Семён ШЕЙНИН

кинооператор

Полное имя:
Семён Альтерович ШЕЙНИН

Дата рождения:
07 января 1908
с. Держановка, Черниговская губерния, Российская империя

Дата смерти:
14 октября 1994 (86 лет)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Семён Альтерович Шейнин (12 декабря 1907 (07 января 1908) с. Держановка (ныне — Черниговская обл., Украина) — 14 октября 1994, Москва, Российская Федерация) — оператор игрового и документального кино. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1988). Член ВКП(б) с 1940. Член СК СССР с 1957.

В 1932 году окончил Государственный техникум кинематографии (ГТК).
В 1931— 1933 — асс. оператора, 2-й оператор Московской кинофабрики «Союзкино» / «Союзфильм».
В декабре 1933 — ноябре 1934 — служил в Красной Армии.
В ноябре 1934 — июне 1941 — 2-й оператор, оператор Москинокомбината / киностудия «Мосфильм».
В октябре 1941 — ноябре 1942 — оператор Центральной объединённой киностудии (ЦОКС).

В 1942 — 1945 — фронтовой кинооператор Великой Отечественной войны. На фронте с июня 1941 года (по другим данным с апреля 1943 года)[1]. Воинское звание: инженер-капитан, лейтенант.

  • С декабря 1942 — в киногруппе Воронежского фронта.
  • С марта 1944 — оператор 1-го Украинского фронта.
  • С августа 1945  — оператор Дальневосточного фронта.

Фронтовые кинооператоры (слева направо): Семен Шейнин и Маматкул Арабов (предположительно). Фото из семейного архива Шейниных.
Принимал участие в боевых действиях 1-го Украинского фронта в составе фронтовых киногрупп, в т.ч.:

Дважды был тяжело ранен (в сентябре 1943 и июле 1945 года).

Фронтовые кинооператоры (слева направо): Михаил Ошурков и Семён Шейнин. Берлин. 1945 год. Фото из семейного архива Шейниных.

Фронтовые дороги привели оператора в киногруппу 1-го Украинского фронта. «С июля по ноябрь 1944, – свидетельствует служебная характеристика, – в основном работал в Карпатах, с ноября по февраль – в Польше. В сложных условиях съемки в горах дал интересный материал, показал трудности войны в горах, бойцов, преодолевающих препятствия.

Шейнин хорошо чувствует материал, умеет найти главное в нем. В январском наступлении войск 1-го Украинского фронта дал интересный репортаж о г. Ченстохове и др.». Во фронтовой характеристике 1945 г., подписанной начальником фронтовых групп Л. Сааковым, отмечалось: «Из числа оригинальных авторских съемок т. Шейнина наиболее интересны "В логове зверя" (сюжет о типичном немецком доме, характеризующий звериный облик его владельцев), сюжеты "Необычайный аэродром" и "Памяти Кутузова", использованные в фильме "Александр Покрышкин"». (РГАЛИ. Ф. 2944. Оп. 28. Д. 1668. Л. 21.)[2]

Награжден орденами Отечественной войны II степени (1944), Красной Звезды (1945), Отечественной войны I степени (1985) и медалями.

Съёмки Семёна Шейнина вошли в документальные фильмы «Битва за нашу Советскую Украину» (1943), «Берлин» (1945), «Освобождённая Чехословакия» (1946) и др.

С октября 1945 — работал на киностудии «Мосфильм».
В 1946 — 1947 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
 В 1948 — 1979 — оператор киностудии «Мосфильм».
С 1967 года занимался восстановление старых фильмов.

Семён Шейнин в документальном фильме о жизни и творчестве Арши Ованесовой «Женщина из стали и слез» (1992; производство: Киновидеостудия "Человек и время"; автор сценария Лев Рошаль; режиссёр Сэдда Пумпянская).

_______________________________________
1. Данные  информационного портала Министерства обороны РФ «Память народа».
2. Из книги Валерия Фомина «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (2018; с. 831-832).

СЕМЬЯ

Жена — Арша Амбарцумовна Ованесова (23 декабря 1906  06 мая 1990) — режиссёр.  Лауреат Сталинской (Государственной) премии и Международной премии Мира за 1950 год за фильм «Юность мира» — о 2-м Международном фестивале демократической молодежи и студентов, проходившем в Будапеште в 1949 году. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1947). 
Двое сыновей: Виктор Семёнович Шейнин (16.08.1938 — 13.11.2014),  режиссёр; Заслуженный деятель искусств Российской Федерации; Игорь Семёнович Шейнин, геолог.
Внуки — Екатерина Викторовна Сергеева Шейнина, — продюсер; в 1996 году окончила ВГИК; Алексей Викторович Шейнин (род. в 1963 году в Москве) — оператор кино и ТВ; в 1991 году окончил операторский факультет ВГИКа.
Правнучка — Анастасия Сергеева (род. в 1987 году) — оператор, продюсер; окончила операторский факультет ВГИКа.

Бессмертный полк. Игорь Семёнович Шейнин с портретом отца Семёна Шейнина. Москва. 09 мая 2016 года. Фото Екатерины Головни.

Игорь Семёнович Шейнин в  документальном фильме о жизни и творчестве Арши Ованесовой "Женщина из стали и слез" (Видеостудия "Человек и время", 1992); автор сценария: Лев Рошаль; режиссёр: Сэдда Пумпянская.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

Документальные фильмы, кинопериодика, кинолетопись

1941-1943 — съёмки  Героев Советского Союза на фронте, в том числе:

  • Северо-Западный фронт (январь): Генерал-лейтенант Коровников, полковник Пииров беседуют с Героем Советского Союза младшим лейтенантом Мамедовым; 
  • Юго-Западный фронт (март): представитель командования фронта генерал- майор Фалалеева; часть майора Баранова. Фалалеев беседует с группой летчиков, зачитывает приказ о награждении летчиков;
  • Воронежский фронт (апрель 1943): Командир орудия ст. сержант Герой Советского Союза Е. А. Хавчин;
  • Западный фронт (март 1942): Герой Советского Союза лейтенант Стемашев;
  • Герой Советского Союза Ф. К. Гагодаев.

1943 — Союзкиножурнал № 44; режиссер: И. Сеткина; операторы: И. Малов, Г. Могилевский, В. Смородин, С. Уралов, С. Шейнин, А. Казначеев, Г. Голубов, В. Косицын. М. Оцеп, Б. Пумпянский
1943 — Вручение гвардейского знамени танковой части генерал-майора А. Ф. Кравченко; операторы: Могилевский, С. Шейнин
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
1944 — 1-ый Украинский фронт. Маршал И. С. Конев
1944 — По следам отступающего врага (съёмки в г. Каменец-Подольском; части Красной Армии на понтонах переправляются через р. Днестр; Н. С. Хрущев на наблюдательном пункте 1-ого Украинского фронта); операторы: А. Шафран, С. Шейнин
1944 — Похороны военного кинооператора капитана Эльберта А. П. (сентябрь 1944 года, г. Львов)
1944 — Трижды Герой Советского Союза А. Покрышкин (съёмка в Новосибирске - родной город лётчика); операторы: Шафран, Кутуб-Заде, С. Шейнин
1944 — Выпуск школы младших лейтенантов (Маршал И. С. Конев присутствует на торжественном выпуске школы младших лейтенантов на 1-м Украинском фронте (декабрь 1944)); операторы: Ошурков, С. Шейнин
1945 — Прибытие в Прагу премьер-министра Чехословакии Фирлингера; операторы: С. Шейнин, К. Бровин
1944 — Освобождение Украины
1945 — Победа за Вислой; режиссеры: Быков, Кутуб-Заде; операторы: Н. Быков, К. Бровин, С. Шейнин, К. Кутуб-Заде, В. Сущинский, А. Павлов
1945 — У танкистов Рыбалко; операторы: Шейнин С.А., Бровин К.П.
1945 — Домбровский промышленный район (город Глейвиц: встреча офицеров и бойцов советской армии с освобожденными из плена союзниками и русскими женщинами, угнанными в Германию); операторы: Шейнин С.А., Бровин К.П.
1945 — Александр Покрышкин; режиссёр: А. Гендельгтейн; операторы: Александров, А. Брантман, К. Бровин, Н. Быков, К. Кутуб-Заде, А. Шафран, С. Шейнин, Н. Мелихов, Г. Цветков, С. Хмелёв
1945 — Город Лигниц
1945 — Фауст-патрон (кинолетопись); операторы: Шейнин С.А., Бровин К.П.
1945 — Берлин; полнометражный; Автор фильма и руководитель фроновых съёмок: Ю. РайзманМонтаж: Е. Свилова, И. Сеткина, Т. Лихачёва; операторы: А. Алексеев, Е. Алексеев, И. Аронс, Н. Вихирев, К. Венц, Г. Гибер, Г. Голубов, Б. Дементьев, Л. Дульцев, Г. Епифанов, Д. Ибрагимов, Р. Кармен, И. Комаров, Н. Киселев, А. Левитан, Ф. Леонтович, В. Лезерсон, Е. Мухин, Л. Мазрухо, И. Панов, М. Посельский, С. Семенов, В. Соловьев, А. Софьин, Г. Сенотов, В. Симхович, Б. Соколов, В. Томберг, В. Фроленко, М. Шнейдеров
При участии киногруппы 1-го Украинского фронта: Г. Александров, М. Арабов, Богоров, К. Бровин, Н. Быков, П. Горбенко, Г. Островский, А. Погорелый, С. Шейнин
1945 — В Верхней Силезии; режиссер: И. Посельский; операторы: В. Сущинский, С. Шейнин, К. Бровин, А. Павлов, Н. Быков, Г. Островский, К. Богдан, К. Кутуб-Заде, М. Арабов, М. Ошурков

1946 — Освобожденная Чехословакия (нов. редакция 1975 года); режиссер: И. Копалин; операторы: В. Доброницкий, А. Кричевский, А. Лебедев, М. Ошурков, С. Иванов, А. Литвин, С. Шейнин
1946 — Молодость нашей страны; полнометражный; реж. С. Юткевич, И. Венжер; операторы: В. Доброницкий, С. Семенов, М. Трояновский,С. Шейнин
1946 — 1-е Мая 1946 года (цветной вариант); реж.: Я. Посельский, С. Гуров, И. Сеткина; операторы: С. Шейнин (в соавторстве)
1947 — Первое мая 1947 года (черно-белый вариант); операторы: С. Шейнин (в соавторстве)
1947 — Слава Москве (800-летие Москвы); операторы: Беляков, Бобров, Макасеев, Монгловский, Ошурков, Семенов, Трояновский, Хавчин, Фролов, Шейнин
1949 — По Чусовой; оператор
1950 — Советская Чувашия (празднование 30-летия Чувашской республики); Производство: Мосфильм; режиссер: Г. Лукашевич; оператор
1951 — Крылатое племя; Производство: Нижневолжская студия кинохроники; оператор

1965 — В небе Покрышкин; Моснаучфильм; режиссер: А. Гендельштейн; операторы: Г. Александров, А. Брайтман, К. Бровкин, Н. Быков, К. Кутуб-Заде, А. Шафран, С. Шейнин

Игровые фильмы

Семён Шейнин (справа) с другом Евгением Андриканисом. Фото из личного архива Екатерины Андриканис. 80-е годы.

1934 — Петербургская ночь (восстановленный вариант 1968 года); ассистент оператора
1936 — Зори Парижа; режиссёр: Григорий Рошаль; операторы: Леонид Косматов, Семён Шейнин
1938 — Великий счет (игровой фильм, в котором снимались артисты: А. П. Антонов, П. Савин, Н. Никитич, Б. Толмазов и другие, разыгрывающие сцены переписи населения 1882 года и предстоящей переписи 17 апреля 1939 года); оператор-постановщик
1939 — Подкидыш; режиссёр: Татьяна Лукашевич; авторы сценария: Рина ЗелёнаяАгния Барто; оператор-постановщик
1941 — Приключения Корзинкиной; режиссёр: Климентий Минц; операторы: Михаил КапланСемён Шейнин
1942 — Боевой киносборник № 12 "Сын бойца"; оператор-постановщик
(двенадцатый фильм серии из тринадцати боевых киносборников, вышедших в годы Великой Отечественной войны. Киносборник выпущен на экраны 12 августа 1942 года); режиссёры: Герберт РаппопортВера Строева; операторы: Владимир Рапопорт, Семён Шейнин
1952 — Учитель танцев; режиссёры: Татьяна ЛукашевичВладимир Канцель; операторы: Николай Власов, Семён Шейнин
1953 — Анна Каренина; операторы: Николай Власов, Семён Шейнин
1953 — Свадьба с приданым; операторы: Николай Власов, Семён Шейнин
1954 — Аттестат зрелостирежиссёра Татьяны Лукашевич
1956 — Крылья (фильм-спектакль); главный оператор
1960 — Заре навстречу; оператор-постановщик
1960 — Северная повесть; автор сценария и режиссёр: Евгений Андриканис; оператор-постановщик
1964 — Встреча на переправе; короткометражный; главный оператор
1966 — Выстрел; режиссёр: Наум Трахтенберг; оператор-постановщик

______________________________
Использованы материалы открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Биография: cправочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 928-929); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 831-832). Наградные документы периода ВОВ: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фотогрфии из семейного архива, а также сайта www.pamyat-naroda.ru.

Звания

1988 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Награды

1944 — Орден Отечественной войны II степени (Приказ подразделения № 132/н от 22.09.1944; Издан: ВС 1 Украинского фронта)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
1945 — Орден Красной Звезды (Приказ подразделения № 102/н от 16.06.1945; Издан: ВС 1 Украинского фронта)
1985 — Орден Отечественной войны I степени

Цитаты

9 мая 2016 года родственники фронтовых кинооператоров и активисты Московского клуба документального кино имени Джеммы и Владислава Микоши впервые прошли в составе Бессмертного полка с портретами фронтовых кинооператоров и с транспарантом «Фронтовые кинооператоры».
Участники прошли по Тверской улице к Красной площади с портретами своих родственников - фронтовых кинооператоров Центральной ордена Ленина и ордена Красного Знамени студии документальных фильмов (ЦСДФ).[…]

#МузейЦСДФ, Источник

ДРУЖБА
И еще два слова об упомянутом уже Семене Шейнине, которого периодически «выгонял» из дому Топсик (любимая собака кинооператора-постановщика и режиссёра Евгения Андриканиса; — прим. ред.), о папином лучшем друге. Просто потому, что это тоже весьма для Андриканиса характерно. Они познакомились в 1928 году, когда оба поступили на операторское отделение кинотехникума. «Всесоюзным» и институтом, то есть высшим учебным заведением, ЭТО стало только в середине 30-ых лет. И прежним выпускникам опять пришлось «легитимизировать» свои документы, то бишь их менять. Папа ушел в декабре 1993 году, не дожив до своего 84-летия девять дней. Дядя Сеня пережил его всего-то на десять месяцев. И вот все эти годы они дружили. Сколько всякого разного они прошли, - это ни в сказке сказать, ни пером описать! И поссорились всего один раз. Зато не разговаривали целый месяц. Знаете, что было причиной смертельной обиды? Думаете, «девушка»? Или творческие разногласия? Чужие сплетни или злой умысел?
Семен Шейнин вступил в ряды КПСС в 1942 году. Незадолго до смерти у него объявилась очень странная аллергия – на красные продукты. То есть он не мог есть красные яблоки, морковь, помидоры, красный перец, варенье, клубнику, малину, красное мясо и так далее. Я тогда еще не знала, что это один из признаков рака пищевода. И мы с мамой (к тому времени КПСС уже распустили и почти запретили) на ним посмеивались – мол, ну что же ты хочешь, столько лет в партии – невольно наступит аллергия на красный цвет!
Во времена Сталина и Ко были репрессированы два его старших брата – большевики с дореволюционным стажем. Расстреляли отца, дядю и старшего брата его жены. То есть, он тоже пострадал от Советской власти, как и полагалось каждому интеллигентному человеку.
В 37-ом году, когда все каждый день ожидали ареста, они втроем – папа, Эйзенштейн и дядя Сеня – ночи напролет гуляли по Москве. «Брали» по ночам, и они наивно полагали, что, если их нет дома, то полагающаяся им «пуля» может пролететь мимо.[…]
Так вот, поругались они именно из-за политических вглядов. Папа доказывал, что все беды Советской власти заложены в системе. А Семен – что в личностях. То есть он был абсолютно уверен и с пеной у рта доказывал, что социализм – это вершина человеческой мысли и самоорганизации людей, и виной всему те негодяи, которые случайно, по чьему-то недогляду получили власть, которую они совсем не заслуживали. Это и было камнем преткновения. Потому что мой папа был ярым «кухонным» антисоветчиком. Разве что, не был диссидентом. Стал бы им, если бы не огромное чувство ответственности за семью. Как вы понимаете, я при этой ссоре не присутствовала, слова, которые они говорили друг другу не слышала, но зато видела результат – мрачное и подавленное настроение в течение всего времени вынужденного «молчания». Но тут, слава Богу, подоспел юбилей.
В 1978 году они оба решили отметить «золотую свадьбу», то бишь 50-летие дружбы. Я купила им в художественном салоне деревянную скульптуру – два ужасно смешных и обаятельных осла. На одном я написала «Женя», а на другом – «Сеня». И добавила к подарку лобзик. По моему замыслу они должны были в кульминационный момент всеобщего ликования распилить скульптуру пополам. Сене должен был достаться «Женя», и наоборот. Но, ничего не вышло. Им стало жалко портить произведение деревянной скульптуры, и она целиком и полностью досталась дяде Сене. И стояла в его доме на самом видном месте многие годы. Каждому «экскурсанту» он демонстрировал этих ослов и долго рассказывал, что все это означает, и почему он это так ценит. При том, что на стенах квартиры висели Башигджанян и Сарьян, подаренные когда-то соотечественниками-армянами Арше. Эти картины такой лекции не удостаивались.[…]

Екатерина Андриканис, режиссёр, писатель, педагог, Источник