Полное имя:
Семён Семёнович ШКОЛЬНИКОВ

Дата рождения:
14 января 1918
Артёмовск, РСФСР

Дата смерти:
27 июля 2015 (97 лет)
Таллин, Эстония

Профессии:
оператор, режиссёр, сценарист, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Школьников Семён Семёнович (01 (14) января 1918 года — 27 июля 1915, Таллин, Эстония), трижды лауреат Сталинской премии (1943, 1947, 1951); Народный артист Эстонской ССР (1978); Член ВКП(б) с 1945 года (19-й съезд правящей партии (1952) переименовал ВКП (б) в Коммунистическую партию Советского Союза (КПСС)); Член СК СССР с 1957 года.

В шестилетнем возрасте Семён Школьников впервые попал в кино, снявшись вместе с матерью (актриса провенциального театра) в массовке документального фильма "На Сретинке". Мальчику пришлось громко кричать при выносе носилок с телом. Позднее этот эпизод вспомнил один из старейших операторов Григорий Гибер, просматривавший картину.
Школьников с детства увлекался кинематографом. Живя неподалеку от кинотеатра «Уран», смотрел все советские документальные фильмы. Посещал лекции Общество друзей советского кино (ОДСК), особенно был поражён документальным фильмом «Большой Токио», снятый известным кинорежиссёром Марком Трояновским. Учился в школе ФЗУ и работал слесарем-механиком на заводе «Серп и Молот».

С сентября 1934 — ассистент оператора, с 1938 — оператор Московской кинофабрики «Союзкинохроники». Одновременно с работой на студии, с 1935 года, учился в Институте повышения квалификации творческих работников при ВГИКе, который окончил в 1939 году. 

Со своим киноаппаратом Школьников много путешествовал, снимал моменты строительства канала Москва-Волга, побывал на отправке первого рейса советского ледокола в Арктику, был в Средней Азии и на Новой Земле. В 1939 году, став после окончания института ассистентом оператора, Школьников был отобран в группу операторов для выполнения специального задания. Вместе со своими коллегами-операторами, переодетый в военную форму, он попал на Зимнюю войну

В 1940 году был призван в РККА. Срочную службу проходил в составе ОдВО. Учился в полковой школе, после её окончания был направлен в Бессарабию, где его застало начало Великой Отечественной войны.

Великую Отечественную войну начал солдатом гаубично-артиллерийского полка. 
В июле 1941 года был тяжело ранен. Лечился в госпитале в городе Пугачёве Саратовской области. После выздоровления был отправлен в запасной полк переучиваться на минометчика. Через некоторое время был назначен командиром взвода разведки и отправлен снова на фронт. Осенью 1942 года, участвуя в освобождении  Калинина и Ржева (Ржевская битва), был вторично ранен и отправлен в госпиталь, который находился в городе Иваново-Вознесенске. 
После выздоровления был направлен в распоряжение Московской студии кинохроники. 
В конце 1942 года был включен во фронтовую операторскую группу. Звание: инженер-капитан.
С сентября 1942 — ассистент оператора в киногруппе Калининского фронта; с июня 1944 — ассистент оператора, оператор киногруппы 1-го Прибалтийского фронта.

Снимает кинооператор Семён Школьников.

Принимал участие в съёмках документального фильма «Народные мстители». День Победы встретил в партизанском отряде в Югославии. Снимал парад Победы в Белграде.

В сентябре 1945 — июле 1948  — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

На фото: режиссёр Лидия Ильинична Степанова; операторы (слева направо): Сергей Киселёв, Григорий Гибер, Соломон Коган, Семён Школьников. Фото из личного архива Александра Ефимовича Рацимора (внука Л.И. Степановой). Не позже 1948 года.

В 1948 — 1989 — режиссёр-оператор киностудии «Таллинфильм».

В 2005 году баллотировался кандидатом на выборах в Таллинское городское собрание от Центристской партии Эстонии, но не набрал достаточного количества голосов. В 2007 году в возрасте 89 лет стал депутатом Таллинского горсобрания в результате сложения с себя депутатских полномочий его однопартийцем. 
Член-учредитель Эстонского союза кино.

В 1979 году  вышла книга воспоминаний Школьникова «В объективе — война», где автор рассказывает о нелегком труде фронтового оператора, о своих друзьях-кинодокументалистах и о многих интересных людях, с которыми он встречался на фронтовых дорогах.
В 2008 году вышла вторая книга кинооператора: «Сквозь огонь и стужу» («Фронтовой кинооператор: повесть незабываемых дней»). Автор от лица Алексея Камчатова, героя повествования, ведёт рассказ о работе своих коллег — фронтовых кинооператоров.

Школьникову посвящен документальный фильм Виктора Лисаковича «Семён Школьников... и я снимаю это всё...» (2003; Производство — "Союзкиносервис"; оператор — Вадим Горбатский, продюсер — Александр Суриков).

Семён Школьников в дипломной работе студента режиссёрского факультета ВГИКа Никиты Сутырина (мастерская Б. Караджева, Е. Резникова)  «ПРО ОРУЖИЕ ПОБЕДЫ и вечную молодость» (2003; киноплёнка 35 мм; 1 часть).

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1939 — Внеочередная V сессия Верховного Совета СССР 1-го созыва; операторы: И. Беляков, В. Штатланд, Б. Шер, А. Щекутьев, С. Школьников, А. Хавчин, А. Крылов
1940 — Линия Маннергейма; полнометражный; режиссеры монтажа: Л. Варламов, В. Беляев, Н. Комаревцев, ; операторы: Н. Блажков, В. Ешурин, В. Доброницкий, С. Коган, Ф. Овсяников, П. Палей, Г. Симонов, Я. Славин, Ефим Учитель, С. Фомин, Г. Шулятин, Ф. Печул (в титрах не указан), С. Школьников (в титрах не указан) 
1942 – 1943 — Партизаны
1943 — Бои на Орловско-Курском направлении
1943 — Народные мстители; полнометражный
1944 — Восьмой удар (боевые действия советских войск по освобождению Прибалтики); полнометражный: режиссёр: Р. Гиков
1944 — Летающие крепости; режиссер: Н. Кармазинский; операторы: Л. Котляренко, Б. Шер, С. Школьников, Д. Шоломович, В. Штатланд 
1944 — Освобождение Советской Белоруссии; режиссеры: В. Корин-Саблин, М. Садкович; операторы: М. Сухова, О. Рейзман, С. Школьников, В. Цеслюк и др. фронтовые операторы
1944 — Битва за Прибалтику; полнометражный; операторы: Масс, К. Широнин, Сегаль, Прудников, Иванов, Е. Учитель, С. Школьников, Алексеевы, Гелейн, Гутман, Гафт, Ксенофонтов, Листвин, Монгловский
1945 — Парад Победы; полнометражный (ч/б); операторская группа: В. Беляев, М. Арабов, А. Лебедев, А. Кричевский, Б. Соколов, С. Школьников, В. Доброницкий, И. Беляков, Г. Гибер, М. Посельский, Ш.Н. Гегелашвили, В.В. Домбровский, Г.А. Кобалов, Б.К. Макасеев, В.В. Микоша, Ф.Ф. Проворов, Г.А. Рейсгоф, Д.Г. Рымарев, В.В. Соловьёв и другие операторы ЦСДФ; режиссеры монтажа: В. Беляев, И. Венжер, И. Посельский
1945 — Физкультурный парад
1946 —  Югославия; полнометражный; режиссёр: Л. Варламов
1946 — "Красная Звезда"(Югославия) — "ЦДКА"(Москва) (спецвыпуск); режиссер: М. Посельский; операторы: М. Ошурков, М. Посельский, С. Школьников
1946 — Зимой; режиссер: Л. Степанова; операторы: А. Шафран, С. Школьников, И. Бессарабов, А. Зенсекин, Р. Халушаков
1946 — Советская Эстония; полнометражный; режиссёр: Л. Степанова
1947 — Советская Литва; полнометражный; режиссер: И. Посельский; операторы: А. Левитан, А. Шафран, С. Школьников
1947 — День победившей страны; полнометражный
1947 — Выборы в Верховный Совет РСФСР; операторы: Брантман, Бессарабов, Доброницкий, Левитан, Макасеев, Микоша, Хавчин, Школьников и др.
1948 — Авиапарад в Тушино; полнометражный
1949 — Спортивная слава; полнометражный; сценарий: Л. Браславский; режиссер: Л. Кристи; операторы: Н. Вихирев, Г. Монгловская, А. Никифоров, И. Михеев, Н. Соловьев, И. Гутман, С. Коган, В. Комаров, Ф. Леонтович, Ю. Монгловский, П. Русанов, А. Сидоренко, А. Хавчин, С. Школьников 
1950 — Декада эстонской литературы; производство: ЦСДФ и Таллинская студия; режиссёр-оператор: С. Школьников; оператор: Р. Халушанов 
1950 — Советская Эстония; полнометражный; производство: Таллинская киностудия;  режиссеры: В. Томберг, И.Л. Гиндин: операторы: В. Парьель, С. Школьников
1952 — Мотогонки. Всесоюзное соревнование по мотоциклетному спорту на лично-командное первенство СССР; производство: Таллинская киностудия;  режиссер: А. Мандрыкин; операторы: Э. Вахер, С. Школьников
1953 — Пярндские рыбаки; режиссёр-оператор
1958 — Брюссель 1958; полнометражный; режиссер: Р. Григорьев; операторы: Ю. Монгловский, Г. Асатиани, И. Бессарабов, М. Каюмов, С. Школьников
1962 — Школа героев (фильм об Оренбургском военном авиационном училище); производство: Куйбышевская ст. кинохроники; режиссеры: В. Кагарлицкий, А. Сухов; операторы: С. Школьников, Е. Валдайцев, С. Фрид
1963 — Под созвездием дружбы; производство: Таллинфильм; режиссёр: С Школьников; оператор: М. Касык
1964 — Там, где жил Хемингуэй; производство: Таллинфильм; автор сценария: К. Симонов; режиссёр: С. Школьниковоператор: М. Касык
1965 — Камни и хлеб; полнометражный;  производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников; оператор:  С. Школьников, А. Сеет
1965 — На льду Давоса;  производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников; операторы: С. Школьников, Г. Альп
1967 — Повесть о Конго; производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников; оператор: Т. Кузьмин
1967 — Деревня у реки Конго;  производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников; операторы: Т. Кузьмин, С. Школьников
1972 — Всю ночь война; производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников
1976 — Небо далёкое, близкое (о Герое Советского Союза Э. К. Пусэпе); режиссёр
1977 — Бой часов; режиссёр
1977 — Сайа кяйк; режиссёр
1977 —  Над крышами старого Таллина; производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников
1983 — Дело его жизни; производство: Таллинфильм; режиссёр: С. Школьников
1984 — Самая красивая; производство: Таллинфильм; режиссёр: Х. Спээк; оператор: С. Школьников
1985 — Окно; производство: Таллинфильм; режиссёр: Х. Спээк; оператор: С. Школьников
1987 — Мы — пийресааресцы; режиссёр
1992 — Мария (о фронтовом операторе ЦСДФ Марии Суховой); режиссёр

ИГРОВЫЕ ФИЛЬМЫ

1957 — Июньские дни; оператор
1960 — Случайная встреча; оператор
1971 — Украли Старого Тоомаса; режиссёр-постановщик, оператор

КИНОПЕРИОДИКА

Снимал сюжеты для киножурналов: "Новости дня", " Советский спорт", "Пионерия" и др. Режиссёр 65-ти выпусков киножурнала "Советская Эстония".

КИНОЛЕТОПИСЬ

Источник: Кинодокументы / Архивы Беларуси

  • Партизаны Белоруссии. Операторы: Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, Л. Качурьян, О.Б. Рейзман, М.И. Сухова, С. Школьников — БГАКФФД, 0760, 1943 г.
    О боевых и диверсионных действиях партизанских формирований (бригады им. В.Т.Воронянского, им. В.И.Чапаева, Чашникской, "Чекист" и др.), о жизни и быте партизан.
  • Освобождение Советской Белоруссии. Авторы сценария: В.В. Корш-Саблин, Н.Ф.Садкович, режиссер В.П. Цеслюк, операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, М.З. Беров, Т. Бунимович, И.Н. Вейнерович, К. Венц, И. Гелейн, Г. Голубев, Ю. Довнар, Д. Ибрагимов, Р.Л. Кармен, Л. Качурьян, И. Комаров, Л. Котляренко, А. Крылов, Е. Лозовский, В.Мищенко, В. Муромцев, Е. Мухин. И. Панов, К. Пискарев, М. Посельский, В. Придорогин, О.Б .Рейзман, А. Семин, Я. Смирнов, Н. Соловьев, А. Софьин, М.И. Сухова, В. Томберг, З. Фельдман, В. Фроленко, В.П. Цеслюк, Б.Шер, С. Школьников, Д. Шолмович — БГАКФФД, 2050, 2051, 1974 г.
    О наступательных операциях Красной Армии во взаимодействии с партизанами в Беларуси в 1943 — 1944 гг.
    ________________________________________

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД
; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 230).

Библиография

1979 — В объективе — война (изд.: — М.: Воениздат)
2007 — Сквозь огонь и стужу (изд.: — Таллин: Русский Дом)

Звания

1978 — Народный артист Эстонской ССР

Награды

1943 — Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени
1943 — Орден Красного Знамени
1943 — Сталинская премия (за съёмки фронтовой кинохроники)
1944 — Орден Отечественной войны II степени
1945 — Медаль «За взятие Кенигсберга»
1945 — Медаль «За освобождение Варшавы»
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден «За заслуги перед народом» (Югославия)
1947 — Сталинская премия (за фильм «Советская Эстония» (1946))
1951 — Сталинская премия (за цветной фильм «Советская Эстония» (1950))
1985 — Орден Отечественной войны I степени
2005 — Национальная кинопремия «Ника»
2005 — Премия гильдии кинооператоров «Белый квадрат»

Цитаты

[...] «Сквозь огонь и стужу» – не мемуары в строгом смысле слова. Но за фигурой главного героя этого повествования Алексея Камчатова – молодого москвича, выпускника операторского факультета ВГИКа, командира взвода разведки, откомандированного после ранения подо Ржевом в распоряжение Главкинохроники, – автор [Семен Школьников] угадывается, что называется, невооружённым взглядом. Да он, кажется, и не очень-то стремится к тому, чтобы спрятать своё «я»: просто писать в третьем лице о том, что до сих пор болит, о трагических и страшных картинах, которые навсегда отпечатались в памяти, вероятно, проще.[...]

Вислов Александр (Литературная газета; 2008 год, №7 (6159) (20-02-2008)), Источник

[..]В те военные годы при политуправлениях фронтов и флотов были сформированы киногруппы, оперативно им подчиненные. Общее же творческое руководство группами осуществлял Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР, а точнее, входившее в его состав Управление кинохроники, в котором был создан отдел фронтовых киносъемок.
Обеспечение киногрупп кинокамерами, оптикой, различными операторскими приспособлениями, пленкой, а также проведение ремонта киноаппаратуры были возложены на Центральную студию кинохроники в Москве, позднее переименованную в Центральную студию документальных фильмов. Забегая вперед, скажу, что эта студия в течение всей войны обрабатывала в своих цехах и лабораториях весь отснятый на фронтах материал, два раза в неделю выпускала на всесоюзный экран «Союзкиножурнал», готовила специальные киновыпуски и фильмы, посвященные важнейшим событиям на фронте и в тылу. За это студия была награждена орденом боевого Красного Знамени.[...]

Семен Школьников, конооператор, Источник

[...]6 июня [1944 г.] союзники наконец открыли второй фронт. В передовых частях десанта, высадившегося на побережье Франции, были и наши коллеги — английские и американские кинооператоры. С их съемками мне удалось познакомиться несколько позже, в начале осени, когда меня вызвали в Москву и пригласили на встречу с американским кинорежиссером полковником Анатолием Литваком. При форсировании Ла-Манша он вместе со своим соотечественником известным кинорежиссером Фрэнком Капра возглавлял союзную кинохронику Америки, Англии и Канады.
На встречу приехали режиссеры игрового кино Всеволод Пудовкин и Александр Довженко, режиссеры кинохроники Илья Копалин и Леонид Варламов, операторы Теодор Бунимович, Борис Небылицкий, Борис Шер, Рувим Халушаков и я.
Встреча была организована в связи с тем, что Литвак привез для показа в Москве первые ленты американских, английских и канадских кинодокументалистов о вторжении союзников в Нормандию.
До просмотра состоялась беседа. Литвака интересовало, как работают советские кинохроникеры на фронте, какими камерами снимают.
Американский кинорежиссер рассказал нам, что в Америке с большим успехом демонстрируются советские документальные фильмы: «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «День войны», «Сталинград».
— Мы преклоняемся перед мужеством советских фронтовых кинооператоров, — сказал он.
Всеволод Илларионович Пудовкин поинтересовался, как снимают боевые действия американские операторы.
— На фронте протяженностью пятьдесят километров снимают двести профессиональных операторов, — начал свой рассказ Литвак. — Они готовились к вторжению в Европу вместе с армией два с половиной года. Для кинооператоров были сделаны специальные укрытия на десантных баржах. Многих солдат обучили пользоваться шестнадцатимиллиметровыми киноаппаратами, и теперь они проводят съемки непосредственно в бою. Такие же легкие киноаппараты установлены на самолетах, и летчик, нажимая на гашетку пулемета, синхронно включает и киноаппарат.
Я слушал и думал о наших ста пятидесяти операторах, работавших на фронте протяженностью несколько тысяч километров...
Затем мы отправились в просмотровый зал. Когда погас свет, Литвак стал комментировать то, что показывалось на экране.
Материал не был смонтирован, а просто подложен в логическом порядке. Надо признать, массовки были сняты великолепно. Огромное впечатление производил участок Ла-Манша, забитый крейсерами, эсминцами, десантными баржами и другими вспомогательными судами. На заднем плане, в небе, висели аэростаты, а над ними летела туча бомбардировщиков и истребителей. Десантные баржи упирались носами в берег. Из них высаживались пехотинцы, выползали танки, артиллеристы выкатывали пушки.
Литвак рассказывал, что эту армаду навалившейся на гитлеровцев техники невозможно было сдержать. Но ее никто по-настоящему и не сдерживал. На экране бомбили, стреляли, взрывали, рушили, и было непонятно, зачем все это снято, если зритель увидел только одного убитого гитлеровца.
Я ни в коей мере не хочу обидеть американских и английских солдат, однако высадка далась им действительно очень легко. Двенадцать фашистских соединений в Нормандии были захвачены врасплох. Позже союзникам пришлось преодолевать сопротивление немецких войск и, отражая контрудары, нести потери, конечно ни в какое сравнение не идущие с нашими, но все же болезненные. Однако в киноматериале подлинных боев еще не было. В фильме демонстрировалась техническая мощь. И невольно приходила мысль, что эта мощь могла быть использована гораздо раньше... [...]

Семен Школьников, кинооператор, Источник

[ Страница дополняется материалами ]