«Плачьте, но снимайте». Эпизод #16. Война в необычном ракурсе

Вышел шестнадцатый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».

21.10.2020

Фото: "Кинооператор Р. Кармен и инженеры Зельгор и Гордийчук за съемкой боевых действий длиннофокусной оптикой. 1942 год". Источник: МАММ / МДФ.

20 октября 2020 года на канале Кино-Театр.Ру на YouTube вышел новый эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ». 

«Специальной киноаппаратуры для съемок в бою, о которой много говорили до войны на совещаниях в киноглавке, к началу Отечественной войны подготовить не успели. Поэтому основным «оружием» фронтовых кинорепортеров стали те же автоматические кинокамеры «Аймо» и КС-4 (и даже громоздкие стационары «Дебри — Эль» и другие), которыми снимали и в мирные годы. Но и этой техники было немного. Малое количество автоматических кинокамер «Аймо» обусловило малочисленность фронтовых киногрупп. Если еще учесть, что в боевой обстановке кинокамеры часто выходили из строя и для их ремонта иногда приходилось даже выезжать на студию в Москву, то можно понять, почему в киногруппах порою создавалось критическое положение...»

(Из книги Валерия Фомина «Цена кадра» (2010)

Эпизод #16 (хронометраж 07:28; режиссер Артур Анаян) рассказывает о том, как операторы пытались пересмотреть привычные методы работы, обусловленные спецификой съемок в боевых условиях, как на Центральной студии кинохроники совершенствовали аппаратуру, изготавливали приспособления для крепления кинокамер на самолёты и танки. Особе внимание уделено использованию телеоптики, а также разработке и применению киноавтоматов со встроенными узкопленочными камерами, которыми снимали специально обученные сержанты-операторы.

«...в конце 1942 года под Ленинградом с помощью телеобъективов производилась съемка вражеских позиций. Потом телеоптика была удачно использована в боях за Орел, при освобождении Севастополя и т. п. В 1943 году советскими киноконструкторами были созданы специальные установки для съемок с дальних дистанций, изготовлены специальные объективы (550, 850 и 1200 мм). Заключенные в огромные трубки (тубусы), они внешне напоминали своеобразные кинопушки...»

(Из книги Валерия Фомина «Цена кадра» (2010)

В данном эпизоде представлены интересные и малоизвестные для широкого зрителя примеры использования различных технических устройств и приспособлений. Вот только некоторые из них. Так кинооператор Леоном Мазрухо мастерски провел воздушную съемку бомбометания с помощью легкой 16 мм американской кинокамеры. Иногда воздушные съемки проходили без участия кинооператора. Например, оператор Виктор Доброницкий сумел установить кинокамеру на штурмовик ИЛ-2 таким образом, что её мог включать сам летчик.
Кадры прорыва вражеской обороны под Орлом были сняты непосредственно из танка операторами Ефимом Лозовским и Борисом Рогачевским. Это стало возможным благодаря изобретенному Е. Лозовским бронированному колпаку, который защищал камеру, укрепленную на башне танка (в бою танк был подбит, часть экипажа погибла, а оператор Е. Лозовский был тяжело ранен).

Киноинженер Игорь Гордийчук  совместно с другими специалистами  сумел изготовить объектив с фокусным расстоянием в 550 мм, что позволило снизить человеческие потери среди фронтовых кинооператоров. В испытаниях длиннофокусной оптики самое активное участие принимал Роман Кармен.

Несмотря на то, что телеобъективы не получили на фронте широкого распространения, так как доставляли много неудобств  на передовой кинооператорам из-за своей громоздкости и тяжести, а специальных киноустановок для танков и турелей для съемок с самолета было слишком мало и применялись они крайне редко, операторам всё же удалось дать возможность зрителю увидеть войну в непривычном виде и ракурсе.

«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны. 

Эпизод #1 (хронометраж 03:36; режиссер Алексей Ханютин), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.

Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Артур Анаян) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.

Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26; режиссер Артур Анаян) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.

Эпизод #4 (хронометраж 04:32; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.

Эпизод #5 (хронометраж 07:45; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.

Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единствен­ном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине

Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.

Эпизод #8  (хронометраж 07:18; режиссер Артур Анаян). Инсценированная война: зачем фронтовые операторы прибегали к реконструкции.

Эпизод #9 (хронометраж 08:35; режиссер Георгий Молодцов) посвящен одному из драматических эпизодов Великой Отечественной войны — переходу частей Красной Армии через Сиваш. Эти кадры фронтовой кинохроники были включены Андреем Тарковским в фильм «Зеркало» (1974), который считается одним из лучших фильмов всех времен. Создателям интернет-проекта удалось установить непосредственного автора этих съемок. Им оказался оператор киногруппы 4-го Украинского фронта Георгий Хнкоян

Эпизод #10 (хронометраж 05:00; режиссер Алексей Ханютин) посвящён истории создания архитектурно-скульптурной композиции «Фронтовому кинооператору». В эпизод вошли кадры установки памятника, а также торжественная церемония открытия, которая состоялось 04 сентября 2020 года на Яблоневой аллее в подмосковном Красногорске, недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), где хранятся киноматериалы Второй мировой войны, снятые фронтовыми кинооператорами.

Эпизод #11 (хронометраж 09:00; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает историю создания советского документального фильма «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссеры Леонид Варламов и Илья Копалин), получившего в марте 1943 года премию «Оскар».

Эпизод #12 (хронометраж 06:48; режиссер Никита Сутырин) основан на фрагментах интервью (полностью интервью не сохранилось) фронтового кинооператора Семёна Школьникова, которое он дал студентам ВГИКа во время военного парада в День Победы — 9 мая 2003 года.

Эпизод #13 (хронометраж 07:08; режиссер Артур Анаян) рассказывает об организации съемочного процесса во время войны.

Эпизод #14 (хронометраж 08:44; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает зрителю о том, как в начале Великой Отечественной войны работала советская пропаганда, создавался образ солдата вражеской армии в кинохронике.

Эпизод #15 (хронометраж 08:59; режиссер Алексей Ханютин) продолжает рассказывать зрителю о том, как происходила трансформация образа вражеской армии посредством не только советской, но и немецкой трофейной кинохроники.