Последнее обновление: 08.04.2024.
Герасимов Сергей Аполлинариевич (21 мая (03 июня) 1906, ст. Кундравинская, пос. Десятилетие Троицкого уезда, Оренбургская губерния (ныне с. Кундравы, Чебаркульский район, Челябинская область) — 26 ноября 1985, Москва, СССР) — режиссер, актер сценарист, общественный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1943). Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Заслуженный деятель искусств ПНР (1973). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской премии (1984). Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР (1978). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года. Член Союза писателей СССР.
В 1915 году поступил в реальное училище в Екатеринбурге. Позже семья переехала в Красноярск, где Сергей Герасимов продолжил учебу, работал на заводе.
В 1923 году возвратился в Екатеринбург, поступил в театральную студию, в том же году оставил ее и переехал в Петроград. Учился в Ленинградском художественном училище.
В кино с 1924 года. Первоначально работал актером, затем ассистентом режиссера в мастерской ФЭКСов (кинофабрика «Ленинградкино», Ленинградская кинофабрика «Совкино»). Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика. Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: шулера («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.
В 1928 году окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств.
С 1930 — режиссер Ленинградской кинофабрики «Союзкино» / киностудии «Ленфильм».
С января 1943 — на киностудии «Мосфильм».
С 20 мая 1944 по 05 октября 1945 — директор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) и заместитель председателя Комитета по делам кинематографии СССР.
Постановщик Парада Победы, прошедшего 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве[1].
С октября 1945 — на киностудии «Союздетфильм» / Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького.
В 1949 — 1951 гг. написал несколько вариантов литературного и режиссерского сценария «Певец свободы» («Александр Пушкин»), приступил к подготовительному периоду, но съемки фильма начать не смог (проект был закрыт).
Сталинская (Государственная) премия в 1951 году за художественно-документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), созданный совместно с киноработниками КНР и документалистами ЦСДФ.
Ставил спектакли в Театре-студии киноактера и театре им. Е.Б. Вахтангова.
С ноября 1947 до ноября 1951 — художественный руководитель Театра-студии киноактера.
С 1944 года совместно с Тамарой Макаровой вел объединенную актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе. С июля 1946 года профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения с 1966 года.
Автор ряда статей по вопросам киноискусства.
Синхронные съемки Герасимова вошли в фильмы «Один час с Козинцевым, или Семь мнений» (1970), «О кино, кино!» (1973), «Пётр Мартынович и годы большой живим» (1974), «ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии» (1979) и др.
На XXVI съезде КПСС. Москва. 1981 год. На фото (стоят слева направо): оператор Валерий Никонов, механик съемочной техники Дмитрий Легоньков, оператор Вячеслав Ходяков, В. В. Курносов (9-е управление КГБ СССР), директор съемочной группы Александр Еланчук, асс. оператора Александр Браташ, инструктор отдела культуры ЦК КПСС Н. И. Чернецова, Николай (КГБ), режиссёр и делегат съезда Сергей Герасимов, оператор Юрий Голубев, режиссёр Борис Рычков, оператор Игорь Бганцев, председатель Госкино СССР А. И. Камшалов, оператор Владимир Байков, оператор Василий Киселёв; сидят на фото (слева направо): оператор Лев Максимов, асс. оператора Игорь Белов, операторы Вячеслав Извеков и Александр Минаев. Фото из личного архива В. Извекова.
Отец — Герасимов Аполлинарий Алексеевич (1863—1909); происходил из семьи мценского уездного исправника, за организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе был арестован и в 1888 году сослан в Енисейскую губернию сроком на 4 года под гласный надзор полиции. С 1984 года работал на Миасском заводе. В 1909 году трагически погиб на реке Лозьве во время геологической экспедиции, оставив пятерых детей.
Мать — Герасимова Юлия Борисовна (в девичестве Юдифь Борисовна Эстрович), родилась в купеческой семье; приняла ради брака православие; была сослана за политическую дятельность (в ссылке находились и два её брата — народовольцы Михаил Эстрович (1869—1938) и Осип Эстрович, оба приняли участие в восстании ссыльных в 1889 году в Якутске, во время которого Осип был ранен, а Михаил осуждён ещё на 8 лет каторжных работ).
Жена — Макарова Тамара Федоровна (1907—1997), актриса, играла главные роли во многих фильмах режиссёра. Народная артистка СССР (1950).
Приёмный сын — Макаров Артур Сергеевич (1931—1995), племянник жены, писатель и киносценарист.
1945 — Крымская конференция (Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав, проходила 4 — 11 февраля 1945 года — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны); полнометражный; руководитель съемок C. Герасимов, режиссер И. Копалин; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров
1945 — Берлинская конференция (Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы); полнометражный; цветной и черно-белый варианты; руководитель съёмок: Сергей Герасимов; режиссёр Илья Копалин; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1949 — Мир победит войну (о Всесоюзной конференции сторонников мира); режиссер: С. Бубрик, С. Герасимов, Е. Свилова
1950 — Новый Пекин; Производство: ЦСДФ и Пекинская студия Китайской Народной Республики; режиссеры: С. Герасимов, И. Сеткина; операторы: М. Гиндин, В. Киселев, Б. Макасеев, В. Петров, В. Раппопорт, А. Хавчин, Сюй-Сяо-Бин, Су Хэ-Цин; диктор: Л. Хмара; музоформитель: А. Ройтман; ассистенты режиссера: Т. Лиознова, О. Артюнова; звукооператор В. Нестеров
1950 — Освобождённый Китай; полнометражный художественно-документальный фильм; производство: к/ст. им. Горького и Пекинская к/ст; автор-режиссер: С. Герасимов; режиссёр: Э. Волк; операторы: Н. Блажков, М. Гиндин, В. Киселёв, Б. Макасеев, Петров, В. Рапопорт, А. Хавчин
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившис с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С. А. Герасимов, И.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. Захарова, М. Попова, Р. Туморина, Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
1953 — Прощание с вождем (в фильм вошли кадры: улицы г. Москвы в день похорон И. В. Сталина; прибытие в г. Москву зарубежных делегаций; прощание москвичей, советских и иностранных делегаций со Сталиным в Колонном зале Дома Союзов. Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, Н. А. Булганин и др. в почетном карауле; минута молчания; траурный парад на Красной площади в день похорон); режиссеры: С. А. Герасимов, И.П. Копалин
1959 — Говорит спутник (фильм с помощью хроникальных кадров рассказывает о становлении и росте Советской республики); полнометражный; ЦСДФ; автор сценария и режиссер в соавторстве с Э. Волком, В. Дорманом, Г. Оганисяном; операторы: Ефимов Е., Кокошвили Л., Крылов А., Мухин Е., Раппопорт В.
1950 — Освобожденный Китай. Часть первая; производство: фабрика «Диафильм»; автор-режиссер С. Герасимов, режиссер Э. Волк; диафильм составил Э. Волк; консультант С. Герасомов; редактор Е. Кавтиашвили
1958 — Первая премия и премией за лучшую кинорежиссуру на 1-м ВКФ
1958 — Большая премия «Хрустальный глобус» на IХ МКФ в Карловых Варах (ЧССВ) — за фильм «Тихий Дон»
1967 — Большим призом ММКФ — за фильм «Журналист»
1970 — Главный приз ХXII МКФ в Карповых Варах (ЧССР) — за фильм «У озера»
1973 — Первя премия «За глубокую разработку современной и актуальной темы» ВКФ —
за фильм «Любить человека»
1981— Специальный приз ВКФ «За масштабность воплощения исторической тематики» — за фильмы «В начале славных дел» и «Юность Петра»
1984 — Большой премией «Хрустальный глобус» МКФ в
Карповых Варах (ЧССР) — фильм «Лев Толстой»)
1985 — Главный специальный приз и диплом ВКФ — за фильм «Лев Толстой»
О великом режиссере Нонна Мордюкова вспоминала так: "Когда приехала в Москву поступать в Институт кинематографии, первое, что увидела во ВГИКе – лысина. Принадлежала она Сергею Герасимову, нашему мастеру. Хотя Сергей Аполлинариевич был приветливым человеком, поначалу этой лысины боялись все – и талантливые, и не очень. Паника охватила на втором курсе: стало известно, что Герасимов будет снимать «Молодую гвардию» силами своих студентов. Конечно, актеры мы были зеленые, о профессионализме тоже не говорю, но войну видели своими глазами, поэтому врать не могли. <...>
Источник
<...> Во время съемок Герасимов нам повторял: научиться работать можно и на одном фильме, но при условии, что у актера есть что-то внутри. Сергей Аполлинариевич внушил нам любовь к мастерам и презрение к дилетантам. Он выдал нам путевку в творческую жизнь. После «Молодой гвардии» меня пять лет не снимали: «Толку-то с ней что-то делать? – рассуждали режиссеры. – Какую роль ни дай, все одно – на экране будут видеть Ульяну Громову». Но Герасимов нас не оставлял. Зная, что, несмотря на бешеную популярность, продолжаем мыкаться по углам, иногда подкидывал какую-то работу. До самой смерти рекламировал нас другим режиссерам».
[...]Неигровой фильм, снятый в эпоху сталинского «малокартинья» Сергеем Герасимовым, ключевым персонажем в истории советского кино. Лауреат нескольких Сталинских премий (одна из них как раз за «Освобожденный Китай»), автор, в частности, «Семерых смелых», «Молодой гвардии», «Журналиста», «Тихого Дона», весь 1950-й провел в новорожденной Китайской Народной Республике, результатом чего стал этот историко-революционный фильм. Все живописные достоинства здесь — камеры операторской группы любуются и «непосильным крестьянским трудом», и верблюдом у истоков реки Хуанхэ, и каменными львами на императорских могилах, и памятниками древнего зодчества на озерах вокруг Шанхая — служат воспеванию свободы. Несколько архаичный и не лишенный советских канцеляризмов текст о том, как китайский народ боролся с вековым феодализмом и западным империализмом, сопровождает вполне себе актуальную картину о том, что негоже человеку быть вьючным животным: Герасимов, полагаю, ни разу не лукавил, ведь на словах даже Сталинская конституция была недурна. Герасимов вообще отличный пример того, как не изменять себе и сохранять достоинство даже в свинцовые времена, не становясь при этом маргиналом, а будучи вполне себе влиятельным человеком; в 1963-м, например, только благодаря ему на ММКФ попал (и победил!) фильм «8 ½» Феллини. И наш институт кинематографии носит имя Герасимова. А послесловием к «Китаю» может стать поздняя агитка великого Александ Медведкина «Осторожно! Маоизм!» (1979)[...]
Журнал СНОБ / 10.07.14, Источник
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фотографии из частных архивов. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД; Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 179-180). Фото: частные архивы, ГОСКАТАЛОГ.РФ, проект "Исторпия России в фотографиях".