Александр КАЗНАЧЕЕВ

кинооператор

Полное имя:
Александр Фёдорович КАЗНАЧЕЕВ

Дата рождения:
28 мая 1909
г. Самара, Самарская губерния, Российская империя

Дата смерти:
02 февраля 1980 (70 лет)
г. Куйбышев, РСФСР, СССР

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Казначеев Александр Федорович (13 (28) мая 1909, Самара — 02 февраля 1980, Куйбышев (ныне Самара)) — оператор-документалист. Награжден орденом Красной Звезды. Член ВКП(б) — КПСС с 1941 года. Член СК СССР с 1958 года.

В 1926 году окончил бухгалтерские курсы.
С июня 1926 по 1927 — счетовод в сельпо.
В 1927 — 1929 — плакатист в самарских художественных мастерских.
В 1929 — 1930 — учился в техникуме физкультуры (ушел с 3-го курса).
С октября 1930 по ноябрь 1932 — пом. оператора Средневолжского отделения «Союзкино».
С ноября 1932 по ноябрь 1934 — служил в РККА.
С ноября 1934 по июнь 1940 — асс. оператора Средневолжского базы «Союзкинохроники» / Куйбышевской студии кинохроники.

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. На фронте с июля 1941 года. Боец 48-й танково бригады.

  • С мая 1942 — асс. оператора в киногруппе Южного фронта.

 Фронтовые операторы (слева направо): А.Сологубов, А.Левитан, А.Казначеев, М.Терещенко. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 7374631.

  • С сентября 1942 — асс. оператора в киногруппе Западного фронта.

На Закавказском фронте. Туапсе, октябрь 1942 года. На фото (слева направо) операторы и начальники фронтовых киногрупп: А.Д. Каиров, Р.Г. Григорьев, С.И. Коган, М.А. Трояновский, А.Ф. Казначеев, И.П. Копалин. Фото из личного архива Алексея Трояновского (сына М.А. Трояновского).

  • С июля 1943  — асс. оператора, оператор в киногруппе Северо-Кавказского фронта.
  • С августа 1944  — оператора в киногруппе 2-го Белорусского фронта.

Фронтовые кинооператоры: Казначеев А., лейтенант Галаганов А.Г. и Каспий Д.. 1944 год-1945 гг.. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 7374631.

Принимал участие в съемках боевых эпизодов для киножурналов и фильмов «Кавказ», «В логове зверя», «В Помера­нии». За фронтовые съемки неоднократно премировался. 

«Оператор А.Ф. Казначеев за полу­годие заснял 8 сюжетов, в том числе 2 боевых. В СКЖ включено 2 сюжета и 1 использован частично; для фильма "День войны" принято 2; в Летопись – 1; в Киносборник – 2.

Тов. Казначеев – квалифицированный оператор, снявший несколько неплохих сюжетов о борьбе за Донбасс. Лучшие из них: "Снайпер Харламов" (СКЖ № 51), "Переправа под огнем противника" (фильм "День войны").

Тов. Казначеев умело владеет операторской техникой, но в методе съемки иногда допускает ошибки. Так, например, неплохая съемка "Засада в горах" закончилась срывом: плохой инсценировкой захвата немецкой автомашины. По этим причинам сюжет удалось использовать лишь частично, соединить его с другим материалом.

Последняя работа т. Казначеева совместно с операторами Петровым и Каировым над сю­жетами "В горах Кавказа" и "Войска в горах" дала ряд хороших кадров для юбилейного СКЖ.

Директор Центральной студии кинохроники Головня.

Редактор Попов.

(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 47.)[1]

Автор книги воспоминаний (совместно с Ц. Клячко) «Рядом с солдатом» (1982).

В 1945 — 1969 — оператор Куйбышевской студии кинохроники.
В 1969 — 1978 — оператор киностудии Куйбышевского авиационного института.


_______________________________
1. «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 716-717).

СЕМЬЯ

Жена — Лидия Ивановна.
Дочь — Наталия Александровна Казначеева.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1940 — День нового мира (24 августа 1940 года 97 кинооператоров Центральной студии кинохроники (ЦСДФ) снимали на всей территории Советского Союза трудовой день страны); полнометражный; реж.: М. Слуцкий, Р. Кармен; снимали 97 операторов кинохроники, с т.ч.:  гл. операторы: Р. Кармен, М. Ошурков, Б. Небылицкий; операторы: Александр Казначеев, Владимир Еремеев, Пётр Оппенгейм, Николай Нагорный, Владимир Фроленко, А. Казначеев и другие кинооператоры; звукооператор: Д. Овсянников; авторы сценария: М. Цейтлин, Б. Яглинг; звукооператоры: Г. Фомин, Д. Овсянников; музыка: Д. Покрасс; диктор: Ю. Левитан
1942 — День войны (13 июня 1942 года — 356-й день Великой Отечественной войн; этот фильм об одном из дней героической борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками снимали 160 кинооператоров на фронте и в тылу); полнометражный
1943 — Керченский пролив
1944 — Война в Пруссии
1944 — Кавказ (Битва за Кавказ); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники и сектор хроники Тбилисской киностудии; автор-режиссер фильма:  Л. Варламов; режиссер: Ш. Чагунава; фильм снимали 17 операторов киногрупп Закавказского и Северо-Кавказского фронтов; руководитель оператор М. Трояновский; операторы: Д. Шоломович, А. КазначеевМ. Пойченко, А. Каиров, С. СеменовД. КаспийА. ЛевитанС. Коган, В. Петров, Л. Котляренко, Л. Арзуманов, Л. Мазрухо, Г. Асатиани, А. Сологубов, О. Деканосидзе, Н. Петросов, В. Шанидзе
1944 — Битва за Севастопольполнометражный; реж.: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Афанасьев, Я. Берлинер, К. Дупленский, И. Запорожский, Д. Каспий, Л. Котляренко, М. Лифшиц, Ф. Овсянников, М. Пойченко, Н. Петросов, А. Смолко, В. Сущинский, Б. Щадронов, Г. Хнкоян, А. Казначевв (в титрах не указан); звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в городах — Кёзлине, Штаргарде, Альтдамме, Штеттине, Цоппоте, Гдыне, Гданьске ( немецкое название Данциг). Германия. Северная Померания); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов
1945 — Народные выборы
1945 — Парад молодости
1946 — Октябрь в Куйбышеве
1946 — Май в Куйбышеве
1946 — Орденоносная Чувашия
1946 — Физкультурный парад
1946 — Волга
1947 — Учительница Лавровская
1948 — Люди одного колхоза
1950 — Поволжская спартакиада
1952 — Сталинградский 1001
1955 — Юбилей Советской Мордовии
1955 — Пензенская сельхозвыставка
1955 — Кукуруза в Татарии
1956 — Горячие сердца
1956 — Почин мастера Кораблина
1956 — Почин чкаловских хлеборобов
1956 — Второе рождение металла
1957 — Наш город родной
1958 — Из школы на фермы
1961 — Советская Чувашия
1962 — Сельская учительница
1963 — Кукуруза в Татарии
1964 — Пензенская сельхозвыставка
1964 — Рязанские животноводы
1964 — Беспокойный человек
1964 — Мордовия зажигает огни
1964 — Часовые мира
1965 — Наш родной город
1965 — Великая Отечественная (2 серии); полнометражный; авторы сценария: Роман КарменСергей Смирнов; режиссер, руководитель творческой группы: Роман Кармен; режиссёры: Ирина ВенжерИрина Сеткина; операторы: фронтовые кинооператоры ЦСДФ; звукооператор: Виктор Котов
1966 — Волга должна быть чистой
1966 — Ремонт нефтерезервуаров
1966 — Химия ремонтирует
1966 — Берегите Волгу
1966 — Указ в Действии
1967 — Город Ильичевой юности
1967 — Преодоление засухи
1967 — Машинное доение коров
1968 — На родине Буревестника 
1968 — Профессор Ерошевский
1968 — Мы помним 
1969 — 1978 — «Мой факультет»; «Куйбышевский авиаинститут»; «Мой институт»; «Взлет»; «Победа в киевском небе»; «Операция профессора Краснова»; «100 лет Мединституту».

КИНОПЕРИОДИКА

Снял более 900 сюжетов для кинолетописи и киножурналов.

________________________________
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: ГОСКАТАЛОГ.РФ.; справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 340); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 716-717); Личное дело сотрудника Центральной студии документальных фильмов оператора Александра Федоровича Казначеева (Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 18968822). Фотографии: ГОСКАТАЛОГ.РФ

Библиография

1982 — А. Казначеева, Ц. Клячко «Рядом с солдатом» (— 58 с., с ил.) (изд.: — М.: Союз кинематографистов СССР, Всесоюзное бюро пропаганды киноискусства))

Награды

1944 — Медаль «За оборону Кавказа»
1944 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 547 от 15.12.1944 г.; Издан: ВС 2 Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Цитаты

[...]Казначееву судьба уготовила пройти через множество испытаний. Сначала он снимал отступление от Донбасса до Сталинграда. Горькие это были кадры, трагические: бессильная бегущая армия, толпы беженцев с детьми, стариками, с семейным скарбом. Тут же ревущие не доенные коровы. Охота за мирным населением с воздуха, неподдельный ужас в глазах людей, стоны раненых, крики о помощи…
Он ехал на ступеньке грузовика киногруппы и снимал, снимал, снимал этот позор отступления, понимая, что и он — факт истории.
Вдруг увидел женщину, стоявшую на каком-то возвышении. Она протягивала вперёд руки и что-то говорила. Казначеев попросил притормозить, и его камера зафиксировала вот что: седые волосы женщины покрыты тёмным платком, огромные глаза полны слёз. Обращаясь к отступающим солдатам, она горячо говорит: «Если встретите моих сынов, скажите им — пусть до последнего часа бьются за родную землю!».
Он успел снять, как один красноармеец в пропотевшей гимнастёрке подошёл к ней, снял с плеча винтовку, сорвал пилотку с головы, опустился на одно колено и поцеловал край пропылённого её платья… А позже оператор встретился с этой женщиной лицом к лицу — она смотрела на него с известного плаката художника Тоидзе «Родина-мать зовёт!»[...]
Александр Фёдорович рассказывал, что часто приходилось снимать под пулями, под жестокой бомбёжкой. Так было в плавнях на Кубани, на цементном заводе в Новороссийске.
«В плавнях, — вспоминал он — мы с оператором Каспием должны были снять переброску боевого взвода на большой остров. Перебирались, кто как мог, — и по пояс в воде, и на камышовых плотиках. Они оказались на удивление прочными, но по сигналу тревоги все прыгали в воду, поднимая над головами автоматы, вещмешки, ну а мы — кинокамеры. Очень старались не замочить их, не испортить отснятую плёнку».
Кадры этой операции, отснятые Казначеевым, много лет спустя вошли в фильм Романа Кармена «Великая Отечественная».[...]

Светлана Смолич, Источник