Евгений ШАПИРО

оператор, оператор-постановщик, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Евгений Вениаминович ШАПИРО

Дата рождения:
09 сентября 1907
г. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя

Дата смерти:
10 сентября 1999 (92 года)
г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Профессии:
оператор, оператор-постановщик, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Шапиро Евгений Вениаминович (27 августа (09 сентября) 1907, Санкт-Петербург — 10 сентября 1999, Санкт-Петербург) — оператор-постановщик игрового кино. Лауреат Сталинской (Государственной) премии СССР (1951). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Беспартийный.  Член СК СССР — СК России с 1957 года.[1]

В 1925 — 1927 — киномеханик в кинотеатре «Теремок» в Ленинграде.
В 1928 — 1930 — лаборант Ленинградской кинофабрики  «Совкино».
В 1930 году окон­чил операторское отделение Ленинградского фотокинотехнику­ма.
В 1930 — 1931 — оператор Ленинградской кинофабрики «Совкино» / «Союзкино».
В 1931 — 1932 — оператор кинофабрики Госкинпром Грузии.
В 1932 — апрель 1940 — помощник оператора, оператор киностудии «Белгоскино» / «Советская Беларусь».
С 13 апреля 1940 — оператор Ленинградской студии малых форм[2].
С 13 декабря 1940 по июнь 1941 — на киностудии «Ленфильм».[3]
Награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Союза ССР[4].

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В РККА с июля 1941 года. Призван Куйбышевским РВК  г. Ленинграда. Воинское звание: ст. лейтенант. Наименование воинской части: 23 А ЛенФ (23 А ЛенФ, 23 А, ЛенФ); 37 сп 56 сд ЛенФ (37 сп, 56 сд ЛенФ, 56 сд, ЛенФ); ПолитУ ЛенФ (ЛенФ); 56 сд 37 сп (56 сд, 37 сп); Кино-хроника 790/к; Куйбышевский РВК, Ленинградская обл.; Ленинградский ВПП.

  • В 1941— 1942 — команди­р роты  (37 сп56 сд ЛенФ); в январе 1942 был контужен (находился на лечении в госпитале);
  • С 05 марта 1942 — оператор киногруппы Ленинградского фронта;
  • С 1944 — оператор ЦОКС.

Награжден орденами Красной Звезды (1943), Отече­ственной войны I степени (1985), медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.[5]

После войны — оператор-постановщик киностудии «Ленфильм». 

_______________________________
1. Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 920).
2. Ленинградская киностудия малых форм являлась подразделением Главного управления по производству художественных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР. Студия была образована на базе киномастерской «Рекламфильм» по приказу Комитета по делам кинематографии при СНК СССР от 5 октября 1939 г. N 694 . Задачами киностудии было производство фильмов-песен, информационно-рекламных фильмов. Ликвидирована по приказу Комитета по делам кинематографии при СНК СССР от 6 декабря 1940 г. N 579. (Источник: www.spbarchives.ru)
3. Информацмя о работе в период с 1925 по июнь 1942 гг. — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник"; с. 920).
4. Картотека награждений Е.В. Шапиро на  информационном портале Министерства обороны РФ «Память народа».
5. Там же.

СЕМЬЯ

Дед — Шапира Невах Мовшовъ, был агентом Русского страхового общества. В семье было две дочери и семеро сыновей: Полякова АлександраШапиро Моисей Наумович (1884, Минск — 1970, Минск) — травматолог и ортопед, доктор медицинских наук, профессор; Шапиро Давид Невахов, присяжный поверенный; Шапиро Вениамин Невахов, банковский служащий (отец Евгения Шапиро); Шапиро Соломон Невахов, инженер в Ленинграде, погиб в блокаду; Шапиро Исаак Невахов, инженер; Молдавская ЕлизаветаШапиро Моисей НеваховШапиро Иосиф Наумович (1887, Минск — 1961, Ленинград (ныне Санкт-Петербург), профессор-уролог.
Жена — Татьяна Михайловна Шапиро (18 апреля 1911 — 20 марта 1976, Ленинград (ныне Санкт-Петербург).
Дочь — Татьяна Евгеньевна Шапиро (род. 2 июля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург)) — монтажёр, член Гильдии кинорежиссёров.
Внучатая племянница — Левитман Елена Семеновна (внучка Моисея Наумовича Шапиро), автор воспоминаний "Семейный альбом".

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные

1934 — Трансмиссия (раздел кинокурса "Автодор"); оператор
1935 — Ходовая часть (раздел кинокурса "Автодор"); оператор
1936 — Советская Беларусь; совместно с Е. Менгденом
1943 — Путь открыт (Ленинград в первые недели после прорыва блокады); производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер И. Комаревцев; операторы: В. Синицын, В. Страдин, Е. Шапирозвукооператоры Б. Картавенко, Е. Победина, К. Познышев
1944 — Великая победа под Ленинградом; оператор в соавторстве
1945 — XXVIII годовщина Октября; оператор в соавторстве
1945 — Ленинград встречает победителей; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер: В. Соловцов; операторы: М. Блажков, А. Богоров, В. Левитин, А. Погорелый, В. Синицын, Г. Симонов, Б. Соркин, Г. Трофимов, Е. Учитель, Е. Шапиро; ассистент режиссера: Т. Прокофьева; звукооператор: Б. Картавенко
1945 — Физкультурный парад; оператор в соавторстве
1950 — Сады и парки Ленинграда; оператор в соавторстве
1951 — Мордовская АССР; полнометражный; производство: "Ленфильм"; режиссеры: И. Хейфиц, С. Деревенский; операторы: Е. Шапиро, А. Сысоев

Рекламные

1938 — Веселая ярмарка
1938 — Елка
1938 — Завязка романа
1938 — Посмотрите у себя
1938 — Профилактика
1938 — Спешите все

Игровые

1930 — Лицом к лицу (Командир снегов); оператор-постановщик совместно с В. Симбирцевым
1930 — Наступление (Мателл); пом. оператора
1931 — Человек из тюрьмы (Человек за решеткой); оператор-постановщик
1931 — Встречный; пом. оператора
1932 — Балтийцы; немой и звуковой варианты; пом. оператора
1936 — Искатели счастья (фильм о евреях-переселенцах, переехавших в биробиджанский колхоз «Ройте-Фелд»); немой вариант; режиссер совместно с В. Корш-Саблиным 
1937 — Дочь Родины; немой и звуковой варианты; оператор-постановщик совместно с Б. Рябовым
1938 — Медведь; короткометражный; режиссер и автор сценария Исидор Анненский; оператор-постановщик
1939 — Человек в футляре; режиссер и автор сценария Исидор Анненский; оператор-постановщик
1940 — Преступление и наказание; короткометражный; (не выпущен); оператор-постановщик
1940 — Приятели; оператор-постановщик
1941 — Антон Иванович сердится; (восстановленный вариант 1988 года); авторы сценария: Евгений ПетровГеоргий Мунблит; режиссёр Александр Ивановский; оператор-постановщик
1944 — Черевички (экранизация одноимённой оперы П. И. Чайковского); производство: ЦСКС; режиссеры и авторы сценария: Михаил ШапироНадежда Кошеверова; оператор-постановщик
1947 — Золушка; (цветной вариант 2009 года); сценарий  Евгения Шварца по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро; режиссеры: Михаил ШапироНадежда Кошеверова; оператор-постановщик
1948 — Спутники; (не завершен); оператор-постановщик
1949 — Александр Попов; автор сценария Александр Разумовский; режиссёры: Герберт Рапопорт, Виктор Эйсымонт; оператор-постановщик совместно с А. Назаровым
1952 — Живой труп (фильм-спектакль); оператор-постановщик
1953 — Алёша Птицын вырабатывает характер; производство: "Ленфильм"; автор сценария  Агния Барто; режиссер-постановщик  Анатолий Граник; оператор-постановщик
1954 — Запасной игрокоператор-постановщик
1955 — Двенадцатая ночь; производство: "Ленфильм"; автор сцнария и режиссер Ян Фрид; оператор-постановщик  
1958 — Шофёр поневоле; производство: "Ленфильм"; авторы сценария: Сергей МихалковКлиментий Минц ; текст песни Натальи Кончаловской; режиссёр-постановщик Надежда Кошеверова; оператор-постановщик
1958 — Евгений Онегин (фильм-опера); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1960 — Ребята с Канонерского; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик  
1960 — Пиковая дама (фильм-опера); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик  
1961 — Явление Венеры; короткометражный
1963 — Крепостная актриса; музыкальный фильм по оперетте Николая Стрельникова «Холопка»; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1964 — Когда песня не кончается; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1965 — На одной планете (кинолениниана); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик 
1967 — Первороссияне (фильм снят по поэме Ольги Берггольц «Первороссийск»); широкоформатный; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик 
1968 — Виринея (фильм снят по повести Лидии Сейфуллиной «Виринея»); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик 
1970 — Любовь Яровая  (по одноимённой пьесе Константина Тренёва); Мелодрама-притча по рассказу «Сон о белых горах» из повествования в рассказах «Царь-рыба» Виктора Астафьева.
1973 — Сломанная подкова (по мотивам романа Жюля Верна «Драма в Лифляндии»); производство: "Ленфильм"; режиссер-постановщик Семён Аранович; оператор-постановщик 
1973 — Открытая книга (по одноимённому роману Вениамина Каверина); 2 серии; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик совместно с В. Мироновым  
1974 — Соломенная шляпка (музыкальный телефильм по мотивам одноименного водевиля Эжена Марена Лабиша и Марк-Мишеля 1851 года); производство: "Ленфильм"; режиссер и автор сценария Леонид Квинихидзе; оператор-постановщик 
1977 — Степанова памятка (экранизация уральских сказов П. П. Бажова «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер» и других); производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик 
1977 — Собака на сене; музыкальный телефильм; производство: "Ленфильм" по заказу Гостелерадио СССР ; автор сценария и режиссёр-постановщик Ян Фрид ; оператор-постановщик
1979 — Путешествие в другой город; актер (роль художника-мариниста)
1979 — Таёжная повесть (по рассказу «Сон о белых горах» / рассказы «Царь-рыба» Виктора Астафьева); производство: "Ленфильм"; режиссер-постановщик Владимир Фетин; оператор-постановщик 
1981 — Пропавшие среди живых; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик
1981 — Ночь на четвёртом круге; производство: "Ленфильм"; оператор-постановщик 

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для киножурнала "Ленинградский киножурнал".

1942 — Ленинградский киножурнал № 9-10; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер П. Паллей; операторы: А. Погорелый, А. Братуха, В. Страдин, Е. Шапиро, О. Иванов, Б. Синицын
1942 — Ленинградский киножурнал № 13-14; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: А. Погорелый, А. Богоров, Б. Сорокин, Е. Учитель, Б. Синицын, Г. Трофимов, А. Ксенофонтов, В. Страдин, Е. Шапиро
1942 — Ленинградский киножурнал № 19-20; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер С. Иванов; операторы:  А. Погорелый, С. Фомин, Е. Шапиро, А. Ксенофонтов
1942 — Ленинградский киножурнал № 29-30; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Н. Комаревцев; операторы: В. Страдин, Е. Шапиро, С. Фомин
1942 — Ленинградский киножурнал № 31-32; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер С. Якушев; операторы: Л. Медведев, В. Страдин, Г. Симонов, Е. Шапиро, С. Фомин
1942 — Ленинградский киножурнал № 35-36; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Л. Киказ; операторы: В. Синицын, Е. Шапиро, Е. Учитель, А. Братуха, Л. Медведев, Б. Сорокин
1943 — Ленинградский киножурнал № 5-6; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Б. Соловцов; операторы: А. Братуха, О. Иванов, А. Климов, В. Левитин, С. Масленников, Л. Медведев, А. Погорелый, Б. Сорокин, Г. Трофимов, Е. Учитель, Е. Шапиро
1943 — Ленинградский киножурнал № 8; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер  М. Клигман; операторы: А. Погорелый, Л. Медведев, А. Ажогин, Е. Шапиро, О. Иванов, И. Долгов, С. Фомин, В. Левитин, В. Синицын, Б. Сорокин
1943 — Ленинградский киножурнал № 9; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: А. Ажогин, В. Синицын, Е. Шапиро, В. Страдин, Л. Медведев, Б. Сорокин, А. Братуха, А. Погорелый, Е. Учитель
1943 — Ленинградский киножурнал № 13; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: О. Иванов, С. Фомин, Б. Синицын, Л. Медведев, А. Климов, В. Сорокин, А. Ксенофонтов, В. Левитин, В. Учитель, Е. Шапиро
1943 — Ленинградский киножурнал № 19; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Л. Киказ; операторы: Л. Медведев, В. Синицын, Г. Трофимов, Е. Шапиро, А. Ксенофонтов, Л. Левитин, А. Братуха
1949 — Ленинградский киножурнал № 15-16; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер С. Якушев; операторы: В. Максимович, В. Погорелый, Б. Сорокин, А. Ксенофонтов, Е. Шапиро
1951 — Ленинградский киножурнал № 6-7; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер В. Соловцов; операторы: С. Барташевич, О. Иванов, Я. Блюмберг, Г. Симонов, В. Валдайцев, Б. Синицын, Г. Донец, Г. Трофимов, И. Днепровский, Е. Шапиро

_____________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 920-922). Монтажные листы: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 830) Награды: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Раздел "Семья": Елена Левитман. Семейный альбом

Библиография

1987 — Кино. Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. (— 640 с. — 100 000 экз.) (изд.: — М.: Советская энциклопедия)

Звания

1965 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1943 — Медаль «За оборону Ленинграда»
1943 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 604/н от 09.11.1943 г.; Издан: ВС 23 А. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1951 — Сталинская премия (за игровой фильм «Александр Попов» (1949))
1971 — Орден Красного Знамени
1985 — Орден Отечественной войны I степени (06.04.1985 г.; Министр обороны СССР. Архив: ЦАМО)
1996 — Орден Почёта (Россия) (22 октября 1996 года)

Цитаты

[...]Из воспоминаний кинооператора Евгения Шапиро:
«В вечернюю смену 21 июня 1941 года я закончил снимать последний кадр на картине «Антон Иванович сердится». Актер Нелидов, игравший у нас профессора, пригласил меня и моего ассистента В. Фастовича в ресторан отпраздновать окончание съемок. Мы немного посидели и ушли. Была самая длинная белая ночь. Каждый из нас рассказывал о своих дальнейших планах. Так, проговорив еще какое-то время, мы расстались, и я уехал на дачу. Разбудил меня мальчик, который кричал с улицы: «Дяденька, война!».
Так же как Червяков, Фрид и многие другие ленфильмовцы, Евгений Шапиро ушел на фронт добровольцем.
«Меня направили во вторую дивизию народного ополчения, потом она была переформирована в 57-ю дивизию действующей армии. Там я и служил в пехотном полку командиром взвода, потом командиром роты», — вспоминал Шапиро.
В начале 1942 года Шапиро ранило, и он попал в госпиталь. Однажды бойцов посетил член Военного совета, начальник политотдела армии генерал Овчаренко, который страстно любил кинематограф. Ему рассказали, что в госпитале его армии оператор, старший лейтенант, снимавший фильм «Антон Иванович сердится».[...]

Артемий Аграфенин, Источник

[...]Ленинградский кинорепортаж велся в течение всей блокады. Сейчас малое количество съемок в первый самый тяжелый год блокады, может быть, вызовет упрек кинодокументалистам. Но их было тогда очень мало. Часть погибла в первые месяцы войны, некоторые были ранены, многие болели.
Им приходилось сразу работать на нескольких фронтах: под Ленинградом, на Волховском фронте, на Ладоге — на «трассе жизни», на флоте, в самом городе и у партизан в тылу врага.
С начала 1942 года операторов в Ленинграде несколько прибавилось. В город вернулся Е. Учитель; выздоровели больные, пришла молодежь — ассистенты операторов Л. Изаксон, Б. Дементьев, Э. Лейбович, Г. Захарова; хронику стали снимать оставшиеся в городе после эвакуации киностудий операторы художественных и научных фильмов: А. Погорелый, О. Иванов, А. Левитан, А. Ксенофонтов, Е. Шапиро.[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник

“Умер старейший кинооператор страны. Это был самый старый и любимый кадр “Ленфильма”: Евгений Вениаминович Шапиро, заложивший руки за спину, обходящий ежедневно его как владенья свои. 9 сентября ему исполнилось 92 года. А 74 года назад (!) перед ним стоял выбор: стать моряком или кинематографистом, о сделанном тогда шаге Евгений Шапиро, по его собственному признанию, ни разу не пожалел. Благословил его в профессию, отправив на съемку со своей камерой “Дебри”, великий кинооператор Андрей Москвин – в то время, когда Шапиро после окончания Ленинградского кинофототехникума проявлял пленку в лаборатории: на серьезную работу его не брали как буржуйского сынка. Евгений Шапиро стоял за камерой при съемках фильмов “Медведь” и “Человек в футляре”, “Антон Иванович сердится”, “Двенадцатая ночь” и “Запасной игрок”, “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”, “Любовь Яровая” и “Виринея”, “Крепостная актриса”, “Соломенная шляпка”, “Собака на сене” и многих-многих других. Три года он был фронтовым оператором. В 1947-м он снял “Золушку”, которая не стала “советской Белоснежкой” только потому, что мы не в Америке живем. В последние годы его сравнивали с Фирсом: студия чернела без съемок – темнела без осветительных приборов, временами она была похожа на уже заколоченный гроб. Теперь, надо признать, жизнь медленно, мучительно, подчас коряво, но возвращается в эти старые стены. Наш Витаминыч исполнил свой долг – пронес свое тепло, свой свет через холод и мрак. Практически в одиночку, все старики уже ушли. Это было кино любви”.

Источник

[ Страница дополняется материалами ]