Комарéвцев Николай Григорьевич (12 (25) декабря 1909, Вологда — не ранее 1968 года) — режиссер документального кино. Беспартийный. Член СК СССР (1962 — 19 апреля 1968).[1]
Во время учебы в школе увлекся театром и кино. Был организатором любительских кружков.
В 1926 году вступил в литературную группу «Борьба» (г. Вологда)[2].
Был членом ассоциации Вологда–РАПП.
Учился в профшколе, работал подручным кузнеца, а также в газете «Красный Север».
Организатор Вологодского отделения ОДСК.
С 1930 — сценарист-консультант сценарного отдела, с 1931 — ассистент режиссера, Ленинградской кинофабрики «Совкино».
В 1932 году окончили режиссерское отделение ГИКа. Учился на одном курсе с Ольгой Подгорецкой, Яковом Зиновьевичем Бабушкиным, Аршой Амбарцумовной Ованесовой, Григорием Михайловичем Серпуховитиным, Констатином Константиновичем Юдиным[3].
С 17 июля 1932 — режиссер Ленинградской кинофабрики «Союзкинохроники» / Ленинградской студии кинохроники.
В начале 1941 года был понижен в режиссерской категирии в связи с просчетами в работе над фильмом «Седьмое ноября»[4].
Участник Великой Отечественной войны. В августе 1941 года призван в РККА. Звание: мл. лейтенант. 20 декабря 1941 года выбыл из части по болезни.
С февраля 1942 года на Ленинградской студии кинохроники.
Принимал участие в создании документальных фильмов «Ленинград в борьбе», «Народные мстители», «В тылу врага» и др.
Режиссер более 60-ти документальных фильмов. Режиссер монтажа более 100 киножурналов.
Данных нет.
1932 — За ширпотреб; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер
1935 — Будни Баренцева моря; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер
1936 — На родине холмогорок; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер; оператор: И. Ларионов
1938 — Дом – крепость (учения отрядов Гражданской обороны в г. Ленинграде); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер; оператор: Ф. Овсянников; музоформитель: Д. Астраданцев; звукооператор Б. Картавенко
1940 — Семь островов (Баренцево море); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер; оператор: Л. Белопольский; звукооператор: Р. Соловьев
1940 — Линия Маннергейма; полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; реж.: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, В. Соловцов; операторы: Н. Блажков, В. Ешурин, В. Доброницкий, С. Коган, Ф. Овсяников, П. Паллей, Г. Симонов, Я. Славин, Е. Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, Л. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печул, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года
1942 — Народные мстители (в фильм вошли съемки Н. Быкова, М. Глидера, М. Суховой и других кинооператоров, находившихся в партизанских отрядах); реж. В. Беляев, Н. Комаревцев; операторы: операторы: И. Вейнерович, М. Глидер, Б. Дементьев, Б. Макасеев, Н. Быков, Л. Изаксон, А. Каюров, М. Сухова, Б. Эльберт; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров; асс. оператора: Местечкин, В. Муромцев, С. Школьников; композитор Д. Астраданцев; начальник фронтовой киногруппы: Б. Лакман
1943 — В тылу врага (о партизанском отряде, действующем на территории Ленинградской области); производство: Ленинградская студия кинохроники; режисеср: Н. Комаревцев; операторы: Б. Дементьев, Н. Голод, Л. Изаксон; музоформитель: В. Дешевов; звукооператор: К. Познышев
1943 — 63-я гвардейская стрелковая дивизия (спецвыпуск); производство: Ленинградская студия кинохроники; режисеср: Н. Комаревцев; операторы: А. Климов, С. Фомин; ассистент режиссера: М. Белова; музоформитель: А. Райцин; звукооператор: К. Познышев
1943 — Путь открыт (Ленинград в первые недели после прорыва блокады); производство: Ленинградская студия кинохроники; режисеср: Н. Комаревцев; операторы: В. Синицын, В. Страдин, Е. Шапиро; звукооператоры: Б. Картавенко, Е. Победина, К. Познышев
1944 — Великая победа под Ленинградом; полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Н. Комаревцев, П. Паллей, В. Соловцов; операторы: А. Погорелый, Е. Учитель, В. Страдин, С. Фомин
1944 — 42-я армия в боях за Родину; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; операторы: Я. Блюмберг, В. Максимович; звукооператор: Б. Картавенко; диктор:Р. Выгодский; музоформитель: А. Райцин
1944 — 378-я Краснознаменная; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; операторы: А. Богоров, Б. Бурт, А. Лебедев, Г. Симонов; звукооператор: Б. Картавенко
1944 — Боевые резервы; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; операторы: нет данных; звукооператор: Б. Картавенко; музоформитель: А. Райцин
1946 — Канал имени Сталина вступил в строй (строительство Карельского участка Беломоро-Балтийского канала им. Сталина; проход парохода "Вересаев" по акватории канала в день пуска 28 июля 1946 года); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: А. Павлов; звукооператор: В. Яковлев; музоформитель: Р. Шуб; диктор Р. Выгодский
1949 — Спортивным летом; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: Н. Блажков; звукооператор: Б. Картавенко; диктор: Р. Выгодский; автор сценария: Л. Никольский; музоформитель Г. Краснов
1949 — За отличное качество (социалистическое соревнование и новаторские почины работниц Ленинградских фабрик "Скороход" (производство обуви) и "Красное Знамя" (производство трикотажных изделий) за экономию сырья и улучшение качества продукции); производство: Ленинградская студия кинохроники; автор сценария: М. Ланской; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: К. Станкевич; ассистент оператора: С. Ковалева; звукооператор; Б. Картавенко, музоформитель: Г. Краснов; диктор: Р. Выгодский; редактор: В. Гурвич
1951 — Сокровищница культуры; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: К. Станкевич; звукооператор: Б. Картавенко
1951 — Дом Культуры на Васильевском острове; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; операторы: К. Станкевич, Г. Трофимов; редактор: Б. Савранский; музоформитель: Г. Краснов; звукооператор: Б. Картавенко; диктор: Р. Выгодский
1951 — Водный спорт в ДОСААФе; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: А. Погорелый; звукооператор: Е. Бельский; сценарист: А. Попов
1951 — Хочу быть моряком; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: А. Погорелый; автор сценария: А. Попов; ассистент оператора: В. Богданов; редактор: Б. Савранский; диктор: Р. Выгодский; звукооператор Е. Бельский
1952 — Калининские льноводы; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: Ф. Овсянников; автор сценария: И. Назаров; звукооператоры: Е. Бельский, Ю. Корчагин
1952 — 1-е Мая в городе Ленинграде; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; операторы: Н. Блажков, Я. Гринберг, С. Ковалева, Ф. Овсянников, А. Погорелый, В. Страдин, Г. Трофимов, Р. Шевалье; звукооператор: Б. Картавенко
1953 — Петрозаводск; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: К. Станкевич; звукооператор: Б. Картавенко; композитор Г. Синисало
1953 — 1-е Мая в городе Ленинграде; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; операторы: О. Иванов, С. Барташевич, Л. Изаксон, Н. Блажков, Ф. Овсянников, Я. Блюмберг, А. Павлов, В. Валдайцев, Г. Симонов, Я. Гринберг, К. Станкевич, В. Страдин; звукооператор: Е. Бельский
1964 — Там, над озером – сказка (фильм об острове Кижи); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: Н. Комаревцев; оператор: Р. Проконов
1967 — У истоков твоих; широкоэкранный; режиссер
Смонтировал как режиссер более 100 киножурналов: "Наш край", "Ленинградский киножурнал", "Советская Карелия", " Северный киножурнал", "По Карело-Финской СССР".
1944 — Ленинградский киножурнал № 22, 23, 24 (Карельский перешеек); производство: Ленинрадская студия кинохроники; режиссер
_________________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Биография и фильмография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 434-436). Копии документов периода ВОВ: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа».
[...]Коля Комаревцев — один из самых больших мечтателей-фантазеров. Страстный поклонник поэзии, особенно Маяковского и Есенина. Мы подозревали, что он и сам пишет стихи, но он никогда их не читал. Наряду с высокими стремлениями, фантазиями, обладал Коля и незаурядным чувством юмора, которое ему никогда не изменяло.
О.Б. Подгорецкая, режиссер, Источник
Его судьба привела к документальной кинематографии. На Ленинградской фабрике кинохроники он сделал ряд очень интересных очерков и журналов.
Однажды ему поручили помочь исправить не совсем удачно смонтированный фильм менее опытного кавказского режиссера.
Так как последний яростно отстаивал каждый метр своего творения, то, опасаясь его темперамента, режиссеров развели в разные монтажные комнаты. Но я сама была свидетельницей того, как опекаемый поздним вечером поджидал в вестибюле студии своего опекуна, подозрительно поигрывая маленьким кинжалом, притороченным к кавказскому поясу.
Возможность слишком бурного объяснения Коля принимал с юмором, хотя был миниатюрным по сравнению со своим мощным и грозным противником. К счастью, до силовой схватки дело не дошло, а после успешной сдачи фильма был заключен мир.[...]
[...]Ефим Учитель, Николай Комаревцев, Валерий Соловцев и я работали по монтажу картины. Нашими ближайшими помощниками были ассистенты режиссера Лидия Кикас, Клавдия Козырева. Диктор Рувим Выгодский, проживший в Ленинграде всю блокаду, ходил около монтажных столов в состоянии глубочайшего нетерпения. Ему уже хотелось получить хотя бы наброски будущего текста. Композитор Астраданцев, благодаря продуктам, привезенным из Москвы, несколько ожил — ко времени нашего приезда он был в очень тяжелом состоянии. Сейчас он уже приступил к работе над музыкой к нашему фильму.[...]
Роман Кармен, оператор, режиссер, Источник
Мы работали сверх сил: пять часов в течение дня посвящались съемкам. Зная, что главное уже снято товарищами, все же испытывали чувство гордости и профессионального удовлетворения, внося свой посильный вклад в кинолетопись Ленинграда.
Остальное время — монтаж фильма. Это был коллегиальный творческий труд. Темперамент Валерия Соловцева дополнял аналитический, философский образ мышления Ефима Учителя. Изобретательный Коля Комаревцев извлекал за монтажным столом из примелькавшего эпизода какие-то совершенно новые звучания. Мне был дорог каждый метр пленки, ощущение глубокой взволнованности не покидало меня. Материал в целом был уникален.
Удивительно и прекрасно в нашей работе было то, что между нами, в общем-то очень усталыми людьми, не возникло ни одного серьезного спора, ни разу не повеяло холодком несогласия. И за эту совместную работу, вошедшую столь памятной зарубкой в мою биографию, я благодарен товарищам-ленинградцам.[...]