; оператор: Орлов Ю.
1987 — Визит Маргарет Тэтчер в СССР; реж.: Мостовой П.; операторы: Доброницкий В., Никонов В., Орлов Ю., Филатов И.
1987 — Звездные войны (о разработке США программы "Звездных войн"); реж.: Мостовой П.; авторы сценария: Бовин А., Пумпянский А.; оператор: Орлов Ю.
1987 —  Визит парламентариев Гвинеи-Бисау в Советский Союз; реж.: Мостовой П.; операторы: Дурнов К., Левенберг М., Макаров В.
1987 — Жизнь прекрасна (об убийстве Льва Троцкого и его убийце Рамоне Меркадере); реж.: Мостовой П.; автор сценария: Николин Ю.; операторы: Тимлин Э.

КИНОПЕРИОДИКА:

1977 — Советский спорт № 10; киножурнал ; реж.: П. Мостовой;  операторы: Кряквин Е., Леонгардт Ю., Арцеулов О., Копалин В., Трошкин В.
1979 Советский спорт № 2; киножурналреж.: Мостовой П.; операторы: Леонгардт Ю., Максимов Л., Петросов Р., Прудников М., Русанов А., Соловьев Н., Федяев Е., Фрез И.
1980 Пионерия  № 7 (съёмки пионерского лагеря "Артек"); киножурнал; реж.: П. Мостовой; операторы: Лебедев О., Ермолаев Л. 
1980 Советский спорт № 3; киножурнал; реж.: Мостовой П.; операторы: Арцеулов О., Арцеулов К., Бочков Ф., Воронцов В., Голубов Г., Ломакин-Румянцев А., Соловьев Н.
1980 — Советский спорт № 12; киножурнал; реж.: Мостовой П.; операторы: Вилу А., Воинов О., Ермолаев Л., Петросов Р.
1981 Советское кино  № 64 (тематический киноальманах рассказывает о творческих отчетах республиканских киностудий 26-му съезду КПСС - о Всесоюзном кинофестивале "Советское многонациональное"); реж.: Мостовой П.; операторы: Сокольников Л., Русанов А.
1981 — Советское кино  № 65 (тематический киноальманах рассказывает о создании историко-публицистической киноэпопеи "Всего дороже", явившейся логическим продолжением кинопрограммы "Великая Отечественная". В журнале представлены создатели фильма: А. Александров, В. Игнатенко, К. Славин, Г. Боровик, С. Пумпянская, Т. Семенов, И. Григорьев, И. Гутман); реж.: П. Мостовой, Скитович В.; операторы: Копалин В., Черкасов С.
1981 — Москва  № 66 "Знакомьтесь: служба ГАИ"; киноальманах; реж.: Мостовой П.; оператор: Доброницкий В.
1982 — Советский спорт № 3; реж.: Мостовой П.; операторы: Аккуратов Е., Воинов О., Ермолаев Л., Лебедев О., Петросов Р.
1984 —  Советский спорт № 12; реж.: Мостовой П.; операторы: Воинов О., Петросов Р., Ратас М., Кузьмин Т.
1986 — Москва № 69 "О Москве с тревогой и надеждой" (фильм об архитектуре старой Москвы и бездумном уничтожении памятников архитектуры. В фильме звукооператор ЦСДФ  Кирилл Васильевич Никитина показывает свою уникальную коллекцию гравюр, фотографий, газетных статей «Истории московских улиц и московских домов»); киножурнал; реж.: П. Мостовой; операторы: Комм Р., Кондаков С.
1986 — По СССР № 216 "От первого старта" (фильм о праздновании 25-летия полета Ю.А. Гагарина в космос); киноальманах; реж.: Мостовой П.; операторы: Комм Р., Кондаков С.; автор сценария: Тарнорудер Л.

Использована информация из открытых интернет-источников, в том числе: РГАКФД (каталог кинодокументов), Энциклопедия отечественного кино.

Фильмография ЦСДФ

1990 — Одна из многих блуждающих звёзд (режиссёр)

Фильмография других студий

1965 — Живая вода (режиссер: Геннадий Кравцов; Сценаристы: Г. Кравцов и Петр Мостовой; Лирическая зарисовка о Неве, Ленинграде в период белых ночей. Главный приз Всесоюзного фестиваля любительских фильмов (Москва, 1965); Серебряная медаль Международного фестиваля любительских фильмов в Каннах (Франция, 1966); Серебряная медаль и Золотая медаль за режиссуру Международного фестиваля самодеятельного кино в Скопле (Югославия 1970); Золотая медаль Международного фестиваля любительских фильмов в Гиоре (Венгрия, 1972)) (оператор, сценарист)
1966 — Взгляните на лицо (реж. Павел Коган;на протяжении многих недель скрытая камера фиксировала лица посетителей Эрмитажа; приз МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1967)) (оператор) — Ленинградская студия кинохроники
1966 — Маринино житьё (авторы: Л. Квинихидзе, А. Шлепянов; война помешала Марине Куприяновой осуществить свою мечту и стать актрисой. Она работает официанткой в молодежном кафе «Ровесник» и сегодня вспоминает дни героической обороны Ленинграда, участницей которой была. Съёмка велась в Ленинградском кафе "Ровесник" на проспекте Карла Маркса, дом 45 (ныне бизнес-центр на Большом Сампсониевском) (оператор) — Ленинградская студия кинохроники
1966 — По голубым дорогам (оператор)
1968 — Военной музыки оркестр , режиссёр совместно с П. Коганом (Приз «Золотой голубь», МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге, 1968); короткометражная документальная картина о военном оркестре;В фильме участвуют: сводный оркестр Ленинградского гарнизона (начальник военно-оркестровой службы подполковник Д. И. Перцев); оркестр Ленинградского высшего ртиллерийского училища (дирижер майор Б. И. Павлов)) (режиссёр, оператор) — Ленинградская студия кинохроники
1968 — Всего три урока (Гран-при «Золотой Дракон», МКФ к/м фильмов в Кракове,1969) (режиссёр, оператор) — Ленинградская студия кинохроники
2005 — Сцена (Фильм создан для 2-го канала Израильского Телевидения и Радио) (режиссёр, автор сценария, продюсер)

Награды

1968 — Международный фестиваль документального и анимационного кино в Лейпциге (Приз «Золотой голубь» за фильм (совместно с П. Коганом) «Военной музыки оркестр» (1968))
1969 — МКФ в Кракове (Krakowski Festiwal Filmowy) (Гран-при «Золотой Дракон» за фильм «Всего три урока» (1968))
1991 — МКФ короткометражного кино в Оберхаузене (Internationale Kurzfilmtage Oberhausen) (Приз Евангелистских церквей за фильм «Одна из многих блуждающих звезд» (1990))
2005 — Варшавский международный кинофестиваль (Warszawski Międzynarodowy Festiwal Filmowy) (Приз «Серебряный Феникс» за фильм «Сцена» (2005))
2005 — Международный фестиваль реального кино и телевидения «Киноглаз/Movie Eye» (Специальный приз за фильм «Сцена» (2005))
2005 — Национальная премия по документальному кино «Лавр» (за фильм «Сцена» (2005) в номинации «Лучший полнометражный неигровой фильм»)
2006 — Международный кинофестиваль документальных, короткометражных, анимационных и экспериментальных фильмов "Послание к человеку" в Санкт-Петербурге ("Message to Man" International Film Festival) (Специального приз и медаль «За светлое и доброе восприятие мира и любовь к людям»; Приз имени П. Когана «За верность себе и сохранение традиций ленинградской киношколы» за фильм «Сцена» (2005))

Цитаты

[...]В январе 1966 года я уволился из Научно – Исследовательского института и был принят на Ленинградскую студию кинохроники « исполняющим обязанности ассистента оператора»: заряжать кассеты и носить тяжелый деревянный штатив. Ниже этой должности на студии ничего не было.… Но пробыл я на ней недолго. Уже через несколько месяцев я как оператор снимал свою первую картину.
Режиссера, который предложил мне снимать с ним фильм, звали Павел Коган. Мы познакомились, когда он увидел мою «Живую воду». Оказалось, что наши взгляды на то, какое надо делать кино, совпадают.
В те годы советские документалисты воспевали трудовые подвиги рабочих, успехи ученых, достижения космонавтики.…Это была как бы кинематографическая доска почета. Мы же с Павлом хотели делать совсем другое кино: увидеть через глазок кинокамеры обыкновенных людей – такими, какими они были в жизни.
Фильм нам предстояло снимать в Эрмитаже. Здесь всегда толпы. Но мы хотели увидеть людей. Различить среди толп лица. Вглядеться в них.[...]

Пётр Мостовой, Источник

[...]Иногда думаю, как хорошо, что я вовремя ушел из научно-исследовательского института, всего лишь пять лет проработал. В кино проживаешь разные жизни, сколько интересных людей встречаешь. Например, мне повезло застать писательницу Ширу Горшман — человека необыкновенного таланта и невероятной судьбы. Родилась в Литве, приехала в Палестину, воодушевилась идеей коммунизма и вернулась одна с тремя детьми в Советской Союз в Крым на пустую землю строить коммуну. А в 30-е начались репрессии… Потом выяснилось, что Шира — теща Иннокентия Смоктуновского. Я снял о ней фильм «Одна из многих блуждающих звезд», который получил приз в Германии.[...]

Пётр Мостовой, Источник