Последнее обновление: 15.07.2024.
Цейтлин Марк Захарович (06 сентября 1901, Ростов-на-Дону — 18 октября 1971, Москва) — один из первых сценаристов и редакторов документального кино, организаторов Всесоюзной кинохроники. Член Ассоциации Работников Революционной Кинематографии, Всероссийского общества драматургов и композиторов, Литфонда.
Окончил гимназию в г. Ростове-на-Дону. В 1923 году окончил Донской университет.
В 20-е годы научный сотрудник Музея революции. Будучи сотрудником Музея стоял у истоков создания первого советского киноархива.
В кино с 1926 года. Один из зачинателей историко-документального жанра в кино. Участвовал в написании сценариев первых историко-документальных фильмов Эсфири Ильиничны Шуб — «Падение династии Романовых» (1927), «Великий путь» (1927), «Россия Николая II и Лев Толстой» (1928) и «Сегодня» (1930).
Марк Захарович Цейтлин стоял у истоков создания советской кинохроники.
В 1931 — 1935 — главный редактор и руководитель центральной редакции Всесоюзного треста «Союзкинохроники».
В период своей деятельности на должности главного редактора принимал активное участие в работе выездных редакций кинопоезда «Союзкинохроники».
Автор сценариев документально-биографических фильмов: «Будем как Ленин» (1938, режиссер М. Слуцкий) и «Сергей Миронович Киров» (1939).
Автор сценарного плана документального фильма 1930 года — «13 дней» (Процесс по делу «Промпартии»).
В начале 40-х годов — главный редактор Алма-Атинской студией кинохроники.
В период эвакуации в 1941 — 1943 годах — руководитель мастерской хроникально-документального фильма сценарного факультета ВГИКа (в 1941 году ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату); впервые ввел в программу обучения курс драматургии документального кино.
В последующие годы написал ряд сценариев документальных фильмов: «Наше кино. XX лет советской кинематографии» (1940; режиссер Федор Киселев), «День нового мира» (1940; режиссеры Роман Кармен и Михаил Слуцкий), «Сердце Родины» (1947; режиссер Виктор Моргенштерн) и др.
Автор сценариев научно-популярных фильмов: «Ворота Каспия» (1946), «Сердце Родины» (1947), «Рассказ об угле» и «Советская Якутия» (1948), «Солнечный камень» (1955, с И. А. Васильковым), «М. С. Щепкин» (1963), «Николай Погодин» (1972) и др.
В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) хранятся документы и материалы деятельности М.З. Цейтлина (Фонд: 2965; Анкета, автобиография, автобиблиография М.З. Цейтлина, рукописи, сценарные планы, сценарии фильмов, радиопередач; переписка Совкино, Главного управления по делам кино, московских и областных киностудий с учреждениями, организациями, издательствами по вопросам рецензирования сценариев М.З. Цейтлина; Договоры М.З. Цейтлина с Московской фабрикой "Союзкинохроника", студией "Туркменфильм", Одесской киностудией и др. на написание сценариев; Материалы по созданию М.З. Цейтлиным театра кинообозрений при Музее Революции; другие документы и материалы; период: 1901- 1971 гг.).
Отец — Зельман Меерович (Захар Маркович) Цейтлин (1859— ?), вольнопрактикующий врач затем ординатор Ростовской еврейской больницы, специалист в области акушерства и венерических заболеваний.
Мать — Елизавета Александровна.
Братья:
— Александр Захарович Цейтлин (1894—1985), доктор медицинских наук, профессор и заведующий кафедрами общей и факультетской хирургии Харьковского медицинского института;
— Виктор Захарович Цейтлин (1905— ?), инженер-майор, служил в бронетанковых и механизированных войсках Красной армии, участник войны, награждён боевыми орденами и медалями], кандидат технических наук.
Жена — Елена Евсеевна Черняк (1924 — предположительно 2015), кинодраматург, Член Союза кинематографистов СССР, работала редактором студии "Диафильм". После сметри Марка Цейтлина была женой Иосифа Прута.
Документальные и научно-популярные
1927 — Падение династии Романовых (монтаж исторических кинодокументов о величайших и одновременно трагических событиях в истории России начала 20-го века: падении династии Романовых и февральской революции 1917 года. Полностью смонтирован из дореволюционной кинохроники, которую Э.И. Шуб собрала в различных киноархивах, и материалов дворцового киноархива Николая II; фильм положил начало новому направлению в советской документальной кинематографии — документально-историческому кино); авторы сценарного плана: Э. Шуб, М. Цейтлин; режиссер Э. Шуб, научный консультант М. Цейтлин
1927 — Великий путь (фильм создан к 10-летию Октябрьской революции); производство: «Совкино» и Музей революции СССР; режиссер Э. Щуб, консультатн М. Цейтлин
1928 — Россия Николая II и Лев Толстой (фильм (не сохранился) был выпущен на экраны в сентябре 1928 года и почти сразу же вызвал ожесточенную полемику в печати. «Ругательных» отзывов о фильме было значительно больше, чем одобрительных, возможно, это и послужило причиной некоторого его забвения) — Объединённая Московская фабрика «Совкино»; режиссер Э. Шуб; консультант М. Цейтлин
1930 — «13 дней» (Процесс по делу "Промпартии"); автор сценариного плана М. Цейтлин
1930 — Сегодня (фильм показывает мир строящегося социализма и мир переживающего глубокий развал обреченного на гибель капитализма. Строительство и пуск промышленных предприятий электростанций, железных дорог (Днепрогэс, Турксиб и др. ). Американский образ жизни в США в 30-е годы; Шуб использовала прием чередования кадров советской и американской кинохроник, чтобы показать превосходство социалистического строя); полнометражный; производство фабрика «Культурфильм»; выпуск «Союзкино» совместно с «Вельт фильм»; режиссёр, монтажер и автор сценарного плана Э. Шуб совместно с М. Цейтлиным; операторы: В. Степанов, Ю. Стилианудис; ассистент: Д. Фелонов; музыкальное оформление Д.С. Блок
1940 — Наше кино. XX лет советской кинематографии; полнометражный; автор сценария: Марк Цейтлин; режиссер: Федор Киселев; операторы: М. Трояновский, М. Ошурков, Е. Мухин
1955 — Солнечный камень (фильм рассказывает о геологии, методах разведки и добычи каменного угля); производство: Моснаучфильм; полнометражный; авторы сценария: Цейтлин М., Васильков И.; режиссер Степанова Л.
1958 — В московском планетарии (фильм о работе Московского планетария, о его методах демонстрации явлений, происходящих во вселенной); производство: Моснаучфильм; автор сценария М. Цейтлия4 режиссер Н. Агапова
1963 — М. С. Щепкин (рассказ о творческом пути великого русского актера М.С.Щепкина; фильм приурочен к столетию со дня смерти актера); производство:: Моснаучфильм; автор сценария М. Цейтлин; режиссер А. Разумный оператор Л. Каплунов; композитор А. Севастьянов
1972 — Николай Погодин (фильм о драматурге Н.Ф.Погодине); производство:: Моснаучфильм; полнометражный; автгр сценария М. Цейтлин; режиссеры: В. Маринова , В. Алхимов
[...]...в самом конце 1925 года, когда я приехал в Ленинград. Командировал меня туда музей Революции. Дело мне было поручено большое и важное: разыскать художников и фотографов — всех тех, кто мог запечатлеть в зарисовках, эскизах, картинах, фотографиях события или что-либо другое, связанное с заседаниями Первого и Второго конгрессов Коминтерна, с пребыванием участников конгрессов в Петрограде.
М. З. Цейтлин, Источник
Материал был скудным и пополнялся по крупицам, зачастую из случайно обнаруженных мною источников, которыми в ту пору являлись — в большинстве случаев — частные лица. Приходилось завязывать с ними знакомство, посещать их, располагать к себе, иногда даже не говоря, зачем нужны интересующие меня материалы, убеждать показать мне свои живописные работы или фотоснимки. Бывали интересные встречи, интересные находки...[...]
Успех монтажных фильмов Эсфири Шуб во многом объяснялся сценариями М.З.Цейтлина. Многое из методологии обращения с материалом, принципиальных теоретических положений и решения конкретных эпизодов было предложено именно Цейтлиным; Шуб, на наш взгляд, выполняла, помимо функций монтажницы, обязанности, сходные с продюсерскими. Она набирала хорошую съемочную группу и распределяла обязанности. «Формула» монтажа в ее фильмах проста, если не сказать—примитивна; многие ныне забытые документалисты (взять хотя бы Г.М.Боброва, О.Б.Подгорецкую, И.Ф.Сеткину) монтировали гораздо разнообразнее, интереснее, динамичнее...
Александр ДЕРЯБИН (2001, "Киноведческие записки" № 55), Источник
[...]Прежде всего обращает внимание не архивный, не музейный даже, а какой-то трофейный подход М.З. Цейтлина к найденным и отобранным фильмам. Безусловно, тому немало способствовали широкие полномочия Марка Захаровича: «полная возможность ознакомиться со всем», «позволить отобрать все, что он сочтет нужным», «обеспечить беспрепятственный вывоз неограниченного количества снятой кинопленки».
Александр Дерябин (2001, "Киноведческие записки" № 55), Источник
Не слишком ли для музейного работника, не имевшего никакого представления о специфике сберегаемого материала? Конечно, прекрасно, что Цейтлину удалось спасти из груд почти погибшей пленки бесценную старую хронику. Но как можно было не попытаться выявить наличие негативов к позитивным копиям — при том, что у Цейтлина были административные рычаги для преодоления сопротивления чиновников «Севзапкино»? Как можно было произвольно, тематически склеивать сюжеты, вынимая их из конкретных фильмов, произведённых конкретными студиями? Как можно было демонстрировать на экране, быть может, единственные экземпляры тех или иных хроникальных выпусков? Как можно было при первом просмотре, с помощью лупы, «уверенно отделять» инсценированные батальные сцены от документальных? Как можно было презрительно оставлять в «макулатуре» игровые фильмы? Как можно было квалифицированно проделать работу по разбору и изучению отобранного материала в фантастически короткие сроки (судя по данным Цейтлина, на это ушло около месяца)? Понять это нельзя — но, увы, это было именно так. Более того, это был лишь частный случай того, что творилось в стране — куда более страшного, антикультурного и масштабного...
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в том числе материалов фодна М.З. Цейтлина, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) Фильмография — электронный каталог РГАКФД.