Александр ИВАНКИН

кинорежиссёр, продюсер, сценарист

Полное имя:
Александр Юльевич ИВАНКИН

Дата рождения:
10 июня 1952
Москва, СССР

Дата смерти:
21 мая 2018 (65 лет)
Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинорежиссёр, продюсер, сценарист

Краткая биография

Иванкин Александр Юльевич (10 июня 1952, Москва — 21 мая 2018, Москва) — режиссер документального кино, продюсер. Лауреат премии СВР России в области литературы и искусства (2010). Беспартийный. Член СК СССР — СК России.

После окончания средней школы в 1969 году поступал на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Л.Н. Дербышевой.

С 05 сентября 1969 по 16 января 1970 — монтировщик декораций в МХАТ СССР им. Горького[1].
В 1971 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Л.М. Кристи), который окончил в 1975 году (специальность: «режиссура документального кино и телевизионного фильма»)[2].
Во время учебы во ВГИКе снял учебную работу «Быть или не быть» о постановке «Гамлета» в Театра на Таганке. Дипломные работы: короткометражные документальные фильмы «На мост» (Новосибирское ТВ) и «Каждый день» (ЦСДФ).

С 23 мая 1975 до 10 мая 1988 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1986 — 1988 — художественный руководитель творческо-производственного объединения «Риск» (совместно с И.А. Григорьевым и П.М. Мостовым) — структурное подразделение ЦСДФ. 
29 декабря 1986 года решением тарифно-квалификационной комиссии Госкино СССР присвоена высшая режиссерская категория.
В 1988 — 1993 — художественный руководитель студии «Шанс» ВПТО «Видеофильм» по приглашению генерального директора «Видеофильма»  О.В. Уралова.

В 1985 — 1993 годах старший преподаватель режиссуры документального кино во ВГИКе — вел мастерскую режиссуры документального кино и телефильма (совместно с А. Кочетковым) и экспериментальную мастерскую режиссуры и операторского мастерства (совместно с И. Клебановым и А. Сиренко). 

В 1989 году совместно с М.Г. Тоидзе организовал студию «Контакт-Фильм».

С 1996 по 2007 год жил и работал в Канаде.

В 1994 — 2007 — режиссёр по контрактам с каналами и компаниями Канады, США и Великобритании, в том числе: «Channel 4» (Великобритания), History Channel (Канада), Art & Entertainment (США) и другими.
В 1998 — 2008 — режиссёр по контракту студии «Караван Арт».
С 2007 — художественный руководитель и совладелец (совместно с А.В. Ломакиным-Румянцевым и В.В. Ивановым) студии «Артель» (ООО "Студия АРТЕЛЬ").
Автор и генеральный продюсер телевизионного проекта «Поединки», посвященного 90-летию Службы внешней разведки Российской Федерации. Проект, состоящий из десяти фильмов по две серии каждый, рассказывает о десяти выдающихся советских и российских разведчиках.
Студия «Артель» также создаёт д
окументальные и художественные телевизионные фильмы и сериалы, в том числе для «Первого канала».
С 2002 — академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

______________________
1. «Мастерская Арши Ованесовой и Леонида Кристи. Страницы истории ВГИКа» : Учебное пособие [Автор-составитель: заведующий кафедрой режиссуры неигрового фильма, профессор ВГИКа В.П. Лисакович] (изд.: — М.; Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова; 2017; стр 244).
2. Там же.

СЕМЬЯ

Отец — Иванкин Юлий Романович (род. в 1926 году в Ташкенте), кадровый офицер; участник Великой Отечественной войны; после демобилизации в 1960 году поступил на операторский факультет ВГИКа; в 80-е годы — декан операторского факультета ВГИКа.
Мать — Иванкина Ирина Ильинична (род. в 1927 году в Москве), переводчик; работала в ВАО «Интурист», затем в СХ СССР.
Двое детей от брака с Иванкиной Ириной Васильевной (в девичестве Широкова), работала ст. научным сотрудником НПО «Пластмассы»; лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники
Сын от брака с Маей Георгиевной Тоидзе (переводчик, киновед, продюсер, режиссер).

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ

Золотой приз за документальный фильм ПИРАМИДА (1985). На фото (слева направо): оператор Андрей Колобродов, режиссер Александр Иванкин, народный целитель и герой фильма Валентин Дикуль, директор картины Рафаэль Агаджанян, операторы отец и сын Арцеуловы.  Фото из личного архива Константина Арцеулова.

1975 — Каждый день (фильм рассказывает о бригаде рабочих-путейцев железной дороги Тюмень-Сургут-Нижневартовск); режиссёр; оператор М. Авербух 
1976 Планы и жизнь. Нечерноземье (фильм рассказывает о сельскохозяйственных предприятиях Нечерноземья); режиссёр; оператор: А. Ломакин 

1978 — Сердце Родины (фильм о столице СССР — городе герое Москве); режиссёр; оператор: Ю. Оржеховский
1979 — Советские фильмы за рубежом (рекламный ролик о наградах советских кинематографистах и участии наших фильмов в международных кинофестивалях); режиссёр
1980 — Десятый председатель (фильм рассказывает о председателе колхоза "Красный маяк" Горьковской области И. П. Железове); режиссёр
1980 — Ленин и время; полнометражный; режиссёры: Л. Кристи, А. Иванкин; операторы: М. Авербух, Ю. Орлов, Н. Шмаков
1981  Бокс. Олимпиада — 80; режиссёр; операторы: Гутман А., Донец В., Масс М., Юсов В.

1981  Каждый из нас (фильм об одном из Всесоюзных кинорейдов "Комсомольского прожектора", посвященном экономии в производстве и борьбе с бесхозяйственностью); режиссёр; оператор: М. Авербух
1982  Где родился и рос. Наставники молодыхрежиссёр; оператор: М. Авербух 
1981 — Муляж; режиссёры: М. Авербух, А. Иванкин; оператор: М. Авербух
1982 — XIX съезд ВЛКСМ. Делу Ленина и партии верны. Спецвыпуск № 3; режиссёр
1982 — Чёрный ход;  режиссёры: М. Авербух, А. Иванкин; оператор: М. Авербух
1982 — Командировка за сервисомрежиссёры: М. Авербух, А. Иванкин; оператор: М. Авербух
1984 — Тревога. Раздумья старого человека (размышления о современной политике администрации Рейгана); полнометражный; режиссёры: А. Иванкин, А. Медведкин; оператор: Аккуратов Е.

1985 — Пирамида ильм рассказывает об артисте цирка, атлете, силовом жонглере Валентине Дикуле)режиссёр; автор сценария: Л. Рошаль; операторы: А. Колобродов, А. Гутман
1986 — Соло трубы (фильм о Л. Федотове); полнометражный; режиссёр; авторы сценария: Л. Рошальоператор: В. Никонов
1986 — Аксиома (фильм рассказывает о необходимости соблюдения ПДД); режиссёры: А. Иванкин, А. Колесников; оператор: О. Першин 
1989 — Площадь Революции; полнометражный; Производство: ТПО «Риск» ЦСДФ; режиссёр: А. Иванкин; автор сценария: Л. Рошаль; оператор: В. Никонов
1991 Тайная война. Фильм первый. Накануне; полнометражный; Производство: ТПО «Риск» ЦСДФ; режиссёры: А. Иванкин, А. Колесников; оператор: А. Колобродов
1991 Тайная война. Фильм второй. Расплата; полнометражный; Производство: ТПО «Риск» ЦСДФ; режиссёры: А. Иванкин, А. Колесников; оператор: А. Колобродов

КИНОПЕРИОДИКА


1978 
— Ровесник № 60; режиссер
1978 — Советский патриот № 46; режиссер; операторы: Бочков Ф., Буслаев Ю., Ловков В., Горбатский В., Прудников М., Скачков И., Соловьев Н.
1978 Советский спорт № 10; операторы: Авербух М., Лебедев О., Фрез И.
1979  Ровесник № 62; режиссер
1979 — Ровесник № 63режиссер
1979 — Ровесник № 66режиссер
1980 — Ровесник № 71; режиссер
1980 — Ровесник № 73; операторы: Лебедев А., Ломакин А.
1984 — Ровесник № 96; режиссер
1984 — По Советскому Союзу. Кинообозрение № 201; режиссер
1985 — По Советскому Союзу. Кинообозрение № 208режиссер
________________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД.

Фильмография других студий

1990 — Человек на все времена (Совместно с RPTA «Prime-Time» (Великобритания)) (кинорежиссёр, сценарист) — «Контакт-Фильм»
1993 — Монстр. Портрет Сталина кровью (6 фильмов по 52 минуты; совместно с «One World Films» (США), для Discovery Channel (США)) (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Контакт-Фильм»
1995 — Русская рулетка Никиты Хрущева (2 фильма по 52 минуты; совместно с «Day & Night» (Бельгия)) (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Контакт-Фильм»
1995 — Сколько в России нефти и умных людей? (кинорежиссёр, сценарист) — «Контакт-Фильм»
1996 — Силач 46 минут; для «Channel 4» (кинорежиссёр, сценарист) — «Roger Bolton Productions» и «Moriland Inc.» (Великобритания)
1997 — Берлинская стена (кинорежиссёр) — —
1998 — Поворотные моменты истории (2 фильма по 52 минуты; для «History Channel» (Канада)) (кинорежиссёр, сценарист) — «Barna-Alper Productions» и «Moriland International Inc.» (Канада)
1998 — Путч (кинорежиссёр) — —
1998 — Фактор Стрэйнджлава. Присяга на секретность (кинорежиссёр) — —
2000 — Совершенно секретно (7 фильмов по 52 минуты (сняты в период 1997 — 2000); для «History Channel» (США) и «A & E»(США)) (кинорежиссёр, сценарист) — «Documedia Group» (США), «Pearson Television» (Великобритания) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Андрей Сахаров (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Иоанн Крондштатский (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Марк Шагал (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Отец Евлогий (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Патриарх Тихон (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Сергей Эйзенштейн (кинорежиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2002 — Карибский узел (2 фильма по 44 минуты; для «ОРТ» (Россия)) (кинорежиссёр, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2003 — Тегеранский лабиринт. Сталин, Черчилль, Рузвельт (2 фильма по 44 минуты; для «РТР») (кинорежиссёр, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2003 — Убийство Кеннеди. 13-я версия (2 фильма по 44 минуты; для «РТР») (кинорежиссёр, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2004 — Убить Гитлера. 1921 — 1945. Копье судьбы (2 фильма по 44 минуты; совместно с реж. А. Чащихиным-Тоидзе; для «РТР») (кинорежиссёр, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2005 — Бессмертная война (по заказу ОРТ; производство совместно с «Mii-Film» (Канада); 4 фильма по 39 мин.; режиссер совместно с Артемом Тоидзе) (кинорежиссёр, автор сценария) — ООО «Караван Арт»
2006 — Рузвельт. Неоконченный портрет (По заказу РТР; производство совместно с «Mii-Film» (Канада); 2004 - 2006 - 2 фильма ×44 мин.; режиссёр совместно с Артемом Тоидзе) (кинорежиссёр, автор сценария) — ООО «Караван Арт»
2007 — Капитализм с человеческим лицом (по заказу РТР (69 мин.); режиссёр совместно с Артемом Тоидзе) (кинорежиссёр, автор сценария) — Студия «Артель»
2007 — Мог ли Сталин Остановить Гитлера? (По заказу Первого канала; режиссер совместно с Артемом Тоидзе) (кинорежиссёр, автор сценария) — Студия «Артель»
2009 — Правдивая история. Тегеран-43 (По заказу Первого канала: продюсер совместно с М. Тоидзе, В. Нахабцевым, А. Чащихиным-Тоидзе; продюсер Первого канала: С. Колосова; автор сценария совместно с Н. Долгополовым, А. Иванкиным, Д. Курышевым; режиссер-постановщик: В. Нахабцев) (автор сценария, продюсер) — Студия «Артель»
2009 — Правительство США против Рудольфа Абеля (По заказу Первого канала; продюсер совмествно с Майей Тоидзе; авторы сценария: Николай Долгополов, Александр Иванкин, Владимир Нахабцев, Денис Курышев; режиссер—постановщик: Владимир Нахабцев) (продюсер) — Студия «Артель»
2009 — Счастье разведчика ( (По заказу Первого канала; режиссеры: С. Довжик, А. Сидоров; авторы сценария: Д. Курышев, А. Тимошкин; продюсеры: М. Тоидзе, Д. Мурин, С. Колосова) (генеральный продюсер) — Студия «Артель»
2009 — Холодная война. Прерванный полёт Гарри Пауэрса (по заказц Первого канала; режиссер совместно с Артемом Тоидзе) (кинорежиссёр, автор сценария, продюсер) — Студия «Артель»
2010 — Вербовщик (игровой; продюсер совместно с М. Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе; режиссер: Валерий Николаев; авторы сценария: В. Николаев и В. Малышев) (продюсер) — Студия «Артель»
2010 — Выбор агента Блейка (2 серии) (игровой; продюсер совместно с М.Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе; режиссер: Л. Белозорович; сценарий: Е. Караваешникова) (продюсер) — Студия «Артель»
2010 — Две жизни полковника Рыбкиной (2 серии) (продюсер совместно с М. Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе; режиссер: Л. Белозорович; сценарий: М. Арбатова) (продюсер) — Студия «Артель»
2010 — Женщина под грифом "СЕКРЕТНО" (По заказу Первого канала; продюсер совместно с М. Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе; режиссер и автор сценария: Альгис Арлаускас) (продюсер) — Студия «Артель»
2010 — Исключение из правил (По заказу Первого канала; продюсер совместно с М. Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе; авторы сценария: И. Бирюков, В. Бирюков; режиссер-постановщик: С. Кожевников) (продюсер) — Студия «Артель»
2010 — Испытание смертью (По заказу Первого канала; продюсер совместно с М. Тоидзе, В. Нахабцевым, А. Чащихиным-Тоидзе; режиссер-постановщик: В. Нахабцев; авторы сценария: М. Арбатова, Шумит Дата Гупта, Н. Долгополов, В. Нахабцев) (продюсер) — Студия «Артель»
2010 — Похищение бомбы (2 серии) (продюсер совместно с М. Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе, В. Нахабцевым; режиссер: В. Нахабцев; сценарий: А. Колмогоров) (продюсер) — Студия «Артель»
2012 — Мост над бездной (документальный телевизионный фильм (52 мин.); режиссер совместно с Тимуром Арнштейном; автор сценария совместно с А. Горяниным, Т. Арнштейном; продюсеры: А. Чащихин-Тоидзе, М. Тоидзе; монтаж: А. Чащихин-Тоидзе) (кинорежиссёр, автор сценария) — (Россия)
2012 — Холодная политика (документальный телевизионный фильм (52 мин.); режиссер совместно с Тимуром Арнштейном; автор сценария совместно с А. Горяниным, Т. Арнштейном; продюсеры: А. Чащихин-Тоидзе, М. Тоидзе; монтаж: А. Чащихин-Тоидзе) (кинорежиссёр, автор сценария) — (Россия)
2013 — По лезвию бритвы (8 серий; продюсер совместно с М.Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе; исп. продюсер: Я. Генералов; режиссер: С. Кожевников; автор сценария: А. Колмогоров) (продюсер) — Студия «Артель»
2017 — Белый шаман (при участии Logos Film Company; 16 серий; продюсер совместно с М. Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе, С. Мигуновой-Дали; исп. продюсер: Я. Генералов; режиссер: В. Нахабцев (младший); авторы сценария: Т. Эзугбая, А. Чащихин-Тоидзе) (продюсер) — Студия «Артель»
2018 — Жизнь, правление и смерть Императора Николая II и его семьи (в производстве) (12 серий) (генеральный продюсер) — Студия «Артель»
2018 — Ничья земля (в производстве) (8 серий) (генеральный продюсер) — Студия «Артель»
2018 — Перекрёстки судьбы (в производстве) (12 серий; продюсер совместно с М.Тоидзе, А. Чащихиным-Тоидзе, С. Титинковым; исп. продюсер: Я. Генералов; режиссер: А. Насыбулин; авторы сценария: А. Колмогоров, Т. Эзугбая, А. Чащихин-Тоидзе) (продюсер) — Студия «Артель»
2018 — Такси под прикрытием (в производстве) (8 серий) (генеральный продюсер) — Студия «Артель»

Награды

1975 — МКФ в Кракове (Krakowski Festiwal Filmowy) (Приз «Золотой Дракон» за фильм «Каждый день» (1975))
1985 — Первая премия и малая Золотая медаль в конкурсе документальных фильмов XIV МКФ (Москва) (за документальный фильм «Пирамида» (1985))
1986 — Международный фестиваль документального и анимационного кино в Лейпциге (Приз Интервидения за фильм СОЛО ТРУБЫ (1986))
1993 — Приз телеканала Discovery (США) (за лучшую документальную программу года «Монстр. Портрет Сталина кровью» (1992))
2010 — Премия СВР России в области литературы и искусства (за цикл художественно-документальных фильмов "Поединки")

Цитаты

Самый молoдой, талантливый, многообещающий документалист конца cемидесятых, Александр Иванкин неизменно оправдывал надежды старших на новое поколение. Его камера в луче комсомольского прожектора запечатлевала недостатки социалистического производства и быта: фильмы, созданные им совместно с Марком Авербухом, являлись образцовыми примерами критического течения в кинопублицистике. Вместе они возродили актуальный репортаж, вдохнув жизнь в так называемый "проблемный фильм" — с этого зарождалась "черная серия" перестроечного кино, связанная затем с именем Авербуха. А его соавтора ждал резкий поворот и новый творческий взлет в содружестве со Львом Рошалем.
Многоуровневая Пирамида в поисках ответа на вечный вопрос "как превозмочь себя?" вела от занимательности циркового аттракциона к высотам человеческой души, покоряющей немощь плоти. Эффект чуда, заложенный в фильме, неизменно срабатывал, вызывая слезы; его герой, силач и подвижник Валентин Дикуль, был избран депутатом Верховного Совета эпохи перестройки; а сам фильм подал пример того, как может документалистика решать задачи политического продвижения героя, не поступаясь ни этикой, ни эстетикой.
Лева Федотов, прообраз Антона Овчинникова, самого светлого мальчика из "Дома на набережной", стал героем Соло трубы, раскрывая правду "о времени и о себе" в неявном диалоге с трифоновской прозой. Достоверность атмосферы тридцатых-сороковых обеспечивалась опорой на дневники героя: архивные кадры представали сквозь призму его видения (а часто предвидения) событий, интонировались его любимым соло трубы. В этом фильме, как и в Площади Революции, историко-культурный контекст монтажно осмыслен и вплетен в кинопортрет. Режиссура здесь филигранная, но идейно-эмоциональный заряд несет драматургия. Тайная война, которую А. И. снимал в сотрудничестве с другим сценаристом, при всем богатстве неизвестной кинохроники и увлекательности шпионской тематики, лишена цельности.
Воспитанная на ЦСДФ привычка оправдывать ожидание верховного заказчика помогла А. И. успешно превратить талант в промысел за рубежом. В сериале Монстр. Портрет Сталина кровью "вождь и учитель" стал носителем абсолютного зла, а все исторические фигуры расставлены на доске по принципу содействия-противодействия ему. "Герои" борются с полчищами сталинистов-сатанистов, как в комиксе, и это подобие усугубляется монтажной разбивкой на очень короткие архивные кадры-картинки. Об идейной эволюции А. И. в связи с этим фильмом говорить как-то нелепо: отечественная история профессионально и намеренно подгоняется автором под национальную мифологию другого народа.

Лилиана Малькова. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, “Сеанс”, 2001, Источник

21 мая на 66-м году жизни не стало режиссера, продюсера, сценариста Александра Юльевича Иванкина. Окончил
режиссерский факультет ВГИК (мастерская Л. М. Кристи; 1975). C 1974 по 1988 год – режиссер ЦСДФ. С 1986 по 1988 год – художественный руководитель кинообъединения «Риск» (совместно с И. А. Григорьевым и П. М. Мостовым). С 1988 по 1993 год – художественный руководитель студии «Шанс» ВПТО «Видеофильм». В 1989 году совместно с М. Г. Тоидзе организовал студию «Контакт-Фильм». С 1985 по 1993 год преподавал на
режиссерском факультете ВГИК. С 1994 по 2007 год работал в Великобритании, США и Канаде. С 2002 года – академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2007 года – художественный руководитель студии «Артель». Режиссер документальных фильмов «Каждый день», «Сердце Родины», «Черный ход», «Олимпиада-80. Бокс», «Черный ход», «Пирамида», «Соло трубы», «Площадь Революции», «Тайная война», «Человек на все времена», «Монстр. Портрет Сталина кровью», «Русская рулетка Никиты Хрущева», «13-ая версия», «Убить Гитлера», «Бессмертная война», «Рузвельт. Неоконченный портрет», «Мог ли Сталин остановить Гитлера?», «Мост над бездной», «Холодная политика» и др. Продюсер художественных сериалов «Поединки», «По лезвию бритвы», «Перекрестки судьбы», «Белый шаман» и др. Неоднократный призер
международных кинофестивалей.

СК-НОВОСТИ № 6 (368) от 14 июля 2018 года, Источник