Корш-Саблин Владимир Владимирович / Уладзімір Уладзіміравіч Корш-Саблін (16 (29) марта 1900, Москва — 6 июля 1974, Минск) — актер, режиссёр игрового кино, сценарист. Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1935). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1950) и Государственной премии Белорусской ССР (1967). Народный артист СССР (1969). Член ВКП(б) — КПСС с августа 1948 года. Член Союза кинематографистов СССР с июля 1957 года.
Один из основоположников белорусского кинематографа.
В 1916 году окончил Московское реальное училище.
В 1917 — актёр в Театре Корша, (с 1982 года совладелец и руководитель театра дед по линии матери — Федор Адамович Корш).
С июля 1917 по май 1918 — актёр Симферопольского драматического театра.
С мая 1918 по июнь 1919 — актёр Мелитопольского драматического театра.
Участник Гражданской войны. С июня по ноябрь 1919 — адъютант 369-го полка 41-й дивизии 14-й армии Южного фронта; с ноября 1919 до февраля 1920 — помощник командира 367-го полка 4-й дивизии 14-й армии Южного фронта; с февраля до сентября 1920 — помощник командира группы войск Херсонского направления 14-й армии Южного фронта; с сентября 1920 до февраля 1921 — помощник командира 115-го кавалерийского полка особой дивизии, 13-й армии Юго-Западного фронта; с февраля до июля 1921 — начальник разведотдела штаба 16-й кавалерийской дивизии 14-й армии Южного фронта; с июля 1921 по декабрь 1922 — адъютант для особых поручений штаба частей особого назначения Украины и Крыма (Харьков).
С января по июнь 1923 — актер Посредрабиса (Москва).
С июля по сентябрь 1923 — военный консультант Ялтинской кинофабрики ВУФКУ.
С октября 1923 по сентябрь 1924 — актер Посредрабиса (Москва). Одновременно с августа 1924 до мая 1925 — актер Казанского драматического театра.
С мая 1925 до мая 1926 — помощник режиссера, с мая 1926 по октябрь 1928 — ассистент режиссера и актер Московской кинофабрики «Госкино» / «Совкино».
С ноября 1928 до июня 1941 — режиссер кинофабрики «Белгоскино» / киностудии «Советская Беларусь».
С июня по ноябрь 1941 — режиссер киностудии «Ленфильм» и одновременно командир взвода рабочего истребительного отряда от Петроградского райкома ВКП(б). Воинское звание: капитан административной службы.
Во время Великой Отечественной войны:
Режиссер совместно с Н. Ф. Садковичем полнометражного документального фильма «Освобождение советской Белоруссии» (1944).
Награжден орденом Трудового красного знамени, медалями «Партизану Отечественной войны» I степени, «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» и др.
С 18 октября 1945 — режиссер киностудии «Советская Беларусь» / «Беларусьфильм».
Картина написана в период работы В. Корш-Саблин над историко-революционным фильмом «Крушение империи» (оператор-постановщик И. Ремишевский, художник-постановщик Ю. Альбицкий). Фото из архива К. И. Ремишевского.
В 1945 — 1960 и 1969 — 1974 годах — художественный руководитель киностудии «Беларусьфильм».
С 1957 года — председатель Оргбюро Союза работников кинематографии Белорусской ССР.
В 1962—1974 годах — первый секретарь Союза кинематографистов Белорусской ССР.
С мая 1971 — секретарь правления Союза кинематографистов СССР.
Корш-Саблину посвящены документальные фильмы Владимира Цеслюка «Полвека в кино» (1971), Игоря Шишова «Фильм длиною в полвека» (1974) и телефильм Владимира Орлова «Вместе с ним» (1999).
Дед (по линии отца) — Саблин Михаил Алексеевич (1842 — 1898) — общественный деятель. Окончил юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета; преподавать географию в учебных заведениях Москвы. С 1868 — секретарь московского губернского, с 1869 года одновременно и московского городского статистического комитета. В 1871 году под руководством Саблина была произведена первая однодневная перепись населения Москвы («Статистические сведения о жителях Москвы по переписи 12 декабря 1871 г.»). Имел девятерых детей.
Дед (по линии матери) — Корш Фёдор Адамович (1852 —1923) — антрепренёр, драматург и переводчик, адвокат.
Отец — Владимир Михайлович Саблин (1872 — 1916) — издатель, переводчик, редактор. В 1896 году окончил медицинский факультет Юрьевского университета в Тарту. В качестве корреспондента выступал в Вене на страницах русской периодической печати. В 1897 году вернулся в Москву, где продолжил работу журналиста. В 1901 году основал в Москве «Книгоиздательство В. М. Саблина».
Мать — Корш Варвара Фёдоровна (род. в 1877 году) — зав. художественной частью в Театре Корша, также работала переводчиком в различных издательствах.
Братья — Саблин Юрий (Георгий) Владимирович (1897 — 1937) — русский революционер, эсер (1915—1917), левый эсер (1915—1917), командир РККА (с 1917), большевик (с 1918), репрессирован и расстрелян в 1937 году; Саблин Игорь Владимирович (1898 — 1979) — журналист, переводчик; участник Октябрьской революции и Гражданской войны; около 25 лет находился в тюрьме и в ссылке.
Брат (от брака отца с Демидовой–Саблиной Тамарой Васильевной (1880 — 1960), падчерицей адвоката Ф. Н. Плевако) — Саблин Всеволод Владимирович (1913 — 1952) — литератор; член союза писателей СССР; в 1937 году окончил Литературный институт им. М. Горького с красным дипломом; участник партизанского движения в Белоруссии.
Игровые
1926 — Крылья холопа; асс. режиссера; актер — роль царевича Ивана
1926 — Лесная быль (Гришка-свинопас); актер — роль адъютанта Ястржембского
1927 — Непобедимые (Антонио Терметто); актер — роль капиталиста
1927 — Булат-Батыр (Пугачевщина); асс. режиссера
1928 — Накануне; актер — роль капиталиста
1928 — Октябрюхов и Декабрюхов (немая эксцентрическая комедия по сценарию Владимира Маяковского, написанному к десятилетию Октябрьской революции (октябрьского переворота); актер — роль великого князя Николая Николаевича
1929 — Судья Рейтан; актер — роль военного врача
1929 — В огне рождённая; режиссер
1931 — Солнечный поход; режиссер
1933 — Первый взвод (Западный фронт); режиссер
1934 — Золотые огни; режиссер совместно с Б. Л. Бродянским
1936 — Искатели счастья (фильм о евреях-переселенцах, переехавших в биробиджанский колхоз «Ройте-Фелд»); немой вариант; режиссер совместно с Е. Шапиро
1937 — Дочь Родины; звуковой и немой варианты; режиссер
1938 — Педро; короткометражный; актер — роль деда Педро
1939 — Огненные годы; режиссер
1940 — Моя любовь; режиссер
1942 — На зов матери (новелла в киносборнике «Белорусские новеллы»); (не выпущен); режиссер совместно с Ю. В. Таричем
1942 — Пчелка (новелла в киносборнике «Белорусские новеллы»; (не выпущен); автор сценария совместно с М. Блейманом и С. Навроцким; режиссер
1943 — Белорусский киноконцерт (Живи, родная Беларусь!); музыкальный фильм; авторы сценария и режиссеры: В. Корш-Саблин, Н. Садкович
1947 — Новый дом; лирическая комедия; режиссер
1949 — Константин Заслонов (фильм о деятельности на оккупированной территории БССР партизанского отряда под руководством Константина Сергеевича Заслонова); режиссер совместно с А. М. Файнциммером
1953 — Поют жаворонки; режиссер совместно с К. Н. Санниковым
1954 — Кто смеется последним?; режиссер
1955 — Зеленые огни; худ. руководитель
1955 — Посеяли девушки лён; режиссер
1957 — Наши соседи; худ. руководитель
1958 — Красные листья (действие фильма происходит в Западной Белоруссии, в середине тридцатых годов); режиссер-постановщик; авторы сценария: А. Кулешов, А. Кучар ; оператор-постановщик Ю. Фогельман
1960 – 1961 — Первые испытания; 3 серии; режиссер
1964 — Москва – Генуя; участие в работе над сценарием и постановкой совместно с А. В. Спешневым и П. Н. Армандом; главный оператор А. Булинский
1967 — Запомним этот день (события фильма происходят в канун Великой Октябрьской социалистической революции (октябрьского преворота) в перид установления Советской власти в Белоруссии); режиссер-постановщик; оператор-потановщик Ю. Фогельман; художник-постановщик Ю. Альбицкий
1970 — Крушение империи (историко-революционный фильм по мотивам одноимённого романа Михаила Козакова; события 1917 года в канун Октябрьской социалистической революции (в трактовке современной истории России — "октябрьского переворота"); авторы сценария: М. Блейман, Н. Коварский; постановка режиссеров В. Корш-Саблина и Н. А. Калинина; оператор-постановщик И. Ремишевский; художник-постановщик Ю. Альбицкий; консультант – доктор исторических наук, профессор М. Соловьёв; в главной роли большевика Ваулина – Николай Ерёменко
1971 — Запрос; короткометражный; худ. руководитель
Документальные
1930 — Жизнь и учеба кавдивизии; режиссер
1930 — Из топи болот; режиссер
1931 — Бумага; режиссер
1931 — Стальной путь; режиссер
1944 — Освобождение советской Белоруссии; полнометражный; режиссер совместно с Н. Ф. Садковичем
1951 — Советская Белоруссия; режиссер совместно с Н. Кравчуновским
1974 — Освобождение Советской Белоруссии; (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943-1944 гг.); 3-я редакция фильма 1945 года; авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер: В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, И.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шолмович
1946 — Освобождение Советской Белоруссии (о наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943 — 1944 гг.); авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф. Садкович; режиссер В.П. Цеслюк; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В.Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б. Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б.Шер, С. Школьников, Д. Шолмович (1974 г.)
_____________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фильмография и биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 438-440). Документы о награждении: сайт «Партизаны Беларуси». Фото: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа».
[...]Отпечаток дисциплины детства и военной молодости отразился на мироощущении Корш-Саблина как кинорежиссера, на его экранном повествовании. От первого до последнего фильма, с 1929 года до 1970-го, он создавал собственную летопись времени, снятую в духе своей эпохи. Генеральной темой его творчества была тема революции и бесконечных войн, которые пришлись на его судьбу, – Первой и Второй мировой, Гражданской войны.[...]
Антонина Карпилова, Источник
Несмотря на доминирование революционного эпоса, вторым жанровым полюсом была для Корш-Саблина, как ни странно, кинокомедия. Мы до сих пор с увлечением смотрим фильмы «Искатели счастья» и «Моя любовь», экранизации (точнее, экранные версии спектаклей) «Кто смеется последним» и «Павлинка». Легендарным стал образ «короля подтяжек» Пини Копмана из кинокартины «Искатели счастья», которому принадлежит ставшая афоризмом фраза «А сколько стоит этот пароход?».
Врезается в память раз и навсегда финальная сцена из того же фильма, где Мария Блюменталь-Тамарина в роли старой Двойры говорит, как она в нищете резала ржавую селедку на девять ртов, как свое сердце. Из других нестандартных и запоминающихся сцен фильмов Корш-Саблина, – танго шансонетки «Белая несмелая ромашка полевая» из картины «Красные листья». В кадре ее поет Клара Лучко, а за кадром озвучивает молодая, недавно приехавшая в Россию Эдита Пьеха. Неслучайно этот яркий эпизод вызвал нарекания со стороны Госкино, которое тогда руководило всем кинопроцессом Советского Союза.[...]
Энергия мастера проявилась и в том, что Корш-Саблин выступил первооткрывателем многих талантов. Он стал режиссером первого белорусского игрового звукового фильма с примечательным названием «Первый взвод». Здесь дебютировал как кинокомпозитор знаменитый Исаак Дунаевский – именно Корш-Саблин открыл его для кино. Это уже потом будут «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и другие популярные фильмы с музыкой Дунаевского. Впоследствии с Корш-Саблиным Дунаевский снял еще несколько фильмов, в том числе нестареющие картины «Искатели счастья» и «Моя любовь». В 1960-е годы в фильме Корш-Саблина «Первые испытания» по роману Якуба Коласа «На росстанях» вступил на киностезю дебютант Евгений Глебов, который с благословения мастера стал лучшим белорусским кинокомпозитором на все времена. Владимира Владимировича иногда называли «актерским» режиссером, настолько он чувствовал и понимал природу актерского дарования. На следующий день после премьеры фильма «Моя любовь» проснулась звездой актриса и певица Лидия Смирнова. Первую большую роль в фильме «Первый взвод» сыграл Борис Бабочкин, впоследствии ставший легендарным экранным Чапаевым. В фильме «Красные листья» впервые снялся актер Ростислав Янковский. И эту череду имен можно продолжать очень долго.[...]
«Особенности последней довоенной постановки В. Корш-Саблина в свое время довольно точно определил один из первых советских кинокритиков Хрисанф Херсонский. В июне 1940 года он писал о белорусской картине как о произведении, характерном для новых поисков советского кино. «Мою жизнь» критик назвал «разновидностью музыкального фильма сравнительно, скажем, с мелодрамами и комедиями Г. Александрова и комедиями И. Пырьева».[...]
Ефросинья Бондарева «Кинолента длиною в жизнь» (1980), Источник
Мне кажется, что Х. Херсонский правильно указал на отличие картины белорусского режиссера от комедий Г. Александрова и И. Пырьева. И все же есть общее в фильмах трех режиссеров — оно в доброй и светлой улыбке, покоряющей жизнерадостности, лиризме и музыкальности. А своеобразие в том, что: у Александрова герои виртуозно «играют в жизнь» и поют в этом своей увлечении; у Пырьева — они в музыке и пении выражают радостное и приподнятое восприятие действительности; у Корш-Саблина герои в песнях как бы исповедуются перед зрителем. Стихи А. д'Актиля, музыка Дунаевского позволили режиссеру выразить авторское отношение к изображаемому на экране, более эмоционально воплотить идею фильма»[...]
[...]«Я тогда не замечала, сколько фальши в этой картине[«Моя любовь» (1940)]. В рецензиях фильм хвалили, но писали про «лакировку». Как это девушка живет в такой роскошной квартире? Шурочка работала на заводе «Светлана», делала лампочки (я на съемках, кстати, освоила эту профессию, главный инженер обучал меня).
Лидия Смирнова. «Моя любовь» (2005), Источник
А что касается роскоши, то тогда тенденция была такая. В картинах Пырьева и Александрова, например, тоже все красиво. Так хотел Сталин, так хотела коммунистическая партия. Хотели убедить зрителя, что такая жизнь где-то есть. Все это культивировалось. А я тогда себе просто не отдавала отчета. Я не была еще взрослой, мне это не приходило в голову. Я окончила школу Таирова с другими традициями, с другим репертуаром, училась совсем другому, но в кино это не было нужно. Что мне говорили, то я и делала. Режиссер Корш – Саблин давал мне единственную установку: «Оближите губы». Платье я надевала на голое тело, фигура у меня была хорошая. Мы подражали Дине Дурбин, Милице Корьюс, кому угодно, и «Моя любовь» в этом отношении не была исключением»[...]