Опубликовано: Липецкая областная универсальная научная библиотека. КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОРТАЛ
Советские инженеры-изобретатели, конструкторы киносъёмочной аппаратуры.
Братья Константиновы* родились в семье приказчика в деревне Гагарино Задонского уезда Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области). Их отец рано умер. Детство и юность братьев прошли в Лебедяни, откуда был родом отчим — второй муж матери Константиновых — Игумнов.
В 20-е годы Василий уезжает в столицу, где устраивается оператором на московскую студию кинохроники. В начале 30-х переходит в киномастерские при студии. Там он работает над созданием первой отечественной кинокамеры.
С 1932 года, работая в московских мастерских «Союзкинохроники», Константинов вместе со своим братом Николаем создали первый звуковой киносъёмочный аппарат «Хроникон», имевший широкое распространение в кинохронике.
В 1937 году на Московском опытном заводе киноаппаратуры В. Константинов изобрел киносъёмочный аппарат «КОНВАС» со штативом к нему, а в 1940— «КОНВАС–звук» для одновременной съёмки изображения и записи звука на одну плёнку. Аппарат Конвас-1 (название составлено из первых букв фамилии и имени его конструктора Константинова Василия Дмитриевича) имел значительные преимущества перед зарубежными «Дерби-Парво Л», «Асканией».
Большим событием в истории отечественного киноаппаратостроения стало создание в 1952 году ручного киносъёмочного аппарата «Конвас-автомат» модели 1КСР, разработанного на заводе «Москинап» в творческом содружестве с коллективом операторов и конструкторов Центральной студии документальных фильмов во главе с В. Константиновым.
Время перезарядки камеры составляло всего 12 сек., поэтому ее и назвали «автомат». «Конвас-автомату» принадлежит главное место в ряду ручных КСА для профессионального кинематографа. Этот аппарат был выпущен взамен ручного аппарата КС-50Б и отличался от него наличием зеркального обтюратора, быстросменных кассет, обеспечивающих автоматическую зарядку камеры, электропривода. Аппарат сразу завоевал симпатии кинооператоров и стал широко применяться на киностудиях художественных, документальных и научно-популярных фильмов.
Один из первых вариантов КСР-1М (модификация 1КСР — 1КСР-1М и 1 КСР-2М; — прим. ред.) выпускал с 1957 г. КМЗ (Красногорский механический завод). В течение всего времени аппарат совершенствовался. Благодаря надёжности в работе, малому весу и высоким качественным показателям он в значительной степени вытеснил из применения так называемые штативные камеры, применявшиеся в хроникально-документальных и научно-популярных съёмках.
Не случайно, именно аппаратом Конвас-автомат пользовались в полёте первые советские космонавты. Кинокадры, снятые ими в космосе, обошли весь мир. Киносъёмка Г. Титова в космосе открыла новую страницу в истории мировой кинематографии. Конвасом снимали в «бассейне невесомости» и в кабине реактивного самолёта, пилотируемого летчиком-космонавтом. Учёный и конструктор, космический врач и психолог, космический физиолог и инструктор по полётам не могли обойтись без кинодокументации, запечатлевающей проведенные эксперименты. Используя кинокамеру «Конвас-автомат», космонавты создали уникальную космониану — серию съёмок нашей планеты.
C применением «Конвас-автомата» появились новые возможности в решении художественно-творческих задач. В этом отношении особенно показателен опыт творческого использования ручной камеры Конвас-автомат известным советским кинооператором С. Урусевским при съёмке фильмов «Летят журавли» и «Неотправленное письмо» режиссера М. Калатозова. В последнем из этих фильмов около 80% всего материала было снято аппаратом «Конвас-автомат». Оценивая возможности ручной камеры в художественной кинематографии, С. Урусевский особо подчёркивает её роль в решении некоторых драматургических задач изобразительными средствами, когда особенности ручного аппарата позволяют сделать зрителя как бы непосредственным наблюдателем или даже участником событий, происходящих на экране. «Ручная камера, — говорил С. Урусевский, — благодаря своим техническим возможностям иногда подсказывает пути решения той или иной художественной задачи, при этом большое значение имеет то, что такая камера находится не на «мертвой» точке (штативе, тележке, кране), а в руках живого человека–оператора. И если оператор захвачен действием, которое он снимает, то это настроение будет передаваться и зрителю, ибо камера — это зритель номер один — находится в руках у оператора в прямом и переносном смысле».
Николай Дмитриевич Константинов окончил трудовую школу, работал комендантом на железнодорожном вокзале, оператором в киностудии.
С камерой в руках он объездил много стран, отснял десятки фильмов. Занимался изобретательством. Результатом его работы стала первая советская камера для съемок документального кино «Хроникон».
Во время войны в качестве фронтового кинооператора работал на Сахалине. Здесь он изобрел самую уникальную стреляющую камеру «Хроникон-снайпер». После войны Н. Константинов работал над созданием специальной машины для проведения документальных киносъемок: снаружи обычный фургон, а внутри — киностудия.
Работал в воронежском корпункте Ростовской киностудии: снимал документальное кино.
Отечественные кинокамеры, созданные в начале развития советской кинопромышленности и в более поздний период, способствовали расцвету киноискусства, созданию кинолетописи нашего государства, производству учебных и научно-популярных фильмов и в этом есть немалый вклад Василия и Николая Константиновых.
___________________________________________
Примечание:
* Братьев Константиновых было трое. Родились они в деревне Гагарино Задонского уезда Воронежской губернии. А вскоре их семья перебралась в Лебедянь. Судьба братьев сложилась по-разному: Артём погиб во время Первой мировой войны, Николай и Василий сумели выжить и посвятить себя кино.