Военное кино в Японии

Журнал «Пролетарское кино» № 9-10, 1932 год.

Военное кино в Японии

16.10.2022

П. Атташева

Аташева Пера Моисеевна (18 ноября 1900, Москва — 23 сентября 1965, Москва) — актриса, журналист, переводчик, кинокритик и режиссёр-документалист. Душеприказчик и наследница С. Эйзенштейна.

Статья опубликована в журнале «Пролетарское кино» № 9-10, 1932 г. (с. 37-40). Источник: Электронекрасовка. Фото: Японские войска на северо-востоке Китая, сентябрь-октябрь 1931 г. Источник фото: www.ww2db.comОрфография и пунктуация автора сохранены.

...«Япония находится в небываой для
себя положении. Поднят красный флаг.
Несмотря на все доказательства противного,
нация пришла к поворотному пункту»...

Так писал в ноябре 1931 г. в передовой редактор и издатель японского киножурнала «Генчо рипортс» — О. Генчо. Что же произошло в японской кинематографии в 1931 г.?

Начнем с фактов, к сожалению, мало у нас известных. Япония по количеству выпущенных в 1930 г. фильм занимала первое место в мире. Капиталы, вложенные в крупнейшие кинофирмы, равнялись: «Ниюкатцу» — 1 000 000 иен; «Социку-Камату» — 1 000 000 иен, «Той Кине» — 900 000 иен и т. д.

Появление звукового кино помогло японский кинокупцам вернуть японский кинорынок в национальные руки: японский зритель устал от американских звуковых фильм. Японский зритель устал от чужого языка. Но и не только это. Японский зритель просто устал от плохих фильм, т. к. снижение качества американских фильм отмечают даже люди, занимающиеся прокатом этих фильм в Японии. Японский зритель предпочел лучше немое, но свое.

Это очень устраивало кинофирмы, так как производство национальных фильм стоило на много дешевле проката иностранных. Каким же образом достигалась эта дешевизна? Так называемой «рационализацией» производства, необычно низкими ставками и неограниченный рабочим днем. Например, в фирме «Никкатцу», выпустившей в 1930 г. 112 фильм, количество рабочих и служащих достигало всего 858 чел. Из них: 268 актеров, 125 актрис и 21 режиссёр (всего 414 чел., т. е. около 50% всего состава работников кинофабрики). В средней на режиссера приходится а год 5 фильм. Это — средняя для японского режиссера норма. У «Социку» режиссерская норма еще выше — на 1412 чел. работников приходится: 182 актера, 123 актрисы и всего 15 режиссеров. Норма выработки режиссера в этой фирме — около 7—8 фильм в год.

Японский киноактер в средней в год снимается в 7 — 8 фильмах. Рабочий день почти не ограничен.

Таковы условия работы художественного персонала. Еще хуже условия работы техническое персонала.

Кризис и жестокие биржевые потрясения заставили кинопредпринимателей прибегнуть одновременно к сокращению штатов, к снижению зарплаты и к лихорадочному форсированию производства (до 9 фильм ежемесячно). Предприниматели хотели верить в то, что частая смена программы вернет зрителя. Но обнищавший зритель шел туго.

Падали акции. Понижалась цена на билеты, задерживалась выплата долгое, главный образом задерживалось жалованье служащим.

Но лихорадка работы продолжалась. Вместе с ней росло и недовольство.

Откормленные на солидных подачках журналисты предостерегали японский народ от «ошибок». Писали:

«Японская нация не ждет ничего хорошего от Лиги наций. Но главное, что беспокоит Японию, — это Китай. Китай — это потревоженное осиное гнездо. Никто не знает, что может завтра произойти в Китае. При таком положении единственный путь для нас — это единое мнение, единый фронт против Китая».

За большими газетами повторяла слова об «ошибках» и едином мнении кинопресса. Но это не помогло. Одна за другой вспыхивают забастовки киноработников. Первыми забастовали работники фирмы «Макино кинема кайиша». Три месяца ждали уплаты жалованья и затем об’явили забастовку. Забастовка длилась три месяца. Фирма об’явила себя несостоятельной. Тут же была организована новая фирма, куда вошли «прежние руководители «Макино». Но бастующие зарплаты не получили. Администрация об’явила, что она не имеет никакого отношения к прежней дирекции.

Затем вспыхнул ряд Забастовок среди служащих кинотеатров. Бастовали механики, музыканты и «бенши» — японские киноконферансье. Особенно острые формы приняла забастовка работников тринадцати кинотеатров, принадлежащих некоему Окура. Забастовка началась в театре «Нитюнкан» (в увеселительном парке Асакуса), где Окура пытался провести снижение зарплаты и увольнение некоторых служащая. Служащие устроили собрание, вынесли резолюцию протеста и пред’явили Окура свои требования. Их требования, конечно, были отклонены.

Работники театра «Нигтовкан» об’явили забастовку. Окура немедленно уволил лидеров забастовки, вызвал наряды полиции, чтобы лишить бастующих возможности проникнуть в театр.

Окура также прибег к излюбленному способу расправы с нежелательным элементом: всем киноорганизациям были разосланы «черные списки» с фамилиями лидеров забастовки.

По инициативе ассоциации владельцев кинотеатров было созвано специальное совещание, на котором было постановлено:

1. Никакие групповые требования служащих не будут приниматься. Все переговоры должны вестись в индивидуальной порядке.
2. При токийской кинотеатральной ассоциации учреждается специальный отдел личного состава, который будет заниматься исключительно разрешением подобных вопросов.
3. Ни один член ассоциации киновладельцев, не имеет права брать на работу лиц, включенных в «черные списки».

После того как эта резолюция стала известна работникам театров, принадлежащих Окура, были созваны многолюдные митинги, в результате которых была об’явлена всеобщая забастовка.

Тринадцати театрам грозило полное закрытое. Но в дело опять вмешалась вышеупомянутая ассоциация киновладельцев. Из числа служащих из кинотеатров были набраны добровольцы — штрейкбрехеры. Театры Окура кое-как продолжали работать. Но положение продолжало быть напряженный. Ни одна из сторон не шла на уступки. Предложение Окура согласиться на увольнение шестидесяти человек активистов забастовки вызвало бурю негодования среди бастующих.

Два месяца длилась забастовка. В конце концов кинопредпринимателям удалось найти средства сломить солидарность бастующих. Но где тонко, там и рвется. Едва закончилась забастовка в театрах Окура, как служащие кинотеатров «Социку» и «Сакамо-Содзи» выступили с протестом против грубого обращения и с требованием уплаты жалования.

Служащие и механики театра «Таишокан» выступили с требованием оплаты сверхурочных часов работы. Затем забастовали служащие восьми театров «Сакаима Трэдинг и К°».

Но главный событием, показывающим всю глубину кризиса, было прекращение платежей крупнейшей японской фирмой «Социку». Кинорынок Японии дошел до предела финансово-экономической разрухи и паники. Казалось, что выхода нет.

18 сентября 1931 г. происходит «маленький инцидент». Около Мукдена бомбой разрушен небольшой участок Южно-Маньчжурской железной дороги. Японцы доказывают, что эта бомба была брошена китайскими солдатами.

«Инцидент» растет, ширится и углубляется. Старательный О. Генчо, редактор «Генчо риггартс», круто меняет тон своих передовиц. Забыты кризис и забастовки. Забыты разговоры об осторожности, о возможных «ошибках».

Разговор идет напрямую. По-военному.

Вот передовица, под названием «Война и кино».

В ней говорится следующее:

...«Надвигаются военные тучи. Атмосфера полна грозных предзнаменований. Теперь война не только с Манчжурией, но и с Советской Россией, кажется, становится ужасной действительностью. Наши военные готовы к этим событиям.

Что произойдет, если это случится?

Северная часть Сахалина и Владивосток в одну ночь могут перейти в наши руки. Северная Манчжурия в течение недели может перейти под наш строжайший военный контроль.

Заполучив такую территорию, Япония найдет достаточно возможностей прокормить свои экспедиционные войска. Найдется и материя для одежды ее солдат. Таким образом Япония окажется в положении, дающем возможность вести полупостоянную войну на Маньчжурской земле.

...Наиболее важный вопрос: какую позицию захочет занять Америка? Весь японский народ надеется, что Америка сохранит нейтралитет».

И в следующем номере:

...«В предыдущей номере мы позволили своему воображению нарисовать нам картины открытой войны со всем Китаем и с Советской Россией».

Такие события лишь в малой степени отразились бы на нашей жизни, торговле и коммерции. И еще меньше на кинобизнесе. Но мы можем себе представить вещи похуже. Совет Лиги наций говорил об экономической блокаде Японии. С Америкой или без Америки? И что произойдет с нашим кинобизнесом?

Одно не вызывает никаких сомнений. Японские воды будут охраняться нашими военными силами. Суда, груженные военной контрабандой, не будут пропускаться.

Целлулоид, благодаря его взрывчатости, конечно, будет запрещен. Импорт фильм и пленки прекратится. Тем не менее нация должна развлекаться и во время войны. Так или иначе, но придется позаботиться о снабжении кинотеатров от Сахалина до Формозы или, если хотите, до Мукдена.

Запаса иностранных фильм на японском рынке хватит на три-четыре месяца. Если прибавить фильмы старых выпусков, то и на все шесть месяцев. Но национальные чувства могут пойти в другом «направлении". Национализм может стать таким всепоглощающим, что народ не захочет смотреть иностранные фильмы. Только японские фирмы будут чувствовать себя хорошо. Они не будут производить новых фильм, так как не будет пленки. Они вытащат из складов фильмы, которые были сделаны раньше. Без расходов на производство увеличится чистая прибыль.

Фирма «Ниюкатцу» однажды об’явила, что война приносит 100 % прибыли.
Мы это знаем»... А потому:

...«Когда мысль народа работает в определенном направлении, каждый кинематографист должен остановиться и подумать. Надо перестать показывать народу кислосладкие мелодрамы. Их место должно занять нечто другое. Кинопроизводственник, не идущий в ногу с массами, не может надеяться на победу».

Итак О. Генчо вместо кислосладких мелодрам предлагает читателям совершенно определенную программу японская кинематография сейчас работает на специальный заказ. На военный заказ.
18 сентября 1931 г. произошел «инцидент» у Мукдена. 2 сентября в театрах Японии демонстрировалась первая хроника мукденских событий. Всего 266 скромных метров.
«Война приносит 100% прибыли».

Кинофирмы почуяли, что попали на золотую жилу. Японские Козьмы Крючковы пеклись, как блины.

«Социку» снимает военную хронику и военную патриотическую фильму «Кровью окрашенный флаг».

«Тоа-Эйга» выпускает фильму «Взятие окруженного станами города Мукдена». Та же фирма на деньги, отпущенные дирекцией Южно-Маньчжурской железной дороги, делает фильму, рисующую работу и гибель двух японских шпионов во время русско-японской войны. Та же фирма для увеселения войск отправляет на первые позиции кинозвезды.

Фирма «Никкатцу», законодательница художественных вкусов киномира, делает фильму «Рядовой Ямада» (реж. Иошимура). Широковещательная реклама настойчиво твердит японскому зрителю, что сценарий фильмы основан на действительных фактах из жизни одного из рядовых японской армии, по имени Ямада. Содержание фильмы таково:

Ямада был в рядах войск при взятии Ципикара. Он был разведчиком. В одну из разведок отряд был окружен китайскими войсками. Японцы не сдавались. Но вышли все патроны. Смертельно ранен командир. Борясь со смертью, командир приказывает Ямаде оставить его одного умирать, а самому взять его лошадь и скакать в полк. Рядовой Ямада повинуется распоряжению командира. Он мчится на коне. В ночном мраке сбивается с дороги и попадает в руки китайских солдат. Ямада — пленник в Цицикаре. Он не отвечает ни на один вопрос. Допрашивающие бессильны вытянуть из него какие-либо сведения. Рабочий кореец помогает Ямаде бежать.
Ямада добирается до своего полка. Он получает знаки за свою стойкость и верность присяге.

Эффективность воздействия звука немедленно учитывается японцами. Японцы начинают форсировать до сих пор чрезвычайно медленно разворачивавшееся) производство звуковых фильм(«Дочь армейского капитана», драма из жизни не военной корабле, и фильма под названием «Великий воздушный флот»). При постановке двух последних фильм киноорганизациям была оказана очень существенная помощь со стороны военного министерства.

Патриоты активизируют свою деятельность. Солдатам, едущим на фронт, дают бесплатные места в кино. Каждая фирма старается перещеголять другую своим патриотизмом.

Но «инцидент» затянулся. Владивосток по-прежнему остается советским Владивостоком. И цвет своего флага менять не намерен.

Некрофильское оживление в тылу Японии начинает спадать. Пусты по прежнему театры. Военная горячка быстро проходит.

То там, то здесь все ярче наметаются контуры будущих гроз. Растет армия безработных. Растет классовое сознание масс. Несмотря на полицейский террор, работает японская пролетарская кинофедерация, объединяя вокруг себя лучших людей японской кинематографии. Издает свой журнал «Пролетарское кино». Снимает хронику, активно вмешиваясь аппаратам в политическую жизнь страны.

Красный флаг поднят...