Туманов-Цейтлин Семён Исаевич (22 июля 1921, Симферополь, Крымская АССР — 22 июня 1973, Москва) — режиссёр театра и кино, сценарист.
Всё же как бы плохо не было, чего бы ещё ни пришлось перенести, жизнь — самая остроумная штука!...
Жить! Жить! Жить!
(из фронтового дневника С. Туманова)
В 1921 году — сразу после рождения Семёна семья уехала в Иран, где его отец — Исай Цейтлин приступил к работе в посольстве РСФСР в Тегеране.
Учился в 187-й школе (Куйбышевского района, г. Москвы). Театром увлекся во время учебы. Занимался в театральном кружке Московского дома пионеров.
Если проследить жизненный путь человека, ставшего в будущем известным режиссером или актером, то выяснится, что любовь к театру, к лицедейству проявилась у него еще в юности. Исключения, конечно, бывают, но редко. Поэтому нет ничего удивительного в том, что свои первые постановки Семен Туманов-Цейтлин осуществил именно в школьные годы. Слава о них быстро распространялась по Москве — их невозможно было не заметить: яркие и не по возрасту «мастеровитые», они свидетельствовали об огромном творческом потенциале юного режиссера. Об этих постановках много говорили и даже писали в центральных изданиях.
Алексей Голубев, гл. редактор сайта #МузейЦСДФ.
Участник Великой Отечественной войны. В РККА с октября 1940 года. Призван Коминтерновским РВК, Московская области. Звание: гв. ефрейтор. Пулеметчик 2-го гвардейского мотоциклетного полка. Дважды выходил с полком из окружения.
Принимал активное участие в создании полковой самодеятельности.
В составе 2-го гвардейского мотоциклетного полка воевал на фронтах — Северо-Западном, Калининском, Западном, 3-м Белорусском.
Награждён медалями: «За боевые заслуги», «За отвагу» (две медали), «За оборону Москвы», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Японией» и другими.
После окончания Великой Отечественной войны поступил на режиссёрский факультет Государственного института театрального искусства (ГИТИС), в мастерскую Ю.А. Завадского.
Параллельно с учёбой в ГИТИСе создал Молодёжный театр «РОМАНТИКИ». Театр прекратил деятельность в связи с тяжёлой болезнью Семёна Исаевича.
В 1951 году окончил ГИТИС. Дипломный спектакль — «Аленький цветочек» был поставлен в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола, которым в тот период руководил режиссёр Георгий Товстоногов.
С 1952 года режиссёр Московского драматического театра имени К. С. Станиславского (главный режиссёр М.М. Яншин, руководил театром в 1950-1963 гг.).
В 1954 — 1959 — руководитель самодеятельного коллектива — Молодёжной Театральной Студии при ДК ЗиЛ (ЗиС).
В 1959 году окончил «Высшие режиссерские курсы» (ныне ВКСР), мастерская М. Ромма[1].
Режиссер игровых фильмов — «Алёшкина любовь» (1960), «Ко мне, Мухтар!» (1964), «Гнезда» (1966), «Николай Бауман» (1967), «Любовь Серафима Фролова» (1968), снискавших широкую любовь у зрителя.
В 1966 году по сценарию Семёна Туманова-Цейтлина на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) по заказу Центрального телевидения СССР (ЦТ СССР) режиссёром В. М. Мусатовой был снят документальный фильм «Три Андрея» (оператор: А. Кочетков).
Семён Туманов-Цейтлин в документальном фильме «Познакомьтесь с нашим театром» (1959; фильм рассказывает о молодёжном Театре-студии при ДК ЗИЛ; Производство: ВГИК; курсовая работа В. Мусатовой и М. Бейку).
В 1971 — 1972 гг. преподавал «работу с актером» на «Высших курсах сценаристов и режиссеров» (отделение режиссеров детского фильма)[2].
Семён Туманов скончался 22 июня 1973 года в Москве. Похоронен на Химкинском кладбище рядом с Мусатовой (Башиной) Евгенией Мартыновной (1903 — 1971) — матерью жены [3].
СЕМЬЯ
Отец — Цейтлин Исай Семёнович (1896 — 1949), работал в г. Майкопе в ИТК № 30 МВД СССР.
Мать — Туманова Евдокия Тимофеевна (1897 — 1945), работала в «Красной охране». Член ВКП(б).
Жена — Мусатова Дина (Владилена) Михайловна (родилась в Брянске), театральная актриса, режиссер-документалист. Осенью 1943 года прошла конкурсные испытания и была принята в «Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина» при Государственном академическом Малом театре. В 1946 году была приглашена работать в Театр имени Моссовета, где одновременно с работой закончила учебу и получила диплом об актерском образовании. В 1954 году поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма), который окончила в 1960 году. С 1960 по 1991 год — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). В браке с Семёном Тумановым-Цейтлиным с 1946 года.
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
1951 — Аленький цветочек; спектакль о любви и бескорыстной дружбе, которые умеют творить чудеса, основан на знаменитой сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; дипломный спектакль режиссёра
Московский драматический театр имени К. С. Станиславского
1952 — Девицы-красавицы; по пьесе А. Симукова; режиссёр-постановщик совместно с М. Яншиным
1953 — Крошка Доррит; по пьесе А. Бурштейна (по роману Ч. Диккенса); режиссёр-постановщик
1954 — Дни Турбиных; по пьесе Михаила Булгакова; режиссёр совместно с М. Яншиным
1954 — Любовь Ани Берёзко; по пьесе В. Пистоленко; режиссёр-постановщик
1956 — Перед свадьбой; по пьесе В. Пистоленко; режиссёр-постановщик
1963 — Трёхгрошовая опера; по пьесе Б. Брехта (в переводе Ефима Эткинда); режиссёр-постановщик
Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
1955 — В добрый час; по пьесе В.С. Розова; режиссёр-постановщик
Молодёжная Театральная Студия при ДК ЗиЛ (ЗиС)
1955 — Годы странствий; по пьесе А. Арбузова; режиссёр-постановщик
1957 — Бесплодные усилия любви; по пьесе В. Шекспира; режиссёр-постановщик
1957 — Походный марш (За час до рассвета); по пьесе А. Галича; режиссёр-постановщик
1958 — Такая любовь; по пьесе чешского драматурга П. Когоута; режиссёр-постановщик
1960 — Два цвета; по пьесе А. Зака и И. Кузнецова; режиссёр-постановщик
Большой драматический театр (БДТ)
1970 — Третья стража (пьеса была написана по просьбе Г.А. Товстоногова после просмотра им игрового фильма "Николай Бауман" (1969); автор пьесы совместно с Георгием Капраловым; постановка Г.А. Товстоногова; в ролях: Ефим Капелян — Савва Тимофеевич Морозов (спектакль шёл в театре при жизни Е. Капеляна)
1960 — Алёшкина любовь; игровой; производство: Мосфильм; художественный руководитель фильма: Михаил Ромм; автор сценария: Будимир Метальников; режиссёры-постановщики: Семён Туманов, Георгий (Егор) Щукин; оператор: Константин Петриченко; композитор: Владимир Рубин; в роли Алёши – Леонид Быков
1962 — Павлуха; игровой; производство: «Мосфильм»; автор сценария: Радий Погодин; режиссёр-постановщик совместно с Георгием Щукиным; Коля Козлов — Павлуха, Раиса Куркина — Зина; Николай Лебедев — Роман, Надежда Румянцева — Лёля
1964 — Ко мне, Мухтар!; игровой; производство: «Мосфильм»; режиссёр-постановщик; автор сценария — Израиль Меттер; оператор — Александр Харитонов; художник — Георгий Колганов; композитор — Владимир Рубин; Юрий Никулин — младший лейтенант Николай Глазычев
1966 — Заблудший (Гнёзда); фильм был поставлен Творческим объединением «Телефильм» под названием «Гнёзда» в 1966 году, через год фильм вышел на широкий экран под названием «Заблудший»; автор сценария: Юрий Петухов (по его одноименному рассказу); режиссёр-постановщик; Николай Крючков — Евсей; Лидия Смирнова — Пелагея; Клара Лучко — Нюра
1966 — Три Андрея (документальный фильм рассказывает о создании игрового фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев» (в роли Андрея Рублева — актер Анатолий Солоницын) и авторах фильма — Андрее Тарковском и Андрее Кончаловском; в фильм вошли кадры из фильмов «Андрей Рублев» и «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж»); производство: ЦСДФ по заказу Центрального телевидения СССР; автор сценария: С. Туманов-Цейтлин; режиссер: В. Мусатова; оператор: А. Кочетков; звукооператор: В. Георгиевская
1967 — Николай Бауман (фильм о революционере Николае Эрнестовиче Баумане, погибшем 18 октября 1905 года от руки черносотенца Михалина (по другим данным — "простого рабочего"), был снят к 50-летию Октябрьской революции); производство: «Мосфильм» Творческое объединение «Товарищ»; игровой; автор сценария совместно с Георгием Капраловым; режиссёр-постановщик; композитор: Вадим Рубин; в ролях: Игорь Ледогоров - Николай Бауман; Ефим Копелян - Савва Морозов; Элина Быстрицкая - Мария Андреева; в 1968 году вторая премия ВКФ в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) за лучшую мужскую роль (Ефим Копелян)
1968 — Любовь Серафима Фролова; производство: «Мосфильм» Творческое объединение "Киноактёр"; игровой; мелодрама; режиссёр-постановщик; автор сценария: Николай Евдокимов; композитор: Владимир Рубин; в ролях: Леонид Куравлёв — Серафим Фролов, Тамара Сёмина — Настя Силина; Лариса Лужина — Анфиса, Геннадий Юхтин — муж Анфисы; Павел Шпрингфельд — дедушка Насти; Жанна Прохоренко — Мария
1973 — Жизнь на грешной земле; производство: «Мосфильм» Творческое объединение "Киноактёр"; по мотивам одноимённой повести Анатолия Иванова; игровой; драма; автор сценария: Анатолий Иванов; режиссёр-постановщик; гл. оператор; Петр Терпсихоров; композитор: Владимир Рубин; в ролях: Анатолий Кузнецов, Лариса Лужина, Евгений Шутов, Лидия Смирнова, Владимир Емельянов, Миша Тепляков
1973 — Последний подвиг Камо; производство: киностудия «Арменфильм» имени Амо Бекназаряна; игровой; автор сценария совместно с Георгием Капраловым
1975 — Принимаю на себя (о Серго Орджоникидзе); игровой; Производство: «Мосфильм»; автор сценария совместно с Георгием Капраловым
[...]Пьеса А. Симукова отнюдь не безупречна. Во-первых, слишком уж быстро и легко преодолевают герои трудности на своём пути к новому. Оттого несколько сглаженным выглядит конфликт пьесы. А это, нам кажется, и привело ко второму недостатку произведения. В самом деле, драматургом дана заявка на интересный, самобытный образ молодого рабочего. Есть в Третьякове, правда, и недостатки: некоторое любование собой, своей славой. Но это воспринимается скорее как мальчишество. Сергей предстаёт в первых двух актах человеком умным и серьёзным. Он добился успеха, вывел пролёт из прорыва. Однако, чувствуя, очевидно, недостаточную остроту главного конфликта пьесы, автор решает не отпускать героя со сцены, не показав каких-то его ошибок и заблуждений. И в третьем акте Третьяков вдруг сразу глупеет: неуёмно кичится своим званием руководителя, пренебрежительно разговаривает с окружающими и, более того, совершив незаконный поступок, всячески пытается оправдать его. К этим действиям Третьякова драматург никак не подвел, не подготовил зрителя, так же как он не показал и раскаяние героя, осознание им своей вины. В следующем акте Третьяков - снова такой же передовой и уважаемый мастер, каким он был в начале пьесы. Зачем же нужны были «усложнение» характера, серьёзный проступок героя? И режиссёры и Б. Левинсон, играющий Третьякова, старались устранить противоречивость образа, найти логическое оправдание поступкам Сергея. Однако драматургический материал не позволил сделать это в полной мере.
Нина Игнатьева (опубликовано в журнале СМЕНА № 614, декабрь 1952 год), Источник
Спектакль «Девицы-красавицы» поставлен народным артистом РСФСР М. Яншиным и молодым режиссёром С. Тумановым. С. Туманов - выпускник Государственного института театрального искусства. «Девицы-красавицы» - всего лишь вторая его работа. Творческое содружество опытного мастера и молодого режиссёра оказалось плодотворным: в спектакле достоверно, без стремления к приукрашиванию, лакировке действительности, отражена жизнь рабочей молодёжи.[...]
[...]один случай мою судьбу точно изменил. Когда в восьмом классе, попав в театральную студию, я встретил Семёна Туманова. Он был тогда театральным режиссёром. Потом снял картину про Баумана, "Ко мне, Мухтар!" снял. Он был совершенно неистовым человеком в профессии. На голове у него росли пружинки во все стороны, в руке - вечная сигарета. Нечеловеческого темперамента человек, он не мог сидеть, всё время ходил, подпрыгивал... И очень быстро умер, сгорел, как свеча. Он меня словно за уши схватил и вытянул в мир, который был для меня закрыт.[...]
Константин Худяков, режиссёр (журнал STORY № 7 (125), июль 2019 года)
22 июля исполняется 100 лет со дня рождения Семёна Туманова. Автор двух несомненных зрительских кинохитов – фильмов «Алёшкина любовь» с Леонидом Быковым и «Ко мне, Мухтар!» с Юрием Никулиным, с их негромкими обыкновенными героями, говоривших о преображающей нравственной силе и влиянии на окружающих подлинных чувств, – он, ученик Ю. Завадского, пришел в кино из Театра им. К. С. Станиславского, где в течение десятилетия (1952–1963) работал штатным режиссером. Здесь он поставил шесть спектаклей, в числе которых были «Дни Турбиных» Михаила Булгакова (совместно с Михаилом Яншиным, 1954) и «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта (1963), ставшими событиями театральной жизни не только самим фактом первого обращения к Булгакову и Брехту после длительного перерыва, но художественным решением и исполнительским мастерством. «Дни Турбиных» играли с аншлагами больше 15 лет, в первые годы, как говорили, на спектаклях дежурила конная милиция. А о «Трехгрошовой опере» критик Аникст писал: «…Этой постановкой театр имени К. Станиславского порадовал так, как не радовал давно. Режиссер С. Туманов создал спектакль, полный жизни, неподдельного юмора и тонкой иронии. Этой работой он входит в первый ряд столичных режиссеров» (Комсомольская правда. 21 мая 1963).
Источник
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе: Кино : Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др./ — Москва : Сов. энциклопедия, 1987. ( — 640 с., —96 л. ил.), а также предоставленная вдовой с. Туманова-Цейтлина — В. М. Мусатовой. Фотографии: #МузейЦСДФ.