Полное имя:
Сергей Апполинариевич ГЕРАСИМОВ

Дата рождения:
03 июня 1906
ст. Кундравинская, Троицкий уезд, Оренбургская губерния, Российская империя

Дата смерти:
26 ноября 1985 (79 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
актёр, директор киностудии, режиссёр-постановщик, сценарист

Краткая биография

Последнее обновление: 08.04.2024.

Герасимов Сергей Аполлинариевич (21 мая (03 июня) 1906,  ст. Кундравинская, пос. Десятилетие Троицкого уезда, Оренбургская губерния (ныне с. Кундравы, Чебаркульский район, Челябинская область) — 26 ноября 1985, Москва, СССР) — режиссер, актер сценарист, общественный деятель. Заслуженный артист РСФСР (1943). Народный артист СССР (1948). Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Заслуженный деятель искусств ПНР (1973). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской премии (1984). Действительный член (академик) Академии педагогических наук СССР (1978). Член ВКП(б) — КПСС с 1943 года. Член Союза кинематографистов СССР с 1957 года. Член Союза писателей СССР. 

В 1915 году поступил в реальное училище в Екатеринбурге. Позже семья переехала  в Красноярск, где Сергей Герасимов продолжил учебу, работал на заводе.

В 1923 году возвратился в Екатеринбург, поступил в театральную студию, в том же году оставил ее и переехал в Петроград. Учился в Ленинградском художественном училище.

В кино с 1924 года. Первоначально работал актером, затем ассистентом режиссера в мастерской ФЭКСов (кинофабрика «Ленинградкино», Ленинградская кинофабрика «Совкино»). Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль ШпикаСнимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: шулераШинель», 1926), МедоксаС. В. Д.», 1927), ЖурналистаНовый Вавилон», 1929), Председателя сельсоветаОдна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — МеньшевикОбломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонзаДезертир», 1933) и других.

В 1928 году окончил актерское отделение Ленинградского института сценических искусств.

С 1930 — режиссер Ленинградской кинофабрики «Союзкино» / киностудии «Ленфильм».
С января 1943 — на киностудии «Мосфильм».

С 20 мая 1944 по 05 октября 1945 — директор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) и заместитель председателя Комитета по делам кинематографии СССР.

Постановщик Парада Победы, прошедшего 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве[1].

С октября 1945 — на киностудии «Союздетфильм» / Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького.

В 1949 — 1951 гг. написал несколько вариантов литературного и режиссерского сценария «Певец свободы» («Александр Пушкин»), приступил к подготовительному периоду, но съемки фильма начать не смог (проект был закрыт).

 Сталинская (Государственная) премия в 1951 году за  художественно-документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), созданный совместно с киноработниками КНР и документалистами ЦСДФ.

Сергей Герасимов в КНР, г. Пекин. Автор фото: В. Микоша. Источник: Госкаталог.РФ.

Ставил спектакли в Театре-студии киноактера и театре им. Е.Б. Вахтангова.
С ноября 1947 до ноября 1951 — художественный руководитель Театра-студии киноактера.

С 1944 года совместно с Тамарой Макаровой вел объединенную актерско-режиссерскую мастерскую во ВГИКе. С июля 1946 года профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения с 1966 года.

Автор ряда статей по вопросам киноискусства.

Синхронные съемки Герасимова вошли в фильмы «Один час с Козинцевым, или Семь мнений» (1970), «О кино, кино!» (1973), «Пётр Мартынович и годы большой живим» (1974), «ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии» (1979) и др. 

Общественная деятельность

На XXVI съезде КПСС. Москва. 1981 год. На фото (стоят слева направо): оператор Валерий Никонов, механик съемочной техники Дмитрий Легоньков, оператор Вячеслав Ходяков, В. В. Курносов (9-е управление КГБ СССР), директор съемочной группы Александр Еланчук, асс. оператора Александр Браташ, инструктор отдела культуры ЦК КПСС Н. И. Чернецова, Николай (КГБ), режиссёр и делегат съезда Сергей Герасимов, оператор Юрий Голубев, режиссёр Борис Рычков, оператор Игорь Бганцев, председатель Госкино СССР А. И. Камшалов, оператор Владимир Байков, оператор Василий Киселёв; сидят на фото (слева направо): оператор Лев Максимов, асс. оператора Игорь Белов, операторы Вячеслав Извеков и Александр Минаев. Фото из личного архива В. Извекова.

  • В 1946 году вошел в состав художественного совета при Министерстве кинематографии СССР[2].
  • Секретарь правления СК СССР с 1965 года.
  • Член Президиума Советского комитета защиты мира с 1950 года.
  • Депутат Верховного Совета СССР 3 — 4 созывов (1950 — 1958). 

______________________________
1. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 179).
2. 
17 июня 1946 г. Совет Министров СССР утвердил состав художественного совета при Министерстве кинематографии СССР. В него вошли И. Большаков, И. Пырьев, Г. Александров, Б. Бабочкин, И. Берсенев, В. Ванин, С. Васильев, М. Галактионов, С. Герасимов, А. Головня, Б. Горбатов, А. Дикий, В. Егоров, В. Захаров, Т. Зуева, В. Иванов, М. Калатозов, Л. Леонов, Н. Охлопков, Н. Попова, В. Пудовкин, М. Ромм, И. Савченко, Л. Соболев, К. Симонов, Н. Таленский, Н. Тихонов, Ф. Федоровский, Т. Хренников, М. Чиаурели, Б. Чирков, Ю. Шапорин, Д. Шостакович, С. Эйзенштейн. (Источник: НА ПЕПЕЛИЩЕ. Советское послевоенное кино. 1945–1953 гг.: Документы и свидетельства. Книга первая. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2024. — 700 с. ил.; с. 21)

СЕМЬЯ

Отец — Герасимов Аполлинарий Алексеевич (1863—1909); происходил из семьи мценского уездного исправника, за организацию социал-демократических кружков на Путиловском заводе был арестован и в 1888 году сослан в Енисейскую губернию сроком на 4 года под гласный надзор полиции. С 1984 года работал на Миасском заводе. В 1909 году трагически погиб на реке Лозьве во время геологической экспедиции, оставив пятерых детей.
Мать — Герасимова Юлия Борисовна (в девичестве Юдифь Борисовна Эстрович), родилась в купеческой семье; приняла ради брака православие; была сослана за политическую дятельность (в ссылке находились и два её брата — народовольцы Михаил Эстрович (1869—1938) и Осип Эстрович, оба приняли участие в восстании ссыльных в 1889 году в Якутске, во время которого Осип был ранен, а Михаил осуждён ещё на 8 лет каторжных работ).
Жена — Макарова Тамара Федоровна (1907—1997), актриса, играла главные роли во многих фильмах режиссёра. Народная артистка СССР (1950).
Приёмный сын — Макаров Артур Сергеевич (1931—1995), племянник жены, писатель и киносценарист.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • В 1986 году ВГИКу присвоено имя С.А. Герасимова.
  • В 1987 году на киностудии им. М. Горького вышел документальный фильм «Жизнь одна...» (фильм рассказывает о творческом пути и педагогической деятельности советского кинорежиссера и актера С.А. Герасимова; в фильме принимают участие ученики восьми выпусков мастерской С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой); режиссеры и авторы сценария: Ренита и Юрий Григорьевы).
  • В селе Кундравы, где родился режиссёр, есть музей его имени.
  • В Москве и Санкт-Петербурге, на домах, где жили Т. Макарова и С. Герасимов, установлены мемориальные доски. Таблички были установлены к 100-летию С. Герасимова. Инициатор установки табличек выступил актер Виталий Матвеев.
  • Банка России выпустил памятную монету (2 рубля, серебро, 2006 год), посвящённую 100-летию со дня рождения С. А. Герасимова.
  • В 2014 году вышел документальный фильм режиссера Петра Шепотинника «Серей Герасимов. Богатырская симфония». В фильм вошли воспоминания ректора ВГИКа Александа Новикова, организатор кинопроизводства Аркадия Кушлянского, актеры и режиссеры Людмилы ГурченкоНатальи БелохвостиковойЛарисы Удовиченко, Киры Муратовой, Александра Рогожкина, Сергея Никоненко и многих других.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (документальные фильмы)

На фото (слева направо): 1-й заместитель наркома внутренних дел СССР Сергей Никифорович Круглов, народный комиссар внутренних дел СССР Лаврентий Павлович Берия, режиссер Сергей Герасимов. Ливадийский дворец в Ялте. Февраль 1945 года. Автор фото: Борис Косарев. Источник фото: МАММ/ МДФ.

1945 — Крымская конференция (Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав, проходила 4 — 11 февраля 1945 года — вторая по счёту многосторонняя встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании — во время Второй мировой войны); полнометражный; руководитель съемок C. Герасимов, режиссер  И. Копалин; звукооператоры: И. Гунгер, В. Нестеров
1945 — Берлинская конференция (Потсдамская конференция состоялась в Потсдаме во дворце Цецилиенхоф с 17 июля по 2 августа 1945 года с участием руководства трёх крупнейших держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне с целью определить дальнейшие шаги по послевоенному устройству Европы); полнометражный; цветной и черно-белый варианты; руководитель съёмок: Сергей Герасимов; режиссёр Илья Копалин; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров 
1949 — Мир победит войну (о Всесоюзной конференции сторонников мира); режиссер: С. Бубрик, С. Герасимов, Е. Свилова
1950 — Новый Пекин; Производство:  ЦСДФ и Пекинская студия Китайской Народной Республики; режиссеры: С. ГерасимовИ. Сеткина; операторы: М. Гиндин, В. Киселев, Б. Макасеев, В. Петров, В. Раппопорт, А. Хавчин, Сюй-Сяо-Бин, Су Хэ-Цин; диктор: Л. Хмара; музоформитель: А. Ройтман; ассистенты режиссера: Т. Лиознова, О. Артюнова; звукооператор В. Нестеров
1950 — Освобождённый Китай; полнометражный художественно-документальный фильм; производство: к/ст. им. Горького и Пекинская к/ст; автор-режиссер: С. Герасимов; режиссёр: Э. Волк; операторы:  Н. Блажков, М. Гиндин, В. Киселёв, Б. Макасеев, Петров, В. Рапопорт, А. Хавчин 
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившис с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С. А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. ЗахароваМ. ПоповаР. Туморина, Р.Б. Халушаков (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
1953 — Прощание с вождем (в фильм вошли кадры: улицы г. Москвы в день похорон И. В. Сталина; прибытие в г. Москву зарубежных делегаций; прощание москвичей, советских и иностранных делегаций со Сталиным в Колонном зале Дома Союзов. Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, Г. К. Жуков, Н. А. Булганин и др. в почетном карауле; минута молчания; траурный парад на Красной площади в день похорон); режиссеры: С. А. ГерасимовИ.П. Копалин
1959 — Говорит спутник (фильм с помощью хроникальных кадров рассказывает о становлении и росте Советской республики); полнометражный; ЦСДФ;  автор сценария и режиссер в соавторстве с Э. Волком, В. Дорманом, Г. Оганисяном; операторы: Ефимов Е., Кокошвили Л., Крылов А., Мухин Е., Раппопорт В.

ДИАФИЛЬМ

1950 — Освобожденный Китай. Часть первая; производство: фабрика «Диафильм»; автор-режиссер С. Герасимов, режиссер Э. Волк; диафильм составил Э. Волк; консультант С. Герасомов; редактор Е. Кавтиашвили

НАГРАДЫ ВКФ и МКФ

1958 — Первая премия и премией за лучшую кинорежиссуру на 1-м ВКФ
1958 — Большая премия «Хрустальный глобус» на IХ МКФ в Карловых Варах (ЧССВ) — за фильм «Тихий Дон»
1967 — Большим призом ММКФ — за фильм «Журналист»
1970 — Главный приз ХXII МКФ в Карповых Варах (ЧССР) — за фильм «У озера»
1973 — Первя премия «За глубокую разработку современной и актуальной темы» ВКФ —
за фильм «Любить человека»
1981— Специальный приз ВКФ «За масштабность воплощения исторической тематики» — за фильмы «В начале славных дел» и «Юность Петра»
1984 — Большой премией «Хрустальный глобус» МКФ в
Карповых Варах (ЧССР) — фильм «Лев Толстой»)
1985 — Главный специальный приз и диплом ВКФ — за фильм «Лев Толстой»

Звания

1944 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1948 — Народный артист СССР
1973 — Заслуженный деятель искусств ПНР
1974 — Герой Социалистического Труда

Награды

1940 — Орден Трудового Красного Знамени (23 мая 1940 года)
1941 — Сталинская премия (за фильм «Учитель» (1939))
1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1944 — Орден Красной Звезды (14 апреля 1944 года)
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1946 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1949 — Сталинская премия (за фильм «Молодая гвардия» (1948))
1950 — Орден Трудового Красного Знамени (06 марта 1950 года)
1951 — Сталинская премия (за фильм «Освобождённый Китай» (1950))
1961 — Орден Ленина (15 сентября 1961 года)
1966 — Орден Ленина (20 мая 1966 года)
1970 — Премия Ленинского комсомола (за создание фильмов о молодежи и Ленинском комсомоле)
1971 — Государственная премия СССР (за фильм «У озера» (1969))
1971 — Орден Октябрьской Революции (22 июня 1971 года)
1974 — Орден Ленина (03 сентября 1974 года)
1981 — Орден Ленина (13 мая 1981 года)
1984 — Ленинская премия (за фильм «Лев Толстой» (1984))

Цитаты

О великом режиссере Нонна Мордюкова вспоминала так: "Когда приехала в Москву поступать в Институт кинематографии, первое, что увидела во ВГИКе – лысина. Принадлежала она Сергею Герасимову, нашему мастеру. Хотя Сергей Аполлинариевич был приветливым человеком, поначалу этой лысины боялись все – и талантливые, и не очень. Паника охватила на втором курсе: стало известно, что Герасимов будет снимать «Молодую гвардию» силами своих студентов. Конечно, актеры мы были зеленые, о профессионализме тоже не говорю, но войну видели своими глазами, поэтому врать не могли. <...>
<...> Во время съемок Герасимов нам повторял: научиться работать можно и на одном фильме, но при условии, что у актера есть что-то внутри. Сергей Аполлинариевич внушил нам любовь к мастерам и презрение к дилетантам. Он выдал нам путевку в творческую жизнь. После «Молодой гвардии» меня пять лет не снимали: «Толку-то с ней что-то делать? – рассуждали режиссеры. – Какую роль ни дай, все одно – на экране будут видеть Ульяну Громову». Но Герасимов нас не оставлял. Зная, что, несмотря на бешеную популярность, продолжаем мыкаться по углам, иногда подкидывал какую-то работу. До самой смерти рекламировал нас другим режиссерам».

Источник

[...]Неигровой фильм, снятый в эпоху сталинского «малокартинья» Сергеем Герасимовым, ключевым персонажем в истории советского кино. Лауреат нескольких Сталинских премий (одна из них как раз за «Освобожденный Китай»), автор, в частности, «Семерых смелых», «Молодой гвардии», «Журналиста», «Тихого Дона», весь 1950-й провел в новорожденной Китайской Народной Республике, результатом чего стал этот историко-революционный фильм. Все живописные достоинства здесь — камеры операторской группы любуются и «непосильным крестьянским трудом», и верблюдом у истоков реки Хуанхэ, и каменными львами на императорских могилах, и памятниками древнего зодчества на озерах вокруг Шанхая — служат воспеванию свободы. Несколько архаичный и не лишенный советских канцеляризмов текст о том, как китайский народ боролся с вековым феодализмом и западным империализмом, сопровождает вполне себе актуальную картину о том, что негоже человеку быть вьючным животным: Герасимов, полагаю, ни разу не лукавил, ведь на словах даже Сталинская конституция была недурна. Герасимов вообще отличный пример того, как не изменять себе и сохранять достоинство даже в свинцовые времена, не становясь при этом маргиналом, а будучи вполне себе влиятельным человеком; в 1963-м, например, только благодаря ему на ММКФ попал (и победил!) фильм «8 ½» Феллини. И наш институт кинематографии носит имя Герасимова. А послесловием к «Китаю» может стать поздняя агитка великого Александ Медведкина «Осторожно! Маоизм!» (1979)[...]

Журнал СНОБ / 10.07.14, Источник

Источники информации

При подготовке материала использована информация открытых источников. Фотографии из частных архивов. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД; Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 179-180). Фото: частные архивы, ГОСКАТАЛОГ.РФ, проект "Исторпия России в фотографиях".