Борис МАНЕВИЧ

звукооператор, оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Борис Исакович МАНЕВИЧ

Дата рождения:
01 мая 1910
г. Ставрополь, Ставропольская губерния, Российская империя

Дата смерти:
08 января 1992 (81 год)
г. Ростов-на-Дону, РСФСР, СССР

Профессии:
звукооператор, оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Маневич Борис Исаакович (18 апреля (01 мая) 1910, Ставрополь — 08 января 1992, Ростов-на-Дону) — оператор документального и научно-популярного кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Член ВКП(б) — КПСС с 1948 года. Член Союза кинематографистов СССР (Ростовское отделение) с 1958 года.[1]

Во время Первой ми­ровой войны семья Маневича переехала в Таганрог, а затем в Ростов-на-Дону.
В 1920 — 1928 учился в Ростовской н/д средней школе им. А.В. Луначарского.[2]

В 1925 году поступил учеником на электростанцию кинотеатра «Солейль».
В 1929 году учился на рабфаке на киномеханика. Организовал и возглавич фотокружок.

С 1930 — помощник оператора, с 1933 по 1937 — оператор Ростовской кинофабрики  «Союзкино» / Ростовской студии кинохроники.
С 1937 — на Алма-Атинской студии кинохроники.

В музее кино хранится письмо (2 рукописных листа) от 27 сентября 1940 года на имя заместителя начальника Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии Романа Григорьевича Кацмана от Маневич Павлины (жены оператора Бориса Исааковича Маневича) с просьбой оставить мужа работать в Алма-Ате и не переводить на очередной корреспондентский пункт.[3]

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с 1942 года. 

  • С июля 1942 — оператор киногруппы Северного флота;
  • С декабря 1944 по апрель 1945 — оператор киногруппы 2-го Белорусского фронта.

«Проявил себя смелым оператором, спокойно работаю­щим в опасной обстановке. У меня вызывает опасение, что проведенные им съемки будут заниженного качества и неинтересны, т. Маневич как-то слишком безразлично смотрит на происходящие события с точки зрения возможности их фиксации. Он как-то плохо видит материал для съемок в окружающих событиях. Мои опасения сводятся к тому, что за его инертностью скрывается творческая слабость оператора. Не видя его съемок мне трудно делать решительные выводы, но такое впечатление сложилось после бесед с ним и с ра­ботавшими с ним в паре операторами. Сейчас Маневич остался без аппарата из-за пожара, при котором погибла камера. А сам он получил серьезные ожоги и после выхода из госпи­таля будет направлен в Москву.

20 марта 1945 г. Начальник киногруппы Трояновский».

(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 76.)[4]

В 1945 — 1956  на Алма-Атинской студии документальных фильмов, работал также на Северно-Кавказской студии кинохроники и Новосибирской студии кинохроники. 

Необоснованно репрессирован. Приговорен Верховным судом Северо-Асетинской АССР 08 февраля 1952 г. к 10 годам ИТЛ. Реабилитирован в 1957 году.[5]

В 1956 — 1980 — на Ростовской студии кинохроники.

Режиссер-оператор 25-ти на­учно-популярных фильмов.

Организатор, первый уполномоченный и секретарь правления Ростовской организации Союза кинематографистов СССР. Один из организаторов ростовского отделения кинопропаганды и наставник детских кинолюбителей.

__________________________
1. Даты рождения, партийность, звание указаны в соответствии с информацией справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 531-532).
2. Личное дело сотрудника Центральной студии документальных фильмов оператора Бориса Исааковича Маневича. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 19377177.
3. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ № 17290298.
4. Из книги «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 756-757).
5. "Предположительно, в 1951 году незаконно арестован за то, что на одном из собраний упомянул о лучшей технической осощенности немецких кинодокументалистов (дело сфабриковано, по-видимому, в т.ч. по доносу А.И. Литвина)". Источник: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 532).

СЕМЬЯ

Жена — Маневич Павлина.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1933 — Учебный год начался
1934 — Школа отважных
1934 — Штурм Казбека
1935 — 10 лет Северной Осетии;
1935 — Первый съезд Советов Северного Кавказа
1936 — Дагестан;
1936 — 10-я горно-стрелковая штурмует Казбек
1937 — Всенародные торжества
1938 — Колхоз-миллионер
1938 — Балхаш
1939  Караганда
1940 — Джамбул
1940 — Казахстан (20 лет); полнометражный; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, А. Брантман, В. Доброницкий, Б. Маневич, Н. Теплухин 
1941  Все для фронта
1942  69-я параллель (фильм посвященный Северному военно-морскому флоту и мужеству его моряков); полнометражный; режиссеры: В. Беляев, М. Ошурков; операторы: Г. Донец, В. Мишенко, Ф. Овсянников, М. Ошурков, С. Урусевский, Б. Маневич (в титрах не указан); автор текста: Леонид Соболев; музыкальное оформление: композитор Д. Астраданцев; звукооператор: В. Котов; текст читает: Ю. Левитан; начальники съемочных групп: С. Гробер, Б. Лакман
1944 — По­беда на севере
1945 — В Померании (боевые действия советских войск в городах — Кёзлине, Штаргарде, Альтдамме, Штеттине, Цоппоте, Гдыне, Гданьске ( немецкое название Данциг). Германия. Северная Померания); режиссер: В. Беляев; операторы: Р. Кармен, В. Микоша, А. Софьин, М. Трояновский, А. Кузнецов, М. Шнейдеров, Д. Шоломович, А. Гафт, И. Аронс, С. Давидсон, Б. Дементьев, А. Казначеев, Л. Качурян, Н. Киселев, В. Косицын, Л. Котляренко, Ф. Леонтович, Б. Маневич, Л. Мазрухо, Е. Мухин, А. Семин, Б. Симхович, М. Силенко, Я. Смирнов, Б. Соколов, В. Томберг, К. Широнин; звукооператор: В. Котов
1945 — В логове зверя (разгром немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); реж.: Я. Посельский; операторы: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов, А. Медведкин, М. Трояновский 
1945 — Четверть века; полнометражный
1947 — В Цейском ущелье; автор-оператор
1948­ — 25 лет Кабарды
1954  Колхоз миллионер
1961 — Живая вода
1962 — Новосибирские куранты
1962 — Человек и степь
1963 — Один летний день
1964 — Во имя живых
1964 — В твоем селе
1964 — Земля и вода
1979  На маршруте все спокойно; полнометражный 
1978–1979 — Великая Отечественная (CCCР —США; 20-и серийная киноэпопея; художественный руководитель Роман Кармен)
1985 — Шолохов с нами; оператор в соавторстве

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.

1943 — Союзкиножурнал № 53-54; реж.: И. Сеткина; операторы: И. Малов, А. Казаков, В. Торчинский, Е. Ефимов, Б. Маневич, М. Ошурков, Ф. Овсянников, С. Урусевский, И. Посельский, В. Соловьев, И. Сокольников, В. Цеслюк, А. Фролов, Б. Небылицкий, Б. Шер, И. Гутман

_______________________________
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ). Биография: ГОСКАТАЛОГ.РФ.; справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 531-532); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 756-757). Фотографии из частных архивов, а также сайта ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Библиография

1987 — Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др.; 640 с., 96 л. ил. (изд.: - М.: Сов. энциклопедия)

Награды

1944 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 71 от 13.09.1944 г.; Издан: СФ. Архив: ЦВМА)
1945 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1985 — Орден Отечественной войны II степени (06.04.1985)

Цитаты

[...]В период Отечественной войны 1941 — 1945 г.г. кинооператоры Ростовской студии снимали летопись военных событий, освещая как на фронтах, так и в тылу героическую борьбу советского народа за освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Среди кинохроникёров того периода были: Гай Асланов, Теодор Бунимович, Борис Маневич, Виктор Петров, Георгий Попов, Александр Смолка, Михаил Пойченко, Давид Шоломович, Л.Б. Мазрухо, К. Кутуб-Заде.
Все фронтовые кинооператоры Ростовской киностудии имели многочисленные ордена и медали, которые они получили, выполняя свой долг и за их фронтовые подвиги.[...]

«Студии, которых нет», Источник

[...]С 1929 г. работал помощником киномеханика в ростовском кинотеатре «Солей». С 1930 г. работал фотографом, затем ассистентом кинооператора на Ростовской студии кино­хроники, которая тогда называлась «Базой советской кинохро­ники». В 1932 г. снял первый самостоятельный сюжет на I Съезде Советов Северо-Кавказского края и был аттестован киноопера­тором.[...]
Он снял уникальные кадры для фильма «69-я параллель», вошедшие в ставшие уже энциклопедическими 20 серий «Великой Отечественной». Запечатленная им торпедная атака иллюстрирует все пособия операторского искусства, а в Англии на примере это­го кинодокумента учат тактике морского боя. За кадры, которые стали хрестоматийны­ми, Б.И. Маневич был сильно руган, о чем он сам рассказывал[...]

В.И. Фомин, киновед, Источник

[...]В 1958 году в Ростове-на-Дону уполномоченным кинематографистом был назначен фронтовой кинооператор Борис Исаакович Маневич. Он воевал на Северном Флоте и снятый им эпизод торпедной атаки немецкого крейсера нашими моряками навсегда вошёл в учебные пособия по тактике морского боя генеральных штабов многих стран. А потом по навету был осуждён на долгие десять лет.
Ещё в тридцатые годы, когда никаких «канаток» и в помине не было, кинематографист Борис Маневич, совсем ещё молодой боксёр, но никогда не занимавшийся альпинизмом, зимой с кинокамерой поднимался на Казбек, а летом на Эльбрус. Не летавшему никогда на самолётах, Маневичу пришлось снимать и с воздуха. Так произошло и с войной. Никто из тогдашних кинематографистов не знал, что это такое, хотя многим из них приходилось снимать крупные военные манёвры. Оператор — это глаза и эмоциональная напряжённость зрительского существа. И потому, поучая молодёжь, Заслуженный деятель искусств РСФСР Борис Маневич говорил:
— Репортаж, с моей точки зрения, — жанр информационный. Но, чтобы информация запомнилась, её нужно преподносить через личное отношение автора к событию, оказывая эмоциональное воздействие на зрителя и привлекая его в соучастники пережитых событий автором.[...]

Юрий Щербаков, режиссер-оператор, Источник

[ Страница дополняется материалами ]