Гордийчук (иногда Гордейчук) Игорь Борисович (25 января 1912, Житомир (ныне Украина) — 24 декабря 2003, Москва) — инженер. Награды: орден Красной Звезды (1945) и медали. Почетный кинематографист России. Член ВКП(б) — КПСС. Член СК СССР — СК России с 1957 года.
Участник Великой Отечественной войны.
На Центральной студии кинохроники (ЦСК) начал работать не позже марта 1942 года.
С 11 апреля 1944 — главный инженер ЦСК / Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
При его непосредственном участии на студии был изготовлен объектив с фокусным расстоянием в 550 мм, что позволило снизить человеческие потери среди фронтовых кинооператоров.
Гордийчуком (по заданию режиссера Александра Медведкина) был создан киноавтомат для сержантов-операторов («операторов-киноавтоматчиков»)[1], входивших в киногруппу Александра Медведкина[2].
Преодолев конструктивные трудности, в отсутствии плановой поддержки организаций Кинокомитета, Гордейчуку удалось наладить хозяйственным способом производство узкоплёночных киноавтоматов, что позволило сержантам-операторам за три месяца снять порядка 2400 м плёнки боевых действий частей фронта[3].
За разработку киноавтомата Гордейчук был награжден орденом Красной Звезды (1945) [4].
В Музее кино хранится письмо на имя главного инженера Центральной студии кинохроники Игоря Борисовича Гордийчука от фронтовых кинооператоров (сержантов-операторов). В письме авторы обсуждают особенности работы «кинопулеметов».[5]
Письмо подписано сержантами-операторами Емельяновым, Е.А. Яшиным, Бубенцовым, В.П. Фокиным и др.[6]
Гордийчук является автором учебных пособий, предназначенных для операторов кино- и телестудий, студентов операторских факультетов киновузов, руководителей любительских киностудий и квалифицированных кинолюбителей, а также специалистов различных областей науки и техники.
Жена — Лидия Федоровна Снятиновская; племянница священника Константина Петровича Снятиновского (1867 — 1918); автор книги, посвященной памяти И. Б. Гордийчука, «История моей жизни. К истории рода Снятиновских. Жизнь и смерть священномученика Константина Переславского (Снятиновского). Три божьих чуда в моей жизни».
________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Документы о награждении: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фотографии из архива Ирины Дадыкиной (племянницы Л.Ф. Снятиновской), В.И. Фомина и ГОСКАТАЛОГА.РФ (Музей кино).
Михаил Посельский вспоминал: «Чем дольше длилась война, тем яснее мы понимали, что несовершенство техники не просто мешает хорошо делать свое дело, а во много раз увеличивает опасность...
Валерий Фомин, киновед, Источник
Чтобы объектив мог "видеть" передний край, оператор должен был находиться не просто рядом, а порой впереди солдат. Напомню общеизвестную горькую историю гибели оператора Володи Сущинского. Его последние кадры – стремительно приближающаяся земля и – чернота. Вражеская пуля остановила съемку и сердце оператора.[...]
Обезопасить работу фронтовых операторов могла только длиннофокусная оптика, способная, как бинокль, приблизить снимаемое изображение.
Но таких объективов у нас почти ни у кого не было. И тогда умельцы из ремонтной мастерской нашей студии под руководством главного инженера Гордийчука изготовили объектив с фокусным расстоянием в 550 мм. И прислали его на испытание к нам в киногруппу.[...]
[...]Александру Ивановичу Медведкину, этому неутомимому изобретателю новых организационных и технических форм работы в кино, пламенному энтузиасту и первопроходцу новых художественных пространств, удалось реализовать другую свою замечательную идею. А именно: подготовить из самых отчаянных сержантов-разведчиков целый взвод так называемых «операторов-киноавтоматчиков». Эта новация означала настоящую революцию в кинохронике. Дело в том, что операторов, снимавших на фронте, было ничтожно мало по отношению к той линии фронта, что протянулась от Черного до Белого моря. В каждой фронтовой киногруппе их было не более 5-7 человек, но ведь при этом кто-то болел, кто-то получал тяжелое ранение. И поэтому даже и те малочисленные фронтовые киногруппы всегда оставались недоукомплектованными. Эксперимент Медведкина решал эту проблему.
Валерий Фомин, киновед, Источник
Его операторам-сержантам были переданы 16-миллиметровые кинокамеры, которыми тогда оснащались боевые самолеты. В Москве к кинокамерам приделали деревянные приклады автоматов ППШ. Поскольку авиационные кинокамеры были рассчитаны на электрический привод, то киноавтоматы (так их стали называть) снабдили специальными аккумуляторами. Весили они килограмм десять каждый. Если же еще учесть, что эти аккумуляторы быстро «садились», и киноавтоматчикам приходилось тащить по два таких аккумулятора, то можно представить, каким оказался общий вес этих «портативных» киноавтоматов.
Но, как вспоминал сам А. Медведкин, никто из киноавтоматчиков на это не жаловался. Это были необыкновенные кинорепортеры. В 1944 году из всех армий 3-го Белорусского фронта собрали большую группу самых опытных, отличившихся в боях сержантов. Из них сформировали два отряда киноавтоматчиков. После двух месяцев напряженной учебы под руководством операторов Н. Лыткина, Г. Голубова и А. Зенякина киноавтоматчики пошли в бой. Снимали они бесстрашно (особенно при штурме Кёнигсберга) и дали совершенно новые образцы фронтовой киносъемки. К сожалению, это случилось уже тогда, когда война близилась к своему концу…
[...]А. Медведкин, с помощью главного инженера ЦСДФ И. Гордейчука, создал своеобразный кинопулемёт, внешним видом походивший на автомат, который приводился в движение аккумулятором. «Командование 3-го Белорусского фронта, – рассказывает главный редактор ЦСДФ М. Большинцов, – приказало отобрать из числа разведчиков 35 особо инициативных и особо отличившихся сержантов для выполнения особого задания. Тридцать пять бывалых воинов.
Алексей Лебедев, оператор, Источник
В предельные сроки эти люди овладели своим новым оружием «кинопулемётом» и стали именоваться сержантами-операторами.[...]
Игорю Борисовичу Гордийчуку — 90!
Совет ветеранов и дирекция Дома ветеранов кино (ДВК), Источник
Этот скромный интеллигент с тихим голосом успел за свою жизнь так много сделать, что для перечисления его заслуг, званий, наград нужно много строчек. Игорь Борисович – участник войны, имеет боевые ордена и 20 медалей. До сих пор он остается в строю. Операторы пользуются его книгами, работают конструкторские бюро киноаппаратуры, созданные по его инициативе после войны. Игорь Борисович, почетный кинематографист России, был членом-учредителем создания СК СССР.
25 января 2002 года на юбилейное торжество в ДВК Председатель СК России прислал памятный адрес «За большой вклад в развитие российской науки и кинопромышленности», Министр культуры издал поздравительный приказ. Поздравляли юбиляра Гильдия кинооператоров СК России, Комиссия ветеранов кино, предприятие «Кинотехника», НИКФИ, ЦСДФ, «Мосфильм» и другие организации. Ветераны кино и сотрудники ДВК присоединяются к пожеланиям здоровья и творческого долголетия Игорю Борисовичу и его супруге Лидии Федоровне – верному другу и соавтору одной из книг.
[ Страница дополняется материалами ]