Борис ГОРБАТОВ

военный корреспондент, журналист, писатель, сценарист

Полное имя:
Борис Леонтьевич ГОРБАТОВ

Дата рождения:
15 июля 1908
Петромарьевский рудник, Славяносербский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя

Дата смерти:
20 января 1964 (55 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
военный корреспондент, журналист, писатель, сценарист

Краткая биография

Последнее обновление: 08.04.2024.

Горбатов Борис Леонтьевич (02 (15) июля 1908, Петромарьевский рудник (ныне город Первомайск, Ворошиловградская область) — 20 января 1954, Москва) — очеркист, писатель, сценарист, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1952). Секретарь Союза писателей СССР. Депутат Верховного Совета РСФСР с 1946 года. Член художественного совета Министерства кинематографии СССР[1]. Член ВКП(б) — КПСС с 1930 года.

Родился в семье служащего. Учился в семилетней школе в Бахмуте

Печататься начал в 1922 году. Дебютировал рассказом «Сытые и голодные», который был напечатан в губернской газете «Всесоюзная кочегарка».

В 1926 году переехал в Москву.

В 1924 — одним из организаторов объединения пролетарских писателей Донбасса «Забой».
С 1928 — представитель центрального комитета комсомола в Госиздате.
С 1931 — очеркист газеты «Правда». 

«В 1935 году Борис Горбатов в качестве специального корреспондента газеты «Правда» зимовал на острове Диксон, уступив пассажирское место в самолёте больному полярнику; в 1936 году участвовал в первом полёте вдоль всего Арктического побережья СССР под командованием Василия Молокова (первый в истории облёт всей территории Крайнего Севера и трассы Северного морского пути на гидросамолёте «СССР Н2»)<...>

Молоков написал вступление к книге Бориса Горбатова «Обыкновенная Арктика»: «Горбатов ни разу не проявил слабости духа, не поддался панике. Он достойно вёл себя в трудные и опасные минуты перелёта, был непременным участником всех «авралов». Весёлым, мужественным, доброжелательным он мне запомнился на всю жизнь».<...>

А о Большом арктическом перелёте Горбатов писал: «Огромный путь пройден. Какая изумительная по ширине и масштабу картина развернулась перед нами. Быт народов Севера: эскимосов, чукчей, ненцев, алеутов, коряков, тунгусов, якутов, юкагиров, камчадалов — народов возрождённых и восходящих, распахнулся перед нами. Промыслы, фактории, индустриальные стройки Арктики, порты, угольные базы, полярные станции — всё это проходило как в чудесном калейдоскопе».[2].

В сентябре — октябре 1939 года Борис Горбатов участвовал в Польском походе Красной армии[3].

В апреле 1941 года Борис Горбатов вошел в состав Центральной военнооборонной комиссии киноработников (председатель Яков Блиох), также в комиссию вошли мастера советского кино — режиссер А. Медведкин (зам. председателя); заслуженный деятель искусств Г. АлександровМ. Донской, писатели Вс. ВишневскийС. Михалков, кинооператоры В. ЕшуринР. КарменМ. Гиндин, критики Н. Коварский и Ф. Левин; ответственный секретарь комиссии — А. Сазонов[4].

Участник Великой Отечественной войны. Место призыва: ПУР РККА. Воинское звание: батальонный комиссар; подполковникВоинская часть: Южный фронт.

  • Военный корреспондент газет: «Во славу Родины» (Южный фронт), «Правда» (Москва).

Советские военные корреспонденты (слева направо): В.А. Тёмин, Б.Л. Горбатов и Р.Л. Кармен. Апрель-май 1945 года. Источник фото: МАММ / МДФ.

Автор текста документального фильма о суде над главными немецко-фашистскими военными преступниками в Нюрнберге «Суд народов» (1946; автор и руководитель съёмок Роман Кармен; режиссер Е. Свилова).

В 1946 году вошел в состав художественного совета при Министерстве кинематографии СССР[5].

Автор романов «Алексей Гайдаш» (неокончен), «Наш город» (1930), «Ячейка» (1928); повестей «Алексей Куликов, боец…» (1942), «Моё поколение» (1933), «Непокорённые» (1943); пьес «Закон зимовки», «Одна ночь», «Юность отцов». Задуманный Горбатовым многотомный роман «Донбасс» (1-й том, 1951), в котором он возвращается к теме 1930-х годов и стахановского движения, остался незаконченным.

По сценарию Бориса Горбатова (в соавторстве с В. Алексеевым) поставлен фильм «Донецкие шахтеры» (1950; Сталинская премия за 1952 год).

Последние годы жизни провел на даче в ПеределкиноСкончался 20 января 1964 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. 

В 1964 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник воспоминаний, посвящённых Борису Горбатову; о писателе рассказывают К. М. СимоновЛ. ЛуковД. КабалевскийГ. СеребряковаЮ. ЛибединскийВ. Молоков, Б. Галин.

В 1968 году вышел сборник, в который вошли три произведения писателя: «Мое поколение» (1933) — лирическое повествование о рабочей молодежи, получившей первую жизненную и идейную закалку в годы гражданской войны, автор воспевает трудовой энтузиазм народа, строящего социализм; повесть «Ячейка» и отрывок из неоконченного романа «Прощание» (о становлении и развитии стахановского движения на Донбассе). Впоследствии неоконченное произведение «Прощание» легло в основу сценария фильма, снятого режиссером Ролланом Сергиенко на киностудии имени Александра Довженко, «Счастье Никифора Бубнова» (1983). По воспоминаниям режиссера Джеммы Фирсовой, картина не понравилась кинематографическому начальству и в широкий прокат не вышла.

__________________________________
1. Сюжет кинолетописи (1949). (Источник: www.net-film.ru)
2.  У каждого должен быть свой полюс!»: обзор литературы к дню Арктики. (Источник: www.pskov-sbs.ru)
3. Н. Чернова, В. Токарев "«Первая Конная»: кинематографический рейд в забвенье" (Источник: «Киноведческие записки» № 65, 2003 год)
4. Газета "Вечерняя Москва" № 91 от 17.04.1941 г. (Источник: Электронекрасовка)
5. 17 июня 1946 г. Совет Министров СССР утвердил состав художественного совета при Министерстве кинематографии СССР. В него вошли И. Большаков, И. Пырьев, Г. Александров, Б. Бабочкин, И. Берсенев, В. Ванин, С. Васильев, М. Галактионов, С. Герасимов, А. Головня, Б. Горбатов, А. Дикий, В. Егоров, В. Захаров, Т. Зуева, В. Иванов, М. Калатозов, Л. Леонов, Н. Охлопков, Н. Попова, В. Пудовкин, М. Ромм, И. Савченко, Л. Соболев, К. Симонов, Н. Таленский, Н. Тихонов, Ф. Федоровский, Т. Хренников, М. Чиаурели, Б. Чирков, Ю. Шапорин, Д. Шостакович, С. Эйзенштейн. (Источник: НА ПЕПЕЛИЩЕ. Советское послевоенное кино. 1945–1953 гг.: Документы и свидетельства. Книга первая. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024. — 700 с. ил.; с. 21)

СЕМЬЯ

Двое детей от брака с Архиповой Ниной Николаевной (01 мая 1921, Омск — 24 апреля 2016, Москва) —  актриса театра и кино; народная артистка РСФСР (1988):
дочь — Ермакова (ГорбатоваЕлена (род. в 1953 году), преподаватель английского языка;
сын — Горбатов Михаил (1953 — 2017), врач-кардиореаниматолог.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные

1943 — Комсомольцы (фильм создан к 25-летию ВЛКСМ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники; авторы сценария: Д. Писаревский, Б. Горбатов; режиссеры: С. Гуров, Л. Степанова; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, Е. Богоров, И. Голубев, К. Кутуб-Заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, В. Микоша, Я. Местечкин, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, Ю. Стояновский, В. Тромберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Г. Эйберг; асс. режиссера О. Артюнина; звукооператоры: В. Нестеров, Е. Кашкевич; диктор Ю. Левитан

Военные корреспонденты в Берлине. 1945 год.  На фото: Роман Кармени и Борис Горбатов. Фото из архива В. И. Фомина.1946 — Суд народов; полнометражный; автор и руководитель съёмок Роман Кармен; режиссёр Е. Свилова; операторы: Р. Кармен, Б. МакасеевС. СемёновВ. Штатланд; звукооператоры: В. КотовВ. Нестеров; автор текста Б. Горбатов
1946 — The Nuremberg Trial; produced by Roman Karmen; directed by Elizaveta Svilova; edited by A. Vinogradova; original Text by B. Gorbatov

Игровые

1945 — Это было в Донбассе (события фильма происходят на  оккупированном немцами Донбассе); производство: киносутдия им. М. Горького; авторы сценария: С. П. Антонов, М. Ю. Блейман, Б. Горбатов; режиссёры: Леонид Луков и Владимир Сухобоков
1945 — Непокорённые (по одноименной повести Бориса Горбатова); производство: Киевская ккиностудия; авторы сценария Б. Горбатов, М. Донской; режиссер М. Донской
1950 — Донецкие шахтёры; производство: Киностудии имени Максима Горького; авторы 
сценария: Владимир Алексеев и Борис Горбатов; режиссер-постановщик Л. Луков; премия труда на Международном кинофестивале 1951 года в Карловых Варах (ЧССР)
1974 — Моё поколение (фильм рассказывает о молодежи, вступившей в ряды ВЛКСМ в начале 20-х годов прошлого века); по одноименному роману Бориса Горбатова; автор сценария Борис Ткаченко; режиссер Олег Лебедев; оператор Борис Рогожин; композитор Михаил Чулаки
1976 — Обыкновенная Арктика (по рассказам Бориса Горбатова «Суд над Степаном Грохотом», «Роды на огуречной земле», «Торговец Лабас», «Большая вода»); производство: киностудия «Ленфильм»; режиссёр Алексей Симонов 
1983 — Счастье Никифора Бубнова (фильм снят по мотивам повести Бориса Горбатова  «Прощание» и повествует о белорусском крестьянине Никифоре, который в начале 1930-х годов приезжает в Донбасс заработать себе денег на лошадь); производство: киностудия имени А. Довженко»; авторы сценария Евгений Оноприенко; режиссер-постановщик Роллан Сергиенко 
1985 — Закон зимовки (фильм-спектакль по одноимённой пьесе Бориса Горбатова); постановка Московского академического театра имени Владимира Маяковского; постановка Евгения Лазарева

Библиография

1953 — Борис Горбатов. Избранное. — 568 с. (изд.: — М.: Государственное издательство художественной литературы)
1955 — Борис Горбатов. Собрание сочинений: в пяти томах. (изд.: — М.: Государственное издательство художественной литературы)
1966 — Горбатов Б. Л. Горный подход (изд.: — М.: Воиниздат)
1968 — Горбатов Борис Леонтьевич "Мое поколение. Ячейка. Прощание" // серия "Тебе в дорогу, романтик" (изд.: — М.: «Молодая гвардия»)
1977 — Горбатов Б. Л. Непокорённые (Семья Тараса) (изд.: — М.: ДОСААФ)
1980 — Горбатов Б. Л. Донбасс (изд.: — Донецк: Донбасc)
1988 — Горбатов Б. Л. Собрание сочинений: в 4 т. (изд.: — М.: Правда)

Награды

1936 — Орден «Знак Почёта» (19.9.1936; за участие в арктическом перелёте В. С. Молокова)
1942 — Орден Красного Знамени (Приказ подразделения № 135/н от: 21.02.1942 г. Издан: ВС Южного фронта. Архив: ЦАМО)
1943 — Медаль «За оборону Одессы»
1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1945 — Медаль «За взятие Берлина»
1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Отечественной войны I степени (23.09.1945)
1946 — Сталинская премия (за повесть «Непокорённые» (1943))
1952 — Сталинская премия (за сценарий фильма «Донецкие шахтёры» (1950))

Цитаты

[,,,]уже в июле ряд декораций «Первой Конной» был передан под другие оборонные фильмы. Многомесячный труд съемочной группы и надежды постановщиков увидеть свое детище на экране похоронили дипломатические события. Советское руководство восстановило дипломатические отношения с польским правительством Владислава Сикорского, чье бытие прежде отрицалось. Польша отныне стала союзником Советского Союза, что окончательно деактуализировало антипольскую тему в советском кинематографе. К началу войны, например, группой «Пархоменко» были поставлены батальные сцены с участием нескольких тысяч статистов. Летом 1941 года, когда немецкая авиация уже бомбила Киев, писатель Борис Горбатов (кстати, участник польского похода 1939 года), видевший отснятый материал, рекомендовал режиссеру Л.Лукову переориентировать фильм на другого врага: «У вас много места отведено боям с белополяками. А время требует, приказывает — ревом вот этих штурмовиков со свастикой — показать бои с немцами в гражданскую войну… У поляков и так много ран, чтобы бередить их фильмом. Они — наши друзья, братья, соратники. За провокации Пилсудского польский народ не отвечает! Художник не должен забывать этого. Покажите нашествие вильгельмовских грабителей»[...]

Источник

[...]В 194З году Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи отмечал своё 25-летие. Этой дате Центральная студия хроники создала фильм «Комсомольцы». В нём воскрешались героические страницы истории комсомола, начиная с первых дней его рождения. Картина напоминала о том, как комсомол стал активным помощником Коммунистической партии в укреплении советской власти, создании социалистической промышленности, формировании нового человека. Война, ворвавшаяся на нашу землю, позвала молодёжь на защиту Родины. А те, кто остался в тылу, удвоили силы, чтобы работать за себя и за товарищей, ушедших на фронт.
Двадцатипятилетние комсомола страна отмечала выдающимися победами на всех фронтах. Красная Армия двигалась на запад, освобождая от врага родную землю. впереди шла молодёжь, комсомольцы – верные помощники партии. Фильм «Комсомольцы» (сценарий Д. Писаревского, текст Б. Горбатова) монтировали режиссёры С. Гуров, Л. Степанова. Снимали операторы А. и Е. Алексеевы, И. Аронс, Г. Амиров, Г. Асланов, А. Богоров, Г. Голубов, К. Кутуб-заде, Д. Каспий, А. Лебедев, Н. Лыткин, Я. Местечкин, В. Микоша, Г. Островский, А. Погорелый, М. Пойченко, Б. Пумпянский, И. Сокольников, Я. Смирнов, С. Стояновский, В. Томберг, Е. Учитель, В. Цитрон, Б. Эйберг.
Фильм был широко показан в тылу и на фронте. Зрители увидели на экране героев-комсомольцев, отдавших свою жизнь за Родину – Героев Советского Союза Лизу Чайкину, Зою Космодемьянскую, Григория Кагамлыка, героев Краснодона и других.[...]

Алексей Лебедев, кинооператор, Источник

[...]Он[Кармен] тесно сотрудничает со своими боевыми друзьями – фронтовыми корреспондентами газет К. Симоновым, Е. Габриловичем, И. Эренбургом, Б. Горбатовым.
Работа Р. Кармена над военным фильмом завершается в 1946 году созданием совместно с Б. Горбатовым и Е. Свиловой этапного произведения кинопублицистики – картины «Суд народов», посвящённой судебному процессу над главными военными преступниками в Нюрнберге.
Об этом периоде своей деятельности Кармен писал:
«Съёмки в Нюрнберге, где заседал Международный военный трибунал, советские операторы рассматривали как продолжение фронтовой работы Девять месяцев продолжалась наша работа в Нюрнберге… Фильм «Суд народов» стал значительной вехой в моей творческой биографии».[...]

Сергей Дробашенко, киновед, Источник

[...]Лучший фильм Кармена, на мой взгляд, – «Суд народов» о Нюрнбергском процессе, созданный вместе с Борисом Горбатовым. Вот где в полной мере разгорается драма. Одна сторона драмы – народы, идущие, чтобы судить фашизм в Нюрнберге. С другой стороны – клика нацистов, гитлеровцев, преступников, убивших десятки миллионов людей, развязавших самую кровавую войну на Земле. Если первое – это драма, то второе необходимое условие – это атмосфера, отражающая время и состояние участников драмы. Кармен рассказывал нам, как долго он наблюдал за сидевшим на скамье подсудимых Германом Герингом, ждал, когда тот прикоснется рукой к горлу, и дождался. У них с Горбатовым была подготовлена фраза дикторского текста: «Вы чувствуете петлю на шее, Герман Геринг?». Чистая драма![...]

Владимир Коновалов, режиссер, Источник

[...]Особенно восхищался Кармен дикторским текстом, точнее — авторским монологом, комментарием Бориса Горбатова (который был причастен, наверное, и к драматургическим ходам фильма). Помню, Кармен нам говорил: «Какая блестящая фраза про крючкотворов — адвокатов нацистов: «Это — последняя линия нацистской обороны!» Текст вообще был так прекрасен, что я клал его (как ноты на рояль) перед собой на монтажный стол и монтировал под него!» (Последнюю фразу я запомнил дословно.)
Кармен монтировал под текст, в числе прочего, и эпизод, называвшийся, как и весь фильм, «Суд народов». В нем звучат слова: «Кто судит? Восстанут мертвые и живые, все народы всех стран придут на суд». «А тут еще, — говорил Кармен, — музоформитель предложил нам использовать здесь патетический фрагмент из симфонии «Манфред» Чайковского; под эту музыку у нас шествовали на экране люди из хроники — бойцы, партизаны, пленные...»[...]

Валерий Хоменко, режиссер, Источник

[...] Сергиенко (в 1982 году] взялся за экранизацию повести Бориса Горбатова «Прощание» – 30-е годы, зарождение стахановского движения в Донбассе. История крестьянского парня и лошади, навечно заживо погребённой в шахте. Это был фильм о нравственной основе отношения человека ко всему в этом мире. Один высокопоставленный чиновник сказал: «Вы что же, сделали фильм для зоофермы?» Картине дали третью категорию, и она практически не увидела экрана. Вернее – её не увидел зритель.[...]

Джемма Фирсова, режиссер, Источник

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников, в том числе Электронной еврейской энциклопедии. Документы о награждении, боевой путь: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фото: сайт "История России в фотографиях"; сайт www.pamyat-naroda.ru.