Благодарим Наталию Яковлевну Венжер (дочь И. В. Венжер и Я. М. Посельского) за предоставленную информацию и фотографии.
Последнее обновление: 27.02.2024.
Посельский Яков Михайлович (28 сентября (10 октября) 1892, Москва — 26 июня 1951, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Беспартийный.
В 1914 — 1916 — учился в Московском коммерческом институте.
В кино с 1914 г. в качестве ассистента режиссера (у В. Туржанского, А. Аркатова, А. Чаргонина). Некоторые фильмы снял под псевдонимом Ялик.
В первые годы советской власти работал на частных студиях, сотрудничал с «Севзапкино», выпускал хроникальные очерки, агитки-киноплакаты «Как Пахом в селе Несмелом занимался лётным делом», «Роблема питания» и др.; занимался перемонтажом дореволюционных фильмов.
С 1926 г. работал в научно-популярном кино на кинофабрике «Культкино», фабрике культурфильмов «Совкино».
С 1930 года режиссёр Всесоюзной фабрики кинохроники «Союзкинохроника» (с 1944 — ЦСДФ). Работал режиссёром киножурналов: «Союзкиножурнал», «Советского спорта», «Пионерии» и «Новости дня».
С 01 июня 1937 — 1939 (?) — заведующий кафедрой кинохроники во ВГИКе (Приказ по Высшему государственному институту кинематографии № 62 от 01 июня 1937 года).
Дед — Шлиом Хилевич Посельский.
Отец — Посельский Хил Шлюмов (1868 — ?), купец 2 гильдии; совладелец (совместно с младшим братом Михаилом Соломоновичем (Моисеем Шлиомовичем) Посельским) магазина готового платья в Постниковском пассаже[1].
Мать — Сарра Моисеевна Посельская[2].
Братья (родные): Борис (Борух; род. в 1891 году в Москве), Семен (Симха; род. в 1892 году в Москве), режиссер «Севзапкино»; Александр (Исай; род. в 1896 году в Москве); Посельский Иосиф Михайлович (11 (23) декабря 1899, Москва — 19 февраля 1970, Москва), кинорежиссер, один из зачинателей советского документального кино, лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1946, 1952)[3].
Двоюродная сестра — Степанова Лидия Ильинична (22 февраля 1899, Рязань — 13 ноября 1962, Москва) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951).
Первая жена — Имас Цецилия Яковлевна, врач (дома её звали Киля, отсюда возник псевдоним Якова Посельского — Ялик).
Сын (от брака с Имас Ц. Я.) — Посельский Михаил Яковлевич (03 января 1918, Москва — 17 мая 2008, Москва), оператор документального кино, фронтовой кинооператор.
Внук — Посельский Яков Михайлович (22 февраля 1948, Москва — 23 мая 2005, Москва), советский, позже американский оператор и режиссёр. Трагически погиб на съемках фильма в Москве.
Вторая жена — Венжер Ирина Владимировна, режиссер документального кино; лауреат Сталинской премии (1948); в содружестве с Иосифом Посельским смонтировала ряд фильмов.
Дочь (от брака с Венжер И. В.) — Венжер Наталия Яковлевна (род. 21 мая 1932 года в Москве), геолог (окончил геологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова); вторая профессия — киновед, социолог кино и телевидения; автор идеи и создатель базы данных (совместно с мужем Г. И. Рейснером) аниматор.ru.
Внук — Рейснер Михаил Георгиевич (род. 22 августа 1959 года в Москве), окончил геологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова.
Правнучки — Наталья Рейснер, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель международного отдела БФМ; Юлия Рейснер; Екатерина Рейснер, окончила Институт стран Востока.
В 2015 году вышел документальный авторский фильм Игоря Григорьева «Судьба на киноплёнке Михаила Посельского» (Продюсерский центр "Кинофест"), рассказывающий о прославленной династии Посельских. В фильме использованы фрагменты книги фронтового кинооператора Михаила Посельского «Свидетельство очевидца», а также материалы государственных и частных архивов.
Режиссер
1915 — Когда мы, мертвые, пробуждаемся (по Г. Ибсену)
1916 — Гануся (по Г. Сенкевичу)
1917 — Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта (Восстание Черноморского флота); совместно с А. Разумным
1917 — Под Красным знаменем; Вставай, поднимайся рабочий народ! (оба фильма о первых днях Октябрьской революции)
1918 — Над разбитой чашей счастья
1918 — Тамара Бендавид
1923 — 5-летие Свердловского университета в Москве; Производство: Севзапкино; режиссер; оператор: Г. Гибер
1924 — Бедняку — впрок, кулаку — в бок (Защита крестьянина)
1924 — Как Пахом в селе несмелом занимался летным делом
1924 — Как Пахом, понюхав дым, записался в Доброхим
1924 — Как мужик Пахом в столице в небеса летал на птице
1924 — По Средней Азии
1925 — На все времена для всех народов
1925 — Преступление коновала Матова
1926 — Звено энергетики
1926 — Кого нужно омолаживать (Кого и как нужно омолаживать)
1926 — Стекло – фарфор – фаянс
1926 — Тактические занятия БВО
1926 — Химики (От кустарничества к механизации химической промышленности)
1927 — Проблема питания
1928 — Всесоюзная спартакиада (1-я Всесоюзная спартакиада состоялась 12—24 августа 1928 года в Москве (некоторые соревнования прошли в более ранние или более поздние сроки; соревнования по гребле и парусному спорту прошли в Ленинграде); полнометражный; Производство: Совкино; режиссер; операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков
1927 — 1928 — 10 лет борьбы за здоровье (медицинские работники проводят профилактические осмотры рабочих и служащих различных областей народного хозяйства); режиссер
1929 — Весенняя спартакиада; режиссер
1930 — 13 дней (Процесс по делу "Промпартии"); (Процесс "Промышленной партии" ("Союз инженерных организаций") проходил в Москве 13 дней, с 25 ноября по 7 декабря 1930 г. На скамье подсудимых восемь инженеров-выпускников МВТУ (ныне — МГТУ им. Н.Э. Баумана), среди них — последний выборный ректор Училища И.А. Калинников, знаменитые в то время профессора Училища. Все они занимали высокие должности в руководстве промышленности в середине двадцатых. Пятеро "руководителей партии" были приговорены к расстрелу, трое — к 10 годам лишения свободы. Президиумом ЦИК СССР всем осужденным мера наказания была снижена. В 1936 г. "глава организации" Л. К. Рамзин амнистирован. Часть рядовых "участников организации" реабилитирована (1954 — 1991)); полнометражный; режиссер; сценарный план: М.З. Цейтлина; оператор: И. Беляков; асс. режиссера: И. Венжер; звукооператор С. Семенов; выпуск фильма 4 января 1931 года
1930 — Гиганты энергетики; совместно с А. Егоровым
1930 — Гигиена женщины; режиссер
1930 — Звено энергетики; Производство: Совкино; режиссер
1930 — Здравоохранение; режиссер
1930 — МТС; совместно с И. Венжер
1931 — Красный спорт (Готов к труду и обороне); полнометражный; режиссер; операторы: И. Беляков, В. Ешурин, М. Лифшиц, М. Ошурков
1932 — 1-ое Мая в Москве (Пятнадцатый); (военный парад на Красной площади в Москве); полнометражный; режиссер: Я. Посельский; снимали 40 кинооператоров
1935 — Заем победы (образцы облигаций займов разных лет; подписка на государственный заем на промышленных предприятиях)
1934 — 1 Мая в Москве; совместно с И. Венжер, И. Сеткиной
1934 — Герои Арктики (Челюскин); полнометаржный; режиссер; операторы: А. Шафран, М. Трояновский
1934 — Челюскин; режиссер; операторы: А. Шафран, М. Трояновский
1934 — Люди (Баня); (в киноочерке показана жизнь новой социалистической деревни в конце авторы фильма рассказывают о быте и отношениях людей в Муровлянском колхозе «Новая жизнь» Горловского района — территориально-административная единица РСФСР, существовавшая с 1929 по 1959 год (Горловский район был образован 12 июля 1929 года в составе Тульского округа Московской области)) режиссер; оператор: Иван Беляков
1935 — Смотр красноармейской самодеятельности (Красноармейская самодеятельность); режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: М. Трояновский
1936 — Город всадников (киноочерк о кавалерийской школе имени Первой Конной); режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: Д. Рымарев; звукооператор: Д. Овсянников; ассистент режиссера: С. Каплун
1936 — Песнь лейтенантов; совместно с И. Венжер
1936 — Ударом на удар; автор сценария совместно с Б. Верховским; режиссер совместно с И. Венжер
1937 — Песня лейтенанта (выступление военного оркестра, хора); режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер
1937 — На Северном полюсе; полнометражный (8 частей); автор-оператор и участник экспедиции: М. Трояновский; режиссёры монтажа: Я.М. Посельский, И.Н. Венжер
1937 — Боевые подруги (фильм о женах командиров и начальников Красной Армии); реж. Я. Посельский, И. Венжер
1937 — Встреча героев (Незабываемый день); (встреча участников перелета Москва-Николаевск-на-Амуре-Москва летчиков В. П. Чкалова, А. В. Белякова, Г. Ф. Байдукова на аэродроме в Москве); режиссер
1937 — Демократия счастливого народа; совместно с И. Венжер
1937 — К выборам в Верховный Совет СССР (спецвыпуск); режиссер; оператор: В. Соловьев
1938 — "Мурман" и "Таймыр" в Мурманске; совместо с И. Венжер
1938 — Ленинград встречает папанинцев; совместно с И. Венжер
1938 — Папанинцы; полнометражный (6 частей); производство: Московская и Ленинградская студии "Союзкинохроники"; реж. Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, Г. Симонов, Я. Славин
1938 — Трехминутки о кандидатах в депутаты; полнометражный (36 частей); режиссеры: И. Копалин, И. Жуков, Л. Варламов, М. Кауфман, М. Фиделева, С. Гуров, С. Репников, Ф. Киселев, М. Слуцкий, Г. Кумяльский, Г. Сатарова, Я. Посельский, И. Венжер
1938 — Повесть о завоеванном счастье (историко-публицистический фильм, посвящен 20-летию Ленинского комсомола); полнометражный; режиссер совместно с И. Венжер, Ф. Киселевым
1938 — Сталинские герои в Москве (встреча участников экспедиции "Северный полюс-1" в составе начальника экспедиции И. Д. Папанина, радиотехника Э. Т. Кренкеля, гидролога П. П. Ширшова, астронома-магнитолога Е. К. Федорова); Производство: Московская студия кинохроники, Ленинградская студия кинохроники; режиссер совместно с И. Венжер
1939 — Ивановские текстильщики; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: М. Трояновский; звукооператор: А. Камионский; асс. режиссера З. Тулубьева
1939 — По Крыму; режиссер; операторы: А. Ковальчук, В. Орлянкин
1939 — Памяти Н. К. Крупской
1940 — По Казахстану; полнометражный; режиссеры: И. Венжер, Я. Посельский; операторы: М. Глидер, Я. Славин, В. Доброницкий
1940 — Казахстан (20 лет); полнометражный; производство: Центральная и Алма-Атинская студии кинохроники; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, А. Брантман, В. Доброницкий, Б. Маневич, Н. Теплухин
1941 — Письмо на фронт (колхозница М. Тельнова пишет письмо мужу на фронт); режиссер; оператор: Б. Шадронов
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; режиссер; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Сухова
1942 — 8-я Гвардейская стрелковая дивизия; Производство: Алма-Атинская студия кинохроники; режиссеры: Я. Посельский, М. Слуцкий; операторы: И. Авербах, И. Касаткина
1944 — Земля родная (фильм рассказывает об Узбекистане); полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Ташкентской киностудии; режиссеры: Я. Посельский, В. Василенко; оператор: М. Каюмов; звукооператор В. Котов
1944 — Минск наш (боевые действия советских войск при освобождении г. Минска от немецких войск); режиссер; операторы: М. Беров, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В Придорогин, В. Фроленко, Б. Шер; ассистент режиссера; С. Каплун, звукооператор: В. Котов, руководитель группы: А. Медведкин
1944 — Бобруйский котел (Фронтовой выпуск № 3); режиссер; операторы: В. Соловьев, А. Софьин, В. Томберг, Я. Посельский; звукооператор В. Котов
1945 — В логове зверя (о разгроме немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер Я. Посельский; операторы: А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов; нач. фронтовых киногрупп: А. Медведкин, М. Трояновский; диктор Л. Хмара; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — Вена (наступление частей Советской Армии в Австрии); режиссер Я. Посельский; операторы: Г. Асланов, И. Грачев, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, И. Сокольников, Д. Рымарев, В. Афанасьев, Д. Мамедов, К. Дупленский, С. Стояновский, А. Фролов; музоформитель Д. Блок; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара; художник П. Соколов; автор текста Р. Кацман; асс. режиссера З. Дембовская; консультанты: С. Платонов, К. Васильченко
1945 — Челси – Динамо (спецвыпуск) (футбольный матч между командами "Челси" (Лондон) и "Динамо" (Москва) на лондонском стадионе "Стамфорц-брижц"; советские футболисты: Карцев, В. Бобров, Хомич и другие во время игры); режиссер Я. Посельский; олператоры: В. Ешурин, А. Хавчин; автор текста С. Кантор; асс. режиссера: А. Кирюхина, Л. Залкинд, Н. Долинский; асс. оператора Л. Зайцев; музоформитель Д. Блок; звукооператор И. Гунгер
1945 — XXVIII Октябрь (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве в честь 28-ой годовщины Октябрьской революции); режиссер; операторы: Вихирев, Галдер, Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1945 — Кубок СССР (футбольный матч на кубок СССР между командами "ЦДКА" и "Динамо" на московском стадионе "Динамо"); режиссер; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Р. Кармен, А. Кричевский, В. Штатланд, А. Хавчин, В. Ешурин, А. Каиров, И. Бессарабов, М. Посельский, М. Оцеп, М. Цирюльников; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1946 — 1 Мая; режиссеры: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков
1946 — Кубок СССР ("Спартак" — "Динамо" (Тбилиси); режиссер
1947 — Спортивный день столицы (спецвыпуск к/ж "Советский спорт"); режиссер
1948 — Кубок СССР (фрагменты матча столичных футбольных команд "Спартак" и ЦСКА); вручение кубка СССР команде победителей — ЦСКА); режиссер; операторы: И. Беляков, Н. Вихирев, В. Ешурин, Г. Захарова, П. Касаткин, Е. Коган, Ю. Леонгардт, Г. Монгловская, С. Семёнов, Р. Халушаков, А. Хавчин, В. Ходяков
1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); режиссер; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, Л. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Ходяков
1949 — Бокс (спецвыпуск); режиссер
1950 — Встреча легкоатлетов СССР — Венгрия; режиссер; операторы: В. Ешурин, Л. Зайцев, Б. Макасеев, М. Ошурков
1950 — Две победы; режиссер
1950 — Первенство мира по конькам; режиссер; операторы: М. Ошурков, Н. Вихирев, В. Ешурин, С. Коган, Р. Халушаков, Г. Захарова, С. Киселев
1951 — Присуждение международных сталинских премий мира; режиссер; операторы: В. Ешурин, Г. Монгловская, М. Ошурков, А. Хавчин, В. Штатланд
1951 — Всесоюзные соревнования фигуристов; режиссер; операторы: И. Гутман, Д. Рымарев, С. Семенов
Сценарист
1936 — Ударом на удар; автор сценария совместно с Б. Верховским
1944 — Земля родная (об Узбекистане) (Узбекистан); автор сценария совместно с Г. Эль-Регистаном
[...]Я. Посельский значителен прежде и больше всего монтажной изобретательностью, поднимающей событийный фильм типа «Пятнадцатый» (1932 год; «1-ое Мая в Москве» (Пятнадцатый); полнометражный; учетный № РГАКФД: 2817; — прим. ред. #МузейЦСДФ) до огромной эмоциональной заразительности, поднимающей, казалось бы, случайный материал до яркого, запоминающегося образного ряда. Знание техники кинематографа, умение «выжать из аппарата все таящиеся в нем возможности ставит Посельского в ряд не только с крупными мастерами хроникальной фильмы, но и кинематографии в целом. Кадры нарастающего темпа работ на Днепрострое в «Энергетике», двойная экспозиция затопленных украинских хат или мельницы, ритмически вздымающей и опускающей свои крылья под водой освобожденного Днепра,— эти кадры запоминались и доходили до зрителя с предельной ясностью и выразительностью. Качество приема определяется не его сложностью, а его логической необходимостью. Сейчас Посельский работает над новой физкультурной фильмой. Новой потому, что эта вещь должна быть первой попыткой создания так наз. художественной хроникальной фильмы. Вводя зрителя в фабульную завязку вещи и перенося все мотивировочные кадры на хрОнику, Я. Посельский излагает сюжет игровыми кусками и аргументирует кусками хроникальными. Я. Посельский пытается создать новый жанр хроникальной кинопродукции.[...]
Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник
[...]Яков Михайлович Посельский часто бывал в доме своей двоюродной сестры - моей бабушки Лидии Ильиничны Степановой. Он, по его выражению, очень "любил с Санькой дружить". Однажды, осенью 1947 года, Яков Михайлович, проезжая на своём "Москвиче", увидел меня, гуляющего с няней на Тверском бульваре, посадил в машину, и мы поехали на стадион "Динамо". Так я первый раз побывал на футбольном матче.
Александр Рацимор, режиссер, Источник
Яков Михайлович Посельский умер от сердечного приступа, не дожив даже до 60 лет. Светлая память.
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронный каталог РГАКФД. Фотографии и документы из семейного архива Н.Я. Венжер.