Александр ИВАНКИН

продюсер, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Александр Юльевич ИВАНКИН

Дата рождения:
10 июня 1952
Москва, СССР

Возраст:
65 лет

Профессии:
продюсер, режиссёр, сценарист

Краткая биография

В 1975 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа по специальности «режиссура документального кино и телевизионного фильма» (мастерская Л.М. Кристи).
В 1974 — 1988 — режиссёр ЦСДФ.
В 1986 — 1988 — художественный руководитель кинообъединения «Риск» (совместно с И.А. Григорьевым и П.М. Мостовым).
В 1988 — 1993 — художественный руководитель студии «Шанс» ВПТО «Видеофильм» по приглашению генерального директора «Видеофильма»  О.В. Уралова.
В 1989 году совместно с М.Г. Тоидзе организовал студию «Контакт-Фильм».
В 1985 —1993 гг. преподавал во ВГИКе на факультете кинорежиссуры: мастерская режиссуры документального кино и телефильма (совместно с А. Кочетковым) и экспериментальная мастерской режиссёров и операторов кино- и видеофильма (совместно с И. Клебановым, А. Сиренко). 
В 1994 — 2007 — режиссёр по контрактам с каналами и компаниями Канады, США и Великобритании, в том числе: «Channel 4» (Великобритания), History Channel (Канада), Art & Entertainment (США) и другими.
В 1998 — 2008 — режиссёр по контракту студии «Караван Арт».
С 2007 — художественный руководитель и совладелец (совместно с А.В. Ломакиным-Румянцевым и В.В. Ивановым) студии «Артель». Автор и генеральный продюсер телевизионного проекта «Поединки» (20 фильмов по 52 минуты), посвященного 90-летию Службы внешней разведки Российской Федерации.  Студия также создаёт документальные и художественные телевизионные фильмы и сериалы для «Первого канала».
С 2002 — академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».

СЕМЬЯ:

Отец — Юлий Романович Иванкин, декан операторского факультета ВГИКа.
Жена — Майя Георгиевна Тоидзе, продюсер.

ФИЛЬМОГРАФИЯ ЦСДФ:

1975 — Каждый день (фильм рассказывает о бригаде рабочих-путейцев железной дороги Тюмень-Сургут-Нижневартовск); режиссёр; оператор: М. Авербух 
1976 Планы и жизнь. Нечерноземье (фильм рассказывает о сельскохозяйственных предприятиях Нечерноземья); режиссёр; оператор: А. Ломакин

1978 — Сердце Родины (фильм о столице СССР — городе герое Москве); режиссёр; оператор: Ю. Оржеховский
1979 — Советские фильмы за рубежом (рекламный ролик о наградах советских кинематографистах и участии наших фильмов в международных кинофестивалях); режиссёр
1980 — Десятый председатель (фильм рассказывает о председателе колхоза "Красный маяк" Горьковской области И. П. Железове); режиссёр
1980 — Ленин и время; полнометражный; режиссёры: Л. Кристи, А. Иванкин; операторы: М. Авербух, Ю. Орлов, Н. Шмаков
1981  Бокс. Олимпиада — 80; режиссёр; операторы: Гутман А., Донец В., Масс М., Юсов В.

1981  Каждый из нас (фильм об одном из Всесоюзных кинорейдов "Комсомольского прожектора", посвященном экономии в производстве и борьбе с бесхозяйственностью); режиссёр; оператор: М. Авербух
1982  Где родился и рос. Наставники молодыхрежиссёр; оператор: М. Авербух 
1981 — Муляж; режиссёры: М. Авербух, А. Иванкин; оператор: М. Авербух
1982 — XIX съезд ВЛКСМ. Делу Ленина и партии верны. Спецвыпуск № 3; режиссёр
1982 — Чёрный ход;  режиссёры: М. Авербух, А. Иванкин; оператор: М. Авербух
1982 — Командировка за сервисомрежиссёры: М. Авербух, А. Иванкин; оператор: М. Авербух
1984 — Тревога. Раздумья старого человека (размышления о современной политике администрации Рейгана); полнометражный; режиссёры: А. Иванкин, А. Медведкин; оператор: Аккуратов Е.

1985 — Пирамида ильм рассказывает об артисте цирка, атлете, силовом жонглере Валентине Дикуле)режиссёр; автор сценария: Л. Рошаль; операторы: А. Колобродов, А. Гутман
1986 — Соло трубы (фильм о Л. Федотове); полнометражный; режиссёр; оператор: В. Никонов
1986 — Аксиома (фильм рассказывает о необходимости соблюдения ПДД); режиссёры: А. Иванкин, А. Колесников; оператор: О. Першин 
1989 — Площадь Революции; полнометражный; Производство: ТПО «Риск» ЦСДФ; режиссёр: А. Иванкин; автолр сценария: Л. Рошаль; оператор: В. Никонов
1991 Тайная война. Фильм первый. Накануне; полнометражный; Производство: ТПО «Риск» ЦСДФ; режиссёры: А. Иванкин, А. Колесников; оператор: А. Колобродов
1991 Тайная война. Фильм второй. Расплата; полнометражный; Производство: ТПО «Риск» ЦСДФ; режиссёры: А. Иванкин, А. Колесников; оператор: А. Колобродов

КИНОПЕРИОДИКА:

1978 
— Ровесник № 60
1978 — Советский патриот № 46; операторы: Бочков Ф., Буслаев Ю., Ловков В., Горбатский В., Прудников М., Скачков И., Соловьев Н.
1978 Советский спорт № 10; операторы: Авербух М., Лебедев О., Фрез И.
1979  Ровесник № 62
1979 — Ровесник № 63
1979 — Ровесник № 66
1980 — Ровесник № 71
1980 — Ровесник № 73; операторы: Лебедев А., Ломакин А.
1984 — Ровесник № 96
1984 — По Советскому Союзу. Кинообозрение № 201
1985 — По Советскому Союзу. Кинообозрение № 208

[Страница дополняется]
Использована информация открытых источников.

Фильмография других студий

1990 — Человек на все времена (Совместно с RPTA «Prime-Time» (Великобритания)) (режиссёр, сценарист) — «Контакт-Фильм»
1993 — Монстр. Портрет Сталина кровью (6 фильмов по 52 минуты; совместно с «One World Films» (США), для Discovery Channel (США)) (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Контакт-Фильм»
1995 — Русская рулетка Никиты Хрущева (2 фильма по 52 минуты; совместно с «Day & Night» (Бельгия)) (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Контакт-Фильм»
1995 — Сколько в России нефти и умных людей? (режиссёр, сценарист) — «Контакт-Фильм»
1996 — Силач 46 минут; для «Channel 4» (режиссёр, сценарист) — «Roger Bolton Productions» и «Moriland Inc.» (Великобритания)
1997 — Берлинская стена (режиссёр)
1998 — Поворотные моменты истории (2 фильма по 52 минуты; для «History Channel» (Канада)) (режиссёр, сценарист) — «Barna-Alper Productions» и «Moriland International Inc.» (Канада)
1998 — Путч (режиссёр)
1998 — Фактор Стрэйнджлава. Присяга на секретность (режиссёр)
2000 — Совершенно секретно (7 фильмов по 52 минуты (сняты в период 1997 — 2000); для «History Channel» (США) и «A & E»(США)) (режиссёр, сценарист) — «Documedia Group» (США), «Pearson Television» (Великобритания) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Отец Евлогий (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Патриарх Тихон (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Иоанн Крондштатский (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Сергей Эйзенштейн (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Марк Шагал (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2001 — Россия. XX век. Избранники: Андрей Сахаров (режиссёр, продюсер, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2002 — Карибский узел (2 фильма по 44 минуты; для «ОРТ» (Россия)) (режиссёр, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2003 — Тегеранский лабиринт. Сталин, Черчилль, Рузвельт (2 фильма по 44 минуты; для «РТР») (режиссёр, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2003 — Убийство Кеннеди. 13-я версия (2 фильма по 44 минуты; для «РТР») (режиссёр, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)
2004 — Убить Гитлера. 1921 — 1945. Копье судьбы (2 фильма по 44 минуты; совместно с реж. А. Чащихиным-Тоидзе; для «РТР») (режиссёр, сценарист) — «Караван Арт» (Россия) и «Moriland International Inc.» (Канада)

Награды

1975 — МКФ в Кракове (Krakowski Festiwal Filmowy) (Приз «Золотой Дракон» за фильм «Каждый день» (1975))
1985 — МКФ в Москве (Приз в конкурсе документальных фильмов за фильм «Пирамида» (1985))
1986 — Международный фестиваль документального и анимационного кино в Лейпциге (Приз Интервидения за фильм СОЛО ТРУБЫ (1986))
1993 — Приз телеканала Discovery (США) (за лучшую документальную программу года «Монстр. Портрет Сталина кровью» (1992))

Цитаты

Самый молoдой, талантливый, многообещающий документалист конца cемидесятых, Александр Иванкин неизменно оправдывал надежды старших на новое поколение. Его камера в луче комсомольского прожектора запечатлевала недостатки социалистического производства и быта: фильмы, созданные им совместно с Марком Авербухом, являлись образцовыми примерами критического течения в кинопублицистике. Вместе они возродили актуальный репортаж, вдохнув жизнь в так называемый "проблемный фильм" — с этого зарождалась "черная серия" перестроечного кино, связанная затем с именем Авербуха. А его соавтора ждал резкий поворот и новый творческий взлет в содружестве со Львом Рошалем.
Многоуровневая Пирамида в поисках ответа на вечный вопрос "как превозмочь себя?" вела от занимательности циркового аттракциона к высотам человеческой души, покоряющей немощь плоти. Эффект чуда, заложенный в фильме, неизменно срабатывал, вызывая слезы; его герой, силач и подвижник Валентин Дикуль, был избран депутатом Верховного Совета эпохи перестройки; а сам фильм подал пример того, как может документалистика решать задачи политического продвижения героя, не поступаясь ни этикой, ни эстетикой.
Лева Федотов, прообраз Антона Овчинникова, самого светлого мальчика из "Дома на набережной", стал героем Соло трубы, раскрывая правду "о времени и о себе" в неявном диалоге с трифоновской прозой. Достоверность атмосферы тридцатых-сороковых обеспечивалась опорой на дневники героя: архивные кадры представали сквозь призму его видения (а часто предвидения) событий, интонировались его любимым соло трубы. В этом фильме, как и в Площади Революции, историко-культурный контекст монтажно осмыслен и вплетен в кинопортрет. Режиссура здесь филигранная, но идейно-эмоциональный заряд несет драматургия. Тайная война, которую А. И. снимал в сотрудничестве с другим сценаристом, при всем богатстве неизвестной кинохроники и увлекательности шпионской тематики, лишена цельности.
Воспитанная на ЦСДФ привычка оправдывать ожидание верховного заказчика помогла А. И. успешно превратить талант в промысел за рубежом. В сериале Монстр. Портрет Сталина кровью "вождь и учитель" стал носителем абсолютного зла, а все исторические фигуры расставлены на доске по принципу содействия-противодействия ему. "Герои" борются с полчищами сталинистов-сатанистов, как в комиксе, и это подобие усугубляется монтажной разбивкой на очень короткие архивные кадры-картинки. Об идейной эволюции А. И. в связи с этим фильмом говорить как-то нелепо: отечественная история профессионально и намеренно подгоняется автором под национальную мифологию другого народа.

Лилиана Малькова. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, “Сеанс”, 2001, Источник