Яков ПОСЕЛЬСКИЙ

режиссёр

Полное имя:
Яков Михайлович ПОСЕЛЬСКИЙ

Дата рождения:
10 октября 1892
г. Москва, Московская губерния, Российская империя

Дата смерти:
26 июня 1951 (58 лет)
г. Москва, РСФСР, СССР

Профессии:
режиссёр

Краткая биография

Благодарим Наталию Яковлевну Венжер (дочь И.В. Венжер и Я.М. Посельского) за предоставленную информацию и фотографии.

Посельский Яков Михайлович (28 сентября (10 октября) 1892, Москва — 26 июня 1951, Москва). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Беспартийный.

В 1914 — 1916 — учился в Московском коммерческом институте.
В кино с 1914 г. в качестве ассистента режиссера (у В. Туржанского, А. Аркатова, А. Чаргонина). Некоторые фильмы снял под псевдонимом Ялик.
В первые годы советской власти работал на частных студиях, сотрудничал с "Севзапкино", выпускал хроникальные очерки, агитки-киноплакаты ("Как Пахом в селе Несмелом занимался лётным делом", "Роблема питания" и др.), занимался перемонтажом дореволюционных фильмов. С 1926 г. работал в научно-популярном кино (кинофабрика "Культкино", фабрика культурфильмов "Совкино"). С 1930 года режиссёр Всесоюзной фабрики кинохроники "Союзкинохроника" (с 1944 — ЦСДФ). Работал режиссёром  кинопериодики:  "Союзкиножурнал", "Советского спорта", "Пионерии" и "Новости дня".
С 01 июня 1937 — 1939 (?) — заведующий кафедрой кинохроники во ВГИКе (Приказ по Высшему государственному институту кинематографии № 62 от 01 июня 1937 года).

СЕМЬЯ

Брат — Посельский Иосиф Михайлович  (11 декабря 1899 — 19 февраля 1970), режиссер-документалист; Лауреат трёх Сталинских (Государственных) премий (1941, 1946, 1952).
Двоюродная сестра Степанова Лидия Ильинична (22 февраля 1899, Рязань — 13 ноября 1962, Москва) — режиссер документального и научно-популярного кино. Лауреат пяти Сталинских (Государственных) премий (1946, 1947, 1948, 1950, 1951).
Первая жена — Имас Цецилия Яковлевна, врач (дома её звали Киля, отсюда возник псевдоним Якова Посельского — Ялик).
Сын (от первого брака) — Посельский Михаил Яковлевич (03 января 1918 — 17 мая 2008), оператор-документалист, фронтовой кинооператор.
Внук — Посельский Яков Михайлович (22 февраля 1948 — 23 мая 2005),  советский, позже американский оператор и режиссёр. Трагически погиб на съемках в Москве.

На фото: Яков Посельский с женой Ириной Венжер и дочерью Натальей, стоит (слева) жена писателя Льва Кассиля - Наташа. 1939 год (из личного архива Н.Я. Венжер).

Вторая жена — Венжер Ирина Владимировна , режиссера-документалиста; Лауреат Сталинской премии (1948); в содружестве с Ириной Венжер смонтировал ряд фильмов.
Дочь (от второго брака) —  Венжер Наталия Яковлевна  (род. 21 мая 1932 года в Москве), геолог (окончил геологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова); вторая профессия — киновед, социолог кино и телевидения; автор идеи и создатель базы данных (совместно с Г.И. Рейснероманиматор.ru.
Внук Рейснер Михаил Георгиевич (род. 22 августа 1959 года), окончил геологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова.
Правнучки Наталья Рейснер, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова, руководитель международного отдела БФМ; Юлия Рейснер; Екатерина Рейснер, окончила Институт стран Востока.

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

В 2015 году вышел документальный авторский фильм Игоря Григорьева "Судьба на киноплёнке Михаила Посельского" (Продюсерский центр "Кинофест"), рассказывающий о прославленной династии Посельских. В фильме использованы фрагменты книги фронтового кинооператора Михаила Посельского "Свидетельство очевидца", а также материалы государственных и частных архивов. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Режиссер
1915 — Когда мы, мертвые, пробуждаемся (по Г. Ибсену)
1916 — Гануся (по Г. Сенкевичу)
1917 — Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта (Восстание Черноморского флота); совместно с А. Разумным
1917 —  Под Красным знаменем; Вставай, поднимайся рабочий народ! (оба фильма о первых днях Октябрьской революции)
1918 — Над разбитой чашей счастья
1918 — Тамара Бендавид
1923 — 5-летие Свердловского университета в Москве; Производство: Севзапкино; режиссер; оператор: Г. Гибер
1924 — Бедняку — впрок, кулаку — в бок (Защита крестьянина)
1924 — Как Пахом в селе несмелом занимался летным делом 
1924 —  Как Пахом, понюхав дым, записался в Доброхим 
1924 — Как мужик Пахом в столице в небеса летал на птице
1924 — По Средней Азии
1925 — На все времена для всех народов
1925 — Преступление коновала Матова
1926 — Звено энергетики
1926 — Кого нужно омолаживать (Кого и как нужно омолаживать)
1926 — Стекло – фарфор – фаянс
1926 — Тактические занятия БВО
1926 — Химики (От кустарничества к механизации химической промышленности)
1927 — Проблема питания
1928 — Всесоюзная спартакиада (1-я Всесоюзная спартакиада состоялась 12—24 августа 1928 года в Москве (некоторые соревнования прошли в более ранние или более поздние сроки; соревнования по гребле и парусному спорту прошли в Ленинграде); полнометражный; Производство: Совкино; режиссер; операторы: С. Гусев, И. Кобозев, П. Новицкий, М. Трояновский, Е. Шнейдер, М. Шкаренков
1927 — 1928 — 10 лет борьбы за здоровье (медицинские работники проводят профилактические осмотры рабочих и служащих различных областей народного хозяйства); режиссер
1929 — Весенняя спартакиада; режиссер
1930 — 13 дней (Процесс по делу "Промпартии"); (Процесс "Промышленной партии" ("Союз инженерных организаций") проходил в Москве 13 дней, с 25 ноября по 7 декабря 1930 г. На скамье подсудимых восемь инженеров-выпускников МВТУ (ныне — МГТУ им. Н.Э. Баумана), среди них — последний выборный ректор Училища И.А. Калинников, знаменитые в то время профессора Училища. Все они занимали высокие должности в руководстве промышленности в середине двадцатых. Пятеро "руководителей партии" были приговорены к расстрелу, трое — к 10 годам лишения свободы. Президиумом ЦИК СССР всем осужденным мера наказания была снижена. В 1936 г. "глава организации" Л. К. Рамзин амнистирован. Часть рядовых "участников организации" реабилитирована (1954 — 1991)); полнометражный; режиссер; сценарный план: М.З. Цейтлина; оператор: И. Беляков; асс. режиссера: И. Венжер; звукооператор С. Семенов; выпуск фильма 4 января 1931 года
1930 — Гиганты энергетики; совместно с А. Егоровым
1930 — Гигиена женщины; режиссер
1930 — Звено энергетики; Производство: Совкино; режиссер
1930 — Здравоохранение; режиссер
1930 — МТС; совместно с И. Венжер
1931 — Красный спорт (Готов к труду и обороне); полнометражный; режиссер; операторы: И. Беляков, В. Ешурин, М. Лифшиц, М. Ошурков 
1932 — 1-ое Мая в Москве (Пятнадцатый); (военный парад на Красной площади в Москве); полнометражный; режиссер: Я. Посельский; снимали 40 кинооператоров
1935 — Заем победы (образцы облигаций займов разных лет; подписка на государственный заем на промышленных предприятиях)
1934 — 1 Мая в Москве; совместно с И. Венжер, И. Сеткиной
1934 — Герои Арктики (Челюскин); полнометаржный; режиссер; операторы: А. Шафран, М. Трояновский
1934 — Челюскин; режиссер; операторы: А. Шафран, М. Трояновский

1934 — Люди (Баня); (в киноочерке показана жизнь новой социалистической деревни в конце авторы фильма рассказывают о быте и отношениях людей в Муровлянском колхозе «Новая жизнь» Горловского района — территориально-административная единица РСФСР, существовавшая с 1929 по 1959 год (Горловский район был образован 12 июля 1929 года в составе Тульского округа Московской области)) режиссер; оператор: Иван Беляков
1935 — Смотр красноармейской самодеятельности (Красноармейская самодеятельность); режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: М. Трояновский
1936 — Город всадников (киноочерк о кавалерийской школе имени Первой Конной); режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: Д. Рымарев; звукооператор: Д. Овсянников; ассистент режиссера: С. Каплун
1936 — Песнь лейтенантов; совместно с И. Венжер
1936 — Ударом на удар; автор сценария совместно с Б. Верховским; режиссер совместно с И. Венжер
1937 — Песня лейтенанта (выступление военного оркестра, хора); режиссеры:  Я. Посельский, И. Венжер
1937 — На Северном полюсе; полнометражный (8 частей); автор-оператор и участник экспедиции: М. Трояновский; режиссёры монтажа: Я.М. Посельский, И.Н. Венжер
1937 — Боевые подруги (фильм о женах командиров и начальников Красной Армии); реж. Я. Посельский, И. Венжер
1937 — Встреча героев (Незабываемый день); (встреча участников перелета Москва-Николаевск-на-Амуре-Москва летчиков В. П. Чкалова, А. В. Белякова, Г. Ф. Байдукова на аэродроме в Москве); режиссер
1937 — Демократия счастливого народа; совместно с И. Венжер
1937 — К выборам в Верховный Совет СССР (спецвыпуск); режиссер; оператор:  В. Соловьев
1938 — "Мурман" и "Таймыр" в Мурманске; совместо с И. Венжер
1938 — Ленинград встречает папанинцев; совместно с И. Венжер
1938 — Папанинцы; полнометражный (6 частей); производство: Московская и Ленинградская студии "Союзкинохроники"; реж. Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, Г. Симонов, Я. Славин
1938 — Трехминутки о кандидатах в депутаты; полнометражный (36 частей); режиссеры: И. Копалин, И. Жуков, Л. Варламов, М. Кауфман, М. Фиделева, С. Гуров, С. Репников, Ф. Киселев, М. Слуцкий, Г. Кумяльский, Г. Сатарова, Я. Посельский, И. Венжер
1938 — Повесть о завоеванном счастье (историко-публицистический фильм, посвящен 20-летию Ленинского комсомола); полнометражный; режиссер совместно с И. Венжер, Ф. Киселевым
1938 — Сталинские герои в Москве (встреча участников экспедиции "Северный полюс-1" в составе начальника экспедиции И. Д. Папанина, радиотехника Э. Т. Кренкеля, гидролога П. П. Ширшова, астронома-магнитолога Е. К. Федорова); Производство: Московская студия кинохроники, Ленинградская студия кинохроники; режиссер совместно с И. Венжер

Во время работы над фильмом «Ивановские текстильщики». На фото (слева направо): Марк Трояновский, режиссеры фильма Ирина Венжер и Яков Посельский, Тамара Шарапова (вторая жена М. Трояновского).
1939 — Ивановские текстильщики; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; оператор: М. Трояновский; звукооператор: А. Камионский; асс. режиссера З. Тулубьева
1939 — По Крыму; режиссер; операторы: А. Ковальчук, В. Орлянкин
1939 — Памяти Н. К. Крупской
1940 — По Казахстану; полнометражный; режиссеры: И. Венжер, Я. Посельский; операторы: М. Глидер, Я. Славин, В. Доброницкий

На съемках фильма КАЗАХСТАН. На фото (слева направо): операторы Марк Трояновский и Александр Брантман, режиссер Яков Посельский, предположительно оператор воздушных съемок Николай Теплухин. 1939 год. Фото из семейного архива А.М. Трояновского (сына М.А. Трояновского).

1940 — Казахстан (20 лет); полнометражный; производство: Центральная и Алма-Атинская студии кинохроники; режиссеры: Я. Посельский, И. Венжер; операторы: М. Трояновский, А. Брантман, В. Доброницкий, Б. Маневич, Н. Теплухин   
1941 — Письмо на фронт (колхозница М. Тельнова пишет письмо мужу на фронт); режиссер; оператор:  Б. Шадронов
1941 — Прибытие в СССР английской и американской делегаций на совещание трех держав; режиссер; операторы: И. Беляков, К. Кутуб-Заде, М. Лившиц, А. Хавчин, В. Фроленко, М. Посельский, М. Сухова
1942 — 8-я Гвардейская стрелковая дивизия; Производство: Алма-Атинская студия кинохроники; режиссеры: Я. ПосельскийМ. Слуцкий; операторы: И. Авербах, И. Касаткина
1944 — Земля родная (фильм рассказывает об Узбекистане); полнометражный; Производство: Центральная студия кинохроники, сектор хроники Ташкентской киностудии; режиссеры:  Я. Посельский, В. Василенко; оператор: М. Каюмов; звукооператор: В. Котов
1944 — Минск наш (боевые действия советских войск при освобождении г. Минска от немецких войск); режиссер; операторы: М. Беров, А. Крылов, Е. Лозовский, В. Мищенко, В Придорогин, В. Фроленко, Б. Шер; ассистент режиссера; С. Каплун, звукооператор: В. Котов, руководитель группы: А. Медведкин
1944 — Бобруйский котел (Фронтовой выпуск № 3); режиссер; операторы: В. Соловьев, А. Софьин, В. Томберг, Я. Посельский; звукооператор: В. Котов
1945 — В логове зверя (о разгроме немецкой армии Советскими войсками в Восточной Пруссии); режиссер Я. Посельский; операторы:  А. Крылов, Н. Лыткин, В. Микоша, Д. Шоломович, М. Беров, А. Гафт, Г. Голубов, Л. Дульцев, А. Казначеев, Л. Качурян, В. Косицын, А. Котляренко, Б. Маневич, А. Никифоров, В. Придорогин, А. Семин, М. Силенко, Я. Смирнов, К. Широнин, М. Байман, М. Коворец, В. Лебедев, Б. Цепелев, Д. Червяков, А. Акимов; нач. фронтовых киногрупп: А. Медведкин, М. Трояновский; диктор Л. Хмара; звукооператоры: В. Котов, Е. Кашкевич
1945 — Вена (наступление частей Советской Армии в Австрии); режиссер Я. Посельский; операторы: Г. Асланов, И. Грачев, И. Чикноверов, Б. Рогачевский, И. Сокольников, Д. Рымарев, В. Афанасьев, Д. Мамедов, К. Дупленский, С. Стояновский, А. Фролов; музоформитель Д. Блок; звукооператор В. Котов; диктор Л. Хмара; художник П. Соколов; автор текста Р. Кацман; асс. режиссера З. Дембовская; консультанты: С. Платонов, К. Васильченко
1945 — Челси – Динамо (спецвыпуск) (футбольный матч между командами "Челси" (Лондон) и "Динамо" (Москва) на лондонском стадионе "Стамфорц-брижц"; советские футболисты: Карцев, В. Бобров, Хомич и другие во время игры); режиссер Я. Посельский; олператоры: В. Ешурин, А. Хавчин; автор текста С. Кантор; асс. режиссера: А. Кирюхина, Л. Залкинд, Н. Долинский; асс. оператора Л. Зайцев; музоформитель Д. Блок; звукооператор И. Гунгер
1945 — XXVIII Октябрь (военный парад и демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве в честь 28-ой годовщины Октябрьской революции); режиссер; операторы: Вихирев, Галдер, Гибер, Доброницкий, Р. Кармен, Касаткин, Лебедев, Макасеев, Микоша, Монгловская, Мухин, Небылицкий, Панов, Посельский, Рейзман, Семенов, Сологубов, Трояновский, Шафран, Щекутьев
1945 — Кубок СССР (футбольный матч на кубок СССР между командами "ЦДКА" и "Динамо" на московском стадионе "Динамо"); режиссер; операторы: И. Беляков, Г. Бобров, Р. Кармен, А. Кричевский, В. Штатланд, А. Хавчин, В. Ешурин, А. Каиров, И. Бессарабов, М. Посельский, М. Оцеп, М. Цирюльников; звукооператоры: В. Котов, В. Нестеров
1946 — 1 Мая; режиссеры: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: В. Афанасьев, И. Беляков. А. Братман, Г. Бунимович, А. Воронцов, Г. Гибер, Г. Голубов, С. Гусев, И. Гутман, Т. Епифанов, А. Зенякин, С. Киселев, А. Казаков
1946 — Кубок СССР ("Спартак" — "Динамо" (Тбилиси))
1947 — Спортивный день столицы (спецвыпуск  к/ж "Советский спорт"); режиссер
1948 — Кубок СССР (фрагменты матча столичных футбольных команд "Спартак" и ЦСКА); вручение кубка СССР команде победителей — ЦСКА); режиссер; операторы:  И. Беляков, Н. Вихирев, В. Ешурин, Г. Захарова, П. Касаткин, Е. Коган, Ю. Леонгардт, Г. Монгловская, С. Семёнов, Р. Халушаков, А. Хавчин, В. Ходяков
1949 — Матч дружбы (футбольный матч дружбы московской команды "Динамо" и венгерской команды "Вашаш" на стадионе "Динамо"); режиссер; операторы: С. Коган, А. Крылов, В. Микоша, М. Ошурков, Г. Голубов, П. Опрышко, А. Грек, Л. Зайцев, В. Скоробогатова, В. Ходяков
1949 — Бокс (спецвыпуск); режиссер
1950 — Встреча легкоатлетов СССР — Венгрия; режиссер; операторы: В. Ешурин, Л. Зайцев, Б. Макасеев, М. Ошурков
1950 — Две победы; режиссер
1950 — Первенство мира по конькам; режиссер; операторы: М. Ошурков, Н. Вихирев, В. Ешурин, С. Коган, Р. Халушаков, Г. Захарова, С. Киселев
1951 — Присуждение международных сталинских премий мира; режиссер; операторы:  В. Ешурин, Г. Монгловская, М. Ошурков, А. Хавчин, В. Штатланд
1951 — Всесоюзные соревнования фигуристов; режиссер; операторы: И. Гутман, Д. Рымарев, С. Семенов

Сценарист
1936 — Ударом на удар; автор сценария совместно с Б. Верховским
1944 — Земля родная (об Узбекистане) (Узбекистан); автор сценария совместно с Г. Эль-Регистаном
_________________________________
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография: электронный каталог РГАКФД. Фотографии и документы из семейного архива Н.Я. Венжер.

Библиография

1987 — Летописцы нашего времени. Режиссёры документального кино (составители: Г. Прожико, Д. Фирсова; с. 352; тираж 65 000) (изд.: — М.; "Искусство")

Звания

1935 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Медаль «За оборону Москвы»
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»

Цитаты

[...]Я. Посельский значителен прежде и больше всего монтажной изобретательностью, поднимающей событийный фильм типа «Пятнадцатый» (1932 год; «1-ое Мая в Москве» (Пятнадцатый); полнометражный; учетный № РГАКФД: 2817; — прим. ред. #МузейЦСДФ) до огромной эмоциональной заразительности, поднимающей, казалось бы, случайный материал до яркого, запоминающегося образного ряда. Знание техники кинематографа, умение «выжать из аппарата все таящиеся в нем возможности ставит Посельского в ряд не только с крупными мастерами хроникальной фильмы, но и кинематографии в целом. Кадры нарастающего темпа работ на Днепрострое в «Энергетике», двойная экспозиция затопленных украинских хат или мельницы, ритмически вздымающей и опускающей свои крылья под водой освобожденного Днепра,— эти кадры запоминались и доходили до зрителя с предельной ясностью и выразительностью. Качество приема определяется не его сложностью, а его логической необходимостью. Сейчас Посельский работает над новой физкультурной фильмой. Новой потому, что эта вещь должна быть первой попыткой создания так наз. художественной хроникальной фильмы. Вводя зрителя в фабульную завязку вещи и перенося все мотивировочные кадры на хрОнику, Я. Посельский излагает сюжет игровыми кусками и аргументирует кусками хроникальными. Я. Посельский пытается создать новый жанр хроникальной кинопродукции.[...]

Виктор Моргенштерн, режиссер, Источник

[...]Яков Михайлович Посельский часто бывал в доме своей двоюродной сестры - моей бабушки Лидии Ильиничны Степановой. Он, по его выражению, очень "любил с Санькой дружить". Однажды, осенью 1947 года, Яков Михайлович, проезжая на своём "Москвиче", увидел меня, гуляющего с няней на Тверском бульваре, посадил в машину, и мы поехали на стадион "Динамо". Так я первый раз побывал на футбольном матче.
Яков Михайлович Посельский умер от сердечного приступа, не дожив даже до 60 лет. Светлая память.

Александр Рацимор, режиссер, Источник