Русанов Павел Васильевич (01 (14) августа 1909, с. Сергеевка — 23 марта 1994, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968). Член СК СССР с 1957 года. Награжден орденами и медалями.
В кино с 1930 года — асс. оператора, с 1934 — оператор Московской кинофабрики «Союзкино» / Москинокомбината.
В 1933 году окончил операторский факультет ГИКа.
С 1935 — оператор Хабаровской базы «Союзкинохроники» / Дальневосточной студии кинохроники. Участвовал в съёмках боёв у озера Хасан — фильм «Слава героям Хасана».
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны.
Съёмки Павла Русанова вошли в документальные фильмы: «День войны» (1942), «Приморье в дни войны» (1943), «В освобождённой Молдавии» (1944), «Победа на Правобережной Украине и
изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель» (1945), «Битва за нашу Советскую Украину».
5 мая 1945 года установлена 1-я операторская категория[2].
С декабря 1945 — корреспондент Дальневосточной студии кинохроники.
С мая 1946 — корреспондент Северо-Кавказской студии кинохроники.
С 01 марта 1949 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) в порядке перевода с Хабаровской студии кинохроники[3].
С 07 февраля 1955 — оператор высшей категории.
В 1968 году на кинофестивале в Монте-Карло П.В. Русанов был награжден "Золотой нимфой" за документальный фильм «Слово об одной русской матери».
2 февраля 1971 года тарифицирован режиссером высшей категории.
Жена — Юлия Сидоровна.
Сын (приемный) — Андрей Андреевич Русанов (Скоба) — оператор документального кино. В 1978 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская П. Ногина).
Сын (от брака с Юлией Сидоровной) — Николай Павлович Русанов — режиссер. После окончания режиссерского факультета ВГИКа работал в рекламе.
Оператор
1934 — Первая победа (Москва-Волго-строй); режиссёр: Р. Гиков; операторы: В. Будилович, Н. Самгин, Э. Троссман, К. Широнин, П. Русанов
1938 — Слава героям Хасана; полнометражный; режиссёр: И. Копалин; операторы: З. Бабасьев, П. Русанов, Н. Лыткин
1942 — День войны (фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный; оператор в группе
1943 — Битва за нашу Советскую Украину (фильм рассказывает о событиях осени 1943 года на южных фронтах Великой Отечественной войны; впервые зрители военной хроники услышали «живые голоса» бойцов, а также огромным количеством философских обобщений, написанных А. Довженко в форме лирических раздумий, и озвученных Л. Хмарой; включены кадры трофейной немецкой кинохроники); Производство: Центральной и Украинской студии КИНОХРОНИКИ; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, Б. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие; в титрах не указаны: В. Сущинский, П. Русанов
1944 — В освобожденной Молдавии; режиссёр: Л. Крист; операторы: П. Русанов, И. Грязнов, А. Щекутьев
1945 — Победа на Правобережной Украине (хроника Великой Отечественной войны 1943 — 1944 годов, посвященная наступлению советских войск на Запад — во время Проскуровско-Черновицкой операции; в фильме использованы кадры из немецкой кинохроники; фильм вышел на экраны в начале 1945 года) (новая редакция 1974 года); Производство: ЦСДФ и Украинская студия кинохроники; авторы фильма: А. Довженко, Ю. Солнцева; начальники фронтовой группы: В. Штатландт, С. Гуров, М. Ошурков; операторы: К. Богдан, Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Пойченко, В. Войтенко, И. Гольдтштейн, В. Доброницкий, Д. Ибрагимов, П. Касаткин, И. Кацман, А. Ковальчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. Русанов, А. Семин, А. Софьин, Н. Топчий, Д. Шоломович
1945 — Повесть о наших детях (о детях в годы Великой Отечественной войны); полнометражный; режиссер А. Ованесова; автор сценария А. Ованесова совместно с Л. Перцовой; операторы: К. Богдан, Г. Гибер, К. Дупленский, И. Запорожский, П. Касаткин, Г. Монгловская, Н. Нагорный, М. Оцеп, П. Русанов, С. Семенов, В. Томберг, В. Цитрон, А. Свинцов; диктор Л. Хмара; звукооператор В. Нестеров; музоформитель А. Ройтман
1945 — Поместный Собор Русской Православной Церкви; режиссер М. Славинская; операторы: С. Семенов, А. Каиров, П. Русанов, М. Цирюльников, Г. Монгловская
1949 — 1 Мая (о Первомайском празднике 1949 год в Москве; режиссёры: И. Сеткина, Л. Степанова; операторы: И. Беляков (главный оператор), Б. Волчек, Г. Гибер, М. Глидер, А. Казаков, П. Касаткин, Б. Небылицкий, М. Ошурков, О. Рейзман, С. Семенов, А. Хавчин, А. Шафран, А. Щекутьев, Е. Алексеев, С. Гусев, Г. Захарова, А. Левитан, М. Лифшиц, Г. Монгловская, Е. Мухин, А. Никифоров, К. Писанко, М. Прудников, П. Русанов, К. Широнин
1949 — Спортивная слава; полнометражный; режиссер: Л. Кристи; операторы: Н. Вихирев, Г. Монгловская, А. Никифоров, И. Михеев, Н. Соловьев, И. Гутман, С. Коган, В. Комаров, Ф. Леонтович, Ю. Монгловский, П. Русанов, А. Сидоренко, А. Хавчин, С. Школьников
1950 — У берегов Тихого океана; режиссер: Н. Соловьев; операторы: И. Гутман, П. Русанов
1952 — На рыбных промыслах страны; режиссер: Л. Кристи, И. Кравчуновский, М. Славинская; операторы: Г. Голубов, И. Гутман, П. Русанов, А. Гриберман, П. Опрышко, В. Фроленко
1952 — По берегам Нижней Волги; полнометражный; режиссер: Л. Кристи; операторы: П. Русанов, А. Щекутьев, Г. Земцов
1952 — На окраинах Москвы; режиссёр: Л. Кристи; операторы: П. Русанов, А. Семин
1954 — На международной ярмарке в Лионе (фильм о 36-й Международной ярмарке); режиссёр: И. Сеткина; операторы: П. Русанов, А. Семин, Е. Аккуратов, Н. Генералов
1954 — На международной ярмарке в Салониках (открытие девятнадцатой ярмарки в г. Салониках); режиссёр: В. Плотникова; операторы: А. Семин, П. Русанов
1955 — На земле древней Эллады; операторы: П. Русанов, А. Семин
1958 — Зимний праздник; режиссёр: М. Слуцкий; операторы: В. Киселев, С. Киселев, А. Левитан, М. Ошурков, П. Русанов, О. Рейзман, В. Трошкин, Е. Федяев, Е. Яцун
1959 — Звёзды встречаются в Москве (о Первом Московском международном кинофестивале, проходившем в августе 1959 года); совместное производство: ЦСДФ и Мосфильм; режиссёёры: В. Катанян, Б. Бычков; операторы: П. Русанов, Л. Михайлов, Г. Серов
1961 — Опасные повороты; Производство: Таллинфильм; первый в мире цветной игровой панорамный фильм с 9-ти канальным стереофоническим звуком (выпущен на экран 21 июля 1961 года); авторы сценария: Дагмар Нормет, Шандор Стерн; режиссеры-постановщики: Юлий Кун, Кальё Кийск; операторы: В. Воронцов, П. Русанов, Э. Штырцкобер
1961 — Наши современники; полнометражный; режиссёр: Е. Вермишева; операторы: Г. Аслан, Е. Легат, И. Бганцев, П. Русанов, С. Киселев, Г. Серов, О. Лебедев, И. Филатов
1968 — Русская православная церковь сегодня; полнометражный; режиссёр: Б. Карпов; операторы: В. Копалин, П. Русанов
1954 — На международной ярмарке в Солониках
1954 — Париж (видовой киноочерк); режиссёр-оператор совместно с А. Семиным
1956 — В Швеции; режиссёр-оператор
1956 — На земле древней Эллады
1957 — 15 дней в Великобритании; режиссёр-оператор
1958 — Бессмертная юность
1959 — Что мы видели в США (пребывание в США советской сельскохозяйственной делегации); режиссёр-оператор
1963 — Манолис Глезос — сын Эллады (фильм о греческом патриоте Манолисе Глезосе и борьбе греческого народа за независимость); полнометражный
1964 — Бесхозяйственности — закрыть путь
1965 — Сергей Есенин; полнометражный; режиссёр-оператор (совместно с режиссёром Борисом Карповым)
1966 — Слово об одной русской матери (совместно с режиссёром Борисом Карповым). Фильм о Епистинии Фёдоровне Степановой (приз Московского международного фестиваля)
1969 — Была на земле деревня «Красуха»
1969 — Красная площадь
1970 — Спасская башня
1971 — К берегу Маклая (фильм о путешествии научно-исследовательского судна "Витязь" к берегам тропических островов Тихого океана); режиссёр-оператор
1972 — Болельщики
1972 — На островах Океании (фильм рассказывает о жизни далеких островов Тихого океана, получивших недавно независимость: Западное Самое, Фиджи, Тонга, в фильме также показана работа ученых на научно-исследовательском судне "Витязь")
1972 — И не прервется связь времен (фильм рассказывает о тех студентах, которые занимаются реставрацией памятников старины); режиссёр-оператор; по заказу Всероссийского общества охраны памятников истории
1974 — Земля под океаном (фильм о геологических и геофизических исследованиях дна океана, проводимых учеными СССР совместно с зарубежными коллегами); полнометражный
1975 — Красная площадь
1976 — Художник Илья Глазунов
1978 — Желанушка
1979 — Синема в России (фильм посвящен 70-летию русского кинематографа, ведущим мастерам немого кино.); полнометражный; автор сценария и режиссёр (совместно с режиссёром Борисом Карповым)
1981 — Песни над Тихой Сосной (рассказ о современной жизни в деревнях и селах Белгородской области, о сохранении и передаче молодежи народных традиций)
1983 — Поле над Прохоровкой (фильм посвящен 40-летию Курской битвы)
1985 — Илья Глазунов; полнометражный
1987 — Художник и время — Илья Глазунов
Снял более 600 сюжетов для киножурналов: "Союзкиножурнал", "Новости дня", "Пионерия", "Наука и техника", "Советский спорт ", "Наш край" (ЛСДФ), "Советский воин", "Страна Советская", "Советское кино", "По Советскому Союзу".
[...] В 1935 году в Хабаровск приехали молодой режиссер Леонид Кристи и Анатолий Луначарский, автор интересных рассказов, ставший другом всех дальневосточных кинематографистов. Кристи, воспитывающийся в семье Луначарского, называл Анатолия просто Тошкой.
Елена Глебова, главный редактор регионального культурно-просветительского журнала «Словесница Искусств» (Хабаровск, Хабаровский край), Источник
Леонида Кристи «край романтики» встретил не слишком приветливо. Жизнь была настолько неустроенной, что Леониду Михайловичу приходилось спать на монтажном столе. Вот она, сила молодости, которая помогает многое преодолеть. Случалось немало забавного, а иногда и нелепого. Поехал Леонид Кристи с оператором Павлом Русановым (о нем речь еще впереди) в Гвасюги. Нужно было снять сюжет для общесоюзной «хроники», о том, как удэгейцам выдают советские паспорта. Подъезжая к Гвасюгам, увидели они потрясающую картину: по тайге на лыжах бежит удэгеец в национальной вышитой одежде. Не желая упускать живописный кадр, Павел Русанов выскочил из машины и закричал: «Стой! Стой!». И, жестикулируя руками, стал объяснять аборигену: «Твоя беги, моя снимай!» Удэгеец остановился и на чистейшем русском языке вежливо поинтересовался, в чем, собственно, дело? Им оказался учитель Константин Кимонко, выпускник Ленинградского института имени Герцена, позднее репрессированный и расстрелянный. А когда съемочная группа прибыла в село, выяснилось, что ни о каких паспортах там не слыхивали. Пришлось идти на хитрость (сюжет-то горел!). Взяли свои собственные «краснокожие паспортины» и торжественно вручили местным жителям под треск кинокамеры. Потом, естественно, забрали.
Оператор Павел Русанов — человек столичный. На Дальний Восток он приехал с братом Петром, тоже оператором. Им, как и Кушешвили, довелось побывать в местах боев на озере Хасан (вместе с Бабасьевым и В. Г. Мирным). Отснятый материал позднее стал основой фильма «Слава героям Хасана».
Павел Васильевич Русанов — личность яркая, неординарная. Он придумывал интереснейшие кадры, выстраивал их, но из-за рассеянности, о которой на студии ходили анекдоты, часто сам все и портил. Вот один такой случай. Нужно было снять нашу авиацию. Русанов задумал кадр: самолеты взмывают ввысь и проносятся прямо над оператором. А поскольку горючее дорогое, дубли не предусмотрены, и самолеты должны пролететь только один раз. Русанов договорился с летчиками: как только он махнет белым платком, те поднимут машины в воздух. Пока Павел Васильевич делал последние приготовления, к нему подскочил фотокорреспондент и спросил: «Ну что, Паша, все готово?» — «Да» — «А как они узнают, что нужно взлетать?» — «А я платком махну». И махнул. В тот же миг самолеты с ревом пронеслись над репортерами. Фотокор успел сделать снимок, а вот Павел Русанов — нет.
Ради интересного кадра Русанов был готов на все. Однажды он решил снять корабль с воды. Высадили его на бон (большой буй), настроил он свою камеру и стал ждать. Но когда водный гигант прошел мимо оператора, поднялась такая волна, что смыло его с бона со всей аппаратурой.
Павел Русанов, проработав на Хабаровской студии несколько лет, уехал в Москву. Во время Великой Отечественной войны был фронтовым оператором, потом вернулся на Центральную студию документальных фильмов.[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 172); ГЦМК (— Ф. 56. — Оп. 4. — Ед. хр. 674).