Сущинский Владимир Александрович (05 (18) сентября 1912, Саранск — погиб 22 февраля 1945, Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1946 — посмертно). Награжден орденами и медалями.
В Саранске окончил школу первой ступени (начальное общее образование), затем школу-десятилетку.
В 1930 году окончил энергетический техникум.
С января 1931 по май 1931 — техник в Управлении Волжского речного флота в Куйбышеве (ныне Самара).
С июня 1931 по январь 1935 — работал ст. техником во Всесоюзном теплотехническом институте в Москве.
В 1935 — 1936 — служил в РККА.
После демобилизации поступает на операторский факультет ГИКа, который окончил в 1941 году.
С мая по август 1941 — асс. оператора Центральной студии кинохроники.
Летом 1941 года выехал в составе съемочной группы в Сочи. Позже киногруппа переезжает в Пятигорск, где В. Сущинский снял свой первый репортаж для киножурнала «Пионерия». Война застала киногруппу в Пятигорске. Киногруппа была отозвана студией кинохроники в Москву.
Участник Великой Отечественной войны. В августе 1941 года был мобилизован в РККА. Звание: мл. сержант.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. В начале войны подаёт заявление о зачислении во фронтовую киногруппу. В апреле 1945 года направлен во фронтовую киногруппу. В конце 1942 года В. Сущинскому присвоено звание капитана.
За проявленное мужество награжден медалью «За оборону Ленинграда».
В конце 1943 года, за проявленное мужество и творческое мастерство, Сущинскому переведен на должность кинооператора.
Решением ВЦСПС и Комитета по делам кинематографии при СНК СССР Сущинский был отмечен как победитель в социалистическом соревновании среди фронтовых кинооператоров.
В конце 1944 года Сущинский был награжден орденом Красного Знамени.
За выдающиеся съемки на фронтах в период 1943 — 1944 годов ему было присвоено звание Лауреата Сталинской (Государственной) премии.
Снятые В. Сущинским кадры вошли в выпуски киножурналов, спецвыпуски и документальные фильмы. Мастер боевого репортажа, художник-публицист, снимая боевые операции, много внимания уделял героям боёв и фронтовому быту.
Погиб 22 февраля 1945 года в ходе Нижне-Силезской наступательной операции войск 1-го Украинского фронта в районе Железной дамбы в предместьях Бреслау.
Похороны Сущинского снял его боевой товарищ по фронтовой киногруппе, оператор Н.В. Быков (погиб 18 марта 1945 года).
За проявленную безграничную храбрость и профессиональное мастерство В. Сущинский был награжден посмертно Орденом Отечественной войны 1-й степени.
Из письма Павла Кирюхина (03 .02.2020 г.):
Владимир Сущинский был ранен в Бреслау, его вынесли с поля боя и эвакуировали в Ченстохову. Там же он был похоронен, на центральной площади города, которая сейчас носит имя Беганьского. <...>
После войны захоронения были перенесены на местное кладбище Куле, где находятся до сих пор. Когда я узнал, что Сущинский похоронен на Куле, я сообщил об этом своим польским знакомым, ченстоховским краеведам. Мацей Хышко и Збигнев Бернацкий написали к 75-летию освобождения города статью в Газете Выборчей. Мацей (он на фото) почистил камень, сейчас он выглядит гораздо лучше. Ченстоховская общественность рассматривает вопрос об установлении таблички на могиле.
Отец — Сущинский Александр Гаврилович, ветеринарный врач; работал ветеринарным врачом по ветеринарно-санитарному надзору г. Саранска.
Мать — Александра Михайловна, учительница.
Сестра — Калерия Александровна (род. 22 декабря 1910 года в селе Канены Саратовской губернии), техник-строитель; в 1932 году окончила строительный техникум; с 1932 года работала в «Мордовгражданпроекте»; в 1933 —1936 — проектировщик Наркозема (г. Саранск).
Жена — Мариам Измайлова, окончила операторский факультет ВГИКа; работала ассистентом оператора, затем оператором Бакинской киностудии; в 1954 — 1963 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); снимала сюжеты для кинопериодики.
1942 — День войны; полнометражный; режиссер М. Слуцкий
1943 — За Родину; режиссер И. Копалин; оператор
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; режиссеры: А. Довженко, Ю. Солнцева; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, А. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие.
1944 — Битва за Севастополь; полнометражный; режиссер: В. Беляев; операторы: В. Микоша, Д. Шоломович, И. Аронс, В. Сущинский и другие.
1944 — Дом-музей А. П. Чехова; операторы: Голомб, В. Сущинский
1945 — В Верхней Силезии; режиссер И. Посельский; оператор
Кадры, снятые на фронтах Великой Отечественной войны, вошли в киножурналы: "Союзкиножурнал", "Новости дня", в том числе проведены киносъёмки:
1942 — Малая Вишера (Волховский фронт, ноябрь 1942 года); операторы: В. Сущинский, И. Бурт
1942 — Отважные побеждают (Крымский фронт, 1942 год; Волховский фронт, 17 октября 1942 года)
1942 — Волхов (Волховский фронт); операторы: А. Лебедев, В. Сущинский
1942 — Слет снайперов (Волховский фронт)
1943 — Фронтовые дома отдыха (Волховский фронт)
1944 — Фронтовая выставка (открытие в г. Мелитополе передвижной выставки художников 4-го Украинского фронта)
1944 — Зверства в Мелитополе (раскопки противотанковых рвов около г. Мелитополь, где были похоронены расстрелянные, отравленные и удушенные в душегубках жители г. Мелитополя и пленные красноармейцы)
1944 — Город Симферополь в первые дни после освобождения
1944 — Трагедия в селе Лепетихе (Украина, с. Лепетиха, 7-9 февраля 1944 года. Воспитанники Таганрогского детского приюта, эвакуированные по приказу бургомистра Акимцева в с.Лепетиху и содержащиеся по приказу немецкого командования в сыром подвале овощной базы без пищи и тепла с 28 октября 1943 г. по 8 февраля 1944 г., освобождены войсками IV-го Украинского фронта. Дети жили на продукты, которые передавали местные жители. Издеваясь над детьми, немцы завалили подвал камнями. Ухаживали за детьми и жили с ними неразлучно няни А.Т.Букова, М.П.Массаути и заведующая приютом З.М.Киселёва)
1944 — Бои в Ужгороде
1944 — Форсирование Сиваша; операторы: В. Сущинский, Сологубов
1944 — Общегородской митинг во Львове; операторы: В. Сущинский, Кацман
1945 — Победа за Вислой (Польша, Украинский фронт, январь, 1945 год; город Ченстохов, январь, 1945 год)
1945 — Бои за Бреслау; операторы: Н. Быков, В. Сущинский, Арабов, Александров, Павлов, Горбенко и другие.
В сентябре 1941 года Сущинского призвали в армию, но командировали в воинскую часть, находившуюся в глубоком тылу. В первом же письме оттуда он сообщает: «Послал начальству телеграмму: прошу направить меня на съемку боевых фронтовых эпизодов, окончил ВГИК, квалификация - оператор, специальность - хроника. Могу снимать в любых условиях, любых обстоятельствах...».
Мила Мельникова, Источник
В феврале 1942 года его часть была направлена на Карельский фронт. Здесь ему присвоили звание сержанта, он был назначен командиром орудия. В мае Сущинский был зачислен на Центральную студию кинохроники ассистентом оператора, он прибывает в киногруппу Волховского фронта. Здесь и были сделаны его первые фронтовые киносъемки. Снимая хронику, оператор стремился показать обстановку переднего края, многообразие фронтовой жизни. В воинских частях привыкли к Сущинскому, солдаты забывали, что их снимают. Так рождалась правда репортажа.
В июле 1942-го он писал жене: «Снимать мы ездим по всему фронту, работа интересная, я всеми силами буду стремиться, чтобы мой материал все улучшался, чтобы могли сказать: «ничего снимает». Хочу снимать очень хорошо, но пока еще нет достаточного навыка, что ли, - самокритично признавался Владимир. - Один оператор мне здесь сказал: «Это вам не художественный фильм». Правильно, тут солнца ждать и передний план ставить некогда, но добиваться наиболее выразительного и характерного кадра - надо. Ставлю перед собой задачи: 1.Снимать только по продуманному железному сценарию или плану. 2.Подавать наиболее интересно сюжет (материал)»...
С Николаем Быковым мне уже не довелось больше встретиться. Через год он погиб под Бреслау, как тогда назывался польский город Вроцлав. О гибели Николая много позже мне рассказал фронтовой оператор Маматкул Арабов. …Шли бои за окраинные кварталы города Бреслау. Туманным утром оператор Владимир Сущинский, работавший в паре с Быковым, поднялся на железнодорожную насыпь, чтобы снять оттуда панораму боя. Рядом разорвался вражеский снаряд и Владимир был смертельно ранен осколком. Николай Быков находился неподалеку. Он кинулся на насыпь и вынес друга из зоны артиллерийского огня. Сущинский умер в медсанбате. А через несколько дней Николай был убит во время съёмок. С поля боя тело Николая выносил его новый напарник Маматкул Арабов.
Семён Школьников, фронтовой оператор (из книги "В объективе война. – М.: Воениздат, 1979; — 143 с.)
[...]Сейчас, когда я вспоминаю военные кадры, снятые фронтовыми кинооператорами, мне дороги не только стреляющие пушки и ведущие огонь из пулеметов бойцы. Дороги именно эти трудные будни войны. Удивительная вещь: ведь сразу можно отличить кадры, снятые вблизи от передовой, от подобных же, казалось бы, кадров, снятых в нескольких километрах от линии фронта. Скажем, ест солдат кашу, которую ползком доставил ему в термосе повар на самую передовую, взглянет мимоходом в объектив твоей камеры, и сразу понятно: это - взгляд человека, которого смерть караулит где-то совсем рядом. Как великолепно снимал такие кадры фронтовой кинооператор Володя Сущинский! После того как он погиб, собрали весь его фронтовой материал и сделали фильм памяти Сущинского. Фильм построен как дневник фронтового кинооператора. В этом дневнике сохранился и последний кадр, снятый Сущинским. Бойцы, согнувшись, перебегают через железнодорожную насыпь, вдруг в кадре рвется снаряд. Осколок этого самого снаряда оборвал жизнь Володи Сущинского. Шедеврами военного кинорепортажа, которые он оставил нам, были его "окопные репортажи". В этих кадрах Сущинский сумел увидеть и запечатлеть облик войны.[...]
Роман Кармен (из книги НО ПАСАРАН!), Источник
О фронтовом операторе Володе Сущинском сделан документальный фильм, который невозможно смотреть без волнения. В картине есть момент, когда кадр с изображением боя останавливается, и дальше идет черная пленка—изображение пропало. Это был момент гибели оператора, когда вражеская пуля разорвала его сердце…
Михаил Посельский (из воспоминаний фронтового оператора), Источник
Они поступили во ВГИК в 1937 году, и к лету 1941 вышли на производственную преддипломную практику. То есть, из института они уже ушли, а на студии еще не пришли. Те, кто учился на год старше, успели стать кинооператорами. Те, что учились на год моложе, были эвакуированы вместе со всем институтом в Алма-Ату, и, таким образом, остались живы. А вот мамин курс... На студии пришли никому не известные мальчики, без опыта, непонятно каких способностей. И когда пришел приказ о мобилизации в ополчение, начальство послало именно их. Фактически весь ее курс погиб в первые же дни войны. Из 18 мальчиков в живых остался только Исаак (среди друзей Изя) Грек. Он знал идиш, то есть фактически немецкий, и почти сразу же стал фронтовым переводчиком.
Екатерина Андриканис (из воспоминаний фронтового оператора Галины Захаровой), Источник
Самым знаменитым из маминых сокурсников, символом целого поколения и знаковой фигурой стал Владимир Сущинский – фронтовой кинооператор, погибший в феврале 1945 года под городом Бреслау (Вроцлав). А для Гали Захаровой он был просто Вовка...»
В феврале 1942 года прибывает на Волховский фронт в киногруппу Алексея Алексеевича Лебедева. Во время прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года — Операция «Искра» — производит съёмки в частях 2 ударной и 67 армий. Вскоре направлен в киногруппу 4-го Украинского фронта, где снимает бои за Крым, форсирование Сиваша. В эти дни был ранен, но поддерживаемый двумя солдатами продолжает съёмки. Вместе с наступающими войсками входит в освобождённый Севастополь, принимает участие в форсировании Днепра. За храбрость и героизм, за мужество и стойкость награждён орденом Красного Знамени и двухнедельным отпуском, из которого пробыл дома только шесть дней. В составе киногруппы 1-го Украинского фронта, снимает эпизоды освобождения Польши, ожесточённые бои под городом Бреслау"...
Владислав Микоша, фронтовой оператор (из книги "Я останавливаю время"; – М.: Алгоритм, 2005. — 352 с.)
В присланной на студию коробке со снятой киноплёнкой, оператор Н. В. Быков писал: «В Бреслау во время съёмки уличного боя осколком снаряда был убит кинооператор Владимир Сущинский. На поле боя снять его я не мог — был ранен этим же снарядом». Через несколько дней прислал на студию снятую пленку оператор М. Арбатов с аннотацией к снятому материалу. Среди перечисленных эпизодов такой: «Перебегающий с кинокамерой Николай Быков. Убитый Быков, около него камера». Не прошло и нескольких дней, как пришло извещение: М. Арбатов погиб в бою.
[...]Его камера не только сохранила для истории победы товарищей по оружию, но и беспощадно фиксировала свидетельства преступлений нацистов. Один из самых страшных сюжетов был снят в украинском селе Большая Лепетиха. Сюда фашисты вывезли маленьких воспитанников таганрогского детского дома, которых использовали в качестве доноров для раненых немецких офицеров. Малышей держали в холодном подвале мельницы. А самых ослабевших и измученных, которые уже не могли сдавать кровь для "воинов рейха", сбрасывали в Днепр.
: Валентина Зотикова (Саранск), Источник
В ночь с 7 на 8 февраля 1944 года советские войска взяли штурмом Большую Лепетиху. Маленьких узников освободили разведчики во главе с командиром Владимиром Цыбулькиным. На кадрах Сущинского - солдат со спасенными малышами на руках: многое повидавший на своем веку боец улыбается детям, а в его глазах стоят слезы...[...]
При подготовке материала использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография: «Фронтовой кинорепортаж». Сборник научных трудов. Авторы статей: В. Михайлов, С. Остроумова, В. Сущинский; Изд.: — М.; НИИ Истории и теории кино Госкино СССР; 1977 год; с. 155-161); ГЦМК (— Ф. 56. — Оп. 2). Фотографии из частных архивов, а также сайта www.pamyat-naroda.ru.