"Мы приходили [в кинематографию] как бедуины или золотоискатели.
На голое место. На место, таившее невообразимые возможности..."
Сергей Эйзенштейн
В фильм вошли кадры хроники 20-х годов о работе кинодеятелей тех лет. Фрагменты из кинофильмов режиссера Дзиги Вертова. Режиссеры Е. Вертова-Свилова, И. Копалин, оператор М. Кауфман, а также зарубежные деятели искусства: Фредерик Россиф, Жорж Садуль, Жан Руш, Анри Ланглуа рассказывают (синхронно) о Дзиге Вертове.
У этого человека было странное, звенящее, как натянутая струна имя — Дзига Вертов. Была большая, трудная жизнь в искусстве. Эти глаза смотрели на мир пристально и серьёзно. Они часто горели вдохновением, радостью творчества — в такие минуты они светились, но современники видели в них и горечь, и боль...
Кинорежиссёр Дзига Вертов — большой, сложный художник. Чем жил этот человек? Какова была мера его радости и огорчения? Куда вела его вечно тревожащая человеческое сердце совесть? Мы долго думали обо всём этом. Нам хотелось прежде всего понять — понять его и эпоху, его отношение к людям и людей к нему, его творческие замыслы, его искусство, но больше всего его душу, его самого, то, чем он жил... жил в мире, который никогда не считал игрой.
(цитируется с экрана)
1-я честь
В картине использованы материалы из личного архива Е. Вертовой-Свиловой и фрагменты из фильмов Дзиги Вертова: "Ленинская киноправда", "В сердце крестьянина Ленин жив", "Киноглаз" (Жизнь врасплох), "Шагай, Совет!", "Шестая часть мира", "Одиннадцатый", "Человек с киноаппаратом", "Энтузиазм" (Симфония Донбаса), "Три песни о Ленине", "Колыбельная", а также материалы Государственного архива кино-фото-фонодокументов (РГАКФД).
ПРОИЗВОДСТВО: ЦСДФ, Второе творческое объединение
СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:
Режиссер: Л. Махнач
Автор сценария: С. Дробашенко
Консультант: Е. Вертова-Свилова
Операторы: З. Громова, Л. Котляренко, А.С. Кочетков
Художник: И. Сурвилло
Ассистенты: Г. Мусинова, В. Симонова
Композитор: В. Гевиксман
Дикторы: А. Консовский, Л. Хмара
Редакторы: В. Донская, Н. Максимова
Редактор кинолетописи: С. Притуляк
Музыкальный оформитель: В. Смирнова
Звукооператор: И. Гунгер
Директор картины: В. Печерников
[...]Чувства не сохраняются как консервы, они либо развиваются, либо умирают. И тоже творческий замысел. Я голоден, невероятно голоден. Творчески конечно. Если бы я зависел только от пера и бумаги, я писал бы днём и ночью. Писал, писал и писал... Но я должен писать на плёнке, писать киноаппаратом. Я не работаю ради денег. Это необходимо понять. Для меня мой фильм — мой ребёнок. Никто не может больше тревожиться о судьбе ребёнка, как это делает его мать.[...]
Дзига Вертов (цитируется с экрана)
[...]Не забудем, что в период ранних двадцатых годов мы шли в советскую кинематографию не как в нечто уже сложившееся и существующее. Вступая в какие-то ряды, входя в нее, мы шли не как в некий уже отстроенный город с центральной артерией, боковыми улицами влево и вправо, с площадями и общими местами или с кривыми переулочками и тупиками, как сейчас развернулась стилистическая кинометрополия нашего кинематографа.
Сергей Эйзенштейн "Избранные произведения в шести томах", Источник
Мы приходили как бедуины или золотоискатели. На голое место. На место, таившее невообразимые возможности, из которых и посейчас еще возделан и разработан смехотворно малый участок.
И в хаосе разноречий, разнообластности происхождения мы оседали нашими шалашами, разбивали наши палатки и, будучи выходцами из всевозможных областей культуры и прежней деятельности, мы вносили в общий лагерь продукты опыта, накопленного по ту сторону его рвов.
Частный род деятельности, случайное прежнее занятие, непредполагаемая специальность, неожиданная эрудиция - все шло в сторону того, чему еще не было писаной традиции, установленной закономерности четко поставленных стилистических требований и сформулированных положений спроса.
Был пафос революции. Был пафос революционно нового. Была ненависть к буржуазно возделанному. И дьявольская гордость и жажда "побить" буржуазию и на кинофронте.[...]
И я помню наше общее недоверчивое изумление, когда внезапно фильм за фильмом стали пробивать духовную блокаду Запада, сменившую блокаду огнем и мечом, из которой только что начала выходить молодая Страна Советов. И только по этой линии мы, может быть, преуспели больше всего, ибо долг наш перед нашей собственной страной далеко еще не оплачен. И на вступающий этап нового подъема нашего кино разрешение этой задачи ляжет ударной работой.[...]