КОЛОКОЛ ЧЕРНОБЫЛЯ


26 апреля 2016 года. 30 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Используйте клавиши и для навигации

Первый экспонат

Апрель 1986 года. Украина

26 апреля на Чернобыльской атомной электростанции произошла авария, ставшая самой крупной за историю атомной энергетики. 

Хронологическое описание событий произошедших на Чернобыльской АЭС.

Описание мер, принятых для устранения последствий аварии.

Владимир Синельников: "В ту памятную ночь 26 апреля 1986 года я с женой и маленьким сыном ехал на поезде по Украине из Москвы в Одессу. Повод для поездки был самый кинематографический: в первое плавание уходил корабль «Роман Кармен». Союз кинематографистов и журнал «Искусство кино» командировали меня написать об этом событии. О Чернобыле я прочитал успокоительную заметку в газете и не придал ей значения...
И только вернувшись в Москву, я начал осознавать, что произошло, и даже собрался ехать в Чернобыль, чтобы написать сценарий. Но Госкино не разрешало этого никому, не разрешило и мне. Тогда я написал статью в «Правду», назвав ее «Бумеранг», о стремлении скрыть правду о случившемся...
Статью заметили — «Правда» тогда еще оставалась «Правдой», практически директивным органом. Но даже после этого только вмешательство секретаря ЦК КПСС А. Н. Яковлева помогло нашей съемочной группе отправиться в Чернобыль. Режиссером был назначен украинец Ролан Сергиенко, работавший на ЦСДФ, у которого и квартира, и семья были в Киеве.

И вот мы в аэропорту Борисполь. Грузимся в «рафик» и едем в Киев. Погода идеальная, на шоссе ни одной машины, и город пустой — такое ощущение вызывает прежде всего отсутствие детей. Теперь уже все всем стало понятно. Но при этом распространялось огромное количество слухов, например, что нельзя жечь прошлогодние листья на улице, которые радиоактивны..."

Роллан Сергиенко: "29 числа мы с Леной пошли в Покровский собор и там на меня пристально и серьезно смотрел мой покровитель Роман Сладкопевец. Его именем меня крестили в 1974 году. На душе было очень тревожно. И, когда после службы мы возвращались домой, я невольно прислушивался, с какой стороны дует ветер. Ветер был как раз ОТТУДА, с северо-востока. На следующий день я выходил на балкон и снова прислушивался. Ветер продолжал дуть с северо-востока.
1-го мая, все же приехали дети, не послушали нашего предостережения, и мы пошли проведать нашу маму, их бабушку. Шли пешком, т.к. троллейбусы не ходили. Мы влились в колонну демонстрантов студии им. Довженко и прошли по Хрещатику, потом зашли к маме.
На следующий день мне надо было возвращаться в Москву продолжать работу над фильмом «Майское утро», хотя уже пришло понимание того, что эту работу придется отложить. Сначала сниму Чернобыль, а потом закончу «Майское утро"..."

Экспонат 1 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

Май 1986 года. Москва

На фото участники творческой Конференции ЦСДФ, которая проходила 5-7 мая 1986 года в Москве в Лиховом переулке, дом 6.

Роллан Сергиенко: "В те дни на Центральной киностудии документальных фильмов проходила очередная отчетная конференция, на которой я получил хрустальную вазу за фильм «Солдаты Орлова». На конференции поразило резкое выступление незнакомого мне журналиста, в котором звучал упрек об умалчивании происходящего в Чернобыле. Он сказал, что вы тут отчитываетесь, но, никто из вас не говорит о том, что произошло в Чернобыле, и где, возможно, решается судьба не только киностудии...
После конференции я подошел к директору студии и попросил приостановить работу над фильмом «Майское утро» и направить нашу съемочную группу в Чернобыль. На что я получил ответ: «Ты уже опоздал, выступивший журналист уже подал заявку на фильм об аварии. Мы готовим группу. Вопрос может быть решен только обращением в ЦК»

Медлить было нельзя. По совету и при поддержке члена ЦК КПСС Нины Васильевны Поповой я написал письмо на имя Лигачева, который отвечал в ЦК за идеологию..."

Экспонат 2 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

17-19 мая 1986 года

На ЦСДФ выходит документальный фильм "40-летие Львовского Собора" по заказу Московской патриархии при участии Совет по делам религии

Режиссер и автор текста: Р. Сергиенко   

Операторы: В. Муратов, Ю. Орлов, И. Осипов   

Роллан Сергиенко: "Вскоре нашу съемочную группу срочно направили в Киев, где проходило чрезвычайное заседание патриархии по поводу 40-летия Львовского собора. На роль патриарха российского претендовали несколько человек. Мы взяли интервью у Филарета, который через несколько лет возглавил Украинскую православную церковь.
По возвращении в Москву, на вокзале, нас встретил начальник производственного отдела ЦСДФ Вячеслав Кецмец  (директор Производственно-творческого объединения № 1; — прим. ред. #МузейЦСДФ) и сообщил, что добро из ЦК на съемку фильма о Чернобыле получено и группа сформирована. Операторов было трое, это Иван Двойников, Константин Дурнов и Владимир Фроленко (также съёмки вели ассистенты операторов: Владислав Микоша (сын фронтового оператора В. Микоши), Дмитрий Рыжих, их съёмки вошли в фильм "Колокол Чернобыля"; — прим. ред. #МузейЦСДФ). Сам же Вячеслав Кецмец стал нашим администратором (на фильме работали три администратора — директор Творческо-производственного объединения №1 Вячеслав Кецмец, два директора картины — Гавриил Кульчицкий и Виктор Шабунин; — прим. ред. #МузейЦСДФ)..."

СПРАВКА

1986 год – В кафедральном соборе во имя святого Юра во Львове и в Свято-Успенской Почаевской Лавре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена торжественно отмечено 40-летие Львовского Церковного Собора (17–19 мая). На Львовском Соборе была упразднена Брестская уния 1596 года и произошло воссоединение греко-католиков Галиции с Русской Православной Церковью.

В центре на фото: в 1986 году митрополит Киевский и Галицкий, патриарший экзарх Украины Филарет (в миру Михаил Антонович Денисенко).

На фото (справа налево): режиссёр Роллан Сергиенко, звукооператор Юрий Игнатов, директор картины Валентина Гусева, светотехник Сергей Петраков, митрополит Филарет, светотехник Борис Денисов, кинооператор Игорь Осипов, звукотехник Владислав Бежкин, механик синхронной аппаратуры Михаил Исхаков.

Фото из личного архива В.И. Гусевой.

Экспонат 3 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

Июнь 1986 года. Зона

Роллан Сергиенко: "В Зоне на каждом шагу нас подстерегали неожиданности самая первая - при остановках полностью отсутствовал шум. Поразительная, мертвая тишина! Лишь с приближением к г. Чернобыль появился шум от вертолетов, за которыми тянулся темный «хвост» распыляемой жидкости. Так проводили пылеподавление.
Каждый день мы выезжали из Киева рано утром, часа в 4 или 6, и возвращались ближе к полуночи. Работали почти на автомате, не чувствуя усталости. Она навалилась потом, когда уехали из Зоны.
 Поддерживали тесный контакт со штабом ликвидации аварии. Нашим проводником и основным консультантом согласился быть Велихов Евгений Павлович. Поздышев Эрик Николаевич, директор станции, очень дружелюбно относился к нам, и помогал, чем мог. Например, подсказывал где, какие важные и интересные работы происходят или будут производиться, а наличие разрешения ЦК подписанное секретарем Лигачевым, позволяло нам практически беспрепятственно передвигаться по Чернобыльской зоне и станции..."
Экспонат 4 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

08 сентября 1986 года. Припять

8 сентября 1986 года в городе Припять (поселок Зеленый мыс) состоялся сольный концерт Народной артистки РСФСР Аллы Пугачевой. Концерт был проведен для рабочих, занятых на ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Всего на концерте было 9000 зрителей. 

Роллан Сергиенко: "В начале сентября мы покинули Чернобыль. Перед отъездом успели снять концерт Аллы Пугачевой в вахтовом поселке Зеленый Мыс. Через неделю после неё в Чернобыле выступал Иосиф Кобзон, но я не стал его снимать. Получился бы фильм-концерт..."

Владимир Синельников: "Особенно запомнился концерт Аллы Пугачевой, с которой выступило трио Бориса Моисеева, он и две девушки были одеты кошками и пританцовывали, перебирая лапами... Тысячи человек сидели и стояли вокруг помоста, а великая Алла уверяла ликвидаторов, что все будет хорошо. В ходе концерта, вторя кошкам, чернобыльцы сами принялись танцевать. Мы потом в монтаже поставили этот эпизод встык с солдатами на крыше, считавшими до пятнадцати..."

 
Экспонат 5 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

Синельников Владимир Львович, режиссёр-документалист, кинодраматург

Владимир Львович Синельников, режиссёр-документалист, кинодраматург, продюсер, председатель общественной организации Союз «Чернобыль» (Москва), член Общественного совета Российского еврейского конгресса.
В мае 1986 года Владимир Синельников в составе съемочной группы ЦСДФ вместе с режиссером Ролланом Сергиенко направился на съемки документального фильма о ликвидации последствий аварии на аварии на Чернобыльской АЭС. По написанному им сценарию был снят фильм «Колокол Чернобыля», показанный во всех странах мира, где есть телевидение. Фильм занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как фильм, который был показан во всех странах мира, где есть телевидение.
По сценариям Владимира Синельникова были сняты фильмы: «Не спрашивай, по ком звонит колокол», «Колокол звонит по тебе», «Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом».
Спустя 25 лет там же, в закрытой для жизни чернобыльской зоне, Владимир Синельников снял фильм «От Чернобыля до Фукусимы».
В тетралогии о Чернобыле в контексте сроков существования человеческой цивилизации рассуждают известные ученые и политики, религиозные деятели, в частности, Папа Римский Иоанн Павел II, никогда не дававший интервью и сделавший единственное исключение для того, чтобы высказать своё мнение о том, настанет ли конец света после Чернобыля.

Владимир Синельников — биография и фильмография.

Экспонат 6 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

Сергиенко Роллан Петрович, режиссёр, сценарист

Джемма Фирсова: "Природа поставила человека перед необходимостью сдать свой главный экзамен — на звание человека разумного. И там, где он не выдерживает этого экзамена, возникает ситуация, которую не назовёшь иначе, чем предупреждение. Таким страшным предупреждением стал Чернобыль. И не удивительно, что именно Роллан Сергиенко взялся за фильм о Чернобыле. Не удивительно, что Сергиенко боролся за каждый кадр. Не удивительно, что отказался от переделок, которые предлагались ему Главатомом. Не удивительно, что сегодня, когда возникло большое желание у некоторых чиновников отправить Чернобыль и его трагедию в прошлое, в архив, отделать малыми расходами и малыми мерами в отношении того, что ещё «фонит» в чернобыльской катастрофе, Сергиенко делает свой следующий фильм «Суд». Чтобы не успокаивались, чтобы не прятались за иллюзии, чтобы не самообольщались и не самообманывались.
А «Колокол Чернобыля» живёт и работает! И это главное. Потому что заставляет думать, заставляет «решать и взвешивать», заставляет понимать, что сегодня «от одной моей ошибки или малейшего моего просчёта может произойти катастрофа со всем человечеством»."

НАГРАДЫ

  • «Орден Мужества» (Указ Президента РФ 02.05.1996)
  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств Украины» (2010)
  • Лауреат Государственной премии Украинской ССР имени Тараса Шевченко (за фильм «Открой себя», 1991)

***

  • Медаль «В память 1500-летия Киева» (1982)
  • Золотая медаль «За значительные творческие достижения» (Киев, 2006)
  • Юбилейная медаль Русской Православной Церкви «В память 100-летия преставления равноапостольного князя Владимира» (2015)
  • Медаль Московской православной общественной организации участников ликвидации последствий радиационных и техногенных катастроф «Чернобыльский Спас» (2015)

***

  • Нагрудный знак о занесении в Книгу почёта Союза «Чернобыль» России — «За мужество и героизм, проявленные при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, и высокий профессионализм в кинодокументалистике» (1996)
  • Памятный знак Международной организации Союз Чернобыль «Гуманность и милосердие» (1996)
  • Почётный знак «За достижения в развитии культуры и искусства» (2001)

***

  • Грамота «за жертвенный подвиг при устранении последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции» (1986-1990)
  • Почётная грамота «за выдающийся вклад в развитие Чернобыльской кинодокументалистики и в связи с 70-летием со дня рождения» (Союз  «Чернобыль» России, 2006)
  • Грамота к 100-летию кино по случаю юбилея и «за многолетнюю плодотворную, талантливую деятельность в украинском и мировом документальном киноматериале» (2008)

***

  • Международная премия имени Н.К. Рериха в номинации «Сохранение культурных ценностей и миротворчества» (2008)

 Роллан Сергиенко - биография и фильмография.

 

Экспонат 7 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

Арманд Хаммер и доктор Гейл

Фото: Арманд Хаммер, доктор Гейл и Владимир Синельников облетают на вертолете разрушенный блок Чернобыльской АЭС

Владимир Синельников: "Мы тогда ничего толком не знали про радиацию. И рассказывали друг другу новости, в достоверности которых не были уверены. Например, что гробы с телами погибших первых пожарников, похороненных на Митинском кладбище, были сверху покрыты огромным слоем бетона, первым «саркофагом». Вообще тогда многое было неведомо и самим специалистам. Например, я безуспешно пытался выяснить у физиков причину засветок пленки, снятой в зоне, не результат ли это радиации. В те дни я узнал, что Чернобылем заинтересовался великий американский предприниматель Арманд Хаммер, который привез в Москву известного специалиста по радиации доктора Роберта Гейла. Когда в 45-м году американцы сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония была в шоке и последствия радиации у пострадавших не изучались более пяти лет. Теперь Чернобыль мог стать уникальной базой данных дли медицинских исследований. Хаммер предлагал для этого деньги и специалистов...

В Киеве Хаммер дал мне замечательное интервью, которое потом вошло в фильм. Пришла пора монтировать картину. Тут мы узнали, что в эти же сроки по тому же графику работали и наши украинские коллеги. Нам хотелось постараться выйти первыми. Режиссер Сергиенко не считал это принципиально важным. Но жизнь распорядилась сама. Когда наша картина уже была готова, выяснилось, что перед обычной приемкой в Госкино и прокатом ее надо было показать межведомственной комиссии, в которую входили представители тридцати трех министерств и ведомств. Ни один фильм, ни одну заметку в газете, связанные с Чернобылем, цензура не пропускала без визы этой комиссии. Наш фильм назывался «Колокол Чернобыля». Само это название уже соответственным образом настроило комиссию. Ее поправки напоминали пулеметные очереди. Ясно было, что картину ждали героическую, а не драматическую."

СПРАВКА
Роберт Гейл (11.10.1945 г.р.) - американский врач, помогавший в лечении жертв Чернобыля. Доктора Гейла пригласили в СССР как главного консультанта по лечению лучевой болезни, лейкемии и пересадке костного мозга. После Чернобыля он занимался другими гуманитарными миссиями: в 1987 году помогал в ликвидации инцидента с радионуклидами в Бразилии, в 1988-м с командой американских медиков лечил пострадавших от землетрясения в Армении.

Экспонат 8 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

ЧОРНОБИЛЬ...ОСТАННІЙ ФІЛЬМ... I МIЙ ОСТАННІЙ ПОДИХ...

Фото: мемориальная табличка Владимира Шевченко (23.12.1929 — 30.03.1987) в Киеве

Владимир Синельников: "Мы отказались делать поправки. Тогда нас вызвали в Госкино, убеждали, но мы стояли на своем. Прошло несколько дней, и нас с Сергиенко достали порознь, что называется, из-под земли. Оказалось, что в личном зале председателя Госкино Ф. Ермаша
фильм будет смотреть зам. председателя Совета министров Б. Щербина. Он отвечал за атомную энергетику страны, возглавлял комиссию, которая нас четвертовала. Его сопровождал ее секретарь, пожилой чиновник. Посмотрев фильм, Щербина не скрыл своих мыслей и чувств.
— Вы работали на государственные деньги, какое право вы имели на такой показ событий?
Он говорил очень резко, я не выдержал:
— Борис Евдокимович, о Чернобыле не вышла ни одна документальная картина. Минскую двадцатиминутку по вашему указанию смыли. Пьеса В. Губарева, корреспондента «Правды», «Саркофаг» идет по всей Европе, но ни в одном театре России. Мы не будем из трагедии делать оперетту. Он, не прощаясь, ушел, поручив разбираться с нами кинематографическому начальству. Мы отказались убивать картину, а все поправки были направлены на это.
Дни шли, картина лежала на студии. И вдруг нам сказали, что люди из спецслужб забрали фильм, позже мы узнали, что его взяли даже из кабинета Ермаша. Через какое-то время мы были вызваны в ЦК КПСС к секретарю ЦК В. Долгих, который в то время тоже курировал атомную энергетику. Здесь уже тональность разговора была иной. Владимир Иванович принял нас в шерстяном жилете, нам подали традиционный в этих кабинетах чай с сушками. Беседа велась за столом совещаний, к которому подсел сам хозяин. На столе стоял один телефон, по которому во время нашей беседы позвонил премьер Рыжков. Долгих уважительно глянул на телефон и на нас, сообщил позвонившему, с кем он беседует и на какую тему. Мы поняли, что должны осознать значимость события. Мы его и осознали. Долгих просил подумать. Но мы уже твердо все решили. Украинцы выпустили фильм. Но вскоре результатом съемок в зоне стала трагическая смерть режиссера фильма В. Шевченко. Это было первое кинематографическое жертвоприношение Чернобылю. Надо сказать, что и Б. Щербина трагически умер после поездок в Чернобыль..."

СПРАВКА

Документальный полнометражный фильм «Чернобыль. Хроника трудных недель» (1986)
Производство Украинской студии хроникально-документальных фильмов
Автор сценария и режиссер: Владимир Шевченко
Главные операторы: В. Крипченко, В. Таранченко, В. Шевченко
Операторы: В. Кукоренчук, И. Писанко, А. Химич 

Фильм был снят в первые месяцы после катастрофы. Творческой группе под руководством Владимира Шевченко удалось преодолеть все бюрократические препятствия и в мае 1986 года начать съемки картины. Картина удостоилась нескольких международных наград, в частности получила Золотую медаль имени А. Довженко (Москва), приз «Черная жемчужина Средиземноморья» международного кинофестиваля в Пантеллерии (Италия), премию «Ника» и др. Большинство наград режиссеру присвоили посмертно, так как через год после съемок фильма Владимир Шевченко умер от избыточной дозы облучения.

***

14 мая 1986 года они выехали на съемки на станцию и следующие сто дней провели рядом с пожарниками, энергетиками, военными, дозиметристами и атомщиками, которые ликвидировали последствия взрыва на ЧАЭС. Все они понимали опасность, которой поддавались. Кто-то выполнял приказ, кто-то не имел выбора, но среди кинематографистов были только те, кто приехал сюда по собственной воле.  Уже в больничной палате, получив большую дозу радиации, режиссер записал в дневнике: "Если кто-то скажет мне, что если бы не лез, был бы с легким, немедленно отвечу: лучше без легкие, чем, как некоторые, без чести".

Экспонат 9 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

На пленуме Союза кинематографистов СССР. Москва

Экспонат 10 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

ПОСЛЕДНИЙ ПАТРОН

 
Фото: Чернобыльская АЭС 1 октября 1986 года. 
 
 
Автор текста: Владимир Синельников, кинодраматург, продюсер, председатель Региональной общественной организации “Союз «Чернобыль» Москва” http://souzchernobil-msk.ru/
 
 
 
 
Опубликовано (03-06-2015): http://www.novayagazeta.ru/society/68685.html
 
В Челябинске, смастерив ружье, застрелился из-за боли ликвидатор последствий чернобыльской аварии. Меж тем с чернобыльцев снимают льготы, лишают их индексаций. Через год исполняется 30 лет со дня величайшей катастрофы Чернобыль развеял иллюзии о полновластном владении мирным атомом.
26 апреля 1986 года в 110 километрах от Киева взорвался 4-й энергоблок Чернобыльской АЭС. Взрыв оказался в 50 раз сильнее американской атомной бомбардировки Хиросимы. Последствия аварии коснулись 17 государств Европы общей площадью 207 тысяч квадратных километров, ряда районов Азии, Африки и Америки. Украина, Россия и Белоруссия до сих пор ликвидируют последствия радиационного заражения обширной территории, а сотни тысяч людей лечатся от заболеваний, вызванных облучением.
 
Я сделал первый фильм о катастрофе «Колокол Чернобыля» (совместно с режиссёром-документалистом Ролланом Сергиенко). Отношение к нему власти было предсказуемым. Мы со съемочной группой готовы были прилететь в зону аварии на следующий день после взрыва. Не пустил зампред Совмина Б.Е. Щербина, отвечавший за ядерную энергетику в стране. И только личное вмешательство члена Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлева помогло нам прорваться в зону. Но готовый фильм лег на «на полку». Тот же Борис Евдокимович Щербина создал «чернобыльскую» комиссию из представителей 33 министерств, и ни одна муха не могла пролететь в общественное пространство. Именно эта комиссия запретила фильм. И если бы не покойный Элем Климов — руководитель Союза кинематографистов СССР, то картина вообще бы не вышла. Он взял на себя смелость показать ее пленуму Союза без разрешительного удостоверения, которое выдавала цензура. После этого показа фильм уже невозможно было остановить. Он обошел все страны мира, где есть телевидение, за что и был вписан в Книгу рекордов Гиннеса.
 
Память вернула еще одно событие тех дней: кто не побоялся приехать в Киев? Не побоялся американский миллионер Арманд Хаммер (американского миллионера Арманда Хаммера (21.05.1989 - 10.12.1990) называли "другом Ленина и Советского Союза"; его родители были родом из Одессы. Самый крупный проект СССР, осуществленный совместно с Хаммером, - строительство химического гиганта - Тольяттинского азотного завода (ныне "Тольяттиазот") и аммиакопровода Тольятти - Одесса - главной транспортной инфраструктуры комбината. При участии Хаммера в Москве был построен Центр Международной торговли, известный как Хаммеровский центр ; - прим. ред.). Он привез из США иммунолога Роберта Гейла (американский специалист в области пересадки костного мозга;- прим. ред. ). После Хиросимы и Нагасаки пять лет японцы не могли опомниться, чтобы собрать банк данных крови у жертв бомбардировок. После взрыва в Чернобыле появилась такая возможность, и Хаммер готов был этот проект профинансировать. Я узнал об этом, когда мы сидели в его московской квартире в писательском доме в Лаврушинском переулке, которую подарил ему Брежнев. Хаммер сказал, что наутро летит в Киев, чтобы попасть в Чернобыль. И пригласил меня вместе со съемочной группой в свой личный самолет «Окси-1». Когда я зашел на борт, меня будто током ударило. Во-первых, Хаммер был с женой, во-вторых, Гейл тоже был с женой и… двумя маленькими детьми-дошкольниками. Он-то, иммунолог, понимал, на что шел, чтобы собрать банк данных крови.
 
Мы пробыли в Киеве полдня, и Хаммер, сделав десять звонков в Москву, добился у тогдашнего премьера правительства Николая Рыжкова, чтобы военные власти разрешили ему на вертолете без посадки облететь Чернобыль. Сел Хаммер, сел Гейл, сели министр здравоохранения Украины Романенко и я. И чем кончилось? Министерство здравоохранения СССР отказало в сотрудничестве, банк данных крови не был создан. Это было 29 лет назад.
 
Но я хочу говорить о том, что волнует чернобыльцев сегодня. В следующем году исполняется 30 лет со дня катастрофы. Мы подходим к этой дате с печальными результатами. Меня совсем недавно избрали руководителем общественной организации Союз «Чернобыль» Москвы. Чернобыльское сообщество столицы объединяет 24 тысячи человек: это ликвидаторы чернобыльской катастрофы и аварии на ПО «Маяк», участники испытаний ядерного оружия, ликвидаторы радиационных аварий на атомных подводных и надводных кораблях и других военных объектах, сборщики ядерных зарядов, москвичи, пострадавшие от радиационного воздействия, вдовы и дети тех, кто был убит «мирным атомом». Все эти люди живут сейчас в Москве.
 
Москва ¾ единственный, по-моему, город в стране, мэр которого от имени московского правительства подписал соглашение о сотрудничестве с нашей организацией. Но из документа вычеркнули пункт о предоставлении чернобыльцам сносных жилищных условий. Они ничего не получили. Законы, разрешения, постановления, которые были приняты под «впечатлением» от катастрофы, не выполняются. То, что было громко объявлено, тихо убрали: льготы, медицинское обслуживание и так далее.
 
К чему это привело? Вот трагическая иллюстрация. Один из чернобыльцев, проживавший в Челябинске, испытывал невыносимые боли от недугов, полученных вследствие ликвидации последствий аварии. Отчаявшись, он несколько месяцев мастерил ружье, чтобы застрелиться. И застрелился, не выдержав страданий. А вокруг него были люди, которые все это время, видимо, ничего не замечали.
30-летие ¾ последний патрон, последняя возможность привлечь к чернобыльским проблемам внимание не только власти, но и общества.
 
Недавно я участвовал в заседании круглого стола в Общественной палате, посвященном Чернобылю. Там был заместитель руководителя МЧС, которое опекает чернобыльцев. Он рассказал, что министерство подготовило письмо за подписью заместителя председателя правительства на имя президента о насущных нуждах чернобыльцев. Письмо ушло президенту и вернулось без какой-либо его реакции. Как выяснилось, оно к президенту даже не попало. Я подумал: если письмо, подготовленное руководством МЧС за подписью зампреда правительства, не попадает к адресату, что же делать обычным чернобыльцам?
Недавно министр финансов РФ Силуанов перечислил тех, кого намерены лишить индексаций. Среди лишенцев есть и чернобыльцы. Или, например, проблема возмещения вреда. Суды, судя по решениям, получили прямое указание не обязывать в судебном порядке выплачивать то, что по закону положено чернобыльцам.
 
Или вот еще одна напасть. Личным распоряжением мэр Москвы Сергей Собянин предоставил РОО Союз «Чернобыль» Москвы помещение. Оно находится в центре столицы, сюда со всего города могут добраться чернобыльцы. Здесь работают общественная приемная, юристы, которые бесплатно консультируют чернобыльцев по всем вопросам; комиссия вдов и сирот; здесь проводят свои совещания районные и окружные организации Союза «Чернобыль» Москвы, не имеющие своих помещений. И в это же время Союз «Чернобыль» Москвы получил категорическое предписание освободить помещение в связи с намечаемой реконструкцией здания. В течение года мы подтверждаем готовность освободить помещение после того, как нам предоставят другое. Все ответы департамента имущества сводятся к одному: другого помещения нет, освободите это. За эти месяцы ГУП «Мосремонт», которому поручили выселять чернобыльцев, сделал ремонт, завез мебель, покрасил фасад и… въехал в здание сам. Осталось выдавить нас. Если понадобится, то и силой.
 
Восемь раз я был в зоне в 1986–1987 годах, сделал четыре фильма. Я горжусь орденом Мужества, который мне вручили. Президент России Борис Николаевич Ельцин в свое время дал указание наградить каждого чернобыльца. Каждого. А Дмитрий Медведев, будучи главой государства, задумался: ну сколько лет можно награждать? И распорядился: хватит. В гражданских организациях и в армии нам так и говорят: «Есть решение не награждать». Не награждать государственной наградой героев?!
Все это характеризует сегодняшнее отношение в общественном сознании к проблемам Чернобыля. Необходимо понять, в каких условиях чернобыльцы встречают этот трагический юбилей. И так ли уж необходимо дожидаться круглой даты, чтобы задуматься о наших согражданах, спасших миллионы человеческих жизней.
На Украине в мероприятиях по случаю 29-й годовщины приняли участие президент и премьер-министр. В Белоруссии этот день отмечает мощное общенациональное движение. А мне, как руководителю организации московских чернобыльцев, было горько видеть, что на Митинское кладбище в Москве на мемориальный митинг 26 апреля не пришел ни один чиновник, ни один руководитель города.
Наше сознание стараются не беспокоить размышлениями о сегодняшнем и завтрашнем дне Чернобыльской зоны, остановленной станции, в том числе блоков, не пострадавших от взрыва. Там, в Чернобыле, на деньги Европы построены и строятся хранилища для отработанного жидкого и твердого топлива, которое будут свозить сюда со всей Украины, из Европы. На сколько лет Чернобыль станет ядерной свалкой? На 500? На 1000?
 
Размышления о будущем нашей цивилизации должны быть неотделимы от заботы о жизнях чернобыльцев-ликвидаторов, от которых отвернулась власть. Она должна нести ответственность за то, что доведенные до отчаяния люди вернули врученные им за подвиги ордена и медали. Вот о чем надо помнить в канун 30-летия чернобыльской трагедии. До этого дня осталось меньше года, а решения правительства о том, как будет отмечаться это событие в России, до сих пор нет.
 
Экспонат 11 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

От Чернобыля до Фукусимы (26 апреля 1986 - 11 марта 2011)

АЭС Фукусима-1. Фото: REUTERS

Владимир Синельников: "На Байкале собралась конференция ученых, посвященная Чернобылю, на которой, в частности, выступил японский физик Тосида, сказавший, что он готов жить при лучине, только бы человечество отказалось от атомной энергетики. Разумеется, у японцев к ней особый счет. Когда мы стали думать о следующей картине, посвященной Чернобылю, то прежде всего отправились в Японию к этому физику. В Токио мы его не нашли, он переехал в древнейшую столицу Японии Киото. Там мы и встретились. На вопрос, почему он сменил место жительства, ученый ответил так:
— Понимаете, у меня начали подрастать внуки, и я хочу, чтобы они видели звезды. В Токио их не видно, все затмевает электричество — освещение, реклама. Я думаю, если закрыть атомные станции, то уменьшение иллюминации никому не повредит. Вскоре из Горького в Москву вернули академика Сахарова. Я мечтал сделать о нем фильм. На студии мы взяли камеру под фильм о Чернобыле. Так как снимать Сахарова было еще запрещено, то мы провели съемки у меня дома.
Сахаров не согласился с японским физиком, возразив ему по поводу лучины: «Человечество не должно искать свое будущее на путях бедности и аскетизма». Он сказал, что ядерная энергетика, очевидно, просуществует еще лет сорок.
— А потом? — спросил я.
— За это время наука что-то придумает, — уверенно ответил он. — Человечество должно жить долго, очень долго..."

 Авторский фильм Владимира Синельникова "От Чернобыля до Фукусимы" (2011)

  

Экспонат 12 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

КОЛОКОЛ ЧЕРНОБЫЛЯ (1987 год)

"Колокол Чернобыля" — полнометражный фильм о Чернобыльской трагедии, снятый в мае-сентябре 1986 года, встреченный в штыки Минатомом, грозившим запретить фильм навсегда.
Спустя несколько месяцев фильм получил призы авторитетных международных кинофестивалей (Москва, Нион, Троя, Лейпциг).

Над фильмом работали:
Режиссер: Сергиенко Р.
Операторы: Двойников И., Дурнов К., Фроленко В.
Авторы сценария: Синельников В., Сергиенко Р.
Консультант: Велихов Е.
Композитор: Каравайчук О.
Диктор: Невзоров Б.
Звукооператоры: Гапеев М., Дорфман В., Оганджанов Ю.,
Редактор: Голубев А.
Монтожёры: Дзелинковская Т., Матвиенко Н., Ломакина Д., Найдёнова Л.
Другие создатели: Сергиенко С., Грибешков А., Зорин В., Микоша В. (младший), Рыжих Д., Мариновская З., Федосов Б., Страхов Ю., Невзоров Б., Кецмец В., Кульчицкий Г., Шабунин В.

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

1987 — Специальный Золотой приз "За профессиональное мужество" МКФ
1987 — "Серебряная пластина" XIX Международного фестиваля документальных фильмов в Нионе (Швейцария)
1987 — "Серебряный дельфин" Международного фестиваля документальных фильмов в Трое (Португалия)
1987 — "Хрустальный приз" XXX Международного фестиваля документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге (Германия)
1987 — Золотая медаль "ЭКСПО-87"

 

Экспонат 13 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

Фильмы о Чернобыльской катастрофе Владимира Синельникова и Роллана Сергиенко, снятые в период 1986-2011 гг.

 1987 — Колокол Чернобыля (фильма о ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, снятый в мае-сентябре 1986 года; фильм получил Специальный приз МКФ "За профессиональное мужество" и других международных кинофестивалей); 80 мин.; ЦСДФ; режиссёр: Р. Сергиенко; авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; операторы: И. Двойников, К. Дурнов, В. Фроленко; композитор: О. Каравайчук
1988 — Порог (2-я годовщина катастрофы; трагедия глазами молодых чернобыльцев, припятчан, работников ЧАЭС, лишившихся родины, работы, своего здоровья и здоровья своих детей; в фильме звучат песни бывшего инженера ЧАЭС В. Шовкошитного; использована любителская съёмка 26 апреля 1986 года; фильм демонстрировался в Германии, Франции, США, Японии и других странах); 90 мин.; Киностудия имени А. Довженко при участии ЦСДФ; авторы сценария: В. Шовкошитный, Л. Сирота, В. Разумный, В. Грабовский; режиссёр: Р. Сергиенко; операторы: И. Двойников, К. Дурнов, В. Фроленко
1989 — Не спрашивай, по ком звонит колокол ("открытый суд в закрытой зоне" над виновниками аварии лёг в основу фильма); Творческо-производственное объединение "Нерв" ЦСДФ, Москва (СССР) и Маунт Лайт Корпорейшн, Токио (Япония); режиссёр: Р. Сергиенко; авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; операторы: К. Дурнов, В. Фроленко
1989 — Колокол звонит по тебе  (попытка анализа того, что произошло в зоне катастрофы за три года); 50 мин.;  Творческо-производственное объединение "Нерв" ЦСДФ, Москва (СССР) и Маунт Лайт Корпорейшн, Токио (Япония); авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; режиссёр: Р. Сергиенко; операторы: К. Дурнов, В. Фроленко
1991 — Приближение к Апокалипсису. Чернобыль рядом (5-я годовщина катастрофы, подтверждающая её всемирность; съемки проходили в Италии, Японии, Москве); Творческо-производственное объединение "Нерв"; режиссёр: Р. Сергиенко; авторы сценария: Р. Сергиенко, В. Синельников; оператор: К. Дурнов; в фильме использованы кадры, снятые операторами: И. Двойниковым, Г. Епифановым, А. Ковалем
1993 — Чернобыль. Тризна (800 лет первого упоминания о Чернобыле и 8 лет его сметри...Реквием по городу, по краю, по загубленной культуре украинского Полесья); 50 мин.; Укртелефильм; автор сценария: Л. Костенко; режиссёр: Р. Сергиенко; оператор : А. Радинский; композитор: Д. Шостакович
1996 — Чернобыль. Послесловие (к 10-летию аварии на Чернобыльской АЭС); 50 мин.; Укртелефильм; автор сценария и режиссёр: Р. Сергиенко; оператор : А. Радинский; композиторы: А. Шнитке, В. Сильвестров, С. Губайдуллина
2001 — Чернобыль-2001. Завещание (в связи с закрытием ЧАЭС 15 декабря 2000 года, автор возвращается к теме катастрофы 1986 года) ; 50 мин.; РЦСДФ совместно с киностудией имени А. Довженко; автор сценария и режиссёр: Р. Сергиенко; операторы: К. Дурнов, А. Радинский
2005 — Чернобыль. Музей неизбежности; 52 мин.; киностудия имени А. Довженко; автор сценария и режиссёр: Р. Сергиенко; операторы: К. Дурнов, А. Коваль, М. Назаренко; в фильме использованы кадры, снятые операторами: И. Двойниковым, Г. Епифановым, В. Фроленко
2011 — От Чернобыля до Фукусимы; авторский фильм Владимира Синельникова

При подготовке интернет-выставки были использованы материалы:

  • Владимир Синельников. По памяти. Воспоминания документалиста

  • Последний патрон - Общество - Новая Газета

  • РОЛЛАН СЕРГИЕНКО: ЭТО БЫЛО ВПЕЧАТЛЯЮЩЕ И СТРАШНО. ДО СИХ ПОР

  • "Роллан Сергиенко и Алексей Сергиенко. Каталог"; издан при поддержке Союза кинематографистов России и Московского клуба документального кино Джеммы Фирсовой и Владислава Микоши "Окно в Россию. Связь времён" (М., 2016)
  • Фотографии открытых интернет-источников, а также архива Владимира Синельникова и Роллана Сергиенко

  •  Канал Владимира Синельникова на YouTube
Экспонат 14 из 14
Предыдущий экспонат Следующий экспонат

На пленуме Союза кинематографистов СССР. Москва

Фото: "На V Съезде кинематографистов". На фото: Элем Климов (в центре на фото), звукооператор Юрий Игнатов (справа на фото). Май 1986 года.

Владимир Синельников: "... я сказал Элему Климову, что у меня есть одна копия фильма — рабочий позитив, которую недоглядели кагэбэшники. И предложил показать ее на пленуме Союза кинематографистов. Это был единственный способ сделать фильм достоянием общественности. Элем согласился. Просмотр произвел впечатление разорвавшейся бомбы. На следующий день нас вызвали к председателю Госкино. И вновь Б. Щербина, который приехал на просмотр, был в ярости. Он выкрикнул:
— Я зампред Совмина или нет, что я сюда как на работу езжу?!
Тогдашний зам. завотделом культуры ЦК КПСС Е. Зайцев тихо сказал ему:
— Борис Евдокимович, ситуация приобретает другой оборот, фильм посмотрел весь пленум Союза кинематографистов СССР.
И тут случилось то, что никто не мог предположить. Щербина отреагировал так:
— Так ведь это хорошая талантливая картина. Мало ли какие могут быть доработки. Мы в комиссии выпустили ее?
И посмотрел на пожилого чиновника — секретаря комиссии. Тот явно «не врубился» в новый поворот событий и решительно закачал головой.
— Нет, Борис Евдокимович.
— Как это нет! — закричал Щербина и впервые не на нас. — Вы уволены.
Несчастный чиновник, очевидно, проглядевший резонанс V съезда кинематографистов, глотал открытым ртом воздух. Кто-то мне потом рассказал, что вечером он умер. На пленуме Союза в качестве гостя присутствовал отборщик кинофестиваля в Западном Берлине Ганс Шлегель. Он немедленно запросил «Колокол Чернобыля» в программу фестиваля. И тут все закрутилось..."

Экспонат 10 из 14

КОЛОКОЛ ЧЕРНОБЫЛЯ


26 апреля 2016 года. 30 лет со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции.
Последний экспонат

Ошибка на сайте