Последнее обновление: 08.04.2024.
Михаил Ильич Ромм (11 (24) января 1901 (по другим данным 08 (21) февраля 1901), Иркутск[1] — 01 ноября 1971, Москва) — режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, публицист. Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1941, 1946, 1948, 1949, 1951). Народный артист СССР (1950). Почётный член-корреспондент Академии искусств ГДР (1967). Член ВКП(б) — КПСС с 1939 года. Член СК СССР с 1957 года.
«Режиссура – это не профессия, это образ жизни…»
М. И. Ромм
До 1904 года Михаил Ромм жил в Бурятии, недалеко от города Верхнеудинска, куда за революционную деятельность был сослан его отец — Илья Монесович Ромм. В 1904 году семья вернулась в Вильно, родной город отца; с 2010 года семья жила в Москве[2].
1917 году окончил гимназию Кирпичниковой (впоследствии Свентицкой) и поступил в Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ) (бывшее Училище живописи, ваяния и зодчества) в мастерскую известного скульптора Анны Голубкиной[3].
Осенью 1918 г. Михаил Ромм в составе продовольственной экспедиции выехал в Ефремовский уезд Тульской губернии. Год служил продовольственным агентом, реквизируя излишки хлеба у крестьян в Тульской и Орловской губерниях[4].
С 1920 года служил в Красной армии рядовым, телефонистом, инспектором Особой комиссии по вопросам численности Красной Армии и Флота при Полевом штабе Реввоенсовета Республики (РВСР)[5].
В 1922 — 1923 годах посещал учебную мастерскую Льва Кулешова в Госкиношколе.
В 1924 году окончил скульптурное отделение Высшего государственного художественно - технического института (ВХУТЕИН)[6].
Работал в газете, писал киносценарии, делал переводы Гюстава Флобера, Ги де Мопассана, Эмиля Золя.
В 1928 — 1930 годах служил научным сотрудником по вопросам кино в Институте методов внешкольной работы.
С 1931 — режиссер Московской объединённой кинофабрике «Союзкино» (позже «Мосфильм»).
В 1931 г. по сценариям Михаила Ромма были поставлены фильмы «Реванш» и «Рядом с нами». В 1933 г. режиссер Иван Пырьев по сценарию Михаила Ромма (совместно с Виктором Гусевым) поставил фильм «Конвейер смерти».
В 1933 г. он приступил к работе над своей первой кинокартиной «Пышка» по рассказу Ги де Мопассана. С этой картины началось сотрудничество Ромма с оператором Борисом Волчеком.
16 июля 1935 года в Горках состоялась встреча Ромена Роллана и Максима Горького с советскими кинематографистами. Помимо Михаила Ромма в ней приняли участие В. Пудовкин, А. Довженко, Э. Шуб, Г. Рошаль, Г. Александров, Л. Трауберг, Ю. Райзман, М. Барская, Е. Соколовкая, Б. Бабицкий, Н. Лебедев, Б. Цейтлин, Г. Александров, М. Кауфман, Я. Чужин.
В 1936 году Михаил Ромм поставил фильм о борьбе с басмачами «Тринадцать» (однин из первых советских «пустынных фильмов», или «истернов»), в котором единственную женскую роль сыграла Елена Кузьмина (будущая жена режиссера).
В 1940 — 1942 — художественный руководитель Главного управления по производству художественных фильмов. Вместе с Юлием Райзманом руководил 3-м творческим объединением киностудии «Мосфильм».
Перед самым началом Великой Отечественной войны, в июне 1941 года, закончил съемки фильма «Мечта» (вышел на экраны в 1943 году).
В 1941 году дилогия «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1938) была отмечена Сталинской премией первой степени.
С 1942 по 1947 год также выступал как режиссёр Театра-студии киноактёра, созданной по его инициативе.
В 1944 году Ромм создал антифашистский фильм «Человек № 217», съемки которого проходили в Москве и Ташкенте. В 1946 году фильм был удостоен Большого приза Ассоциации авторов за лучшую режиссуру на Первом Международном кинофестивале в Каннах.
В 1945 — 1946 годах Михаил Ромм входил в Большой художественный совет, созданный по личному распоряжению Сталина, при Комитете по делам кинематографии при СНК СССР. В совет также входили: С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, братья Васильевы, С. Юткевич, В. Егоров и др.
Деятели советской кинематографии. 40-е годы. На фото в первом ряду сидят (слева направо) Сергей Эйзенштейн, Эдуард Тиссэ, Александр Довженко; во второя ряду стоят (слева аправо): Всеволод Пудовкин, Михаил Эдишерович Чиаурели, Юлий Райзман, [С.Весин?], Сергей Юткевич, Марк Донской, Амо Бек-Назаров, Михаил Ромм, Ефим Дзиган. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 13728581 (Музей кино).
В 1945 году пишет совместно с Е. Габриловичем сценарий «Шестая колонна», по которому в 1956 году будет поставлен фильм «Убийство на улице Данте».
В 1946 году вошел в состав художественного совета при Министерстве кинематографии СССР[7].
В конце 1940-х — начале 1950-х гг. Михаил Ромм поставил фильмы «Русский вопрос» (1947) по пьесе Константина Симонова, «Секретная миссия» (1950), историческую дилогию «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы» (1952 — 1953) по пьесе Александра Штейна «Флаг адмирала».
В 1961 году снимает драму об ученых-атомщиках «Девять дней одного года». Лучший фильм 1962 года, Алексей Баталов признан лучшим актером года по опросу журнала «Советский экран».
В 1957 году М. И. Ромм становится заместителем председателя оргбюро в организованном Союзе кинематографистов СССР.
В 1958 году работает над постановкой фильма «Анна Каренина» (фильм так и не был поставлен).
Осень 1962 года командирован в США (вместе с А. Тарковским, Ю. Доброхотовым, Л. Погожевой) на Международный фестиваль в Сан-Франциско, где фильму А. Тарковского «Иваново детство» присужден главный приз; вне конкурса показан фильм «Девять дней одного года».
В ноябре 1962 года выступает на конференции истории искусств «Традиция и новаторство» в ВТО против антисемитизма в СССР.
22 мая 1963. Руководство ВГИКа требует «объяснения» его «возмутительного выступления»[в ноябре 1962]. Ромм вынужден написать заявление о своем уходе без указания причины. Резолюция на заявлении:
«Согласен удовлетворить просьбу М. И. Ромма освободить его от преподавательской работы во ВГИКе с 1 июня 1963 года по состоянию здоровья. А. Грошев. 8.06.1963».[6]
В августе 1964 года со съемочной группой едет на пять недель в бывшие концлагеря Польши, Германии (Освенцим, Майданек), работает в архивах Варшавы, над материалами Министерства справедливости Польши, едет в Берлин для работы в фильмохранилище, уже в 1965 году на экраны выходит полнометражный документальный фильм «Обыкновенный фашизм» (2 серии). Фильм признан одним из выдающихся документально-публицистических фильмов советской эпохи.
В 1966 году подписал письмо двадцати пяти деятелей советской науки, литературы и искусства генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации И. В. Сталина.
Осень 1967 года режиссер переносит инфаркт. В 1968 году, после тяжелой болезни, Ромм приступает к трилогии «Мир сегодня» (совместно с А. Новогрудским, С. Зениным). Съемки во Франции (Париж, Нантер), Германии (Гамбург).
В конце 1970 — начале 1971 года у Михаила Ромма возник конфликт с режиссером Александром Медведкиным. по поводу заимствования последним эпизодов из его сценария фильма «Мир сегодня» (рабочее название «Великая трагедия») для фильма «Ночь над Китаем» (реж. А. Медведкин). В Музее кино сохранились письма М. И. Ромма и А. И. Медведкина на имя Председателя Госкино СССР А. В. Романова. по поводу конфликта (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ №№ 8881027, 8881645)
Михаил Ромм скончался 1 ноября 1971 года в процессе работы над документальным фильмом «Мир сегодня». Фильм впоследствии был завершён его учениками Элемом Климовым, Марленом Хуциевым и Германом Лавровым и выпущен в 1974 году под названием «И всё-таки я верю…».
С 1938 года занимался педагогической деятельностью; с 1948 года руководил (совместно с Сергеем Юткевичем) актёрско-режиссёрской мастерской ВГИКа (профессор с 1962 года), где его студентами становятся Георгий Чухрай, Владимир Басов, Аждар Ибрагимов и другие.
В 1954 году набирает ВГИКа мастерскую (студенты: Андрей Тарковский, Ирма Рауш-Тарковская, Василий Шукшин, Юлий Файт, Александр Митта, Владилена Мусатова, Владимир Китайский, Александр Гордон и др).
В 1962 году набирает во ВГИКе новый курс (Динара Асанова, Виктор Титов, Сергей Соловьёв и др.)[8].
В 1970 году набирает свой последний курс во ВГИКе (В. Абдрашитов, В. Меньшов, А. Сиренко, А. Бибарцев и др.).
С 1956 года преподавал на «Высших режиссёрских курсах», созданных п
Отец — Илья Максимович (Монесович) Ромм (1869, Вильно — 1929, Москва), врач-бактериолог; окончил медицинский факультет Харьковского университета; в 1899 году сослан в Иркутск из Виленской губернии, где обвинялся в «организации тайной типографии в г. Белостоке и пропаганде социалистических идей среди фабричных рабочих»; с 1901— член иркутской организации РСДРП; в ссылке находился вместе с семьей до 1904 года. (Источник: www.cbs-irkutsk.ru)
Мать — Терезия (Мария) Исааковна Ромм-Аронсон (урождённая Трайна Айзиковна Аронсон), дантист.
Братья:
— Александр Ильич Ромм (1898 — 1943), филолог, поэт, переводчик.
— Эммануил Ильич Ромм (1900 — 1951), теплотехник, автор учебника «Котельные установки» и расчётов паровых котлов.
Сестра — Ида Ильинична Ромм (1903 — 1974), кандидат химических наук.
Двоюродный брат — Михаил Давидович Ромм (1891 — 1967), спортивный журналист, теоретик футбола.
Родственник (со стороны отца) — Авраам Гаркави (1839 — 1919), востоковед и гебраист, библиотекарь; действительный статский советник Российской империи.
Жена — Елена Александровна Кузьмина (1909 — 1979), киноактриса. Народная артистка РСФСР (1950).
1930 — Реванш; автор сценария (совм. с Б. Альтшулером и Н. Жинкиным)
1931 — Рядом с нами (автор сценария совм. с В. Гусевым)
1933 — Конвейер смерти («Товар площадей»); автор сценария (совм. с В. Гусевым и И. А. Пырьевым)
1934 — Пышка; автор сценария и режиссер
1936 — Тринадцать; режиссер и автор сценария (совм. с И. Л. Прутом)
1937 — Ленин в Октябре (совм. с Д. Васильевым)
1938 — Пиковая дама (не завершён)
1939 — Ленин в 1918 году
1941 — Мечта; режиссер и автор сценария (совм. с Е. Габриловичем)
1945 — Человек № 217; режиссер и автор сценария (совм. с Е. Габриловичем)
1947 — Русский вопрос; режиссер и автор сценария
1950 — Секретная миссия
1953 — Адмирал Ушаков
1953 — Корабли штурмуют бастионы
1956 — Убийство на улице Данте; режиссер и автор сценария (совм. с Е. Габриловичем)
1956 — Долгий путь; автор сценария (совм. с Б. Бродским)
1956 — Обыкновенный человек (по одноимённой пьесе Леонида Леонова); производство: Мосфильм; авторы сценария: Л. Леонов, М. Ромм; режиссер-постановщик А. Столбов; операторы: К. Бровин, В. Юсов
1957 — Урок истории (совместно с Л. Арнштамом, Х. Писковым)
1961 — Девять дней одного года (фильм о работе физиков-ядерщиков и частично основан на реальных событиях; одна из наиболее значимых советских картин 1960-х годов); режиссер и автор сценария (совм. с Д. Храбровицким): исполнитель главной роли: Алексей Баталов
1948 — Кинодокументы о В. И. Ленине (фильм включает прижизненные съемки В. И. Ленина 1918-1922 г.г., в том числе: В. И. Ленин с Бонч-Бруевичем на территории Кремля; В. И. Ленин на открытии памятника Марксу и Энгельсу, похоронах М. Т. Елизарова, Я. М. Свердлова; выступает с трибуны 1 мая 1919 г.; на параде Всевобуча, закладке памятника "Освобожденному труду", 2-ом конгрессе Коминтерна, 3-ем конгрессе Коминтерна; в Горках; рабочем кабинете в Кремле); производство: ЦСДФ; режиссеры: М. Ромм, М. Славинская; операторы: Э. Тиссе, Е. Славинский, А. Левицкий, Г. Гибер, А. Желябужский, Н. Новицкий
1948 — Владимир Ильич Ленин (фильм о жизни вождя социалистической революции Владимира Ильича Ленина); производство: ЦСДФ; авторы сценария: Евгений Кригер, Василий Беляев, Михаил Ромм; режиссёры: Василий Беляев, Михаил Ромм; операторы: Борис Волчек, Григорий Гибер, Иосиф Голомб, Александр Левицкий, Евгений Славинский, Эдуард Тиссэ,; асс. режиссеры: Мария Славинская; композитор: Арам Хачатурян; текст читает: Леонид Хмара
1958 — Живой Ленин; производство: ЦСДФ; режиссеры: М. Ромм, М. Славинская; операторы: Э. Тиссе, А. Левицкий, Е. Славинский, Г. Гибер, Ю. Желябужский, П. Новицкий
1963 — Борис Щукин; режиссер и автор сценария; читает текст от автора
1965 — Обыкновенный фашизм (2 полнометражных фильма); производство: Мосфильм; авторы сценария: М. Ромм, М. Туровская, Ю. Ханютин; режиссеры: М. Ромм, Л. Инденбом; читает текст за кадром
1969 — Живой Ленин; производство: ЦСДФ; режиссеры: М. Ромм, М. Славинская; автор текста: А. Сурков
1971 — Первые страницы; совместно с С. Линковым и К. Осиным
1974 — И всё-таки я верю…; производство: Мосфильм; авторы сценария: С. Зенин, А. Новогрудский, М. Ромм; режиссеры: Э. Климов, М. Хуциев, Г. Лавров
[...]Однажды в 1934 г. Б. Шумяцкий вызвал режиссера М. Ромма и сценариста И. Прута и сообщил, что "один товарищ, кто именно — не имеет значения, хотел бы увидеть советский фильм о пограничниках, сделанный в духе одной американской картины, показывающей жестокую схватку в пустыне между английскими солдатами и арабами. Патрульный отряд, заблудившийся в песках, погибает, но выполняет свой воинский долг. Речь шла, конечно, о личном заказе Сталина, которому понравился фильм Джона Форда "Потерянный патруль". М. Ромм и И. Прут тогда не видели этой картины, но сделали ленту "Тринадцать" о героической борьбе с басмачами в пустыне.[...]
Аркадий Бернштейн, Источник
[...]Как-то я сидел в компании сравнительно молодых людей. Старшему из них был 31 год, младшему — двадцать три. Зашел разговор о фашизме. Зашел в связи с тем, что по телевидению передавалась международная хроника и в ней — кадры, показывающие современных фашистов: не то в Аргентине, не то западногерманских реваншистов, точно теперь не помню. И оказалось, что молодежь, родившаяся перед самой войной или незадолго до неё, понятия не имеет, что такое фашизм в самом существе своем. Война для них — далекое воспоминание детства, прошлое их отцов, война ушла куда-то очень далеко. Они, конечно, много слышали и читали о фашизме, но не всему до конца верили из того, что слышали и читали. И их удивило мое волнение, страсть, с которой я говорил о фашизме. Они не придавали большого значения фашизму, вернее сказать, они считали его мертвым, а некоторые даже склонны были полагать, что в разговоре о фашизме много преувеличений.
Михаил Ромм, режиссер, Источник
Примерно в это же время М. Туровская и Ю. Ханютин предложили нашему объединению на «Мосфильме» сделать документальную ленту о немецком фашизме — показать не его историю, а создать своего рода фильм-размышление, фильм-разговор со зрителем при помощи кинодокументов, старых картин — игровых и неигровых, разговор о том, как и почему в середине XX века возникло это уродливое, чудовищнейшее и позорнейшее явление, какими способами фашизм растлевал человеческие души, где его корни, почему это явление живо и по сей день — как живут в человеческом теле метастазы рака, если вовремя не ликвидирована злокачественная опухоль. Я вспомнил десятки виденных мною фильмов, вспомнил немецкую хронику времен войны — мы стали работать.[...]
[...]Михаил Ильич был порядочным человеком. Особенно это проявилось в последние годы его жизни, когда в выступлениях своих он позволял себе говорить ту правду, которукую так не любят у нас правители. И лучший свой фильм "0быкновенный фашизм" он сделал за пять лет до своей смерти. А лучший, потому что он не только о фашизме, но и о некоторых параллелях, которые сами по себе приходят в голову...[...]
Виктор Некрасов, писатель, Источник
[...]Михаил Ильич ушёл из жизни горячо любимым своими учениками, а их было много, очень много. В последние годы своей жизни он много времени отдавал педагогике, нередко выступал публично. И не всегда его выступления нравились начальству. А молодёжь за это его боготворила. Но вот сейчас, мысленно подводя итоги, и жизни, и творчества такого мастера, как Михаил Ильич Ромм, невольно задаёшь себе вопрос. Какие первоклассные, умные и правдивые картины мог бы он сделать, если мог прислушиваться только к своему сердцу, а не к указкам из ЦК. В этом и есть трагедия советского кино и лучших его мастеров — Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко, и Михаила Ильича Ромма в том числе.
Виктор Некрасов, писатель, Источник
Я слушал запись рассказа Михаила Ильича Ромма, как некий детектив, причем очень страшный. Оторваться невозможно. И когда запись обрывается, приходишь в ужас: а что же дальше? Как прошел просмотр в Большом театре? Этого уже нету...
Виктор Некрасов, писатель, Источник
Я тут же бросился к трехтомнику Ромма и прочел двадцать страниц, посвященных этому чудовищному периоду в жизни Михаила Ильича — съемкам фильма «Ленин в Октябре».
Пишу «чудовищный», потому что прослушал пленку. Читая же главу из его — увы! — неоконченной книги «Четырнадцать картин и одна жизнь», посвященной ленинским фильмам, видишь, что период этот был нелегким, даже тяжелым, но не больше.
Прослушанное и прочитанное воспринимается совершенно по-разному. Прослушав рассказ Ромма, я, задал себе только один вопрос: как нормальный человек мог все это вынести? Это по силам только какому-нибудь сверхчеловеку. И Ромм, значит, им был.[...]
[...]Для третьей серии «Ивана Грозного» Эйзенштейн придумал большую сцену аудиенции у королевы Елизаветы.
Станислав Садальский, Источник
На роль рыжей Бесс он пригласил своего друга, начальника Главка художественных фильмов Михаила Ромма. Будущего учителя Тарковского, Шукшина, Данелия, Панфилова, Михалкова. Режиссера фильмов «Девять дней одного года», «Обыкновенный фашизм», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Убийство на улице Данте», «Пышка», «Мечта» и многих других.
Михаил Ильич согласился с радостью. Но неожиданно пришел приказ из Москвы, запрещающий Ромму сниматься в роли Королевы-девственницы. Начальник Главка не может играть женщину!
А жаль… задумка была гениальная. Остались чудом сохранившиеся кинопробы.[...]
[...]Как реагировал советский политический кинематограф, посвящённый международной тематике, на события и тенденции, определявшие бытие планеты? «И всё-таки я верю»… Под таким программным, можно сказать, названием вышла в 1972 году картина, которую не успел закончить Михаил Ромм и которую завершали его друзья и ученики. Напомню первые строки из роммовского сценария «Мир сегодня», который лёг в основу фильма: «Маркс, Энгельс, Ленин» говорили, что капитализм обесчеловечивает человека, что если не победит социалистическая революция, то неизбежна всемирная катастрофа. «Эта катастрофа особенно гибельна, – утверждал Энгельс, – если учесть развитие техники». Мир сегодня подтверждает эти положения… Взрыв научно-технической мысли наряду с блистательными достижениями создаёт в условиях капитализма неразрешимые узлы противоречий, некоторые из которых угрожающе опасны для мира, для жизни, для человека. Предсказанная опасность глобальной катастрофы сознаётся теперь не только отдельными мыслителями – её понимают и чувствуют миллионы».
Генрих Гурков, журналист-международник, Источник
Сценарий Ромма сам по себе – документ интереснейший. Читается он, вероятно, скорее как своего пода кинематографическое эссе. Это – декларация о намерениях, ориентир для мысли, что, кстати, соответствовало представлению Михаила Ильича о сценарии документального кино. Например, о сценарии «Обыкновенного фашизма» он писал: «Я убивал его, как мог, я калечил авторов и ломал сценарию кости, я выдумывал новые главы и с корнем вырывал прежние – но что-то очень важное, принципиальное оставалось и вырастало даже тогда, когда отыскивались вроде бы совсем новые пути… Сценарий – это компас. Вы искали путь в Индию, а пришли в Америку. Но путь был намечен по компасу. Компас всегда должен быть при вас».
Я не думаю, что Ромм был бы доволен тем фильмом, который вышел под названием «И всё-таки я верю». Задуман он масштабно, есть в нём фрагменты великолепные, но не достиг, мне кажется, фильм той доказательности и той скальпельной остроты анализа, которые отличали «Обыкновенный фашизм». Быть может, не удалась необходимая локализация на точно выверенных эпизодах чересчур уж необъятной темы – жизнь человечества во второй половине XX века.[...]
[...]Мы все его[Ромма] обожали. «Боготворили». Все, что он нам говорил — было потрясающим. И ни одной лекции он никогда не пропустил за всю нашу учебу. Если он уезжал, скажем, в Америку, и пропускал какую-то лекцию, то потом обязательно к ней возвращался.
Дина Мусатова, режиссер, Источник
Это был мастер в смысле учебы (преподавания) совершенно немыслимый. Что же касается его пристрастий, хочу сказать следующее: он не делал никаких различий между нами и иностранцами, между мужчинами и женщинами. Все были равны. Хотя за кулисами известно было, что он буквально выхаживал Шукшина, можно сказать. Именно Ромм заставил его писать рассказы. И помогал ему всячески. Это не было исключением — он и другим людям помогал. И внимательно следил за каждым, даже после окончания института. Я помню, мы с мужем пришли на просмотр его фильма «Девять дней одного года». К тому времени я уже давно окончила ВГИК. И вот мы подошли к Михаилу Ильичу. Он посмотрел на меня и говорит: "Ну, как ни откроешь газету, все Мусатова!" А я ему в ответ: "Ваша школа Михаил Ильич".[...]
[.,.]Мой отец был очень интересным человеком, хотя это был простой военный инженер. Историк, эрудит, знал несколько языков. Благодаря ему я очень рано столкнулась с Михаилом Ильичом Роммом. Папа был военным консультантом на фильме «Секретная миссия». Творческая личность Ромма, человека широчайшей эрудиции, так повлияла на меня, что именно тогда, в 11 лет, я решила стать режиссёром. Я рисовала, писала, устраивала театр во дворе и в школе.
Джемма Микоша (Фирсова), режиссер, Источник
Когда я поехала поступать в институт, Ромм уже набрал курс, и я попала к Довженко. Михаил Ильич предложил мне и Саше Митте перейти к нему. Когда я сказала об этом Довженко, сразу поняла, что он обиделся, и не смогла уйти. Практически училась у обоих, поэтому их влияние сказывается всю жизнь, и как-то по-своему.[...]
[...]Должен сказать, что между маем и ноябрем 1956 года Россия была удивительной — Советский Союз, можно сказать, — страной, похожей немножко на Пражскую весну, которую мы знаем по более поздним временам, когда появилась надежда на то, что общество будет играть не меньшую роль, чем государство, что было очень важно. Песни Окуджавы появились чуть позже. Появилось ощущение молодой поэзии, появились поэты Рождественский, Евтушенко, Белла Ахмадулина, Вознесенский. Они только-только стали печататься в «Юности».
Наум Клейман, киновед, Источник
Меня поразила атмосфера в самом ВГИКе, потому что пришли другие педагоги, появилось другое здание, уже не то «скученное», которое мы еще застали — мы сами еще работали по расчистке этого нового здания, — вдруг открылись большие аудитории. У нас появился Кулешов, который преподавал режиссуру и у киноведов и набрал курс, Рошаль набрал курс. Старше нас был Ромм. Там учились, в общем, хорошие ребята. Довженковцы — все красавцы, все потрясающие, мы просто влюблены были в довженковцев. Это отдельная история, почему курс Довженко задавал очень важный тон, я бы сказал, такого нравственного романтизма. Довженко мало успел, он с ними только полтора года занимался, но он им задал очень высокую планку этическую. И они уже все потом: и Лариса Шепитько, и Отар Иоселиани, и Джемма Фирсова, Шенгелая, не Эльдар, а Георгий-младший. Это был поразительный курс! Там была Ирочка Поволоцкая. Был замечательный украинский поэт Микола Винграновский. Они задавали определенный тон во ВГИКе.
«Роммовцы» были, наоборот, — там с одной стороны Тарковский, с другой — Шукшин. Там еще был Саша Митта, который пришел в это время во ВГИК из архитектурного. Очень активный курс.[...]
[...]Если бы не было Довженко, Шепитько не раскрылась бы. Другой пример — Василий Шукшин, пришедший на курс Ромма. Если бы Михаил Ильич не писал ему списки, что читать, не проверял, не проговаривал, не воспитывал, не было бы Шукшина — писателя и режиссера в том качестве, в котором мы его знаем. Может, артист только — это спонтанно. Так вот, никто из ушедших на самом деле не ушел. Они продолжаются. Сейчас не пора искусства. Она бывает почему-то тогда, когда нам особенно плохо. Сегодня маятник качнулся в другую сторону. Ничего страшного в этом нет. Придет время, люди достанут фильмы и книги с полок, вернутся к наследию ушедших. Подлинное остается живым. Посмотрите "Аталанту" Жана Виго или "Окраину" Бориса Барнета — это же потрясающе современно по своей поэтике.[...]
Джемма Микоша (Фирсова), режиссер, Источник
[...]Читая сценарий картины «Мир сегодня», чиновники от искусства критиковали интерес авторов к судьбам молодого поколения, отмечали «убогий пацифизм», намеки на культ личности в СССР. Пришлось вносить поправки. Кроме того, Ромм с огромным трудом добивался получения редких кинодокументов из иностранных архивов, надолго откладывались съемки, задерживались командировки за рубеж. Один из высокопоставленных работников Комитета с раздражением констатировал: «Ромм хочет сделать „Обыкновенный социализм“». И вдруг весной 1971 года центральная студия документальных фильмов выпустила картину «Ночь над Китаем» (реж. А. Медведкин. -Прим ред. #МузейЦСДФ), почти целиком построенную на кадрах, которые были присланы Ромму из-за границы. Узнав, что использованные в ленте кинодокументы переданы в ЦСДФ по указанию начальства и без его, Ромма, ведома, он направил А. Романову гневное, взволнованное письмо, рассматривая виновников происшедшего как своих личных врагов: «…подобного я в жизни не переживал, — писал он. — И я понимаю, что удар, который удалось нанести мне, будет кого-то радовать. Но закрыть нашу картину будет трудновато…»[...]
Арон Бернштейн, Источник
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Фотографии и материалы: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.