Иван ГОРЧИЛИН

оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Иван Дмитриевич ГОРЧИЛИН

Дата рождения:
04 ноября 1909
д. Марвино, Рузский уезд, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
25 марта 1972 (62 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
оператор, режиссёр, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Горчилин Иван Дмитриевич (04 ноября 1909, д. Марвино — 25 марта 1972, Москва) — оператор игрового и документального кино, режиссер-документалист. Член ВКП(б) — КПСС с 1939 года.

В 1931 году окончил операторский факультет Государственного института кинематографии (ГИК). В 1938 — 1943 — оператор киностудии «Союздетфильм». Оператор игровых фильмов Александра Роу «По щучьему велению» (1938), «Василиса прекрасная» (1939).

В 1943 году, находясь в эвакуации в Сталинабаде, снял игровой фильм «Мы с Урала».

Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны[1]. 

Участвовал в съемках в 1943 году в Тегеране (Иран) во время встречи глав трех союзных держав — Сталина, Черчилля и Рузвельта.

В 1946 — 1970 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

В 1952 году окончил Университет марксизма-ленинизма при МГК КПСС.

Съемки Ивана Горчилина вошли в документальные фильмы «Асуан – надежда Египта» (1961), «Автографы на льду» (1962), «Цветы на тканях» (1953), «У края снежной пустыни» (1959; режиссер-оператор), «Март – апрель» (1963, сценария, режиссер-оператор, приз МКФ в Москве), «Открытый мир» (1964), «Служу Советскому Союзу» (1968) и др.
В ноябре 1956 года снимал (совместно с Л. Зайцевым) церемонию прощания с кинорежиссером, народным артистом РСФСР, заслуженным деятелем искусств УССР Александром Довженко.

_____________________________
1. В Справочном издании «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 52) указан как фронтовой кинооператор ВОВ (никогда не был на линии фронта и не снимал боевые действия).

СЕМЬЯ

Жена — Горчилина Н.В.
Сын — Горчилин Дмитрий Иванович (род. 17 января 1948 года в Москвее), работал помощника оператора ЦСДФ (1966 год).
Внук — Горчилин Святослав Дмитриевич — видеооператор и режиссёр студии «Partner».

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

Игровые

1938 — По щучьему велению; черно-белый художественный фильм-сказка; производство: «Союздетфильм»; режиссер: Александр Роу; оператор-постановщик   
1939 — Василиса Прекрасная (фильм основан на русской народной сказке «Царевна-лягушка»; чёрно-белый художественный фильм-сказка); производство: студия «Союздетфильм»; режиссёр-постановщик: Александром Роу; оператор-постановщик

Кадр из фильма: Первопечатник Иван Федоров. 1941 год. На фото (слева направо) персонажи: Петр Тимофеев (актер В. Санаев), Иван Федоров (актер Н. Дорохин)

1941 — Первопечатник Иван Федоров (историко-биографический фильм о жизни Ивана Фёдорова, создателя первой в Московском государстве типографии); производство: студия «Союздетфильм»; режиссёр-постановщик: Григорий Левкоев; оператор-постановщик
1942 — Боевой киносборник» № 9   
1943 — Мы с Уралапроизводство: студия «Союздетфильм»; Режиссёры-постановщики: Лев КулешовАлександра Хохлова; оператор-постановщик

Документальные (выборочно)

1946 — Колхида
1953 — Цветы на тканях (фильм о художниках Большой Ивановской мануфактуры); режиссер: О. Кутузова; оператор
1953 — Великое прощание (фильм посвящен прощанию и похоронам И. В. Сталина, проходившис с 6 по 9 марта 1953 года); полнометражный; режиссеры: С.А. ГерасимовИ.П. Копалин, Е.И. Свилова , М.Э. Чиаурели, Г.В. Александров, И.Ф. Сеткина; асс. режиссера: С.Н. Пумпянская, Н.В. Соловьева; операторы: И.И. Беляков; Г. ЗахароваМ. ПоповаР. Туморина, Р.Б. Халушаков, И. Горчилин (всего 60 кинооператоров); звукооператоры: И. Ф. Гунгер, В. А. Котов
1954 — По Сирии; реж: К. Кулагина; операторы: С. Киселев, И. Горчилин
1954 — Международная ярмарка в Дамаске; режиссер: С. Киселев; операторы: С. Киселев, И. Горчилин
1954 — На морских рубежах; реж.: И. Кравчуновский; операторы: И. Горчилин, Л. Зайцев, А. Крылов, А. Сологубов, В. Фроленко, Б. Шер, В. Штатланд, В. Цитрон
1955 — На одном Уральском заводе
1955 — Пребывание парламентской делегации Сирии в Советском Союзе; режиссер: С. Репников; операторы: О. Арцеулов, И. Горчилин, Л. Зайцев, Н. Шмаков; ассистент режиссера Т. Чистякова; редактор: Э. Марьямов; диктор: Р. Выгодский; дирижер: И. Срабиан; музоформитель: Д. Рицнер; звукооператор: К. Никитин
1955 — На Всесоюзном совещании работников промышленности; режиссер: И. Сеткина; операторы: И. Беляков, И. Горчилин, В. Киселев, Б. Макасеев, М. Попова, А. Хавчин; звукооператор: К. Никитин
1956 — Под куполом парашюта (Третий Чемпионат мира по парашютному спорту на Тушинском аэродроме); режиссёр: Л. Варламов; операторы: А. Савин, В. Воронцов, И. Горчилин, диктор: Р. Выгодский 
1956 — Открытие спартакиады народов СССР; режиссер: Б. Вейланд; операторы: И. Горчилин, Л. Зайцев, А. Кричевский, В. Мищенко, П. Опрышко, Е. Федяев, В. Штатланд, А. Щекутьев
1956 — Парламентская делегация Греции в СССР; реж.: А. Рыбакова; операторы: И. Горчилин, Г. Захарова, Ю. Леонгардт
1956 — На одном Уральском заводе; реж.: В. Бойков; операторы: И. Горчилин, М. Прудников, В. Придорогин; звукооператоры: И. Воскресенская, И. Соболев
1956 — Мастера искусств Бирмы в Советском Союзе; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: И. Горчилин, Л. Зайцев, И. Филатов; звукооператор: Е. Уманский; авторы текста: Е. Козырев, Т. Осипов
1957 — Международная ярмарка в Познани; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: И. Грачев, И. Горчилин; диктор: Р. Выгодский; звукооператор: В. Марина
1957 — Правительственная делегация Монгольской Народной республики в СССР; режиссер: И. Кравчуновский; операторы: И. Горчилин, П. Опрышко, А. Сологубов; звукооператор: Д. Овсянников
1957 — Нерушима советско-германская дружба; режиссер: В. Бойков; операторы: И. Горчилин, Л. Панкин, Л. Котляренко; звукооператор: К. Никитин; диктор: Р. Выгодский

1957 — Хо Ши Мин в Москве
1957 — Праздник нового мира (40-летие Октября); операторы: О. Лебедев, Иван Горчилин, И. Грек, Цитрон, Бородяев, А. Истомин, Леонид Кокошвили, Б. Макасеев, Иван Иванович Чупин, К. Широнин, Валентина Скоробогатова, Н. Генералов, В. Трошкин, С. Скраливецкий, Г. Монгловская, Лев Михайлов, Ковальчук, А. Воронцов, Софьин, Листвин, Е. Лозовский, Е. Кряквин, Ошурков, Максимов, Федяев, Панов, И. Запорожский
1958 — Фрунзенцы (фильм посвящен 40 летию Военной академии им. М. В. Фрунзе); режиссер: К. Эггерс; операторы: И. Горчилин, Л. Зайцев
1959 — На чемпионате мира в Тегеране; режиссер-оператор
1959 — СП-8; автор-оператор
1959 — У края снежной пустыни; режиссер-оператор
1960 — А.И. Микоян в Норвегии
1960 — Хоккеисты Канады играют в Москве (матч между канадской хоккейной командой "Чатам-Марунс" и сборной командой СССР по хоккею во Дворце спорта); реж.: К. Эггерс; операторы: Г. Асланов, И. Горчилин, А. Кокошвили, Л. Максимов, И. Сокольников
1960 — Памятник ополченцам
1960 — Неру в Москве 
1961 — Асуан – надежда Египта (фильм рассказывает о проблемах орошения египетских земель, о начале строительства Асуанской плотины в Объединенной Арабской Республике на берегах реки Нил и об участии в строительстве Советского Союза); режиссер: Л. Варламов; операторы: В. Копалин, И. Горчилин; звукооператор: В. Нестеров
1961 — Порт-Саид (фильм рассказывает о Порт-Саиде - городе Объединенной Арабской Республики, который стоит на одной из самых оживленных в мире морских дорог); производство: ЦСДФ; реж.: Л. Варламов; операторы: И. Горчилин, В. Копалин; звукооператор: В. Нестеров; композитор: В. Гевиксман
1961 — Суэцкий канал; Производство: ЦСДФ; автор дикторского текста: А. Марьямов; режиссер: Л. Варламов; операторы: И. Горчилин, В. Копалин 
1961 — Могучие крылья (фильм о воздушном параде 1961 года, посвященном Дню Воздушного флота СССР); полнометражный; авторы сценария: А. Маркуша, Е. Рябчиков; реж.: В. Бойков; главный оператор: М. Ошурков; операторы (съемкив воздухе): А. Воронцов, И. Горчилин, А. Истомин, Ю. Леонрагдт, Л. Михайлов, Е. Яцун; операторы: И. Грек, Д. Каспий, В. Киселёв, С. Коган, Б. Макасеев, В. Микоша, Г. Монгловская, Е. Мухин, П. Опрышко, М. Попова, Н. Соловьев, А. Сологубов, А. Хавчин, Б. Шер; асс. режиссера: М. Гаврилова; текст читает: Л. Хмара; муз. оформление: И. Щвейцер; художники: М. Артамонов, М. Морозова
1961 — Матч СССР – Япония
1962 — Автографы на льду
1962 — Шаги большой гимнастики (XV Олимпийские игры в Хельсинки); реж. Ф. Киселёв; операторы: В. Воронцов, И. ГорчилинИ. Гутман, Е. Ефимов, Л. Кокошвили, Ю. Леонгардт, М. Ошурков, А. Сологубов, Е. Федяев, Н. Шмаков
1962 — Выставка в Аккре; режисеср-оператор
1962 — Сельская книга
1962 — Год 1962-й 
1963 — Март – апрель; автор-оператор; Приз МКФ в Москве
1964 — Я кинолюбитель!; полнометражный; реж.: Ф. Киселёв; операторы: Н. Генералов, И. Горчилин, И. Гутман, Ю. Коровин
1964 — Открытый мир (фильм рассказывает о жизни и творчестве  глухонемых актеров); режиссер: Б. Карпов; оператор: И. Горчилин; автор сценария: В. Горохов; звукооператоры: З. Уздин, С. Сенкевич
1965 — Отдых в Киярину
1965 — За четырьмя морями; автор-оператор
1966 — Пошехонское лето; режиссер: И. Венжер; оператор: И. Горчилин; автор сценария: В. Ильинский; звукооператор: В. Георгиевская
1966 — Тульские оружейники; автор-оператор
1966 — А вы – охотник?; режиссер
1967 — Йемен, февраль 67; режиссер: Б. Макасеев; операторы: И. Горчилин, Б. Макасеев; автор текста: В. Никиткина; звукооператор: З. Уздин
1967 — Приметы времени; режиссер: В. Софронов; операторы: И. Горчилин, В. Комаров, А. Мочалов; автор сценария: А. Козлов
1968 — На земле русской; автор-оператор
1968 — Служу Советскому Союзу (фильм был посвящён грандиозным по своим масштабам и проведённой подготовке советским военным учениям «Днепр-67», которые были приурочены к 50-летию Октябрьской революции и Вооружённых сил СССР); режиссёры: Б. Небылицкий, В. Бойков; Главные операторы: М. ОшурковЕ. Яцун; операторы: Берлин А., Горчилин И., Истомин А., Коровкин Ю., Леонгардт Ю., Макасеев Б., Михайлов Л., Опрышко П., Савин А., Федяев Е., Филатов И.  
1969 — Боевое оружие партии; реж.: Г. Блинов; оператор: И. Горчилин; звукооператор: В. Марина
1969 — В стране Ленина; режиссер-оператор

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

Снимал сюжеты для кинолетописи и киножурналов.

1943 — Союзкиножурнал № 80 (Каирская и Тегеранская конференции; декабрь 1943 года); режиссер: Л. Степанова
1954 — Новости дня № 10операторы: Беляков В., Горчилин Н., Епифанов Г., Захарова Г., Макасеев Б., Ошурков М., Рейзман О.
1954 — Новости дня № 24; режиссер: Кравчуновский И.; операторы: Ошурков М., Макасеев Б., Беляков В., Горчилин И., Каспий Д., Микоша В., Островский, Петров В., Асатиани Г., Арзуманов Л.
1956 — Новости дня № 7  (открытие XX Съезда КПСС); режиссер: Сеткина И.; операторы: Горчилин И., Рымарев Д., Семин А., Сокольников И.
1956 — Новости дня № 37; операторы: Горчилин И., Гусев С.,  Захарова Г., Ошурков М., Лыткин Н., Комаров В., Котляренко Л., Лозовский Е. 
1957 — Новости дня № 30; реж.: М. Трояновский; операторы: И. Горчилин, К. Пискарев, А. Алекперов, С. Гусев, М. Попова, В. Кузин, А. Щекутьев, Г. Асланов, А. Грек, М. Ошурков, Б. Цейтлин, А. Аджибегишвили, С. Медынский, И. Филатов, Ю. Бородяев, Ю. Буслаев, М. Измайлова, А. Кричевский, Л. Панкин, А. Савин 
1962 — Советский спорт № 2; операторы: Арцеулов О., Горчилин И., Ефимов Е., Каспий Д., Кокошвили Л., Мухин Е., Рымарев Д., Шмаков Н. 

______________________________
Использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 52). Личное дело, личная карточка сотрудника Центральной студии документальных фильмов оператора Ивана Дмитриевича Горчилина. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ №№ 18968172, 21354141 (Музей кино).

Библиография

1987 — Кино: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. (640 с., 96 л. ил.) (изд.: - М.: Сов. энциклопедия)

Цитаты

[...]В хорошем документальном кадре сосуществуют и взаимодействуют факт и образ, факт и мысль.
В недавно сделанной картине «Март – апрель» (режиссёр И. Горчилин) всё, казалось, посвящено природе. Лишь в конце и только один раз появляется человек. Но человек этот снят так, что вдруг вы по-другому начинаете понимать всё, что видели, – авторская идея открывается вам с необыкновенной убедительностью: вот, оказывается, о чём картина – именно о человеке, хозяине природы.
Последние годы оказались в документальном кино особенно благоприятными для развития жанра очерка. Здесь уже совершенно необходимы наблюдательность, вдумчивость и индивидуальный взгляд художника.[...]

Семён Нагорный, Источник

[ Страница дополняется материалами ]