Я вспоминаю о минувшем...

Из книги "В тылу и на фронте. Воспоминания фронтового оператора"

12.02.2017

В.Э. Томберг

Томберг Владимир Эрнестович (28 июня (11 июля) 1912, Владивосток — 12 апреля 2004, Москва) — кинооператор, режиссёр научно-популярных фильмов. Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1951) и и Государственной премии Эстонской ССР (1948). Заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1949). Почётный кинематографист России (1995). Член ВКП(б) — КПСС с 1949 года. Член СК СССР — СК России.

Источник

На фронтах Великой Отечественной войны в разное время снимали 253 кинооператора. Нередко нам приходилось находиться в самой гуще сражений. Если журналист, литератор может описать бой по рассказам военачальников, очевидцев, то оператору, для того, чтобы заснять битву, необходимо самому находиться в центре боёв.

Фронтовая киногруппа (слева направо): Н. Лыткин, Е. Ефимов, В. Головня, В. Доброницкий, А. Ешурин, Р. Григорьев, Я. Марченко Р. Халушаков Б. Шер А. Рубанович. Северо-Западный фронт. Ноябрь 1941 года.

Солдаты и офицеры — сплочённый коллектив. Все у всех на виду, подчинены единому уставу: не пойдёшь в атаку — расстреляют. А кинооператор на войне в известной степени сам по себе. Атаку он мог и не снимать: на передовой за ним не стояли начальники — они командовали из более безопасных мест. Поэтому для оператора всё решали его собственные моральные принципы. И дело тут было не только в страхе или трусости — ведь убить могли и далеко от линии фронта — но в чувстве долга, личной ответственности, наконец, элементарной порядочности. Для нас был один критерий: отснятый материал. Мнение товарищей и начальства о твоём поведении на фронте определялось по тому, что на экране. А ведь качество твоей работы выяснялось только много позже, когда материал доставлялся на студию, проявлялся, был включён в какой-то киносборник или полнометражный фильм. В боях, далеко от руководителей, от тебя самого зависило, идти ли на риск, снимать ли подлинные боевые действия, в то время, как вокруг рвутся снаряды, падают бомбы, свистят пули, разрывы снарядов вздымают горы земли, рушатся здания, сама почва горит под ногами. Что пересилит в этот страшный момент: страх или профессиональный и гражданский долг? Не всегда даже сам человек мог ответить на этот вопрос заранее.

Немало фронтовых операторов — 31 человек — не вернулось с войны. Многие были ранены.

При киносъёмке боёв на Карельском перешейке был убит кинооператор Филипп Печул. Под Ижорой погиб Дима Эдельсон, а Герман Шулятин получил тяжёлое ранение.

В августе 1941 года значительно превосходящими силами гитлеровцы прорвались к Таллинну. Войска и население были вынуждены эвакуироваться морским путём. Фашисты бросили на суда авиацию, торпедные катера, установили густую сеть минных заграждений. Многие корабли погибли. С транпортного судна «Вирония» эвакуацию снимали кинооператоры А. Знаменский, П. Лампрехт, В. Сумкин. Прямое попадание авиабомбы затопило «Виронию», и все трое кинооператоров погибли.

Начальник киногрупп - А. Лебедев.

При прорыве блокады Ленинграда получили ранения операторы А. Лебедев и С. Масленников.

В 1942 году впервые в истории ВГИКа пять выпускников операторского факультета — Илья Аронс, Илья Гутман, Юрий Монгловский, Виктор Муромцев и Николай Номофилов — выехали снимать дипломные работы в действующую армию. Идея защиты операторских дипломов на фронтах Великой Отечественной войны возникла у их наставника, ветерана гражданской войны, знаменитого оператора, создавшего вместе с С. Эйзенштейном известный всему миру «Броненосец «Потёмкин», — Эдуарду Тиссе. Трагически не повезло Николаю Новофилову: он погиб от снаряда, не успев заснять ни одного кинокадра.

Корифей отечественного кинематографа П.В. Ермолов стал оператором хроники ещё в 1912 году и снимал сражения первой мировой войны, снимал гражданскую, запечатлел кинопортреты живых В. И. Ленина, В. И. Чапаева, С. М. Кирова, Г. К. Орджоникидзе, М. Н.Тухачевского. С первых дней Великой Отечественной войны он оставляет художественное кино и снова становится кинохроникёром. 3 августа 1942 года Ермолов пошёл в тыл врага, чтобы снять, как разведчики ловят «языка». Эта съёмка стала для него последней. При возвращении Ермолов был тяжело ранен осколком мины. Врачи спасли жизнь замечательного человека, но работать оператором он уже не смог.

На Орловско-Курской дуге, после долгих экспериментов Е. Лозовский приспособил свой стационарный аппарат для съёмки с движущегося танка. В тяжёлом танковом сражении из немецкого противотанкового орудия были убиты командир и водитель танка. Специальный бронированный бокс, в который была заключена камера, спас жизнь оператора. Правда, Е. Лозовский был тяжело ранен: ему в спину вонзилось 27 осколков. В дни этого же сражения погибли Иван Малов и Алексей Солодков.

Кинооператор Б. Вакар. Участник рейда отряда Ковпака в Карпатах. 1943 год.

Борис Вакар снимал в одном из отрядов партизанского соединения знаменитого украинского «деда» — С. Ковпака. Под Шепетовкой у села Белоконь отряд окружили эсессовцы, и вражеская пулемётная очередь сразила оператора.

При киносъёмках за овладение Кёнигсбергом (Калининградом) был убит Владимир Крылов и тяжело ранен его брат Анатолий Крылов.

У восточных границ Чехословакии погибли: Я. Лейбов, Б. Пумпянский, А. Эльберт.

Во время киносъёмок форсирования Дунайского канала под Веной смертельно ранило кинооператора Семёна Стояновского. Умирая, он шептал: «Аппарат... сохраните аппарат... не засветите плёнку... передайте в штаб...» Он похоронен в Вене на братском кладбище советских воинов. В этом же сражении тяжёлое ранение получил И. Чикноверов.

В 1943 году погибли кинооператоры И. Авербах, В. Высоцкий, И. Таги-заде, получили ранение Г. Андриканис, А. Зазулин, А. Назаров, С. Урусевский.

На фото операторы (слева направо): Н.Быков В. Сущинский.

Но далеко не всегда нам известны обстоятельства гибели наших коллег. Однако один из фронтовых кинооператов стал символом мужества, смелости и героизма: о нём создан кинофильм, на родине открыт его мемориальный музей. Это — Владимир Сущинский. Снимая бои на окраине Бреслау (Вроцлав), он поднялся на железнодорожную насыпь и встал со своей киносъёмочной камерой во весь рост. Перед ним открывалась широкая панорама сражения, и он нажал на пусковой крючок аппарата. В этот момент рядом с ним разорвался снаряд. Падая, смертельно раненный оператор продолжал снимать и как бы запечатлел свою собственную смерть. Николай Быков видел это и на своих руках вынес друга с поля боя. А вскоре, во время киносъёмки атаки, погиб и сам, не дожив всего 20 дней до Победы.

Кинооператоры: Н. Номофилов, В. Муромцев и М. Сегаль справа. Северо-Западный фронт. 1942 год.

В последние дни войны под югославским городом Триестоло при киносъёмке танковой атаки фашистский снаряд попал прямо в грудь кинооператора Виктора Муромцева. После боя от него не нашли ничего, даже металлических обломков съёмочной камеры.

Уже несколько десятилетий нет с нами наших замечательных кинооператоров, но и сегодня они говорят с нами своими боевыми кинокадрами, которые бережно хранятся в кинофондах, а нередко и включаются в документальные и художественные фильмы.

Заснятые на фронтах Великой Отечественной войны 3,5 миллиона метров киноплёнки — это вечный памятник погибшим и живым кинооператорам. Мысли о них не в последней степени подталкивали мою руку к продолжению работы над этими записками.

Почему же человек, ставший свидетелем и участником Великой Отечественной войны, не может забыть её годы, десятки лет, никогда? Почему спустя какое угодно количество лет участник войны порой просыпается в поту и страхе? Об этом написано уже очень много книг: воспоминаний, свидетельств, исследований, повестей, романов, стихов. Может быть, хватит? Может быть, всё уже сказано, и не следует повторяться?.. Но можно ли вообще рассказать об этой величайшей войне всё? По-моему, исчерпать эту тему в принципе невозможно. И если воспоминания — и не только о страхе и варварстве, но и о беспримерном героизме, самопожертвовании, проявлении высших взлётов человеческого духа — если всё это не даёт покоя, не забывается, то, я думаю, каждый имеет право и даже просто обязан поделиться своими воспоминаниями. Рассказанное облегчает душу и может пригодиться многим, особенно сейчас, когда уже почти не осталось свидетелей того ужасного и, вместе с тем, прекрасного времени.

Фронтовые кинооператоры, начальники фронтовых групп на встрече в день празднования 35-летия Победы. Дом творчества кинематографистов «Болшево».