Пётр НОВИЦКИЙ

кинооператор, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Пётр Карлович НОВИЦКИЙ

Дата рождения:
26 апреля 1885
Украина, Российская империя

Дата смерти:
07 сентября 1942 (57 лет)
СССР

Профессии:
кинооператор, фотокорреспондент, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Новицкий Петр Карлович (26 апреля 1885 — 07 сентября 1942) — российский и советский фотограф, оператор кинохроники. Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1932) и Красной Звезды (1934).

Образование получил в киевском реальном училище и в художественном училище, которое окончил в 1909 году. Фотографией начал заниматься будучи студентом. За год до окончания училища вступил в фотографическое общество «Дагер». 

Ученик фотографа Н.А. ПетроваПервая фоторабота — жанровая постановочная фотография «Утро», опубликованная в журнале «Вестник фотографии» (1910 № 3), посвящена учителю.
По окончании училища работал фоторепортёром в газете «Киевская мысль».

В 1910 году переехал в Москву.
С 1910 г. — оператор Московского отделения фирмы "Гомон". 

В 1912 г. снимал события Балканской войны. Два года работал военным кинооператором на фронтах Болгарии, Сербии, Турции. Проявленными в работе смелостью и оперативностью обратил на себя внимание руководства фирмы, в 1914 году был приглашён в Париж для заключения контракта о съёмках событий надвигающейся Первой мировой войны

В 1914 — 1918 гг. работал военным кинооператором в Скобелевском комитете. До начала Февральской революции работал на передовой в составе 96-го Омского полка, им были засняты взятие русскими войсками Перемышля, бои на Гнилой Липе, у Белявы и другие события Первой мировой войны. В периоды затишья военных действий обращался к художественной фотографии, производил съёмки на прифронтовой полосе. Трижды был ранен.

Демонстрация первых революционных пожарных. Москва. 14 марта 1917. Фото: П. Новицкого («Общественное достояние»).

В 1917 г. снимал сюжеты для киножурнала "Свободная Россия". Снимал события Февральской революции в Москве. В дни Октябрьской революции вёл съёмки на улицах Петрограда в составе киногруппы под руководством сотрудника Скобелевского комитета журналиста Михаила Кольцова.
В 1918 — 1922 гг. — в Московском кинокомитете Наркомпроса и ВФКО.
В 1918 — 1919 гг. снял ряд сюжетов для киножурнала «Кинонеделя» и «Киноправда».
Съемки событий Февральской революции и событий Октябрьской революции в Петрограде вошли в фильм «Октябрьский переворот» (1917). Снял также документальные фильмы «Украинское движение» (1917), «Роспуск Учредительного собрания» (1918), материалы для кинопериодикии др.

В апреле 1918 снял первый советский документальный фильм «Разоружение анархистов».

В.И.Ленин, Н.К.Крупская и М.И.Ульянова в автомашине после окончания парада частей Красной Армии в Москве на Ходынском поле. 1 мая 1918 года («Общественное достояние»).

В 1918 году снял празднование 1 мая на Ходынском поле — военный парад и другие эпизоды праздника. Кинокадры его хроники, запечатлевшие В. И. Ленина с женой и сестрой в автомобиле, впоследствии многократно воспроизводились в виде отдельных фотографий.

В годы Гражданской войны работал на фронтах, принимал участие в рейсах агитпоездов (в 1918 г. в военном отделе издательства ВЦИК было решено вместо отправки агитационной литературы на фронт и в прифронтовые районы в обычных поездах организовать особые, специально оборудованные агитпоезда. В 1919 году Президиум ВЦИК рассмотрел два положения: об организации литературно-инструкторских поездов ВЦИК и об инструкторах на агитпоездах. . В 1919-21 в стране действовало 5 таких поездов, условно именовались «ВЦИК на колесах». Вслед за агитпоездом имени Ленина были организованы агитпоезда "Октябрьская революция", "Красный казак", "Красный Восток", "Советский Кавказ", агитационно-инструкторский пароход "Красная звезда" и др. На Аагитпоездах имелись книжные склады, киноустановки, типографии и магазины. В работе агитпоездов активно участвовали видные деятели коммунистической партии и Советского государства: М. И. Калинин, Н.. Крупская, В. М. Молотов, среди агитаторов и инструкторов были представители ЦК партии и многих центральных правительственных учреждений и общественных организаций; — прим. ред.).

В 1920 году совместно с Дзигой Вертовым и другими кинематографистами сопровождал председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина на агитпоезде "Октябрьская революция".  

Съёмки П. Новицкого вошли в фильмы «История Гражданской войны» (1921), «Великий путь» (1927). 

В 1922 — 1931 гг. работал на Московских кинофабриках "Госкино", "Совкино", "Союзкинохроники". 

Ледокол «Челюскин». 1933. Фото: П. Новицкого («Общественное достояние»)

Участник всех полярных экспедиций, проведенных под руководством О.Ю. Шмидта. Снимал работу первых советских полярных экспедиций: «Курс — норд» (1930; совместно с Н.В. Пинегиным), «К белому пятну Арктики» (1931; совместно с Н.Н. Кармазинским). 

П.К. Новицкий обучает фотографии М.И. Ульянову. Советское Фото, № 1 за 1976 год  («Общественное достояние»).Новицкий фотографировал Сталина и представителей семьи Ульяновых,  журнал «Советское фото» называл его мастером и ставил в один ряд с такими талантливыми фоторепортерами, как Борис Игнатович и Петр Оцуп

В 1925 году в составе группы кинодокументалистов «Пролеткино» совершил экспедицию в Сибирь, проделав путь по «Дороге декабристов». Вёл путевые дневники, публиковал их в киножурналах. Выступал в печати также с научно-популярными очерками, статьями, посвящёнными техническому и творческому аспектам фотографии. Консультировал коллег, обучал молодых фотожурналистов искусству фоторепортажа. Обучил съёмке сестру В. И. Ленина М. И. Ульянову, ею были сделаны снимки, запечатлевшие последние годы жизни В.И. Ленина в Горках.

Пролетарское фото. 1933. № 1. с. 5

В 1932 году в качестве фоторепортёра принял участие в экспедиции, ставшей началом освоения Северного морского пути, — задокументировал двухмесячный рейс ледокола «Александр Сибиряков» из Архангельска во Владивосток через Северный Ледовитый океан. Фотохроника Новицкого запечатлела работы экспедиции, будни экипажа, картины природы Арктики. В 1934 году в составе той же экспедиционной группы участвовал в походе парохода «Челюскин» — им были сделаны исторические кадры крушения ледокола, жизни полярников на льдине и спасения экипажа. В экстремальных условиях Новицкий вёл фотохронику и дневниковые записи, наравне с полярниками выходил на авралы, делил все тяготы похода.
На обратном пути экспедиции Новицкий сделал серии фотоочерков, посвящённых этнографии, людям и животному миру Севера. В посёлке Уэлен им было заснято празднование 1 мая «во всех его своеобразных оттенках», серия снимков посвящена быту и прикладному искусству Чукотки, лирический фотоочерк «Собачья душа» отразил жизнь полярной собаки — со щенячьего возраста до последних дней. Серия фотографий посвящена самолёту-амфибии «Ш-2», использовавшемуся в экспедиции.

Пролетарское фото. 1933. № 1. с. 26

В экспедициях 1932 и 1934 годов Новицкий отснял свыше 20 000 плёночных негативов. Исследователь Арктики О.Ю. Шмидт отмечал научную ценность фотографий Новицкого, демонстрировал его снимки на лекциях в виде диапозитивов. 

За участие в походе на «Сибирякове» награжден орденом Трудового Красного Знамени (1932).
В 1934 году был выпущен специальный номер журнала «СССР на стройке», иллюстрированный его арктическими работами. Фотографии Новицкого и его очерк о походе были опубликованы в издании «Поход „Челюскина“» (1934).

Кинооператоры Николай Самгин, Петр Новицкий и Владислав Микоша на Камчатке после челюскинской эпопеи. 1934 год. Фото из архива Д. Фирсовой-Микоши  (опубликовано на сайте «История России в фотографиях»).Работы Новицкого арктической серии выставлялись на международных фотовыставках в Париже, Лондоне, Вене. В 1939 году его фотокомпозиция «Ночь в Арктике» получила Большую серебряную медаль фотосалона в Антверпене.

СЕМЬЯ

Родился на Украине в семье служащего.
Был женат.
Сын — Новицкий Вадим Петрович (20 декабря 1941 — 16 декабря 2018),  в 1960 — 1963, 1968 — 1972 — асс. опера­тора, оператор ЦСДФ; в 1967 окончил операторский ф-т ВГИКа (мастерская Л. Косматова); в 1972 — 1976 — оператор к/ст «Таджикфильм», с 1977 в ТО «Экран» (ТВ), с 1982 — оператор отдела хроники ЦТ.

ВОЕННАЯ ХРОНИКА (1913-1916) / Учетный №РГАКФД 11623

Операторы: А.Д. Дигмелов, П.К. Новицкий, Эрколь

  • Взлетает германский аэроплан. Бегут в атаку германские солдаты. Взрывы снарядов на поле, в окопе сидят германские солдаты.
  • Россия, г. Москва. - "Царь-колокол", колокольня Ивана Великого и звонница в Кремле.
  • Панорама города (снято с аэроплана), аэроплан в воздухе делает "мертвую петлю".
  • Россия, г. Тифлис, 1913 г. (Съёмки А.Д. Дигмелова. Производство фирмы "Пате")
  • По площади строем проходят с винтовками солдаты 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка.
  • Россия, [1913 г.] - Занятия солдат на плацу перед казармами по штыковому бою.
  • Летит аэроплан.
  • Россия. Русские моряки стреляют из кормового орудия. Русские военные корабли в море.
  • Россия, [1913 г.]. Около зданий казарм на поле залпом стреляют из винтовок шеренги [юнкеров].
  • Россия, [1916 г.] Цех завода, офицер стоит около сложенных снарядов.
  • Франция, [1916 г.] Изготовление крупнокалиберных снарядов и орудий. Стреляные снарядные гильзы складированы на поле. Французские солдаты в окопах.
  • [1915-1916 гг.] Русские солдаты плывут по морю в катерах.
  • [Турция, 1915-1916 г.] Пароход в море, на дальнем плане город.
  • Русский военный корабль.
  • Тренируются в лагере английские пехотинцы.
  • Россия, [1914-1916 гг.] По дороге скачут русские кавалеристы с пиками.
  • [1914-1916 гг.] Перископ подводной лодки в море.
  • [Французские солдаты] в поле.
  • Россия, [1914-1916 гг.] Русский аэроплан на аэродроме.
  • Франция, [1916 г.] Стреляют французские орудия. По дороге едет французская артиллерия.
  • Россия, [1915 г.] Два [члена Государственной Думы] перед зданием.
  • Франция, [1916 г.] Цех военного завода.
  • [1916г.] Русский аэростат в воздухе.
  • Франция, [1916 г.] По дороге едет французская крупнокалиберная артиллерия.
  • Россия, [г.Тифлис] Улица города.
  • [Греция, г.Салоники, 1915-1916 гг.] Пароходы в порту.
  • [1914-1916гг.] Поле битвы.
  • Россия, г.Москва. "Царь-колокол", колокольня Ивана Великого и звонница в Кремле.
  • У берега реки стоит плот с буксиром.
  • Россия, [1916 г.] Рабочие в респираторах работают в цехе.
  • Россия, Царское Село, 6 июня 1914 г. На перроне железнодорожного вокзала в почетном карауле стоят солдаты Кирасирского полка, проходят саксонский король Фридрих-Альберт III в сопровождении Николая II (в кирасирской форме) и русских офицеров.
  • Идёт [марокканская] кавалерия на верблюдах.
  • Россия. Здание завода.
  • [1916 г.] Солдаты в воронке от снаряда.
  • Нос корабля на стапеле.
  • Россия, [1914 г.] Гидросамолёт в воздухе.
  • Франция, [1914-1916 гг.] Стоят генерал Ж. Жоффр и офицеры.
  • Мужчина в банке открывает огромную дверь сейфа.
  • Военный корабль в море.
  • [1916 г.] Стреляют из орудия русские артиллеристы.
  • Россия, [г.Петербург, 1914 г. Производство фирмы А.А. Ханжонкова] Строительство линкора на [Балтийском судостроительном заводе]. Русский офицер около орудийной башни.
  • Франция, [1916 г.] В окопах сидят французские солдаты.
  • [Турция, 1915-1916 гг.] Бухта, у бортов парусников взрываются [русские] снаряды. Стреляют русские корабли.
  • Россия, [1916г. Съёмки П.К. Новицкого. Производство Скобелевского комитета] Стоят генерал Д.Г. Щербачёв, русские офицеры и мужчины в штатском.
  •  Италия, г.Рим, [1913 г.] (Производство фирмы "Пате") Со знамёнами стоят итальянские офицеры и солдаты. Раздача знаков родным солдат, погибших во время войны в Триполисе (Ливии): на площади стоят офицеры, генерал вручает знаки, на стуле сидит женщина и плачет, рядом стоит мужчина.
  • [1914-1916 гг.] Король Великобритании Георг V с офицерами верхом объезжает стоящих в поле английских солдат.
  • Франция, [1914-1916 гг.] Лётчик и стрелок в кабине аэроплана, на котором надпись "Mauritius III".
  • Россия, г.Барановичи, [1915 гг. Съёмки Эрколя. Производство Скобелевского комитета] Бельгийские офицеры входят в одно из зданий Ставки Верховного Главнокомандующего.
  • Россия, [1916г.] Через лес идут пленные австро-венгерские солдаты.
  • Франция, [1916г.] - Пленные германские солдаты идут через окоп французских солдат.
  • Панорама города.
  • Россия, [1915г.] По дороге едет бронеавтомобиль.
  • Аэростат в воздухе.

ФИЛЬМОГРАФИЯ, КИНОЛЕТОПИСЬ, КИНОПЕРИОДИКА

Арктика. Операторы на пароходе «Смоленск». На фото (слева направо): Владислав Микоша, Аркадий Шафран, Николай Семгин, Николай Вихирев, фотограф Петр Новицкий  1934 год. Фото из частного архива.

1911 — Живописная Москва (совм. с А. Винклером)
1911 — Муром (Город Муром; Муром зимой) 
1911 — Неурожайные губернии в России (Голодные места в России; Голод в России) 
1911 — Торжества 35-летнего юбилея Минского вольно-пожарского общества
1912 — 1913 — Пате-журнал (Россия, г.Тула, 28 апреля 1912 года: открытие памятника императору Петру I во время празднования 200-летия Тульского оружейного завода: полицейский отдаёт честь выходящему из коляски офицеру, строй солдат. Вдоль строя солдат проходят офицеры, процессия духовенства. Офицеры садятся в автомобиль. Стоят войска, публика, духовенство. Здание Тульского оружейного завода, стоит памятник Петру I, масса народа); съёмки П.К. Новицкого
1912 — Затмение солнца в Москве 4 апреля 1912 г.
1912 — Майские торжества в Москве в 1912 г. (Майские торжества) 
1912 — Открытие памятника Петру Великому в Туле 
1912 — Пожар Голофеевской галереи в Москве 
1912 — Юбилейные торжества императорского Тульского (Петра I) оружейного завода (в присутствии Е.И.В. Великого Князя Сергея Михайловича) 
1913 — К делу Бейлиса 
1913 — Производство плетеной мебели 
1913 — Юбилейные торжества в Москве (Чтение манифеста на Красной площади) 
1914 — Страничка жизни; совм. с В. Старевичем
1915 — Наши казаки на войне 
1915 — Падение и сдача Перемышля 9 марта 1915 г.
1916 — Великие битвы Великой войны; Производство: Скобелевский комитет; лператор
1916 — Английские войска в Москве 
1916 — Бой в Буковине; совм. с Н. Топорковым
1916 — Буковинский прорыв (Боевые действия кавалерии в Буковине); совм. с Н. Топорковым
1916 — Галицийский прорыв (Боевые действия армии генерала Щербачева) 
1916 — Кощунство немцев в Дубно 
1916 — Кощунство немцев в Почаевской лавре 
1916 — Немецкие кощунства над православными святынями в освобожденных нашими доблестными войсками городах Дубно и Почаеве; Производство: Скобелевский комитет; оператор
1916 — Полеты над завоеванной землей в Анатолии (съемки турецкой территории русскими летчиками: летчики готовят самолеты "Вуазен" и "Моран-парасоль" к полету, берут авиабомбы и садятся в самолет; съемки турецкой территории (в т. ч. городов Трапезунд и Разе) с самолета); Производство: Скобелевский комитет; операторы: Н.А. Топорков, П.К. Новицкий
1917 — Великие дни Российской революции с 28 февраля по 4 марта 1917 года
1917 — Октябрьский переворот (Вторая революция) 
1917 — Мирные переговоры в Брест-Литовске (29 ноября — 2 декабря 1917г.. Прибытие советской делегации на переговоры в Брест-Литовск. Члены делегации направляются на переговоры. Зал заседаний. Переговоры. Леопольд Баварский подписывает условия переговоров. Среди присутствующих — Л.М. Карахан, А.А. Иоффе, А.А. Биценко, Л.Б. Каменев, Анастасов, Ганчев, Зекки-паша, Гофман, Покорный); Производство: Скобелевский комитет; операторы: Е. Мозделевский, П. Новицкий
1917 — Украинское движение 
1918 — Всероссийский съезд Советов 
1918 — Красная Финляндия (февраль 1918 г.); кинолетопись; оператор
1918 — Открытие и роспуск Учредительного собрания 
1918 — Первомайские торжества 1918 г. в Москве 
1918 — Полтора пуда 
1918 — Похороны 5 января
1918 — «В.И.ЛЕНИН НА ХОДЫНСКОМ ПОЛЕ. 1 МАЯ 1918 г.» (В.И. Ленин и Н.К. Крупская сидят в автомашине на заднем сиденье. В.И. Ленин одет в зимнее пальто и зимнюю шапку. М.И.Ульянова сидит на переднем сиденье автомобиля, беседует с человеком в шинели.); оператор: П.К. Новицкий
1918 — Разоружение московских анархистов; совм. с Э. Тиссэ
1919 — VII съезд Советов 
1919 — VIII съезд РКП (б) 
1919 — Вскрытие мощей Тихона Задонского; Производство: Москинокомитет; оператор
1919 — Вступление украинских войск в Киев 
1919 — Поезд "Октябрьская революция" 
1919 — Похороны Я.М. Свердлова («МОСКВА. ПОХОРОНЫ СВЕРДЛОВА. В.И. ЛЕНИН ВЫСТУПАЕТ НА ТРАУРНОМ МИТИНГЕ. 18 МАРТА 1919 Г.»; операторы: Г.В. Гибер, С.П. Забозлаев, А.А. Левицкий, П.К. Новицкий, Э.К. Тиссэ
1919 — "Похороны Свердлова"; операторы: Гибер Г.В., Левицкий А.А., Тиссэ Э.К., Забозлаев С.П., Новицкий П.К.     

1919 — Похороны погибших при освобождении г. Киева частями Красной армии; оператор совм. с А. Дорэдом
1919 — Председатель ВЦИК товарищ М. И. Калинин
1919 — Прибытие в Москву отрядов революционного Китая (Китайский батальон) 
1919 — Проводы Ф. Э. Дзержинского в Польшу 
1920 — Разгром Врангеля; совм. с Э. Тиссэ
1921 — 1 мая в Москве 
1922 — Киноправда № 13; реж.: Д. Вертов; операторы: Быстров, А. Левицкий, П. Новицкий 
1923 — Празднование 1 мая 1923 г. в Москве (Праздник Первого Мая 1923 г. в Москве); Производство: Севзапкино; реж.: Д. Вертов; операторы: Г.В. Гибер, Ермолов, П. Новицкий
1923 — Празднование 1 мая 1923 г. в Москве; Производство: Пролеткино; реж.: Д. Вертов; оператор
1923 — Борьба Гладильщикова с медведем 
1923 — На заводе "Мостяжарт" 
1923 — Празднование VI-ой годовщины Октябрьской революции; оператор
1924 — I-ая волостная сельскохозяйственная выставка; Производство: Госкино; оператор 

1924 — Открытие Семиреченской железной дороги 
1924 — Похороны тов. Ленина (Похороны В. И. Ленина) 
1924 — Счастливы втрое при советском строе 
1925 — Под знаменем труда (1-е мая 1925 года); операторы:  П. Новицкий, А. Винклер, А. Солодков, Г. Ечназиров, В. Беляев, А. Кюне
1925 — Ленинская киноправда (Киноправда № 21) 
1925 — Лицом к селу; совм. с Э. Тиссэ
1925 — Текстильное производство (Текстильщики) 
1927 — Всесоюзный староста 
1928 — Всесоюзная спартакиада 1928 г.; полнометаржный; Произвоодство: Совкино; реж.: Я. Посельский ; операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков
1928 — Лихое золото; совм. с В. Солодовниковым
1929 — Весенняя спартакиада 
1929 — Законы улицы 
1930 — Курс Норд; совм. с Н. Пинегиным
1930 — К белому пятну Арктики; Производство: Союзкино; режиссёры: Н. Кармазинский, П. Новицкий
1931 — Велопоход; совместно с И. Манаковым
1931 — Вторая большевистская весна 
1932 — Совкиножурнал № 26; Производство: Союзкино; реж.:  операторы: П. Новицкий, М. Ошурков, В. Игнатов, Гродский, Карасев, И. Беляков, Н. Юдин  
1933 — Пионерия №3; Производство: Союзкинохроника; режиссеры: Н. Кармазинский, А. Ованесова; операторы: Гусев, П. Новицкий, Н. Урванцев, М. Лившиц, Филин, Мясников
1938 — На почетном посту; Производство: Азерфильм; реж.: Н. Сафронов; операторы:  А. Александров, П. Новицкий
1958 — Живой Ленин; полнометражный; реж.: М. Ромм, М. Славинская; вошли съемки П. Новицкого

II Всесоюзный Съезд колхозников-ударников. На фото в центре сидят (справа налево): председатель СНК СССР В.М. Молотов, Народный комиссар обороны СССР М.И. Калинин, К.Е. Ворошилов,  Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, Председатель Комиссии партийного контроля ВКП(б) Лазарь Каганович с группой фотокорреспондентов и кинооператоров «Союзкинохроники» (в третьем ряду сидят слева направо): Борис Цейтлин, Михаил Ошурков (слева от Кагановича), Петр Новицкий (с фотоаппаратом сидит второй во втором ряду); звукооператор и оператор Сергей Семенов (стоит за Молотовым [второй справа]); стоят на фото (в верхнем ряду слева): оператор Владимир Фроленко (второй слева), организатор кинопроизводства Виктор Иосилевич (четвертый слева); фотограф Иван Шагин (второй справа в нижнем ряду). 11–12  февраля1935 года. Источник: www.russiainphoto.ru.

____________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из частных архивов, а также сайта www.russiainphoto.ru.

Библиография

1928 — Пролетарское фото, вып. 06 (изд.: — М.; "Журнально-газетное объединение")
1933 — Пролетарское фото, вып. 01 (изд.: — М.; "Журнально-газетное объединение")
1934 — Поход «Челюскина». Том первый (с. 472; тираж - 100.000 экз.) (изд.: — М.: Издательство «Правды»)

Награды

1932 — Орден Трудового Красного Знамени (За участие в походе на «Сибирякове»)
1934 — Орден Красной Звезды (за участие в походе на ледоколе «Челюскин»)

Цитаты

[...] Петр Новицкий (1885 – 1942) — опытнейший оператор-хроникер, служивший в прошлом в фирме «Гомон», затем в Скобелевском комитете. Он снимал на фронтах Балканской, потом первой мировой войны. С момента национализации Скобелевского комитета он переходит на работу в Московский комитет, с энтузиазмом выполняя самые трудные задания. В годы гражданской войны П. Новицкого с киноаппаратом можно было видеть в разных концах страны: и в революционной Финляндии, и у Красной Горки под Петроградом, и в освобожденном от англичан Архангельске, и в оккупированном немцами Киеве, сопровождающим советскую мирную делегацию, и в агитпоезде «Октябрьская революция», объезжающим освобожденные от белогвардейцев районы. Воспитанный на буржуазной хронике, Новицкий первое время отдает дань погоне за сенсацией, не всегда отличая при выборе объектов съемки общественно важное от второстепенного и несущественного. Но работа в гуще народа, постоянное общение с красноармейцами, командирами, партийными работниками расширили политический горизонт талантливого киножурналиста, повысили уровень его мировоззрения, помогли стать одним из лучших мастеров советской документальной кинематографии.[...]

Лебедев А.А., киновед, Источник

Получили мы известие, что на экраны Советского Союза вышла полнометражная кинокартина «Курс — норд» о нашем пути на Землю Франца-Иосифа. Делал ее Петр Константинович Новицкий — первый оператор, посвятивший себя Арктике. Когда мы вместе плыли на «Седове», Петр Константинович рассказывал, что ему довелось снимать царя сразу после его отречения. В Октябрьские дни он снимал Смольный, вход «Авроры» в Неву, бои Красной гвардии под Гатчиной. Владимир Ильич Ленин просмотрел весь отснятый Новицким и другими операторами материал о первых днях революции и дал распоряжение отпечатать десять экземпляров для американских рабочих. Самого Владимира Ильича Новицкому запечатлеть не удалось: Ленин ссылался на свою занятость...
Тем временем «Седов» подходил все ближе к Земле Франца-Иосифа. Последнюю ночь мы почти не спали, готовясь к встрече дорогих гостей. Дом наш расцветили флагами, а на флагштоке повесили расшитый золотом флаг, который был поднят во время торжественного открытия станции.
Наш повар и Алексин, которого прикрепили к нему в помощники, жарили дичь, пекли пироги, колдовали над всевозможными соусами. Перед приходом «Седова» я нарвал букет полярных цветов и украсил ими стол.
22 июля, около 4 часов дня, мы увидели густой дым ледокола. А в 23 часа, украшенный флагами расцвечивания, в бухту гордо вошел «Седов». Раздался его троекратный приветственный бас, и почти одновременно с берега и корабля прогремели винтовочные салюты и раздалось продолжительное «ура!». Видно было, как с мостика, махая шапками, нас приветствовали Шмидт, Воронин, Визе и Самойлович. Мы им отвечали тем же.
Не успел ледокол отдать якорь, как от берега отошла шлюпка и помчалась к кораблю. Это Илляшевич с Алексиным на веслах спешили к начальнику экспедиции с докладом о зимовке. Седовцы встретили их взрывом аплодисментов и криками «ура!».
— Приветствую! Ну как зимовали?.. — спросил Шмидт Илляшевича.
Петр Яковлевич начал докладывать о том, как велись научные работы, как мы жили долгую полярную ночь.
В это время кинооператоры Новицкий и Кармазинский, запечатлев на пленку первую встречу на корабле, уже спешили на нашей шлюпке к берегу, чтобы снять оставшихся на станции зимовщиков и их встречу с руководством экспедиции. Петр Константинович мечтал увидеть нас бородачами и был чрезвычайно огорчен, когда встретил всех тщательно выбритыми и в костюмах.
— Это не зимовщики, а какие-то лондонские денди. Вы понимаете, что испортили исторические, мировые кадры? Такими я мог снять вас и в Ленинграде! — возмущался он.
К берегу уже подходили корабельные шлюпки, и, оставив нас, Новицкий стал снимать высаживающихся на припай Шмидта, Воронина, Самойловича, Визе и Хлебникова, их дружеские объятия и троекратные поцелуи с зимовщиками...

Муров Михаил (из книги "Записки полярника"), Источник

[ Страница дополняется материалами ]