Вспоминая Роллана Сергиенко...

К 85-летию со дня рождения кинорежиссера.

Вспоминая Роллана Сергиенко...

18.01.2021

Опубликовано: facebook 18 января 2021 года.

Кинорежиссер Роллан Петрович Сергиенко. Предварительный рисунок-картон. Графическая работа Ильзе Рудзите. Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

85 лет назад (19 января 1936 года) родился кинорежиссер Роллан Сергиенко. Талантливый и самобытный художник, он оставил после себя не так много фильмов, однако его творческое наследие только предстоит понять и оценить. Кинокритики отмечают, что в его творческой биографии не было ни одного «проходного», случайного фильма, каждая кинокартина была очень личная, выстраданная и создавалась с полной отдачей духовных и физических сил.

В этом смысле Роллан Петрович был счастливым человеком, так как никогда не отрекался от своих мировоззренческих и творческих принципов и снимал только то, что хотел. В те времена, когда он жил и работал, такое «счастье» давалось нелегко — система практически не оставляла художнику шансов сохранить свою индивидуальность.

На съемках фильма «Закон Вернадского». Горно-Алтайск. 1983 год. На фото (слева направо): Росов Владимир Андреевич, Ревякин Виктор Семёнович, Григорьева Ренита Андреевна, неустановленное лицо, Сергиенко Роллан Петрович. Источник фото: ГОСКАТАЛОГ.РФ.

Вспоминая Роллана Сергиенко, мне хотелось бы акцентировать внимание на одном очень важном моменте.  По моему мнению, на его творчество большое влияние оказали идеи русских космистов. Некоторым из них он даже посвятил свои фильмы — Николай Рерих, Владимир Вернадский, Григорий Сковорода. Как известно, в основе русского космизма лежит представление о том, что человек и человечество пребывают в единстве с космосом и развиваются вместе с ним по общим законам. Это учение, с его верой в силу разума, предвосхитило многие научные подходы, например, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нём не было стороннего наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ. Бесспорно, подобного рода идеи оказали влияние на режиссера Роллана Сергиенко, на его мировоззрение и художественный стиль. В наибольшей степени это прослеживается в цикле фильмов, посвященных Чернобыльской трагедии, в которых человеческие драмы неожиданно приобретают вселенское измерение, не говоря уже о самой техногенной катастрофе, разрушающей, по мнению режиссёра, божественную гармонию и устоявшийся космический порядок. Так, в художественном контексте кинофильмов общие планы разрушенной Чернобыльской АЭС неожиданно предстают как таинственные и зловещие пейзажи одинокой планеты, затерявшейся в бескрайних просторах Вселенной. В этих картинах мы имеем дело с философией на уровне образов, причем эта образность создаётся с помощью минимальных режиссерских средств, в силу чего эстетически неподготовленный зритель может даже и не почувствовать её.

Сегодня философия русского космизма не является «terra incognita», она подробно изучена, любители искусства хорошо знают имена художников и поэтов, которые приняли её идеи и трансформировали их в образы. Однако никто из киноведов пока ещё не рассматривал проблему отражения идей русского космизма в отечественном кинематографе. Конечно, рано или поздно это будет сделано, и я уверен, что в данном исследовании творчество Роллана Петровича Сергиенко займёт одно из главных мест.