Эдвин ПОЛЯНОВСКИЙ

журналист, сценарист

Полное имя:
Эдвин Луникович ПОЛЯНОВСКИЙ

Дата рождения:
19 февраля 1937
пос. Лесной, Терский район, Мурманская область, РСФСР, СССР

Дата смерти:
11 марта 2006 (69 лет)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
журналист, сценарист

Краткая биография

Поляновский Эдвин Луникович (19 февраля 1937, пос. Лесной, Терского р-на — 11 марта 2006, Москва) — журналист, публицист, специальный корреспондент газеты «Известия». Член Союза журналистов СССР — Союза журналистов Москвы.

В 1962 году окончил факультет журналистики МГУ. Работал в печатных изданиях Брянска.

Поляновский являлся последователем творчества А. А. Аграновского.

В очерке о своем учителе Анатолии Аграновском Эдвин писал: "Журналистика - не чистописание. Журналист отдает читателям не строки - самого себя, по частице, по крупице - себя, каждый раз себя. Я говорю, конечно, о честном таланте".[1

В 1966 был принят литературным сотрудником в редакцию газеты «Известия»: спецкор отдела права и морали (1969 — 1978), советского строительства (1978 — 1981), внутренней информации (1981 — 1983).

Как одаренному очеркисту, ему поручалась разработка тем, имеющих важное общественное значение. Часто командировался в различные регионы СССР с заданиями по расследованию конфликтных ситуаций. На основе собственных журналистских расследований смело выступал против косных порядков, мздоимства и несправедливостей. Заинтересованное отношение читателей к его работе оказывало на него значительное влияние.[2]

Значитительный резонанс вызвали его выступления в газете «Известия» в защиту доброго имени героя Великой Отечественной войны командира-подводника А.И. Маринеско («Памятник», 1988, 18 июня; «Не только в памяти хранить», 1988, 24 сентября; «Герой и время», 1989, 21 июля; «Маринеско представлен к званию Героя Советского Союза», 1990, 27 марта; «И все­-таки свершилось», 1990, 7 мая; «Не подсудны заслуги героя», 1990, 31 авг.; «Атака века», 2002, 29 янв. и др.).

Благодаря ему были выяснены достоверные подробности биографий людей, необоснованно подвергшихся опалам и репрессиям (в частности, это касалось судеб маршала Г.К. Жукова, писателей В.В. Быкова, В.О. Богомолова, ген. П.Г. Григоренко).

Им было предпринято детальное изучение судьбы поэта О.Э. Мандельштама (Известия, 1992, 26–29 мая, 1 июня), которое превратилось в отдельную книгу «Гибель Осипа Мандельштама» (СПб.; Париж, 1993).

Большое внимание Поляновский уделял биографиям некоторых деятелей искусства (В.А. Козина, В.П. Виноградова и др.).

Первым в СССР поднял на страницах газеты «Известия» тему хосписов и деонтологии, оказания медицинской помощи неизлечимым онкологическим больным.

В 2004 — 2006  — сотрудник «Родной газеты».

Поляновский — авторо текста трёх серий документальной историко-публицистической киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война» (1979; 20 полнометражных документальных фильмов; художественный руководитель Роман Кармен): «Блокада Ленинграда», «Величайшее танковое сражение» и «Битва на море».

Сотрудники ЦСДФ, Госкино СССР и ВО «Совэкспортфильма» во время награждения орденами и медалями за совместный советско-американский проект «Неизвестная Война» (20-ти серийная киноэпопея «Великая Отечественная»). Москва, Кремль.1979 год. На фото сидят в первом ряду (слева направо):  сценарист Иван Менджерицкий (третий слева), директор ЦСДФ Евгений Козырев, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Порфирьевич Георгадзе, асс. режиссера Галина Кудряшова (вторая справа); во втором ряду стоят (слева направо): зам. директора ЦСДФ Эдуард Стаченков, переводчик М.Г. Тоидзе, нач. цеха обработки пленки Галина Васильевна Щёголева (пятая слева), асс. режиссера Галина Зинченко (вторая справа), композитор Виталий Гевиксман (стоит во втором ряду справа); в третьем ряду слева: директор киноэпопеи Фабиан Могилевский; в третьем ряду (справа налево): драматург Александр Пумпянский; асс. режиссера: Л. Щекутьева; в четвертом ряду: драматург Эдвин Поляновский (слева). Фото из архива Э.В. Стаченкова.

В 1979 году в «Известиях» вышел очерк Э. Поляновского «Память», в котором были опубликованы письма читателей (более двухсот зрителей узнали в кинохронике своих близких). На Центральной студии документальных фильмов фронтовой кинооператор Алексей Алексеевич Лебедев, чьи кадры хроники также вошли в киноэпопею,  по просьбе зрителей переснял кадры и отправил фотографии зрителям.

__________________________________
1. Газета "Известия" от 14 марта 2006 года.
2.  Московская энциклопедия. Том 1: Лица Москвы. Книга 3: М-Р. М.: Фонд «Московские энциклопедии», 2010.

СЕМЬЯ

Отец погиб во время Великой Отечественной войны в мае 1945 года.
Мать — Савченко Валентина Михайловна (26 июля 1914 — 24 июля 2000).
Отчим — Савченков Михаил Семенович.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1976 — Мирные ветры над Балтикой (о сотрудничестве и единстве вооруженных сил армий стран участниц Варшавского договора); автор сценария и режиссер: Е. Вермишева; автор текста: Э. Поляновский; операторы: Грезин В., Истомин А., Никонов В., Орлов Ю. 
1978 — Союз трудящихся земли (о Всемирной федерации профсоюзов. Митинги и демострации в различных странах за экономическую и политическую независимость, борьба за независимость в развивающихся странах, экономический кризис в капиталистических странах, борьба за мир); авторы сценария: Баглай М., Павлов А.; режиссер: Павлов А.; операторы: Мякишев Г., Филатов И.; композиторы: Денисов Э.; автор текста: Э. Поляновский
1978 — Эти прекрасные мгновения (совместном полете советского космонавта Алексея Губарева и первого космонавта ЧССР Владимира Ремека, о подготовке к полету, о визите космонавтов в Чехословакию); режиссеры-операторы: Бганцев И., Ходяков В.; диктор: Татарский В.; автор текста: Поляновский Э.; редакторы: Кутырева Н., Писарук В.; звукооператор: Зорин Ю.; дирпектор картины: Еланчук А.
1979 — Композитор Анатолий Новиков (фильм-размышление о творческом пути старейшего советского композитора, народного артиста СССР); режиссер: Павлов А.; автор сценария: Поляновский Э.; операторы: Горбатский В., Минаев А.; диктор: Татарский В.
1979 — Блокада Ленинграда; (фильм 3-й киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война»); авторы сценария: И. Ицков, Р. КарменК. Славин; режиссер: Т. Семенов; автор дикторского текста: Э. Поляновский; главный оператор: Ю. Орлов (современные съёмки); текст читает: В. Лановой; композитор: В. Гевиксман; главный редактор: Е. Козырев; главный звукооператор: И. Гунгердиректор картины: Ф. Могилевский; кинохроника: фронтовые кинооператоры
1979 — Величайшее танковое сражение; (фильм 10-й иноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война»); авторы сценария:  И. Ицков, Р. КарменК. Славин; режиссер: Т. Семенов; автор дикторского текста: Э. Поляновский; главный оператор: Ю. Орлов (современные съёмки); текст читает: В. Лановой; композитор: В. Гевиксман; главный редактор: Е. Козырев; главный звукооператор: И. Гунгердиректор картины: Ф. Могилевский; кинохроника: фронтовые кинооператоры
1979 —  Битва на море(фильм 12-й иноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война»); авторы сценария:  И. Ицков, Р. КарменК. Славин;
режиссер: Семён Киселёв (в титрах русской версии фильма ошибочно указан режиссер Т. Семёнов; — прим. ред. #МузейЦСДФ); автор дикторского текста: Э. Поляновский; главный оператор: Ю. Орлов (современные съёмки); т
екст читает: В. Лановой; композитор: В. Гевиксман; главный редактор: Е. Козырев; главный звукооператор: И. Гунгер; директор картины: Ф. Могилевский; кинохроника: фронтовые кинооператоры
1980 — Солдаты сопротивления (о борьбе бойцов интернационального сопротивления в годы 2-ой Мировой войны на примере Федора Полежаева, Василия Порика, Евгения Доценко и других); режиссер: Семенов Т.; авторы сценария: Семенов Т., Семиряга М.; операторы: Орлов Ю.; диктор: Колычев Ю.; Автор текста: Поляновский Э.
1981 — Парламентарии Исландии в СССР; режиссер: И. Гелейн; операторы: С. Кузминский, И. Филатов; автор текста: ЭПоляновский
1982 — Корабелы Севастополя (о героическом труде коллектива судоремонтного завода им. Серго Орджоникидзе в Севастополе в годы Великой Отечественной войны); автор сценария: Э. Поляновскийрежиссер: Ю. Татулашвили; оператор: А. Колобродов
1983 — Живу надеж­дой (история матери, которая 40 лет искала сына, пропавшего во время блокады Ленинграда в 1942 году); автор сценария: Э. Поляновский; режисср: В. Ходяков; операторы: Горбатский В., Ходяков В.
1985 — Помни / Remember (воспоминания участников Бельгийского и Французского сопротивлений); автор сценария и режиссер: Е. Вермишева; автор текста: Э. Поляновский; оператор: И. Бганцев; звукооператор: И. Иванов; редактор: А. Голубев; монтажер: Л. Афанасьева; музыкальное оформление: Н. Бонди; текст читает: В. Татарский; директор картины: А. Болсанов
1988 — Долг (жизнь и деятельность фотокорреспондента газеты "Известия" А. Секретарева, погибшего во время возвращения советских частей из Афганистана); Производство: ТО "Память" (ЦСДФ); режиссер: Н. Соловьева; операторы: В. Муратов, С. Кондаков; авторы сценария: И. Голембиовский, Э. Поляновский 
1990 — Анатолий Аграновский - специальный корреспондент (о корреспонденте газеты "Известия" А. Аграновском.); полнометражный; режиссер: Скитович В.; авторы сценария: Голембиовский И., Друзенко А., Поляновский Э.; оператор: Ермолаев Л.; текст читает: Саранцев Ю.

Журналистские расследования

1976  — «Свидетельница» (о старушке Анастасии Ивановне Огурцовой из смоленского райцентра Сычевка, которая ездила в Германию свидетельницей на процесс над гитлеровским военным преступником, рассказывая о гибели в войну её мужа и сына, участников партизанского движения (продолжение очерка «Имя на граните»))
1985 — «Взрыв» (впервые материал очерка был опубликован в 1990 году в статье «Слово и власть»)
1985 — «После анонимки» (по результатам расследования были приняты постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР, которые объявляли анонимки вне закона) 
1987 — 
«Поле памяти» (на 10-м километре шоссе Симферополь — Феодосия фашисты расстреляли в войну 12 000 человек; спаслась, выползла ночью из-под мертвых тел только Р. Гурджи; после публикации «Известий» получила квартиру)
1989 — «Журавлев» (очерк об инвалиде войны, пенсионере, которого преследовали другие пенсионеры, молодые и жестокие)

_____________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в т.ч. сайта Союза журналистов Москвы. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
 и ООО НЭТ-ФИЛЬМ.

Библиография

1985 — Столько лет спустя / Эд. Поляновский. (287 с. : 12 л. ил.) (изд.: - М. : Политиздат)
1985 — Урок / Эд. Поляновский (изд.: -М.: Известия)
1991 — Венок раскаяния / Эд. Поляновский (изд.: -М.: Известия)
1993 — Гибель Осипа Мандельштама / Эд. Поляновский (изд.: Петербург-Париж.: Издательство Гржебина)

Цитаты

[...]У него в журналистике был свой путь - особенный по слову, мысли, стилю. Оголенный нерв его письма нес в себе заряд огромной нравственной силы и чистоты. Он в какой-то степени был философом. Двумя-тремя и даже одной строкой мог выразить целое явление, которое еще не замечалось в обществе, но которое уже зарождалось и охватывало общество. Он многими материалами опережал свое время. Так как жил и писал во времена, когда "об этом" нельзя было даже и заикнуться или "для этого" еще не пришло время. К слову, очерк "Свидетельница" о старушке Анастасии Огурцовой - о героической гибели в войну ее мужа и сына - был опубликован сразу. Второй, "Имя на граните" - о ее одиночестве и нищете - через четыре года. Также тяжело, неотступно Эдвин Поляновский до конца, без устали, в течение многих и многих лет боролся за восстановление доброго имени легендарного подводника Александра Маринеско.[...]

Гаяз Алимов, Источник

[...]Сын офицера, погибшего на войне, он, мальчишка, пропустил войну через свое сердце, и она стала одной из его главных тем в газете. Скольким героям, погибшим и живым, он вернул забытую или поруганную славу! Апофеозом борьбы за воинскую и общечеловеческую честь стала газетная эпопея Поляновского о легендарном командире подлодки "С-13" Александре Маринеско. Журналист победил отечественную бюрократию: герою войны спустя десятилетия все же дали звание Героя Советского Союза. [...]
Человек с обнаженными нервами, Поляновский бесстрашно бросался на защиту "униженных и оскорбленных". Его страстных, но аргументированных обвинений боялись чинуши и бюрократы. К его мнению прислушивались "инстанции". Знаменитый очерк "После анонимки" развенчал безымянных пасквилянтов: анонимки были дискредитированы на официальном уровне.[...]

Газета "Известия", Источник

[ Страница дополняется материалами ]