Александр МАРЬЯМОВ

ассистент кинооператора, кинокритик, писатель, сценарист

Полное имя:
Александр Моисеевич МАРЬЯМОВ

Дата рождения:
05 июня 1909
г. Одесса, Одесский уезд, Херсонская губерния, Российская империя

Дата смерти:
09 декабря 1972 (63 года)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
ассистент кинооператора, кинокритик, писатель, сценарист

Краткая биография

Последнее обновление: 30.08.2024.

Марьямов Александр Моисеевич (23 мая (05 июня) 1909, Одесса (ныне Украина) — 09 декабря 1972, Москва). Член Союза советских писателей с 1934 года. Член ВКП(б) — КПСС с 1942 года.

«В путешествие можно превратить для себя любой путь. Это зависит от того, как к нему отнестись, как задать восприятие предстоящей дороги своему зрению, своим чувствам. И за пятьдесят километров, и за пять тысяч можно "съездить", "слетать", "подскочить", "смотаться", а можно и отправиться с волнующим предвкушением дорожных открытий, стоит только захотеть, и за порогом начнется страна неведомого»

;Из дневника Александра Марьямов, 1935 год)

Окончил филологический факультет Черкасского педагогического института

Первые рассказы были напечатаны в харьковских журналах 20-х годов.

В 1928 году был командирован Наркомпросом Украины в Иран. Выходит первая книга Марьямов «Шляхи пiд сонцем» («Пути под солнцем»), о путешествии по Ирану (всего вышло четыре книги на украинском языке).

В 1929 году — сотрудник популярного харьковского ежемесячника «Нова генерацiя» — «журнал нового направления в искусстве». На страницах журнала представлены работы художников — мастеров украинского и западного авангарда, для журнала пишут и украинские авторы, а также: Асеев, Маяковский, Малевич, Татлин, Осип Брик, Виктор Шкловский

Матросом 1 класса участвовал в походе ледореза «Ф. Литке» из Севастополя во Владивосток и 40 лет спустя написал об этом книгу «За двенадцатью морями».

В 1934 году переезжает в Москву, работал в «Пионерской правде», сотрудничал с провинциальными газетами. Много путешествовал по стране.

В 1935 году вышла первая книга на русском языке — сборник рассказов «Сампо», написанных на материале первой поездки на Кольский полуостров.

Участник Великой Отечественной войны, которая застала его недалеко от Мурманска в Полярном (с 1935 года Главная база Северного флота). В РККА ушел добровольцем. Служил на Северном флоте.

  • Собственный корреспондент газеты «Краснофлотец» (пишет военные очерки, портреты моряков и летчиков Северного флота «Истребитель Сгибнев» (1943), «Иван Сивков» (1943); участвовал в десантах и боевых походах.
  • Войну закончил на Дальневосточном фронте.

Награжден орденами Красной Звезы (1942), Отечественной войны I степени (1944) и медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией».

После окончания войны вернулся в Москву. В 1946 — 1954 годах печатался в журнале «Новый мир»; зав. отделом искусств «Литературной газеты»; зам. главного редактора журнала «Юность».

Значительная часть трудовой и литературной биографии связана с Русским Севером, что отражено в его книгах «Поезд дальнего следования», «Идем на восток», «Полярный август», очерках «Мурман», «Мончегорск» и др. Совместно с С. Клебановым написал пьесу «Особое мнение» (постановка 1950 года).

В 1950-х — 1960-х  годах сотрудничал с Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ) в качестве сценариста и автора текстов, среди его фильмов: «Остров Сахалин» (1954), «В центре Арктики» (1955), «На шестом континенте» (1957), «Домик в тундре» (1958), «Всеволод Вишневский» (1960 ) и др.

В 1958 — 1970 — по приглашению Александра Твардовского работал в должности заведующего отделом журнала «Новый мир». После снятия Твардовского в феврале 1970 года Марьямов уходит из «Нового мира»[1].

Выступал как критик и искусствовед — автор книг о В. Пудовкине, В. Вишневском, А. Довженко.

В 2012 году в журнале «Новый мир» № 11 опубликована переписка Виктора Шкловского и Александра Марьямова (публикация, вступительная статья и комментарии Михаила Александровича Марьямова).

Письма В. Б. Шкловского храняться в РГАЛИ, фонд 3133, опись 1, № 208, письма А. М. Марьямова — фонд 562, опись 1, № 626, опись 2, № 555.

___________________________________
1. Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир» дважды: в 1950-54 гг. и 1958-70 гг. Осенью 1954 года Твардовский постановлением ЦК КПСС был снят с поста главного редактора журнала «Новый мир» за попытку печатания поэмы «Теркин на том свете» и публикацию в «Новом мире» публицистических статей В. ПомеранцеваФ. АбрамоваМ. ЛифшицаМ. Щеглова. В начале 1960-х годов (во время своего второго редакторства) Твардовский получил разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Новая направленность журнала вызвала недовольство так называемых «неосталинистов-державников» в советской литературе. После снятия Хрущёва была проведена кампания против журнала «Новый мир». В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, часть коллектива журнала последовала его примеру. 

СЕМЬЯ

Отец — Марьямов Мойсей Яковлевич.
Жена — Савченко Елена Владимировна (1914 — 2002), актриса, преподавала во ВГИКе.
Двое сыновей:
— Михаил Александрович Марьямов (родился в 1934 году в Харькове); окончил МИИТ по специальности инженер-строитель; рисовал карикатуры для газет и журналов; работал на студии «Центрнаучфильм» режиссером учебных, научно-популярных и документальных фильмов; 
 Александр (Алик) Александрович Марьямов (родился в 1937 году), журналист, работал в АПН; сценарист, режиссер; лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1987) за цикл фильмов «Цирк нашего детства», «Футбол нашего детства», «Кино нашего детства».
Внуки — Екатерина (род. в 1958 году), Иван (род. в 1960 году). 
Двоюродный брат — Жарковский Евгений Эммануилович (30 октября (12 ноября) 1906, Киев — 18 февраля 1985, Москва), композитор; Народный артист РСФСР (1981).
Племянник — Золотаревский Валерий Исаакович (родился 11 января 1939 года в Новочеркасске), автор книги «Щемящая радость воспоминаний» (о родителях и их ближайшем окружении); с 1994 года живёт в Кёльне.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

Документальные фильмы

1954 — Остров Сахалин (съёмки фильма проводились по всей области — от мыса Погиби до залива Анив — с февраля по октябрь 1954 года); полнометражный; производство: ЦСДФ; авторы сценария: И. Осипов, М. Трояновскийрежиссер; В. Катанян, Эльдар Рязанов; операторы: Л. Панкин, А. Кочетков, Н. Шмаков, И. Гутман, Г. Серов; автор дикторского текста А. Марьямов; премия на Международном кинофестивале в Брюсселе (1955); участие в 1955 году в программе короткометражных фильмов на Каннском кинофестивале 
1954 — На стройках столицы; полнометражный; производство: Моснаучфильм; режиссеры: М. Каростин, С. Рейтман; автор дикторского текста А. Марьямов совместно с И. Сергеевым
1954 — Первая весна (об освоении мододёжью целинных земель в Казахстане); полнометражный; производство: ЦСДФ; режиссеры: И. Посельский, А. Медведкин; операторы: И. Грачев, Л. Зайцев, А. Зенякин, Д. Каспий, С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, А. Сологубов, К. Широнин; автор дикторского текста А. Марьямов; диктор В. Аксенов, звукооператор К. Никитин, редактор Ю. Смирнитский, консультант Е. Осликовская
1955 — В центре Арктики (фильм об освоении Арктики, о попытках проникновения человека на далекий Север, к центру Арктики, к Северному полюсу. Экспедиция: Г. Седова, Нансена, Пири, Андрэ, Амундсена. Походы на ледоколах: "Сибиряков", "Челюскин". Дрейф станций под руководством Папанина, "Северный полюс 3" и "Северный полюс 4".); полнометражный; ; производство: ЦСДФ; авторы сценария: М. Трояновский, М. Червенко, А. Штепенко; реж. М. Трояновский; операторы: А. Истомин, А. Котляренко, О. Лебедев, Ю. Леонградт, А. Семин, М. Трояновский, В. Фроленко, Е. Яцун, Е. Лозовский, Н. Соловьев; авторы текста: А. Марьямов, Ю. Смирнитский; диктор П. Шейнкер, композитор В. Гевиксман; текст и музыка песни В. Волович; звукооператор В. Котов; асс. режиссера Т. Ширман; художник И. Нижник; директор картины Б. Вайнштейн;  2-я Премия на фестивале в Венеции в категории «лучший документальный географический фильм» 
1957 — На шестом континенте (экспедиции по исследованию геофизического состояния Антарктиды. Исследования синоптиков со станции "Мирная". Обследование континентального шельфа на борту дизель-электрохода комплексной экспедиции "Лена"); производство: ЦСДФ; режиссер: В. Ешурин; операторы: В. Ешурин, Н. Шмаков; автор текста: А. Марьямов; диктор А. Задачин; композитор: Ю. Ефимов; музоформитель: Д. Штильман, звукооператоры: Д. Овсянников, С. Ключевский; консультант профессор К. Марков
1957 — Встречи с солнцем (об организации отдыха рабочих завода "Калибр"); производство: ЦСДФ; авторы сценария Марьямов А., Беляев В.; авторы текста: Марьямов А., Рысс Е.; режиссер Беляев В.; операторы: Глидер М., Прудников М., Киселев С., Истомин А.; текст читает Хмара Л. 
1958 — Домик в тундре; производство: ЦСДФ; автор сценария А. Марьямов; режиссер В. Ешурин; операторы:  В. Ешурин, Ю. Коровкин; композитор Е. Макаров; диктор Л. Хмара; звукооператор Д. Овсяников
1958 — С киноаппаратом по тайге и тундре; производство: ЦСДФ; авторы сценария: В. Ешурин, А. Марьямов; режиссер В. Ешурин; оператор Ю. Коровкин; звукооператор Д. Овсяников; текст читает А. Задачин; композитор Н. Пинько;
1959 — Малая земля (киноочерк о Малой Земле — территории Кавказского побережья Чёрного моря с портом Новороссийск); производство: ЦСДФ; автор дикторского текста А. Марьямов; режиссер В. Беляев; операторы: Е. Мухин, А. Сологубов 
1960 — Всеволод Вишневский (фильм посвящён писателю и драматургу Вс. Вишневскому (1900-1951); производство: ЦСДФ; автор сценария и текста А. Марьямов; режиссер В. Катанян; оператор Г. Серов; дикторы: Т. Вдовина, Р. Выгодский
1960 — Они учатся в СССР (обучение иностранных студентов в высших учебных заведениях СССР: МГУ, Московском энергетическом, Московском инженерно-строительном, Ленинградском горном институтах, Бакинском институте нефти и химии, в Первом московском медицинском институте, в Государственном институте театрального искусства, в музыкальной школе при московской консерватории им. П. И. Чайковского); производство: ЦСДФ; автор дикторского текста А. Марьямов; режиссер Б. Небылицкий; операторы: В. Цитрон, А. Крылов; звукооператор: К. Никитин
1961 — Суэцкий канал; производство: ЦСДФ; автор дикторского текста А. Марьямов; режиссер Л. Варламов; операторы: И. Горчилин, В. Копалин 
1962 — В Новой Зеландии; производство: ЦСДФ; автор дикторского текста А. Марьямов; режиссер-оператор А. Зенякин; звукооператор И. Воскресенская
1963 — Театр "Кабуки" в СССР (гастроли театра "Кабуки" (Япония) в СССР); производство: ЦСДФ; автор сценария и дикторского текста А. Марьямов; режиссер Т. Лаврова; оператор А. Хавчин 
1963 — На Курской дуге; автор сценария А. Марьямов; режиссер Е. Вермишева; оператор Г. Голубов; текст читает Л. Хмара
1963 — Под созвездием дружбы; производство: Таллинфильм; автор сценария А. Марьямов; режиссер С. Школьников; оператор М. Касык

ИГРОВЫЕ ФИЛЬМЫ

1961 — Подводная лодка; авторы сценария: А. Марьямов, Ю. М. Вышинский, Э. Ф. Смирнов
1965 — Мы, русский народ (по Вс. Вишневскому); авторы сценария: А. Марьямов, С. К. Вишневецкая, В. П. Строева

_____________________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД и ООО НЭТ-ФИЛЬМ. «Кино: Энциклопедический словарь» (Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др..; изд.: — М.: Сов. энциклопедия; 1987). Информация о награждении: www.pamyat-naroda.ru (информационный портал Минобороны РФ). 

Библиография

1929 — Шляхи під сонцем. — 10.000 кілометрів
1933 — Данилів. Матеріяли до репортажноі повісти, (изд.: —Х.-К.,)
1935 — А. Марьянов. Сампо (изд.: — М.; Госиздат)
1941 — А. Марьямов. Разведчики (изд.: — М.)
1943 — А. Марьямов. Мсти (изд.: — М.)
1951 — С. Клебанов и А. Марьямов. Особое мнение. Пьеса в 4-х действиях, 7-ми картинах [режиссерские примечания Ю. А. Завадского, нар. артиста СССР и А.А. Шапрса, засл. артиста БССР; 96 с.; тираж 45 000] (изд.: — М.; Искусство)
1952 — А. Марьямав. Народный артист СССР Всеволод Пудовкин (287 с.; тираж 8 000 экз.) (изд.: — М.; Госкиноиздат)
1959 — Буртин Ю., Путешествие будет интересным (изд.: — М.; «Лит. газета» от 22 октября)
1960 — Канторович В., Художественная публицистика сегодня (изд.: — М.; «Вопросы литературы», № 2.)
1962 — Снаряжение в походе (О романе В. Кочетова «Секретарь обкома»), (изд.: — М.; журнал «Новый мир», № 1)
1963 — А. Марьямов. Революцией призванный. О Всеволоде Вишневском, его времени и его творчестве. . (изд.: — М.; «Искусство»)
1965 — А. Марьямов. С Арбата на Таганку. «Добрый человек из Сезуана». (изд.: — М.; журнал "Юность", № 7, стр. 91,92)
1968 — А. Марьямов. Довженко (серия «ЖЗЛ»; — 384 с.) (изд.: — М.: Молодая гвардия)
1972 — А. Марьямов. За двенадцатью морями. Повесть (335 с.; тираж 30 000 экз.) (изд.: — М.: Советский писатель)
1985 — А. Марьямов. Поезд дальнего следования. Очерки (335 с.; тираж 100 000 экз.) (изд.: — М.: Советский писатель)

Награды

1942 — Орден Красной Звезды (Наградил: СФ. Дата документа: 12.07.1942 ш. Архив: ЦАМО)
1944 — Орден Отечественной войны I степени (Воинская часть: ПолитУ СФ. Приказ подразделения № 98 от 08.11.1944 г. Издан: СФ. Архив: ЦВМА)
1945 — Медаль «За оборону Советского Заполярья»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Медаль «За победу над Японией»

Цитаты

[...]Знакомство Шкловского и Марьямова произошло летом 1939 года, когда в ответ на присланный газетный очерк о городе Полтаве, месте легендарного петровского сражения, Шкловский пригласил автора на встречу (об этом первое публикуемое письмо) и очень быстро нашел в нем помощника, в котором в это время нуждался, а вскоре, несмотря на шестнадцатилетнюю разницу в возрасте, и близкого товарища. Свидетельство этому — надпись на первой же подаренной своей книге «О Маяковском»: «Саше Марьямову. Не строй (строй лиры) сердце по площади. Виктор с любовью. И спасибо! 7 мая 1940». (В пожелании не настраивать сердечные струны «по площади», вероятно, есть еще и напоминание о судьбе поэта, которому посвящена книга Шкловского.)
Привычка к внимательной, придирчивой работе над текстом, острое редакторское чутье — эти качества Марьямова Шкловский оценил сразу, на долгие годы сделав его своим помощником и советчиком. К моменту их знакомства Шкловский почти классик — со множеством опубликованных статей, книг, сценариев, со сложившейся вокруг него литературной школой, и это, особенно в первый период переписки (до 1950 года), делает Марьямова как бы младшим товарищем, а иногда и учеником Виктора Борисовича. Но складываются и дружеские отношения. Летом 1948 года на премьере нового итальянского фильма «Похитители велосипедов» в Доме культуры «Правды» Шкловский всерьез расспрашивал меня и брата о наших взглядах на итальянский неореализм.[...]

Михаил Марьямов, Источник

[...]Для Марьямова годы жизни в Москве после переезда из Харькова — это преодоление бытовых трудностей и журнально-газетная поденщина. Обычный тогда однокомнатный московский неуют в коммуналке, долги и судебные повестки с напоминанием о взятых авансах. Спасали командировки, привычка к профессиональной работе, умение находить и использовать материал. В толстых тетрадках в клеточку отец с юности записывал все, что могло потом пойти в дело: описание мест, которые видел, заметки для памяти, книги, которые надо прочитать, и даже спектакли, которые надо посмотреть, а в конце каждого года в этих тетрадях дается отчет о проделанных маршрутах: «…1934 г. Харьков — Москва, Москва — Харьков — Москва, Москва — Ленинград — Плесозеро — Кандалакша — Мурманск — Ленинград — Москва = 4264 км»; «…1935 г. Москва — Минск — Гомель — Минск — Орша — Витебск — Ленинград — Москва = 2787 км»; «…1936 г. …» и т. д.[...]

Михаил Марьямов, Источник

[...]«Я хотел написать много книг и не написал их. Я очень хотел написать по крайней мере три книги. Мне хотелось написать роман о Ливингстоне и Стенли — роман о мечтателе и стяжателе. Книгу о Баранове; в ней могло быть рассказано не только о том, что и русским случалось жить рядом с индейцами, но и о том, как бежит человек от своей злой судьбы, куда может завести его бег, начатый в Великом Устюге, — и как судьба настигнет его в Индийском океане, под чужими звездами и в таких чужих и неуютных широтах. И еще мне хотелось написать, что человек рожден не своекорыстным, что живет в нем другое начало, — это мы увидели в 1941 году, и об этом мне очень хотелось написать.
Но этих трех книг я, однако, не написал.
У меня собрано множество выписок из нескольких тысяч прочитанных книг и довольно много записей о том, что я видел и слышал.
Я был в Норвегии и в Корее, у турок и у лопарей, в Новоземельской тундре и на Суматре, в Петсамо и в Адене. И все это осталось мертвым и бесполезным грузом.
Теперь я хотел бы написать одну книгу. Может быть, я еще напишу ее»[...]

Александр Марьямов, Источник