Гевиксман Виталий Артемьевич (11 февраля 1924, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — 17 января 2007, Москва) — композитор. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2003). Кавалер ордена «Знак Почёта». Беспартийный. Член Союза московских композиторов с 1949 года.
В 1936 году принят в особую детскую группу при Ленинградской государственной консарватории (ЛГК), затем переведен в школу-десятилетку при ЛГК, которую окончил в 1941 году.
В 1941 году был эвакуирован вместе с матерью из блокадного Ленинграда в Свердловск (ныне Екатеринбург), где его отец — Артемий Александрович Гевиксман работал дирижером Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии.
В 1943 — 1944 — музыкальный руководитель ансамбля в Свердловске.
В 1944 — 1945 — музыкальный руководитель Свердловского театра юного зрителя.
В 1945 году как пианист участвовал во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей в Москве.
В 1945 — 1947 — преподаватель по классу фортепиано в школе-десятилетке при Уральской государственной консерватории (г. Свердловск).
В 1948 году окончил Уральскую государственную консерваторию им. М.П. Мусоргского (класс композиции В. Я. Шебалина, класс фортепьяно Г. Г. Нейгауза).
С 18 июля 1949 по 14 апреля 1952 — старший музыкальный редактор Центральной студии документальных фильмов[1].
Впервые выступил в кино как композитор в 1950 году, написав музыку к научно-популярному фильму «Соперники».Автор музыки к документальным и научно-популярным фильмам «По Индонезии» (1954), «Сто дней в Бирме» (1957), «Утро Индии» (1957) и многим другим. Автор музыки к игровым фильмам «Цепная реакция», «Сашка» и к ряду мультфильмов.
Написал музыку к операм «Мастер и Маргарита» и «Принц и нищий». В анимации сотрудничал с режиссёром Александрой Гавриловной Снежко-Блоцкой.
Довольно популярной была его музыка к фильму «По Индонезии» (1955) с песней «Моя Индонезия» (исполняется в виде оркестровой сюиты «Индонезийская сюита»). Среди сочинений В. А. Гевиксмана симфония памяти В.И. Ленина, кантата «Сказ об Урале», «Африканская рапсодия» для симфонического оркестра (1959), балет «Снежная королева» (1960), оратория «Облако в штанах».
Особое место в творчестве В. А. Гевиксмана занимает музыка к документальной киноэпопеи «Великая Отечественная» (1979; художественный руководитель и продюсер Роман Кармен) и её главный лейтмотив — песня «Берёзовые сны».
Кармен рушил главный советский стереотип: Великая Отечественная — это исключительно ратный подвиг. Человеческие судьбы — только для художественного кино. Боль, страдания, кошмар отступления оставались вне документалистики. "Блокада Ленинграда" — один из самых пронзительных фильмов серии. Музыку к нему написал Виталий Гевиксман, сам блокадник. "Вы знаете, что такое дуранда? Это толченая березовая кора, заправленная маслом, по-моему, машинным, — рассказывает Виталий Гевиксман. — Вот такое мы ели в те времена. А что было делать..."
Илья Канавин. «НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА». История создания.
Сотрудники ЦСДФ, Госкино СССР и ВО «Совэкспортфильма» во время награждения орденами и медалями за совместный советско-американский проект «Неизвестная Война» (20-ти серийная киноэпопея «Великая Отечественная»). Москва, Кремль.1979 год. На фото сидят в первом ряду (слева направо): сценарист Иван Менджерицкий (третий слева), директор ЦСДФ Евгений Козырев, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Порфирьевич Георгадзе, асс. режиссера Галина Кудряшова (вторая справа); во втором ряду стоят (слева направо): зам. директора ЦСДФ Эдуард Стаченков, переводчик М.Г. Тоидзе, нач. цеха обработки пленки Галина Васильевна Щёголева (пятая слева), установщик цвета и света (ЦОП) Татьяна Самуиловна Загревская (шестая слева), асс. режиссера Римма Завалишина (третья справа), асс. режиссера Галина Зинченко (вторая справа), композитор Виталий Гевиксман (стоит во втором ряду справа); в третьем ряду слева: директор киноэпопеи Фабиан Могилевский; в третьем ряду (справа налево): драматург Александр Пумпянский; асс. режиссера Т. Шихова; в четвертом ряду: драматург Эдвин Поляновский (слева). Фото из архива Х. В. Маловой (дочери В.А. Гевиксмана).
Среди сочинений В. А. Гевиксмана симфония памяти В. И. Ленина, кантата «Сказ об Урале», «Африканская рапсодия» для симфонического оркестра (1959), балет «Снежная королева» (1960), оратория «Облако в штанах».
Юбилей режиссера Бориса Сарахатунова. На фото (слева направо): диспетчер ЦСДФ / РЦСДФ Зинаида Симагина, режиссеры Борис Сарахатунов и Леонид Махнач, Виталий Гевиксман, режиссер Татьяна Юрина. 28 ноября 1994 года. Фото из семейного архива Ирины Сарахатуновой.
Внесен в Российскую книгу рекордов Гиннесса 2000 года как самый пожилой композитор, победивший на конкурсе фортепианных дуэтов в Японии.
Отец — Гевиксман Артемий Александрович (1895 — 1974, Свердловск (ныне Екатеринбург), дирижер.
Жена — Гевиксман (Тазетдинова) Нурзия Османовна (1925 — 2006), награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." (1997).
Дочь — Малова (Гевиксман) Хельми Витальевна (род. в 1957 году в Москве), специалист по физике космической плазмы; доктор физико-математических наук (2007); старший научный сотрудник отдела космических наук НИИЯФ МГУ.
Документальные и научно-популярные фильмы
1950 — Соперники; производство: Свердловская киностудия; режиссер Я. Задорожный; композитор В. Гевиксман; Сталинская (Государственная) премия
1951 — Монгольская Народная Республика; полнометражный; совместное производство ЦСДФ и «Монголкино»); авторы: Ц. Зандраа, М. Трояновский; режиссер: М. Трояновский; операторы: Д. Ганжур, С. Гусев, В. Дэмбэрэл, Е. Яцун, Д. . Жигжид, Л. Котляренко, А. Сологубов, М. Трояновский; композиторы: С. Гончиг-Сумлаа, В. Гевиксман; звукооператоры: В. Котов, К. Никитин; авторы текста: Ю. Смирнитский, Ц. Зандраа; дир. картины: Т. Хурлээ, М. Бессмертный
1954 — По Индонезии; полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Посельский, И. Копалин, Р. Григорьев, Е. Боссак; оператор: А. Форберт, А. Крылов, А. Левитан, В. Микоша, С. Семенов; композитор В. Гевиксман
1955 — Дружба великих народов (2 серии) (фильм о пребывании в Индии Н. С. Хрущева, Н. А. Булганина. Н. С. Хрущев, Н. А. Булганин на приеме у Дж. Неру; присутствуют: И. Ганди, Р. Прасад и др.); полнометражный; режиссеры: Р. Кармен, И. Сеткина; операторы: Р. Кармен, Д. Каспий, М. Ошурков, П. Касаткин, В. Киселев, Д. Рымарев, И. Сокольников, Н. Соловьев; диктор Р. Выгодский; композитор В. Гевиксман
1955 — В центре Арктики (фильм об освоении Арктики, о попытках проникновения человека на далекий Север, к центру Арктики, к Северному полюсу; экспедиция: Г. Седова, Нансена, Пири, Андрэ, Амундсена. Походы на ледоколах: "Сибиряков", "Челюскин". Дрейф станций под руководством Папанина, "Северный полюс 3" и "Северный полюс 4"); полнометражный; авторы сценария: М. Трояновский, М. Червенко, А. Штепенко; режиссер М. Трояновский; операторы: А. Истомин, А. Котляренко, О. Лебедев, Ю. Леонградт, А. Семин, М. Трояновский, В. Фроленко, Е. Яцун, Е. Лозовский, Н. Соловьев; авторы текста: А. Марьямов, Ю. Смирнитский; диктор: Л. Хмара, композитор: В. Гевиксман, звукооператоры: В. Котов, Е. Уманский
1957 — Утро Индии; совместное роизводство: ЦСДФ, Студия документальных фильмов (Индия); режиссер и автор сценария: Р. Кармен; операторы: М. Каюмов, В. Киселев, С. Медынский, Е. Мухин, Е. Аккуратов, Н. Генералов; композитор В. Гевиксман; звукооператор: В. Котов; диктор Л. Хмара
1957 — В тихом океане (фильм рассказывает о животном мире Тихого океана); полнометражный; производство: Центрнаучфильм; режиссер и автор сценария Згуриди А.; операторы: Юрушкина Н., Воробьев Ю., Косов П., Попов А.; композиторы: Глиэр Р., Гевиксман В.; диктор Аксенов В.
1957 — Сто дней в Бирме; производство: ЦСДФ; режиссер Л. Варламов; операторы: Г. Асатиани, Б. Макасеев, Д. Мамедов, В. Микоша; автор текста А. Марьямов; диктор Р. Выгодский; звукооператор И. Гунгер; композитор В. Гевиксман, асс. режиссера М. Панкина
1958 — Вьетнамские этюды (о выставке работ студентов института им. Сурикова); производство: Моснаучфильм; режиссер М. Таврог; автор сценария Н. Лосева; композитор В. Гевиксман
1960 — Праздник в Либерии; Производство: ЦСДФ; реж.: В. Ешурин; операторы: Е. Яцун, В. Ешурин; звукооператор: В. Котов; композитор В. Гевиксман
1961 — Порт-Саид (фильм рассказывает о Порт-Саиде - городе Объединенной Арабской Республики, который стоит на одной из самых оживленных в мире морских дорог); Производство: ЦСДФ; режиссер Л. Варламов; операторы: И. Горчилин, В. Копалин; звукооператор В. Нестеров; композитор В. Гевиксман
1961 — Рабиндранат Тагор; производство: ЦСДФ; режиссер С. Бубрик; оператор И. Бганцев; композитор В. Гевиксман
1962 — Москва-Антарктида (фильм о воздушной экспедиции в Антарктиду на самолетах ИЛ-18, АН-10); режиссёр-оператор: М. Трояновский; композитор
1962 — Закон подлости (о борьбе с колониализмом в Африке); полнометражный; режиссер А. Медведкин; композитор В. Гевиксман
1963 — Салом, Бахор; режиссёр А. Хамраев; операторы: Т. Надыров, А. Каримов; композитор В. Гевиксман
1963 — Звёздный путь (фильм о космическом полете В. Быковского и В. Терешковой на кораблях "Восток-5" и "Восток-6" в июне 1963 г.; в фильме использованы съемки космонавтов, сделанные во время полета и телевизионные съемки с Земли); Производство: ЦНФ; режиссер: Д. Боголепов; операторы: Д. Гасюк, И. Касаткин, В. Афанасьев, Б. Головня, В. Суворов, М. Бесчетнов; автор сценария: Е. Рябчиков; звукооператор: В. Кутузов; текст песни: Л. Ошанин; композиторы: В. Гевиксман, А. Островский
1963 — «Сокол» и «Беркут» в Бразилии; производство: ЦНФ; режиссер Д. Боголепов; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня; звукооператор: В. Кутузов; композитор В. Гевиксман
1963 — Андриян Николаев - гость Индонезии; производство: ЦНФ; режиссер Д. Боголепов; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня; звукооператор В. Кутузов; композитор В. Гевиксман
1963 — Альманах кинопутешествий №1; производство: ЦНФ; режиссер В. Шнейдеров; операторы: Р. Тришин, Б. Махов, У. Виляско, Е. Федяев, Ю. Леонгардт; звукооператор: В. Кутузов; композитор В. Гевиксман
1963 — Два дня в Непале; производство: ЦНФ; режиссёры: Д. Боголепов, А. Гендельштейн; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня; звукооператор: В. Кутузов; композитор В. Гевиксман
1963 — Наедине с природой (фильм об искусстве пейзажа русских художников XIX столетия); Производство: ЦНФ; режиссер: А. Усольцев; операторы: П. Петров; автор сценария: Н. Шиллер; звукооператор: М. Гофштейн; композитор В. Гевиксман
1963 — Желанные гости (о визитах космонавтов Ю. Гагарина в Австрию и Данию и Г. Титова в Югославию и Японию); производство: ЦНФ; режиссеры: Д. Боголепов, Боголепов Д.; авторы сценария: Денисов Н.; Борзенко С.; операторы: Д. Гасюк, В. Головня, Гасюк Д. Головня В.; авторы текста: Борзенко С. Денисов Н.; звукооператор: В. Кутузов; композитор В. Гевиксман
1963 — Мой Ташкент; композитор В. Гевиксман
1963 — Обвинению подлежат (фильм рассказывает о работе сотрудников милиции, уголовного розыска по раскрытию преступлений: ограбления универмага, хищения стройматериалов, колхозного зерна, спекуляции...); полнометражный; режиссеры: Л. Махнач, В. Лисакович; композитор В. Гевиксман
1964 — Индонезия и Бирма приветствуют героев; производство: ЦНФ; реж.: Д. Боголепов, А. Гендельштейн; операторы: Д. Гасюк, Б. Головня; звукооператор: В. Кутузов; композитор В. Гевиксман
1964 — Магистраль (фильм о строительстве нефтепровода "Дружба"); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссер Р. Григорьев; композитор В. Гевиксман
1964 — Дальневосточные рассказы; производство: Дальневосточная студия кинохроники; режиссер Б. Сарахатунов; операторы: Ф. Фартусов, С. Кушель, Г. Лысяков, А. Сеет; композитор В. Гевиксман
1964 — Самарканд-Бухара; производство: ЦНФ; режиссер Л. Болдырева; операторы: В. Альтшулер; автор сценария И. Филимонова; звукооператор Б. Кокин; композитор В. Гевиксман
1964 — Путь в завтра (фильм о работе предприятий различных отраслей промышленности, созданных с помощью Совета экономической взаимопомощи; в фильме показаны моменты строительства и работы линии электропередач энергосистемы "Мир", нефтепровода "Дружба"); съемки вели операторы ЦСДФ и операторы социалистических стран; режиссер В. Лисакович; композитор В. Гевиксман
1965 — Копыта, колеса и 8 веков (фильм об истории городского транспорта Москвы); производство: ЦНФ; режиссер А. Усольцев; оператор А. Ульянов; композиторы: В. Гевиксман, Д. Покрасс; диктор З. Гердт
1966 — Мир без игры (фильм об одном из основателей и
1966 — Подвиг (Феликс Дзержинский); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссер Махнач Л.; авторы сценария: Зенин С., Новогрудский А.; операторы Касаткин П.; комбинированные съемки -Громова З.; дикторы: Консовский А., Хмара Л.; композитор В. Гевиксман
1967 — Тува – перекресток времен; производство: Свердловская студия кинохроники; режиссер К. Дерябин; авторы сценария: В.Черных, О.Саган-Оол; операторы: И. Лукашин, А. Зубрицкий, Р. Зуев; текст песен Ю. Визбор; звукооператор Е. Затуловский; композитор В. Гевиксман
1967 — Лицом к лицу с расизмом; производство: ЦНФ; режиссер: П. Зиновьев; операторы: Г. Чумаков, А. Каиров, Е. Кряквин; сценарий: И. Васильков; композитор В. Гевиксман
1967 — Ветер века (о старейшем большевике Федоре Николаевиче Петрове, о наиболее важных и интересных этапах его жизни); производство: ЦСДФ; режиссер Киселев Ф.; авторы сценария: Горохов В., Двойрис З.; операторы: Ефимов Е.; диктор: Хмара Л.; композитор В. Гевиксман
1968 — Время-жить (фильм рассказывает о 9-ом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссер Махнач Л.; авторы сценария: Гурков Г., Кривопалов А., Махнач Л.; композитор В. Гевиксман
1968 — Велико-Тырново; производство: ЦСДФ; режиссер Махнач Л.; операторы: Киселев В., Кочетков А.; композитор В. Гевиксман
1969 — За вашу и нашу свободу (фильм о совместной борьбе советского и польского народов против гитлеровского фашизма в годы Второй мировой войны); производство ЦСДФ по заказу Студии документальных фильмов Варшава; режиссер и автор сценария Махнач Л.; диктор Хмара Л.; композитор В. Гевиксман
1972 — Дети нашего века (в этом фильме использованы отрывки из кинохроники о советских детях); производство: ЦСДФ; режиссер и автор сценария: Бессарабов И.; автор сценарий: Новогрудский А.; композитор В. Гевиксман
1973 — Паутина (фильм о подрывной деятельности империалистических спецслужб против СССР и стран социализма); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссер Л. Махнач; авторы сценария: Ломейко В., Махнач Л.; операторы: Киселев В.; диктор: Хмара Л.; композитор В. Гевиксман
1974 — Подвиг баталера Новикова; производство: ЦНФ; режиссер Н. Полонская; оператор В. Альтшулер; композитор В. Гевиксман
1976 — Дом наш, земля наша (фильм о преданности человека своему делу); режиссер: Т. Семёнов; оператор: В. Никонов; звукооператор И. Гунгер; композитор В. Гевиксман
1978 — Тихие американцы (фильм рассказывает о ЦРУ); полнометражный; режиссеры и авторы сценария: Е. Вермишева, Л. Махнач; операторы: Е. Аккуратов, В. Киселев; асс. режиссера: Э. Лещёва, Г. Мусинова; звукооператры: Ю. Оганджанов, В. Нестеров, В. Дорфман; композитор В. Гевиксман; музоформитель З. Алимова; редактор М. Гарбулин; текст читает Г. Менглет; директор картины В. Черненко
1979 — Кто сеет ветер... (преступления китайских руководителей против кампучийского народа, агрессивные действия против социалистического Вьетнама); полнометражный; авторы сценария Н. Леганцев; режиссер; оператор И. Бганцев; композитор В. Гевиксман; диктор В. Татарский; звукооператор Ю. Оганджанов; редактор В. Писарук; музоформитель З. Алимова; графическое оформление: В. Крестьянинов (художник), Б. Буховцева (оператор); монтажер А. Гаврилина: асс. режиссера: Г. Титова, Т. Чубакова; редактор летописи М. Потолова; директоры картины В. Горбенко, А. Болсанов
1979 — Великая Отечественная / Неизвестная война (20-ти серийная киноэпопея); композитор В. Гевиксман; с американской стороны: поэт, певец и композитор Род Маккьюен (Rod McKuen)
1980 — Репортаж с Карибского меридиана (на примере ряда стран Центральной Америки показано вмешательство США в национально-освободительную борьбу народов этих государств за свою независимость); полнометражный; производство: ЦСДФ; автор сценария Леганцев Н.; режиссер Вермишева Е.; оператор Бганцев И.; композитор В. Гевиксман
1980 — Этот «свободный» мир (публицистический фильм); полнометражный; производство: ЦСДФ; автор сценария: Л. Замятин; режиссер Л. Махнач; композитор В. Гевиксман
1987 — Роман Кармен, которого мы знаем и не знаем (о жизни и деятельности прославленного кинодокументалиста Романа Кармена); полнометражный; производство: ЦСДФ; автор сценария: К. Славин; реж.: И. Григорьев, С. Пумпянская, Т. Семёнов; композитор В. Гевиксман
1988 — Вук и Россия (к 200-летию Вука Караджича, сербского филолога и писателя); полнометражный; производство: ЦСДФ по заказу В/О Совинфильм, Белград и Инекс-фильм (СФРЮ); режиссер Сарахатунов Б.; автор сценария: Латий Е.; оператор: Аккуратов Е.; композитор В. Гевиксман
1994 — Никита Хрущёв; композитор В. Гевиксман
Мультфильмы
1961 — Дракон (По сказкам народов Юго-восточной Азии); рисованный; 21 мин. 36 сек.; Союзмультфильм; режиссер Александра Снежко-Блоцкая; сценарист: Радий Кушниров; художники-постановщики: Гражина Брашишките, Радна Сахалтуев; композитор В. Гевиксман
1961 — Стрекоза и муравей (Экранизация басни Крылова); рисованный , 10 мин. 42 сек., Союзмультфильм; режиссер Николай Федоров; сценаристы Сюзанна Бялковская, Анатолий Сазонов; художник-постановщик Мария Рудаченко; композитор В. Гевиксман
1962 — Чудесный сад (По мотивам казахской сказки); рисованный, 20 мин. 54 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарист: Владимир Данилов; художник-постановщик Александр Трусов; композитор В. Гевиксман
1963 — Баранкин, будь человеком! (По одноименной повести В. Медведева);
XV Фестиваль фильмов для детей и юношества в Венеции, 1963, — Бронзовая медаль); рисованный, 21 мин. 12 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарист: В. Медведев; художник-постановщик Ильдар Урманче; композитор В. Гевиксман
1963 — Дочь солнца (По мотивам сказок народов Севера о вечной борьбе долгой полярной ночи и светлого дня. Отважный охотник Этувги освободил красавицу Весну и вернул на небо ее отца Солнце); рисованный, 20 мин. 39 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарист: Ю. Стрижевский; художник-постановщик; Ильдар Урманче; композитор В. Гевиксман
1965 — Рикки-Тикки-Тави (Экранизация рассказа Киплинга); рисованный, 21 мин. 12 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарист: Л. Соломянская; художник-постановщик: Макс Жеребчевский; композитор В. Гевиксман
1967 — Сказка о золотом петушке (Экранизация одноименной сказки Пушкина. Использована музыка Н.А. Римского-Корсакова. Танцы - В.Шукарин); рисованный, 31 мин. 12 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарист: Виктор Шкловский; художник-постановщик: Виктор Никитин; композитор В. Гевиксман
1969 — Возвращение с Олимпа (по мотивам греческих мифов); рисованный, 19 мин. 24 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарис: Алексей Симуков: художник-постановщик: Александр Трусов; композитор В. Гевиксман
1971 — Лабиринт (по мотивам греческих мифов); рисованный, 19 мин. 24 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарис: Алексей Симуков: художник-постановщик: Александр Трусов; композитор В. Гевиксман
1971 — Аргонавты (по мотивам греческих мифов); рисованный, 19 мин. 24 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарис: Алексей Симуков: художник-постановщик: Александр Трусов; композитор В. Гевиксман
1973 — Персей (по мотивам греческих мифов); рисованный, 19 мин. 24 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарис: Алексей Симуков: художник-постановщик: Александр Трусов; композитор В. Гевиксман
1974 — Прометей (по мотивам греческих мифов); рисованный, 19 мин. 24 сек.; Союзмультфильм; режиссер: Александра Снежко-Блоцкая; сценарис: Алексей Симуков: художник-постановщик: Александр Трусов; композитор В. Гевиксман
Игровые фильмы
1956 — Серый разбойник (детский приключенческий фильм); полнометражный; Производство: Моснаучфильм; реж.: Б. Долин; операторы: Виктор Асмус, Аркадий Миссюра; композиторы: Виталий Гевиксман, Сигизмунд Кац
1957 — Новый аттракцион (фильм для детей о дрессировщиков); Производство: Моснаучфильм; реж.: Б. Долин; операторы: Константин Кузнецов, Аркадий Миссюра; композитор В. Гевиксман
1962 — Цепная реакция (в фильме впервые снялся в кино Булат Окуджава и впервые прозвучала его песня «Полночный троллейбус»); игровой; автор сценария: Л. Шейнина; режиссёр-постановщик: Иван Правов; оператор: Пётр Терпсихоров; композитор В. Гевиксман
1975 — Танец орла (киноповесть); Производство: Свердловская киностудия;
1982 — Сашка (военная драма по мотивам одноименной повести Вячеслава Кондратьева 1942 года); игровой; полнометражный; производство: Мосфильм; реж.: Виктор Живолуб; автор сценария: Александр Розин;№ операторы: Геннадий Черешко, Иван Артюхов; композиторы: Виталий Гевиксман, Д. Хуреш-оол
1984 — Дом на дюнах (приключенческий фильм по одноименной повести Роберта Стивенсона); Производство: Свердловская киностудия; режиссер: Дмитрий Салынский; оператор: Владимир Макеранец; композитор В. Гевиксман
1986 — Я сделал все, что мог (по мотивам документального рассказа С.С. Смирнова "Госпиталь в Еремеевке"); игровой; производство: Мосфильм; режиссер: Дмитрий Салынский; автор сценария: Андрей Смирнов; оператор: Василий Голиков; композитор В. Гевиксман
1959 — «Африканская рапсодия» (для симфонического оркестра. Основа — фольклор Африки. 9’. Состав оркестра: камерный оркестр + 2 ксилофона)
1949 — «Блэк энд уайт» (для голоса в сопровождении фортепиано. Слова В. Маяковского. 8’)
— «Великая Отечественная» (1980). Музыка к советско-американской киноэпопее «Великая отечественная». 34’. Состав оркестра: двойной состав + piccolo.
1946 — «Екатеринбургский бал» (1946) Мюзикл. Либретто Н. Мягкого и Г. Варшавского. 2,5 часа.
1985 — «Золотой петушок» (1985) Балет по сказке А. С. Пушкина. Либретто С. Решетов. Более 2 часов.
«Измаил-Бей» (1938). Симфоническая картина. Навеяна сюжетом одноименной поэмы М. Ю. Лермонтова. 10’. Состав оркестра: парный симфонический оркестр.
1974 — «Инверсии» (1974) Пять пьес для камерного ансамбля. 20’.
1952 — «Индийская рапсодия» (1952) Симфоническая поэма на основе индийских народных тем. 12’. Состав оркестра: двойной состав.
1954 — «Индийские картины» (1954) Симфоническая сюита. На основе фольклора. 20’. Состав оркестра: парный симфонический оркестр.
1955 — «Испанская рапсодия» (1955) для скрипки и фортепиано. 10’.
1971 — «Капитанская дочка» (1971) Мюзикл по А. Пушкину. Либретто Г. Фере. 2 часа.
1994 — «Мастер и Маргарита» (1994) Опера в 7 картинах. По мотивам романа М.Булгакова. Либретто В. Гевиксман и С. Решетов. 2 часа.
1995 — «Медея» (1995) Одноактный балет (по мотивам сюжета мифа об Аргонавтах). 50’.
1996 — «Недотрога» (1969) Мюзикл. Либретто (оригинальное) В.Шульжик и Г.Фере. 2,5 часа.
1980 — «Неизвестный конвой» (1980) Симфоническая сюита. 20’. Состав оркестра: двойной состав + piccolo.
1980 — «Неизвестный солдат» (1980) Симфоническая картина. 12’. Состав оркестра: двойной состам + piccolo.
«Облако в штанах» (1978) Оратория. Слова В.Маяковский. 35’. Состав оркестра: 3 Fl., 2 ob. + английский рожок, 2 кларнета, 3 трубы, 4 валторны, 3 tr-ne + струнный.
«Ода меценату» (1995) Пьеса для голоса, блокфлейты, виолы-да-гамба и клавесина. Текст Квинта Горация (латынь). 6’.
«Песнь Песней царя Соломона» (1999) Композиция для хора, солистов, органа/или в сопровождении струнного ансамбля. 12’.
«Принц и нищий» (1970) Комическая опера по М.Твену. Либретто Г.Варшавский. 2,5 часа.
«Пять псалмов» (1988) для сопрано, скрипки, виолончели и фортепиано. 25’.
«Реквием Этернам» (1998) (Реквием памяти жертв геноцида) Для хора, органа, солистов в сопровождении труб и ударных инструментов. 35’.
«Ритмы» (1973) Три пьесы для камерного ансамбля. 15’.
«Северная война» (1990) Ораториальная композиция. 15’. Состав оркестра: двойной состав симфонического оркестра и чтец.
«Снежная королева» (1960) Балет по сказке Г. Х. Андерсена. Либретто Л. И. Лукин. Более 2,5 часов.
«Страсти по Апостолу Луке» (2000) Оратория для хора, солистов, органа и других инструментов. 40’.
«Цветок Девона» (1960—1966) Цикл песен (12) на стихи английских поэтов для голоса в сопровождении фортепиано (Р. Бёрнс, А. Тениссон, А. Милн в переводе С. Маршака).
«Чёрная магия» (1985) Мюзикл по мотивам М. Булгакова. Либретто Г. Фере и С. Решетов. 2,5 часа[5].
«Чёрная магия» (1986) Мюзикл. Либретто В.Гевиксмана и С.Решетова. 2 часа.
«Четыре русские песни» (1964) Симфоническая сюита. 12’. Состав оркестра: двойной состав.
«Я свечу зажигаю в окне» (1985) Камерный одноактный балет на основе музыки к киноэпопее «Великая Отечественная». Либретто (оригинальное) Е. Панфилова. 45’.
Восемь хоров (1988) на стихи русских поэтов. Слова Ф. Тютчева, А. Фета, А. Блока. 16’.
Две пьесы (1959) для четырёх труб в старинном стиле. 4’.
Две пьесы (1959) для ансамбля «Рококо»: «Канцона» и «Аллеманда». 6’.
Две пьесы (1971) для фагота и фортепиано: «Мелодия» и «Юмореска». 6’.
Две пьесы (1995) для фортепиано. 7’.
Двенадцать песнопений. Месса. (1989) Состав оркестра: солисты, хор, сопрано и меццо сопрано, орган, 3 трубы + литавры. 32’.
Концерт (1948) для фортепиано с оркестром. 20’. Состав оркестра: двойной состав.
Концерт (1965) для клавесина, флейты и струнного ансамбля. 10’.
Концерт (1990) для скрипки с оркестром. 20’. Состав оркестра: деревянные духовые, 4 валторны и все струнные.
Концерт (2001) для фагота в сопровождении фортепиано или струнного ансамбля. 12’.
Песни из кинофильмов:
«На причале». Стихи Б. Окуджавы (из к/ф «Цепная реакция»).
«Моя Индонезия». Стихи В.Корчагина (обработка песни индонезийского композитора Исмаила Марзуки; из фильма «По Индонезии»).
«Берёзовые сны» (1976) Стихи Георгия Фере (из музыки к киноэпопее «Великая Отечественная»). 3,5’.
Псалмы (1988) Три пьесы для хора. 12’.
Секстет (1960) Для 2 скрипок, альта, 2 виолончелей и контрабаса. 7’.
Симфониетта (1964) в 4 частях, на русские народные темы. 14’. Состав оркестра: двойной состав.
Симфония № 2 (1972) (Carmin Horati — Песни Горация) с хором и солистом в 4 частях. На слова римского поэта Moralius Quintus (на латинском языке). Памяти А.Блока. 40’. Состав оркестра: тройной состав + хор + солист-баритон.
Симфония № 3 (1956) Состав оркестра: малый симфонический оркестр. 20’.
Симфония № 1 (1947) в 3 частях. 40’. Состав оркестра: двойной состав.
Струнный квартет № 2 (1962) 25’.
Струнный квартет № 4 (2002) 20’.
Струнный квартет № 5 (2002) 15’.
Струнный квартет № 1 (1949) 24’.
Струнный квартет № 3 (1998) 20’.
Сюита (1947) памяти Ф. Листа для фортепиано в 6 частях. 23’.
Цикл песен (1985—1995) для двух голосов и фортепиано (или камерного ансамбля). Стихи А.Блока. По 3’ каждая.
Шесть песен на стихи Булата Окуджавы для голоса в сопровождении камерного ансамбля (или фортепиано):
1. Скорей, скорей!
2. Мой принц
3. Твои глаза
4. Звезда падающая
5. Бумажный солдатик
6. Открытая дверь
Шесть песен (1989—1999) на стихи Александра Блока (20’):
1. Я шёл во тьме
2. Город
3. Поэт
4. Незнакомка
5. Балаганчик
6. Чёрный человек
Шесть поэм (1976) для хора и малого барабана. На слова В.Маяковского. 20’.
Шесть пьес (1999) для двух фортепиано. 20-25’.
Шесть пьес (2002) в романтическом стиле (памяти Ф.Листа) Для 2-х фортепиано. 25’
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД и www.animator.ru. Биография: ГЦМК (— Ф. 56; — Оп. 2). Фотографии из частных архивов.