Владлен ТРОШКИН

директор киновидеостудии, кинооператор, кинорежиссёр

Полное имя:
Владлен Павлович ТРОШКИН

Дата рождения:
20 февраля 1930
г. Москва, РСФСР, СССР

Дата смерти:
22 ноября 2015 (85 лет)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
директор киновидеостудии, кинооператор, кинорежиссёр

Краткая биография

Последнее обновление: 12.03.2024.

Трошкин Владлен Павлович (20 февраля 1930, Москва — 22 ноября 2015, Москва) — оператор, режиссер-документалист. Народный артист РСФСР (1979). Лауреат Государственной премии СССР (1986) за кинолетопись Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Удостоен высшей награды республики Перу — Орден Командора. Член КПСС с 1955 года. Член СК СССР — СК России.

"Документальное кино — жанр кинематографа, позволяющий увидеть и сохранить в кинолетописи типичные черты современности. Документальное кино призвано образно рассказать о человеке, обществе, стране..."
Трошкин В.П.

В 1952 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская Э. Тиссэ и А. Головни).

С 1952 — ассистента оператора, затем оператор, режиссера Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). 

Участник экспедиций на Дальний Восток и целину.

В 1960 — 1961 годах снимал документальные фильмы о деятельности секты пятидесятников  «Это тревожит всех» (1960; дипломная работа режиссёра В. Мусатовой) и « Перед лицом суда» (1961; режиссёр-оператор).
На фото (слева направо): кинооператоры Олег Арцеулов и Владлен Трошкин. Конго. 1960 год. Фото из личного архива Константина Арцеулова.

В 1964 — 1969 годах преподавал во ВГИКе и на Высших режиссерских курсах.

В период с 1974 по 1990 год работал над созданием цикла фильмов о БАМе: «Даешь БАМ! Начало летописи» (1974), «Максималисты» (1980), «Дом у дороги» (1979), «Последний десант» (1982), «Испытание» (1983), «Победа на БАМе» (1984), «Безработные» (1990) и др.

За свою жизнь побывал на трех землетрясениях. Первое — в югославском городе Скопье (ныне — столица Республики Македонии), куда в летал вместе с правительственной делегацией во главе с Председателем Совета Министров СССР Н.С. Хрущевым в 1963 году, второе в Перу в 1970 году (работал вместе с молодёжным медицинским отрядом; снимал фильм об оказании помощи пострадавшим от землетрясения), третье в Армении — в городе Спитак в 1988 году.

Автор документальных фильмов «Месяц доброго солнца» (1965, автор сценария совместно с И. Бганцевым, режиссёр; серебряная медаль на IV МКФ в Москве в 1965 году и диплом на XIII МФ в Оберхаузене (ФРГ) в 1967 году), «Раздумья перед стартом» (1966; режиссёр-оператор; приз на МКФ спортивных фильмов в Коротина д´Ампеццо, почётный диплом на МКФ короткометражных фильмов «Миссия молодёжи», проходившем в рамках XIX Олимпийских игр в Мехико (Мексика) в 1968 году, приз Федерации спортивных журналистов Грузии за лучший дикторский текст на II ВКФ спортивных фильмов в Тбилиси в 1968 году).

С марта 1990 по февраль 1993 — зав. кафедрой режиссуры и операторского матерства Всесоюзного института повышения квалификации работников кинематографии (ВИППК) / Росийский институт повышения квалификации и переподготовки кадров (при Роскино).

С февраля 1993 по январь 1994 — зам. генерального директора по организации творческого процесса ЦСДФ.

Уволен с 31 января 1994 года  в порядке перевода на РЦСДФ (основание: ликвидация ЦСДФ — Постановление Совмина РФ № 1015 от 07 октября 1993 года).
С 01 января 1994 по 31 января 1996 — директор по творческим вопросам – зам. директора Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов (РЦСДФ).

На фото (слева направо) режиссеры: Лео Бакрадзе Владилен Трошкин и  Станислав Ростоцкий. Фото: страница Leo Bakradze - ლეო ბაქრაძე - Лео Бакрадзе в facebook.

В 1989 — 1999 годах работал над созданием документальных фильмов: двухсерийного телефильма «Константин Симонов», «История её любви» и «История его любви» (история любви по переписке между заключённым и журналисткой); «Землетрясение» (о Спитакском землетрясении 1988 года), «День Победы, 50 лет спустя», «Москва – 850 лет», «Следы войны» (о беженцах из воюющей Чечни).

В 1999 году снял фильм об одном из членов молодежного медицинского перуанского отряда, выдающемся хирурге Ренате Акчурине «Ренат Акчурин, руки и сердце».

С 11 января 1995  — и.о. директора; с 29 июня 1998 по 13 августа 2001 — генеральный директор Российской центральной киновидеостудии хроникально-документальных и учебных фильмов (РЦСДФ).
С 13 августа 2001 — кинорежиссер творческо-производственного отдела РЦСДФ. 

СЕМЬЯ

Дед — Артемий Трошкин —  работал в типографии «Известий» в Москве.
Отец —  Павел Артемьевич Трошкин (1909, Симферополь — погиб под Ивано-Франковском в сентябре 1944 года). В 1936 — специальный фотокорреспондент «Известий». Снимал боевые действия на Карельском перешейке и Халхин-Голе. Во время Великой Отечественной войны снимал бои под Москвой, Сталинградскую битву, Курскую дугу, форсирование Днепра, освобождение Крыма и Западной Украины. Константин Симонов писал о нём: "В моей памяти он сохранился человеком сильным, упрямым и до такой степени необузданным в своей работе, что с ним было опасно ездить. Когда ему надо было непременно что-то снять, он не отступал от своего намерения ни при каких обстоятельствах... Остался в моей памяти облик, пожалуй, самого бесстрашного из всех наших фотокорреспондентов".
Жена — Нина Васильевна Крачковская (17 апреля 1930, Москва — 12 марта 2021, Москва) — актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1991).
Дочь — Елена Трошкина (род. в 1956 году в Москве), окончила киноведческий факультет ВГИКа, работала редактором на ЦСДФ.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1954 — Советский спорт 1954 № 3  
1956 — Миссия дружбы и мира (пребывание Н. А. Булганина и Н. С. Хрущева в Англии); полнометражный; режиссеры: Г. Бобров, И. Сеткина; операторы: И. Бессарабов, Ю Г. Бобров, П. Касаткин, Л. Котляренко, И. Сокольников, В. Трошкин
1956 — Праздник советской авиации; режиссер Г. Бобров; операторы: Ю. Бородяев, Н. Вихирев, А. Истомин, Ю. Леонгардт, Л. Михайлов, А. Савин, Н. Соловьев. В. Трошкин
1956 — Мы были на целине (о работе студенческих отрядов на целине); режиссеры- операторы: В. Трошкин, В. Ходяков; автор сценария и текста Браславский Л.
1956 — Весенняя международная ярмарка в Лейпциге; реж.: К. Эггерс; операторы: Е. Ефимов, В. Трошкин
1956 — В Лондоне (о достопримечательностях столицы Великобритании; фильм основан на книге очерков Сергея Образцова "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон); полнометражный; режиссер Г. Бобров; операторы: И. Бессарабов, П. Касаткин, Л. Котляренко, И. Сокольников, В. Трошкин
1957 — киножурнал "Искусство" №2, февраль 1957 г.; режиссер Л. Кристи; операторы: А. Хавчин, Ю. Егоров, М. Попова, В. Трошкин, С. Семенов
1957 — киножурнал "Искусство" № 6; режиссер А. Рыбакова; операторы: А. Левитан, Б. Макасеев, В. Трошкин
1957 — киножурнал "Дружба" № 4, декабрь 1957 г.; режиссер Э. Марьямов; операторы: А. Грек, В. Ходяков, Л. Котляренко, В. Трошкин, А. Савин, Ф. Клименко, Л. Личко, А. Щекутьев
1957 — Праздник в Тунисе; режиссёры: Трошкин В., Н. Кармазинский; оператор Трошкин В. 
1957 — 25-летний юбилей ЦСДФ; операторы: Земцов Г., Генералов Н., Трошкин В.
1957 — Визит наших соседей (визит премьер-министра Финляндии К. А. Фагерхольма в СССР); режиссер Р. Григорьев; операторы: Н. Лыткин, В. Трошкин, А. Хавчин
1958 — Всегда с партией; полнометражный; режиссёр Л. Дербышева; операторы: О. Арцеулов, Ю. Бородяев, Н. Генералов, Ю. Егоров, О. Лебедев, В. Трошкин   
1958 — Зимний праздник; режиссёр М. Слуцкий; операторы: В. Киселев, С. Киселев, А. Левитан, М. Ошурков, П. Русанов, О. Рейзман, В. Трошкин, Е. Федяев, Е. Яцун
1958 — На сцене молодежь; режиссёр Л. Махнач; операторы: В. Трошкин, Л. Максимов, Л. Михайлов, В. Воронцов, В. Копалин
1958 — Н. С. Хрущев в Америке; полнометражный; операторы: В. Киселев, С. Киселев, В. Трошкин  
1958 — Визит Н. С. Хрущева в США; режиссер И. Сеткина; операторы: В. Киселев, С. Киселев, В. Трошкин
1959 — Америка приветствует Н. С. Хрущева; режиссер: З. Тузова; операторы: В. Киселев, В. Трошкин, С. Киселев

1959 — Великая победа человечества (о запуске первой советской ракеты в сторону Луны); Производство: ЦСДФ и Моснаучфильм; режиссеры: Н. Соловьева, К. Домбровский; операторы: С. Зенин, Ю. Каравкин, Ю. Баренштейн, П. Касаткин, П. Крашенинников, А. Кричевский, В. Трошкин, В. Ходяков, Н. Шумов
1960 —  Это тревожит всех (о сектантах - пятидесятниках — от протеста против сектантства, фанатизма, изуверства — к утверждению веры истинной); дипломная работа режиссера В. Мусатовой; оператор: В. Трошкин; звукооператор: Ю. Игнатов; автор текста: Л. Лиходеев; в работе над фильмом принимали участие журналисты: В. Гузанов, П. Финн
1960 — Встреча с Францией (пребывание Н. С. Хрущева во Франции); полнометражный; режиссёр: С. Юткевич; операторы:  Д. Каспий, В. Киселев, В. Трошкин 
1960 — Конго в борьбе (в мае 1960 года Национальное движение Конго (с 1908 года — колония Бельгии) во главе с Патрисом Лумумбой выиграло выборы в местный парламент, 30 июня 1960 года страна получила независимость под именем Республика Конго); полнометражный; реж.: Л. Варламов; операторы: О. Арцеулов, В. Трошкин   
1961 — Перед лицом суда (показан судебный процесс по делу сектантов-пятидесятников); режиссер-оператор; автор сценария: Горохов В.; диктор: Выгодский Р.
1961 — Песня Имы Сумак (о гастролях певицы из Перу — Имы Сумак в Москве); режиссер: Л. Дербышева; оператор: В. Трошкин
1961 — Михаил Довжик (о бригадире совхоза «Ярославский» Казахской ССР, трактористе Михаиле Довжике); режиссёры: В. Трошкин Т. Ширман; оператор
1962 — Визит друга (пребывание Первого Заместителя Председателя Совета Министров СССР А. И. Микояна в Индонезии); режиссёр: З. Фомина; операторы: М. Каюмов, В. Трошкин
1962 — Голос пяти континентов (открытие и работа 5-го Всемирного Конгресса профсоюзов в Москве); полнометражный; реж.: О. Подгорецкая; гл. операторы: Е. Аккуратов, Н. Генералов; оператор
1962 — В Индию с визитом дружбы (визит Л. И. Брежнева, Т. Кулатова, В. И. Лихачева, И. В. Архипова, Я. А. Малика в Индию); режиссёр З. Тулубьева; операторы: С. Медынский, А. Савин, В. Трошкин
1963 — Победа дружбы в Джакарте (о спортивных играх GANEFO в Джакарте (Индонезия) в 1963 году)
1963 —  Есть в Джакарте стадион; производство: Ташкентская студия кинохроники: режиссер М. Каюмов; оператор: В. Трошкин
1963 — Улыбка Йемена (о молодом государстве Йемен); режиссёр-оператор
1963 — Визит в дружественную Финляндию; режиссёр Ф. Киселев; оператор: В. Трошкин
1963 — Встречи в Югославии (о встрече в СФРЮ Н.С. Хрущёва с Иосипом Броз Тито); режиссеры: Л. Залкинд, Б. Небылицкий; операторы: С. Киселев, В. Трошкин
1963 — Снова по черной тропе (о судебном процессе по делу О. В. Пеньковского, обвиняемого в шпионаже в пользу разведок Великобритании и США и гражданина Великобритании Гревилла Винна, агента Британской и американской разведок); режиссёр: Л. Махнач; оператор: В. Трошкин
1963 — Победа дружбы в Джакарте; полнометражный; режиссер И. Венжер; операторы: В. Капалин, В. Трошкин
1964 — Голос юности (о Всемирном форуме солидарности молодежи и студентов в борьбе за национальную независимость, освобождение и мир); операторы: Ю. Буслаев, Г. Епифанов, В. Трошкин, В. Усанов
1964 — Дар дружбы (о передаче госпиталя, построенного советскими специалистами , в дар индонезийскому народу); режиссеры: В. Копалин, В. Трошкин; операторы: В. Копалин, В. Трошкин
1964 — Н. С. Хрущев в Норвегии; режиссер З. Тузова; операторы: Ю. Монгловский, В. Трошкинзвукооператор И. Гунгер
1964 — Н. С. Хрущев в Швеции; реж.: М. Славинская; операторы: Ю. Монгловский, В. Трошкин; звукооператор И. Гунгер; автор текст М. Стуруа
1964 — Н. С. Хрущев в Дании; режиссер В. Ешурин; операторы: Ю. Монгловский, В. Трошкин; звукооператоры: И. Гунгер, А. Петров

1965 — Месяц доброго солнца (об оленеводческом колхозе на Камчатке); режиссер; оператор: И. Бганцев; приз МКФ (1965)
1965 — Сахалинские лесорубы (о комсомольско-молодежной бригаде сахалинских лесорубов Николая Московченко); автор сценария совместно с Ф. Фартусовым, режиссёр
1966 — Командоры (о людях, работающих на котиковых промыслах на Командорских островах); режиссер; оператор И. Бганцев
1966 — Вулканы зовут (о вулканологах Камчатки); режиссёр
1966 — Отец и сын (хроника строительства Днепрогэса); режиссёр-оператор
1966 — Трудная земля 
1966 — Раздумья перед стартом (о чемпионе СССР и Европы, мастере спорта Игоре Тер-Ованесяне); режиссёр-оператор; Приз на МКФ спортивных фильмов в Коротина д´Ампеццо, почётный диплом на МКФ короткометражных фильмов «Миссия молодёжи», проходившем в рамках XIX Олимпийских игр в Мехико (Мексика) в 1968 году, приз Федерации спортивных журналистов Грузии за лучший дикторский текст на II ВКФ спортивных фильмов в Тбилиси в 1968 году
1967 —  Память (о героическом революционном прошлом "Красной Пресни" и сегодняшней жизни этого района г. Москвы); режисер; операторы: Р. Петросов, В. Трошкин
1968 — Трое в пути (в трех новеллах фильма рассказывается о наших современниках — электромонтажнике В. Филимонове, бригадире совхоза В. Карпове, ученом П. Анохине); полнометражный; автор сценария С. Дробашенко
1969 — Сорок второй (фильм о строительстве Красноярской гидроэлектростанции, о бригадире строительной бригады имени Ю. Гагарина Позднякове); режиссер; оператор: Л. Гончаров
1969 — Лёд и золото (стадион юных пионеров в Москве. Тренировки фигуристов, в том числе: С. Четверухина, Г. Гржибовской, Л. Рыбаковой, И. Родниковой и А. Уланова. Тренеры С. А. Жук, Гранаткина за работой. Фрагменты выступлений: Г. Карелиной и Г. Проскурина, Л. Белоусовой и О. Протопопова, Л. Рыбаковой, С. Четверухина, Г. Гржибовской, И. Родниной и А. Уланова, Т. Москвиной и А. Мишина); режиссер; оператор В. Копалин
1969 — Дни скорби. Ханой (похороны президента Демократической Республики Вьетнам Хо Ши Мина); режиссер-оператор
1970 — Трагедия Перу (о катастрофическом 11-балльном землетрясении в Перу 31 мая 1970-го года); режиссер-оператор
1970 — Золото Чили; режиссер-оператор
1971 — Десант дружбы (о работе советского отряда, который оказывал помощь населению Перу, пострадавшему от землетрясения); режиссер-оператор
1972 — Перу. Тысячелетия и три года (фильм рассказывает о последствиях Великого Перуанского Землетрясения, которое произошло 31 мая 1970 года); полнометражный; авторы сценария: Арцеулов О., Кублицкий Г., Трошкин В.
1972 — Глаза и руки Перу (об искусстве древней цивилизации инков); автор сценария: Шергова Г.; режиссер; оператор О. Арцеулов
1972 — Судьба племени Урос; (фильм посвящен коренным жителям Перу — индейскому племени Урос); режиссер-оператор
1972 — Москва 1972 № 3 Депутат Моссовета
1973 — Братство (визит дружбы Л. И. Брежнева в Болгарию); режиссер; операторы: В. Киселев, И. Филатов
1973 — Трасса (Норильск. Строительство газопровода "Средняя Азия — Центр"); режиссер; опертор Л. Гончаров
1973 — Праздник на древней земле Сирии; режиссер; оператор С. Киселев
1974 — Даёшь БАМ! (фильм 1-й фильм из серии "Кинолетопись БАМа; — о Всесоюзной ударной стройке БАМ — Тында; прибытие в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали комсомольцев — первых бойцов Всесоюзного ударного отряда имени XVII съезда ВЛКСМ); режиссер; операторы: В. Горбунов, В. Макаров; звукооператор В. Котов; автор текста Бочаров Г.; композитор Космачев И.; диктор Колычев Ю.
1974 — Матч сюрпризов (кинорепортаж о традиционной матчевой встрече сборных команд легкоатлетов СССР-США, который проходил летом 1974 года в городе Дурхэме)
1974 — Такая молодёжь (о  раскрытии духовного мира молодых, их дум и чаяний); полнометражный; авторы сценария: Панкин Б., Пумпянский А.
1974 — О моей стране, значит —  обо мне (фильм о фестивале драматических и музыкальных произведений чехословацких авторов в Москве); режиссер; операторы: В. Воронцов, В. Горбунов, В. Киселев
1975 — Большой день Европы (о совещании в Хельсинки по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года)
1975 — Серебряный рельс (фильм посвящен строительству Байкало-Амурской магистрали и первым строителям БАМа); режиссер; операторы: В. Макаров, А. Панин
1976 — Поезд номер один (фильм 2-й из цикла "Кинолетопись БАМа" — поиск первого поезда по БАМу); автор сценария Л. Николаев; режиссер-оператор В. Трошкин; оператор В. Горбунов; композитор Султанова А.; диктор Малишевский С.; автор текста Николаев Л.; звукооператор З. Уздин; редактор Е. Феоктистова; директор картины Р. Агаджанян
1976 — Советский спорт 1976 № 4 Навстречу Олимпиаде. СССР — США: два матча
1977 — Право на жизнь (фильм-размышление над тем, что заботит американцев, что они считают своей национальной проблемой, своей болью и бедой); полнометражный; автор сценария А. Пумпянский; режиссер; композитор Л. Гедравичус; звукооператор З. Уздин; диктор Г. Жженов; редактор Е. Феоктистова; редактор кинолетописи А. Сум-Шик; асс. режиссера М. Спрышкова; директор картины В. Палагутин
1977 — Рожденные Октябрем (через судьбы конкретных героев фильм рассказывает о достижениях страны, прошедшей 60-летний путь после победы Великой Октябрьской социалистической революции); полнометражный; авторы сценария: Кублицкий Г., Трошкин В.; операторы: Воинов О., Горбунов В., Русанов А. (Скоба), Трошкин В.; композитор Гедравичус Л.; диктор Колычев Ю.; автор текста Кублицкий Г.; редактор Е. Феоктистова; звукооператоры: З. Уздин, А. Гребешков; асс. режиссера О. Левкина; диреткор картины В. Палагутин
1979 — Дом у дороги (фильм 6-й из цикла "Кинолетопись БАМа" —о проблемах строителей БАМа); полнометражный; авторы сценария: Л. Николаев, В. Трошкин; режиссер; операторы:  Дурандин В., Трошкин В., Черкасов С.; композитор Гидравичус Л.; автор текста Л. Николаев; текст читает В. Гафт; редактор С. Суркова; звукооператор: В. Дорфман; асс. режиссера О. Лёвкина; директор картины: Е. Тутубалин
1980 — Максималисты (фильм 7-й из цикла "Кинолетопись БАМа" — о бригаде А. Бондаря, о созданном на БАМе первом народном театре); авторы сценария: Николаев Л., Трошкин В.
1980 — Старт в великое будущее (фильм посвящен 26-ому съезду КПСС. О перспективах развития нашей страны и итогах 10-ой пятилетки); полнометражный; авторы сценария: Голембиовский И., Захаров А., Трошкин В.
1981— Скорый до Кунермы (фильмов серии кинолетописи БАМа. Посвящен пуску первого пассажирского скорого поезда от станции " Лена" до станции " Кунерма")
1981 — Парторг (фильм 8-й из цикла "Кинолетопись БАМа" — о Подзарее Анатолии Ивановиче — парторге 11 тоннельного отряда, строящего Северомуский тоннель, крупнейший в мире); авторы сценария: Николаев Л., Трошкин В.
1981 — Хлеб-соль (фильм 9-й из цикла "Кинолетопись БАМа" — посвящен людям, завершившим проходку тоннеля в Байкальском хребте на год раньше срока); авторы сценария: Николаев Л., Трошкин В.
1981 — Бронепоезд особого назначения (фильм 11-й из цикла "Кинолетопись БАМа" — о передовой бригаде путеукладчиков под руководством Валентина Шпенькова); 11-ый фильм кинолетописи БАМа; автор сценария и режиссёр
1982 — По СССР 1982 № 190 Юность страны Советов
1982 — Последний десант (фильм 13-й из цикла "Кинолетопись БАМа" — о проходке последнего тоннеля БАМа — Кодарского); автор сценария
1983 — Испытание (фильм 15-й из цикла "Кинолетопись БАМа" — о судьбе трех героев-строителей Байкало-Амурской магистрали); полнометражный; режиссер; операторы: Н. Григорьев, В. Дурандин, С. Черкасов

БАМ, Комсомольск-на-Амуре; съемочная группа фильма «К золотому звену» с членом Политбюро ЦК КПСС Гейдаром Алиевым, курировавшим стройку БАМа. 1984 год. На фото (слева направо): осветитель Марк Бриль, Гейдар Алиев  (стоит на фото 5-й слева), режиссер-оператор В. Трошкин, оператор С. Черкасов, директор картины Е. Тутубалин. Фото из архива С. Черкасова.
1984 — К золотому звену (фильм из цикла "Кинолетопись БАМа" — о поездке по Сибири и Дальнему Востоку члена Политбюро ЦК КПСС, первого заместителя председателя Совета Министров СССР Г.А. Алиева)
1984 — Сибирский грузин (фильм 16-й из цикла "Кинолетопись БАМа" — о А. В. Двалишвили, возглавлявшем отряд грузинских строителей на БАМе); автор сценария и режиссер; операторы: Н. Григорьев, В. Дурандин, С. Черкасов; редактор С. Плюснина; звукооператор В. Дорфман; директор картины Е. Тутубалин
1984 — Ровесник 1984 № 95 
1985 — Победа на БАМе (о последнем «золотом» звене БАМа); подследний (20-й) фильм основной кинолетописи БАМа); полнометражный; режиссер; авторы сценария: Л. Николаев, В. Трошкин; операторы: Н. Григорьев, В. Дурандин, С. Черкасов, В. Горбунов; редактор С. Плюснина; звукооператоры: В. Дорфман, В. Брус; композитор В. Мовсесян; текст читает В. Гафт; монтажер О. Левкина, директор картины В. Тутубалин
1985 — Константин Симонов (о жизни и творчестве советского писателя Константина Михайловича Симонова); 2 серии; режиссер; авторы сценария: Трошкин В., Панкин Б.; оператор Дурандин В.
1987 — Диалоги в Прибалтике. Фильм 1. Встречи в Латвии (о пребывании М. С. Горбачёва в Латвии)
1987 — ХРОНИКА НАШИХ ДНЕЙ № 25-26 ОКТЯБРЬ И ПЕРЕСТРОЙКА (на праздновании 70-летия Октябрьской социалистической революции М. С. Горбачев выступил с докладом: «Великий Октябрь и перестройка, революция продолжается», где были даны новые оценки историческим событиям); спецвыпуск; режиссер 
1988 — Простите нас (о судьбе бывших малолетних узников фашистских концлагерей); авторы сценария: Николаев Л., Трошкин В.
1988 — Пробуждение (фильм о праздновании 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, о перестройке и преобразованиях в стране); полнометражный; авторы сценария: Николаев Л., Трошкин В.
1988 — Коллаж (авторы пытаются передать состояние современного урбанизированного человека: одиночество, отчужденность, зависимость от определенного порядка вещей); режиссер: Трошкин В., Константинов Е., Чуев Н.; авторы сценария: Константинов Е., Чуев Н.
1989 — Землетрясение (о Спитакском землетрясении 1988 года)
1989 — Точка зрения; автор сценария, режиссёр
1990 — Поступок Несудимого (о судьбе В. П. Несудимова — инспектора по качеству строительства БАМа)
1990 — Безработные (фильм о строителях Байкало-Амурской магистрали, которые оказались безработными в 1989 году. Сдача БАМа в эскплуатацию); полнометражный
1991 — История её любви (история любви по переписке между заключённым А. Юдкевичем и журналисткой А. Бережковой); полнометражный
1991 — История его любви (продолжение истории любви по переписке между заключённым А. Юдкевичем и журналисткой А. Бережковой)
1995 — Следы войны (о беженцах, жертвах Чеченской войны)
1995 — День победы. Полвека спустя (о 50-летии Победы в Великой Отечественной войне в Москве, Петербурге, Бресте, Волгограде, Мурманске и далеком сибирском селе, где живёт писатель В. Астафьев); режиссёр и автор сценария совместно с Сарахатуновым Б.
1995 — Последний Парад; режиссёр и автор сценария совместно с Сарахатуновым Б.
1997 — Москва – 850 лет спустя (о праздновании 850-летия Москвы)
1999 — Ренат Акчурин. Руки и сердце (рассказ о кардиохирурге Р.С. Акчурине, о его работе и жизни)
1999 — Югославия. Агрессия НАТО; автор сценария и режиссер; операторы: Маев А., Мякишев Г.

На съемках фильма «Русский украинец». Май, 2001 г. На фото на первом плане (слева направо): оператор В. Извеков, жена героя фильма Ирина Калиниченко, режиссер В. Трошкин; на втором плане: асс. оператора С. Ширманов (слева). Фото из архива В. Извекова.

2001 — Киноальманах «Летописец России» № 3, «Русский украинец» (о судьбе журналиста, поэта, художника Владимира Калиниченко, бывшего узника концлагеря Дахау); производство: РЦСДФ; режиссер и автор сценария В. Трошкин, оператор В. Извеков, звукооператор Ю. Демкин, редактор В. Панасюк, директор картины В. Бевзелюк; асс. оператора С. Ширманов

ДИАФИЛЬМЫ

1959 — Н. С. Хрущев в Америке. Часть 1; производство: Московская студия «Диафильм»; автор текста Н. Грибачев; авторы диафильма: В. Киселев, В. Трошкин
1959 — Н. С. Хрущев в Америке. Часть 2; производство: Московская студия «Диафильм»; автор текста Н. Грибачев; авторы диафильма: В. Киселев, В. Трошкин

Кинопериодика

ХРОНИКА НАШИХ ДНЕЙ 1987 № 25 (кинорежиссёр)

Библиография

1987 — Кино: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. / - 640 с., 96 л. ил. (изд.: - М.: Сов. энциклопедия)

Звания

1969 — Заслуженный деятель искусств РСФСР
1979 — Народный артист РСФСР

Награды

1965 — Серебряный приз Московского международного кинофестиваля (за фильм «Месяц доброго солнца» (1965))
1986 — Государственная премия СССР (за кинолетопись БАМа)

Цитаты

В 1952 году по окончании операторского факультета ВГИК, меня направили работать на киностудию "Мосфильм", где я проходил преддипломную практику. С большим трудом уговорил кадровиков министерства кинематографии, чтобы переправили направление на ЦСДФ.
50 лет проработал на этой студии и нисколько об этом не пожалел.

Владлен Трошкин (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР». Воспоминания кинодокументалиста)

Жизнь в документальном кинематографе позволила мне за государственный счет объездить всю нашу немаленькую страну.
Особенно привлекательными были по молодости экспедиции на Север, Сибирь и Дальний Восток.
Полуостров Сахалин, где я снимал фильм – "Сахалинские лесорубы". Текст к нему тогда написал начинающий литератор, впоследствии автор "Чонкина" – Владимир Войнович.
Фильм "Командоры" рассказывал о заброшенном богом и людьми острове, населенном тысячами котиков, где в маленьких речках красная рыба идет на нерест стеной, где в одиночестве стоит памятник первооткрывателю острова – капитану Берингу.
Фильм "Вулканы зовут" – о мужественной, увлекательной работе камчатских вулканологов, о красивейших природных явлениях, грязевых ваннах, водопадах...
"Месяц доброго солнца" – короткий динамичный рассказ о камчатских оленеводах, их жизни, быте, бескрайности тундры...
Хочу похвастаться – за этот фильм я получил свой первый приз на международном кинофестивале в Москве.
"Трасса" рассказывает, как на крайнем Севере на полуострове Таймыр в дикие пятидесятиградусные морозы, когда отказывалась работать кинокамера, строители прокладывали мощный газопровод.
Много раз я возвращался на Дальний Восток, когда снимал кинолетопись БАМа, но об этом отдельный разговор.
За время своих путешествий я познакомился со многими интереснейшими людьми, о которых мне хотелось рассказать в сюжетах киножурналов, эпизодах фильмов...

Владлен Трошкин (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР». Воспоминания кинодокументалиста)

... Много лет снимал Трошкин о БАМе — казалось бы, возможны повторы. А тут напротив — от фильма к фильму получается все глубже и интереснее. Время рождает знание, понимание сути проблем, что, в свою очередь, укрепляет гражданскую, партийную позицию художника. Он стремится к исследованию, к анализу. Во благо дела. Он отказывается от красивостей, ищет эмоциональное в живой драматургии конфликтов, в конкретных образах. Одиннадцать фильмов, десятки героев. Не калейдоскоп лиц, а коллективный портрет современника, строителя магистрали века. И каждое лицо в портрете лепится не моментально, а путем длительных, порой многолетних наблюдений, предстает в динамике собственного развития, становления личности. И в таком способе работы мне видится особый трошкинский стиль документального кино. Метод не фиксаций, а длительного и пристального исследования жизни. Он берет свое начало еще в первых целинных лентах молодого оператора Владлена Трошкина, формируется уже в таких режиссерских работах, как «Отец и сын». «Трудная земля», «Трое в пути», «Рожденные Октябрем», и утверждается в фильмах о БАМе. Но поиски продолжаются. И это замечательно, ибо сулит дальнейший рост.

Л. Николаев, сценарист последних фильмов о БАМе, лауреат Государственной премии СССР, Источник

[...]Особенно дороги первые дни жизни на БАМе. До этого мне не приходилось жить в палатке, где 30 лесорубов, одна печурка, общий котёл, общие интересы, общие трудности и разговоры до утра. Такая обстановка для меня была внове. Я много снимал и до БАМа, часто среди молодёжи, попадал в рабочие коллективы, но чтобы так приехать, скажем, в посёлок, поселиться в палатке и многие месяцы жить бок о бок, помогать своим героям, откладывая зачастую в сторону кинокамеру, было впервые. Поэтому это незабываемо. Или когда ты, сам укутанный до носа, обогреваешь под тулупом кинокамеру и переживаешь, а вдруг получится брак, ведь переснять невозможно…[...]

Трошкин В., режиссёр, Источник

Статьи

Беседа режиссеров: Джеммы Фирсовой и Владлена Трошкина (25 августа 1968 года)
Г. ГУРКОВ. В КАДРЕ – НЕСПОКОЙНОЕ ВРЕМЯ (сборник «Документальный экран», Союзинформкино,1984 год)
МОЯ СУДЬБА – ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
БАМ (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
ПЕРВАЯ ЗАГРАНИЦА (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
УЛЫБКА ЙЕМЕНА (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
КОНГО В БОРЬБЕ (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
ПОХОРОНЫ ДЯДЮШКИ ХО (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
30 ДНЕЙ В АМЕРИКЕ (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
РЯДОМ С ПРАВИТЕЛЬСТВОМ (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
ПЕРУ, ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ТРИ ГОДА (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
ПРОСТИТЕ НАС...(из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
КОНСТАНТИН СИМОНОВ (из книги «ДВАДЦАТЬ ПЯТЫЙ КАДР»)
Владлен Трошкин о профессии режиссера-документалиста
КИНОЛЕТОПИСЬ БАМа. «БАМ есть, БАМ продолжается»... (из сборника «Кинопублицистика и современность» (1986 )

Источники информации

Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД. Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 203).; ГЦМК (Ф. 56). Фото из частного архива.