Фронтовые операторы. Бой продолжается

Газета «Волоколамский край» от 14 сентября 2020 года.

Фронтовые операторы. Бой продолжается

15.09.2020

Опубликовано в газете  «Волоколамский край» от 14 сентября 2020 года. Автор фото: Павел Михайловский.

4 сентября в Красногорске на Волоколамском шоссе недалеко от Российского государственного архива кинофотодокументов был открыт первый в мире памятник фронтовому кинооператору.

Их было 256. Каждый четвертый погиб, каждый второй получил тяжелое ранение или увечье. С первого дня войны со всех киностудий страны в действующую армию были призваны кинооператоры, вошедшие в состав фронтовых киногрупп всех фронтов. Отснятые материалы сдавали начальнику киногруппы, потом отправляли их в Москву. Работали в обойме со штабами армий и дивизий. Операторы снимали не только крупные сражения, но и “рядовые” бои, будни воинских частей и события, происходившие на данном участке фронта. Шли на танках, поднимались в небо, спускались в партизанские подземелья, выходили в море и  “лейкой” и блокнотом, а то и с пулеметом первыми врывались в города".

Операторы были полноценными участниками боев, вооруженными автоматом или пистолетом, но по существу — были безоружными, ведь во время боя кинооператор держал в руках кинокамеру, а все его внимание было устремлено на происходящее. Недаром фронтовых хроникеров называли солдатами с кинокамерой. Это были бесспорно отважные люди, остававшиеся, несмотря на трагизм реальности, художниками: искали кадр, ракурс, свет...

Их глазами мы видим сейчас эпоху, эпоху двух мировых войн. Они оставили нам бесценное свидетельство времени — кинохронику. Самое честное, а, может, единственно честное свидетельство времени. В сводках, мемуарах, газетных репортажах можно было слукавить или поддаться личным впечатлениям. Кинокамера — не врет, она этого не умеет. У камеры хроникера нет второго дубля.

Памятник открыли, и все в этом событии имеет символический смысл — 75-летие Победы, Волоколамское шоссе, где враг получил первый мощный удар, архив кинофотодокументов, хранящий кинолетопись войны.

***

Решение об увековечивании памяти фронтовых кинооператоров было принято на съезде Союза кинематографистов России в 2016 году и поддержано Общественным движением "Бессмертный полк России". В проекте участвовало Российское военно-историческое общество.

На торжество были приглашены родственники кинооператоров, самих их в живых уже нет, последний кинооператор умер несколько лет назад. Приехали Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов, Владимир Мединский, возглавляющий сейчас Российское военно-историческое общество, кинематографисты. Герои этого дня тоже были с нами — их портреты организаторы праздника разместили вокруг памятника на фоне еловой гирлянды, обрамляющей сооружение.

Открыл церемонию оркестр барабанщиков. В. Мединский в своем выступлении отметил бесстрашие кинооператоров, их мастерство и присущий им взгляд историка.

Никита Михалков, как всегда, был публицистичен:

— Этот памятник установлен очень своевременно. Сейчас идет такой накат на нашу историю, организована целая кампания, которая преследует цель переиначить нашу историю и отнять нашу Победу. Но у нас в руках неопровержимое доказательство — фронтовая кинохроника. Этот памятник посвящен не только кинооператорам, но и памяти, документу. Сегодня фронтовые операторы снова на войне, они воюют за правду.

Воинские почести операторам-фронтовикам отдали военнослужащие 154-го отдельного комендантского Преображенского полка, прошедшие по площади маршем и возложившие к памятнику цветы и гирлянду.

А потом к памятнику “потекли” букеты от потомков кинооператоров, многие из которых приехали из других городов и стран.

***

Для меня этот день имел личное значение. Фронтовым кинооператором был мой дед — Мансур Яхич Барбутлы. Он родился в 1909 году в Бахчисарае Таврической губернии в семье известного лингвиста-арабиста и педагога Яхъи Наджи Сулеймана Байбуртлы. С детства его привлекало искусство фотографии. Поэтому после окончания школы он устроился фотокорреспондентом в газетах Симферополя “Новый мир” и “Молодая сила”. Скоро молодого репортера заметили, и по направлению отделения “Востоккино” в 1930 году он уехал учиться во ВГИК, созданный в том же 30-м году.

Учился в мастерской П. И. Филина. Этот курс стал первым выпуском операторского факультета ВГИКа. Вместе со своим мастером выпускник снял несколько фильмов о жизни советского Крыма, научно-популярный фильм "В глубинах моря" и эпизоды для художественного фильма Эйзенштейна “Бежин луг”.

Дед начал свой творческий путь в годы первых пятилеток и ее труженикам посвящал свои картины и сюжеты в киножурналах. В 1938 году создал фильм о первых героях Хасана — летчиках Чернопятко и Нагайшине.

Война застала его в Йошкар-Оле, где киногруппа Казанской студии работала над фильмом к 20-летию Марийской республики. Там, на центральной площади города, посчастливилось снять сюжет о живых эмоциях людей, получивших известие о начале войны.

В годы войны М. Барбутлы был специальным военным корреспондентом Центральной студии документальных фильмов в действующей армии, воевал на 4-м Украинском фронте. Ему довелось снимать войну на Таманском и Керченском полуостровах, бои на косе Чушка, в катакомбах делить тяготы времени с крымскими партизанами, запечатлеть бои за Керчь, Севастополь, Новороссийск, Киев и тяжелейшую переправу наших войск через Днепр. Снимать бои в Карпатах, отступление немцев к западным границам СССР. Были бои за Прагу, освобождение Чехословакии и Польши.

На задании кинооператоры нередко работали в паре, и пару эту чаще всего составляли товарищи — надежнее варианта в непредсказуемых боевых условиях не было, ведь материал нужно было не только снять, но и в сохранности доставить начальнику киногруппы. Фронтовыми товарищами Мансура Барбутлы были Михаил Силенко и Владимир Сущинский. Шоферами киногруппы были Ф. Мирошниченко и Иван Машенцев. Сущинский не дожил до Победы, погиб в сорок пятом под Бреслау.

Вот оно, сплетение судеб! В первые дни войны Сущинский снимал сюжеты для киножурнала в Пятигорске, где с 1960-х годов и до последних дней будет жить Мансур Барбутлы. Другой фронтовой кинооператор — В. Еремеев, после войны коллега М. Барбутлы по Северо-Кавказской студии кинохроники, снимал тяжелые дни сдачи Новороссийска, Керчи, Севастополя, а Барбутлы в обратном порядке будет снимать освобождение этих городов.

Киноэпопею “Великая Отечественная” создавали 256 фронтовых кинооператоров: фильм смонтирован из кадров фронтовой кинохроники. В этом - частица труда моего деда. Во время премьеры фильма он с волнением узнавал и свои кадры, и кадры операторов его киногруппы.

После войны М. Барбутлы не раз будет возвращаться в своем творчестве к военному времени. Снимет трилогию о защитниках Кавказа - "Герои Марухского перевала" и трилогию о борьбе ставропольского комсомола с фашистами, за которую будет удостоен звания лауреата премии Ленинского комсомола. Снимет фильм "Здравствуй, Керчь!", посвященный 40-летию освобождения города.

***

М. Я. Барбутлы, кинооператор высшей категории, Отличник кинематографии, Заслуженный деятель искусств РСФСР, отдавший документальному кино более 50 лет. Он создавал документальные и научно-популярные фильмы. Героями его картин были горняки,  корифеи советской науки Иоффе, Капица, Несмеянов, художники, чабаны, музыканты, военачальники, в том числе С. М. Будённый, актёры, альпинисты…

Его заслуги отмечены орденом Отечественной войны II степени и военными  медалями, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «За доблестный труд», несколькими десятками благодарностей с занесением в личное дело от военного командования и руководства киностудий, где он работал.

***

Фронтовые кинооператоры сделали свое большое дело. Я уверена, сейчас их балуют раем.