Белянкин Юрий Николаевич (24 апреля 1938, Москва — 1993, Москва) — оператор кино и телевидения. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990). Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1986).
В 1960 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Б. И. Волчека). Дипломная работа — документальный фильм «Бортовой 812» (1959; производство: ЦСДФ; режиссер: Р. Сергиенко).
В 1959 — 1960 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1960 — 1993 — оператор, режиссер Центрального телевидения (ЦТ).
Автор-оператор телевизионных фильмов «Выставка. Сергей Конёнков» (1965), «Товарищи потомки" (1968), «Скульптор Михаил Аникушин» (1981), «Рерих» (1982), «Я не утратил прежний свет... А. Блок» (1986) и др. Ряд работ Юрия Белянкина отмечен призами фестивалей телевизионных фильмов.
Трагически погиб в 1993 году.
Мать — Притуляк София Леонтьевна (1912 – 2020), работала редактором отдела кинолетописи ЦСДФ, принимала участие в создании многих документальных фильмов.
1959 — Утро нашего города (коллективная работа студентов ВГИКа; фильм рассказывает о Москве); производство: ЦСДФ и ВГИК; авторы сценария: В. Люков, Ю. Панов, Ю. Уваров; режиссеры: Ю. Григорьев, Р. Григорьева, Ф. Довлатян, Л. Мирский; операторы: Ю. Белянкин, В. Горемыкин, Ю. Ильенко, А. Княжинский, С. Мелик-Саадян, К. Новиков, М. Осепьян; художественные руководители: Б.И. Волчек, И.М. Посельский; композитор А. Николаев; авторы песни: Н. Песков, И. Рутберг; директор картины Т. Салеева
1959 — Бортовой 812 (лирический очерк о жизни экипажа дальневосточной подводной лодки № 812); 20 мин; режиссёр: Р. Сергиенко; сценарист В. Гузянов; стихи Я. Ефимова; операторы: Ю. Белянкин, В. Горемыкин; звукооператор А. Петров; диктор Р. Выгодский
1959 — Фуражка капитана Лайлюниса; режиссер-оператор
1961 — Секретарь парткома; режиссер-оператор
1961 — Мы видим спутник; режиссер-оператор
1961 — Дороги в Рустави; режиссер-оператор
1961 — На приз братьев Знаменских
1961 — Матч гигантов
1962 — 1-я Зимняя спартакиада народов СССР; режиссер-оператор
1962 — Рабочий человек; режиссер-оператор
1963 — Кросс «Правды»
1963 — Вечный огонь; режиссер-оператор
1964 — Олимпийцы готовятся к стартам
1964 — РСФСР — Англия. Легкая атлетика; режиссер-оператор
1964 — Улыбка в пути; режиссер-оператор
1964 — Кубок СССР по футболу
1964 — Вечный огонь; режиссер-оператор
1965 — Выставка; автор-оператор
1965 — Волшебники голубого льда
1965 — Поэзия старой Риги; автор-оператор
1966 — Художник (фильм о народном художнике СССР, скульпторе С. Т. Коненкове); совместное производство ЦСДФ и ЦТ; режиссеры-операторы: Ю. Белянкин, А. Колошин, А. Левитан
1966 — Сюита; автор-оператор
1967 — Твой наследник; режиссер-оператор; Приз «Золотой голубь» МКФ в Лейпциге (1968)
1968 — Товарищи потомки; полнометражный; автор сценария, режиссер
1969 — Один час с Леонидом Леоновым; полнометражный; режиссер
1974 — Композитор Свиридов; полнометражный; автор сценария и режиссер
1977 — Жили-были. Рассказывает Виктор Шкловский; полнометражный; производство: ТО Экран; 2 серии; автор сценария и режиссер; оператор В. Сеткин
1978 — Слово о Льве Толстом; полнометражный; автор сценария (в соавторстве с В. Шкловским); режиссер-оператор
1979 — Дмитрий Шостакович; полнометражный; автор сценария и режиссер
1979 — Здравствуй, цирк; полнометражный; режиссер-оператор
1979 — Пять встреч на арене (в фильме-концерте представлены цирковые номера различных жанров ведущих мастеров цирка: акробатические аттракционы «Русская тройка» (под руководством Николая Ольховникова), «Воздушный полет» (под руководством Владимира Ракчеева), «Водяная феерия» (руководитель — Илья Символоков), а также дрессированные слоны и обезьяны. Дрессировщики: Евгений Баранок, Сарват Бегбуди); полнометражный; производство: ТО Экран; автор сценария: О. Бобин; режиссер; операторы: М. Глейхенгауз, В. Сеткин
1981 — Отар Тактакишвили. Страницы творчества; полнометражный; режиссер-оператор
1981 — Скульптор Аникушин; полнометражный; автор-оператор
1982 — Рерих; полнометражный; автор-оператор
1984 — Воскреси – свое дожить хочу (фильм рассказывает о жизни и творчестве одного из самых значительных поэтов XX века Владимирае Маяковском); полнометражный; Производство: ТО Экран; режиссер; оператор: В. Сеткин; текст читаем Рогволд Суховерко
1984 — Владимир Маяковский; режиссер-оператор
1986 — Я не утратил прежний свет... А. Блок; автор-оператор
1987 — Оптина пустынь
Снял более 300 сюжетов для разных редакций ЦТ.
Произведениям Рериха, художника и учёного, писателя и поэта, отведено сегодня особое место – в сердцах миллионов людей. И не случаен интерес ко всему, что связано с именем и творчеством Рериха, – к его книгам, к книгам о нём, к фильмам о нём.
Джемма Фирсова, Источник
Вслед за первым серьёзным экранным исследованием жизни и творчества Николая Константиновича – фильмом Р. Сергиенко и Р. Григорьевой «Пакт Рериха» – творческое объединение «Экран» Центрального телевидения представило на голубые экраны свой фильм о великом русском художнике – «Рерих» (авторы сценария В. Жданов и Ю. Белянкин, режиссёр-оператор Ю. Белянкин, оператор В. Сеткин).
Поразительное свойство телевидения, позволяющее принять экранного героя как желанного гостя, как друга и собеседника, и на этот раз подарило встречу трепетную и прекрасную.
Телевизионный «Рерих» не биографический фильм. Это свободное течение мысли Николая Константиновича Рериха в пространстве и времени – неожиданные ассоциативные связи, выявленные в его картинах, дневниках, воспоминаниях о нём современников. Все это позволило воплотить на экране талант Рериха – художника, общественного деятеля, патриота.[...]
[...]Много лет кинематограф творил государственный эпос. Люди делились на тех, кто достоин и кто не достоин предстать перед кинокамерой. С началом перестройки кино как бы возвращало нам общественные зрение, слух и голос.
Сергей Муратов, кинокритик, режиссер-документалист, Источник
Документальный кинематограф находился тогда на взлете. Однако большинство фильмов не только негде было увидеть — о них негде было узнать, чтобы захотеть увидеть.
«Один час с Леонидом Леоновым» Ю. Белянкина дожидался эфира четырнадцать лет. Более трех лет добиралось до зрителя «Дерево жизни» Ю. Черниченко (1982), два года — «Moи современники» В. Виноградова (1985), «Фундамент» А. Каневского (1986), более года «выдерживались» «Танец в инвалидной коляске» X. Шейна (1986), «Оптина пустынь» Ю. Белянкина (1987), «Без оркестра» А. Габриловича (1987), «За белой дверью» Г. Негашева (1987), «Процесс» И. Беляева (1988). Картина С. Зеликина «Перед выбором» (1989), премьера которой готовилась к открытию Первого Съезда народных депутатов СССР, была показана после его окончания — днем, по второй программе, параллельно с идущим по первой «Взглядом». «Роковое письмо» А. Каневского (1988) снято с эфира «по техническим причинам». Из трехсерийного фильма «По эту сторону мифа» И. Галкиной (1990) руководство согласилось с показом лишь первой, наименее острой части.[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 24 ). Фотографии из личного архива А.В. Горемыкина.