5 августа на YouTube канале Кино-Театр.Ру вышел седьмой эпизод интернет-проекта о фронтовой кинохронике «КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ».
Эпизод #7 (хронометраж 07:41; режиссер Георгий Молодцов) рассказывает историю короткой, но яркой жизни кинохроникера Великой Отечественной войны Марии Суховой.
В эпизод вошли редкие кадры хроники — съемки первого женского автопробега имени сталинской Конституции, кадры из фронтовых выпусков «Союзкиножурнала», а также кадры, запечатлевшие Марию Сухову среди отряда партизан.
На Московскую студию кинохроники Мария Ивановна Сухова пришла по комсомольской путевке, но уже в 1936 году она, совместно с кинооператором Оттилией Рейзман, принимает участие в качестве кинооператора в знаменитом Большом женском автопробеге имени сталинской Конституции по маршруту: Москва — Малые Каракумы — Москва. 45 женщин — от 20 до 34 лет — за рулём 15 машин "ГАЗ-А" — 10 легковых и 5 пикапов за два месяца проехали более 10 000 км по российским дорогам и абсолютному бездорожью. Кадры, снятие Суховой и Рейзман, вошли в документальный фильм «Женский автопробег» (режиссер А. Ованесова).
Из воспоминаний кинооператора и режиссера Владимира Томберга:
«Мария Сухова была человеком героического характера. Родилась она в роковом 1905 году в семье дворника. Проучиться в школе ей довелось лишь 2 года: нужда заставила пойти работать, помогать семье. Не получив никакого образования, не имея профессии, она по комсомольской путевке в 1930 году пришла на Московскую студию кинохроники.
Сначала работала уборщицей, пытливо присматривалась к производству. Вскоре ее перевели ученицей в цех обработки кинопленки. Маша жадно включилась в работу и быстро освоила первую в своей жизни специальность проявщицы негативов. Ей предложили более сложную и ответственную работу контролера ОТК. Постепенно Сухова изучила все процессы лабораторной обработки пленки, и тогда, по ее горячему желанию, ей – первой из женщин! – разрешили работать ассистентом кинооператора. Способная, энергичная, настойчивая, она трудилась с еще большим увлечением...»
(Из книги В.И. Фомина «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (2018); с. 812-813)
В ноябре 1941 года Сухова была в числе операторов, снимавших парад Красной Армии на Красной площади в Москве 7 ноября.
Съемки Марии Суховой вошли в документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (режиссёры Леонид Варламов, Илья Копалин).
В конце ноября 1943 года для фильма «Иран» (режиссер И. Посельский) совместно с кинооператорами В. Штатландом и И. Сокольниковым снимала в Тегеране конференцию руководителей трех союзных государств антигитлеровской коалиции.
Из воспоминаний редактора фронтовых киногрупп Юрия Каравкина (очерк 1943-1944 гг. для Совинформбюро):
«...У северных границ Ирана Сухова снимала прилепившиеся к горам сакли древнего племени курдов. Затем советская женщина-кинохроникер увековечила на пленке некоторые моменты жизни и работы Шаха Ирана Мухаммеда Реза Пехлеви.
Когда эти съемки для документального фильма «Иран» разбирались на монтажных столах, Сухова была дома, в Москве, и снова собиралась уезжать. Сейчас путь предстоял в край, отрезанный от родины огненной линией фронта. Центральная студия Кинохроники готовила документальную картину о партизанской борьбе в тылу немецких оккупантов...»
(Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ)
С конца 1942 года и до своей гибели в мае 1944 года снимала совместно с О.Б. Рейзман, С. Школьниковым, М. Посельским и другими операторами в отрядах белорусских партизан.
Погибла в операции «Прорыв», когда белорусские партизаны пробивались из кольца карателей. Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946 — посмертно).
Кадры, снятые Марией Суховой в партизанском отряде, вошли в документальные фильмы «Народные мстители» (1943), «Освобождение Советской Белоруссии» (1945), а также в 20-ти серийную киноэпопею «Великая Отечественная» (1979).
В 1974 году на памятном поле партизанской славы (место прорыва блокады), в семи километрах от райцентра Ушачи, был открыт мемориальный комплекс «Прорыв». Торжественное открытие мемориала состоялось 30 июня 1974 года. Комплекс представляет собой бетонную стену длиной 11 метров, которая расколота на две части. Имя Марии Суховой увековечено на памятнике среди имен героев-партизан.
На открытии мемориала в Уша́чах присутствовали соратники Марии Суховой — фронтовые кинооператоры Иосиф Вейнерович, Оттилия Рейзман и Семён Школьников.
Марии Суховой посвящен документальный фильм «Мария» (1993). Автор фильма — Семён Школьников.
«КАК СНИМАЛИ ВОЙНУ» — совместный проект Гильдии неигрового кино и телевидения и сайта «Кино-Театр.Ру» создан при поддержке Института развития интернета в рамках реализации нацпроекта «Культура». Проект посвящен памяти фронтовых кинооператоров Великой Отечественной войны.
Эпизод #1 (хронометраж 03:36), посвященный кинокамере «Аймо» – главному оружию операторов Великой Отечественной войны, доступен с 8 мая на канале Кино-Театр.Ру на YouTube.
Эпизод #2 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 06:03; режиссер Алексей Ханютин) рассказывает о начале Великой Отечественной войны — отправке на фронт первых киногрупп, предвоенных оборонных картинах, в частности вошли фрагменты пропагандистского игрового фильма 1938 года «Если завтра война» (режиссер-постановщик Ефим Дзиган; оператор Евгений Ефимов; в основе фильма — документальные кадры, снятые «Союзкинохроникой» во время военных манёвров), также вошли кадры хроники, снятые военными операторами Вермахта.
Эпизод #3 «Плачьте, но снимайте» (хронометраж 05:26) рассказывает о прославленном кинооператоре документального кино Владиславе Микоше.
Эпизод #4 (хронометраж 04:32) рассказывает о фронтовом кинооператоре, снимавшем бои за Сталинград Валентине Орлянкине.
Эпизод #5 (хронометраж 07:45) рассказывает об одном из самых талантливых кинооператоров Великой Отечественной войны Владимире Сущинском.
Эпизод #6 (хронометраж 06:09; режиссер Артур Анаян) рассказывает об одном из самых ярких и бесстрашных летописцев Великой Отечественной войны, единственном фронтовом кинооператоре, награжденном орденом Славы за храбрость Николае Лыткине.