Федор ВАСИЛЬЧЕНКО

организатор кинопроизводства

Полное имя:
Федор Михайлович ВАСИЛЬЧЕНКО

Профессии:
организатор кинопроизводства

Краткая биография

Васильченко Федор Михайлович (1904, мест. Станиславчик (ныне Винницкая обл. Украина) — ...) — организатор кинопроизводства.

С ноября 1939 по май 1944 начальник Главного управления по производству хроникально-документальных фильмов Комитета по делам кинематографии при СНК СССР.

На фронте с 1944 года. Управление агитации и пропаганды ГлавПУ ВМФ. Воинское звание: полковник.

С 1944 — инструктор культпросветотдела Главного политического управления ВМФ.

Награжден двумя орденами Красной Звезды (1944, 1945), медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941— 1945 гг.» (1945), «За победу над Японией» (1945) и др.

__________________________
При подготовке материала использована информация открытых источников, в том числе: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 155. Ист.: ГЦМК. — Ф. 56). Информация о награжденииинформационный портал Министерства обороны РФ «Память народа».

Награды

1944 — Медаль «За оборону Москвы» (Президиум ВС СССР. Дата документа: 01.05.1944. Архив: ЦАМО)
1944 — Орден Красной Звезды (Президиум ВС СССР. Дата документа: 26.03.1944. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (Президиум ВС СССР. Дата документа: 06.06.1945. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За победу над Японией» (Президиум ВС СССР. документа: 30.09.1945. Архив: ЦАМО)
1945 — Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (Президиум ВС СССР. Дата документа: 09.05.1945. Архив: ЦАМО)
1945 — Орден Красной Звезды (Президиум ВС СССР. Дата документа: 21.07.1945. Архив: ЦАМО)
1953 — Медаль «За боевые заслуги» (Президиум ВС СССР. Дата документа: 26.02.1953. Архив: ЦАМО)

Цитаты

[...]С первых дней войны еще не была создана структура по организации специальных фронтовых групп, но уже на пятый день в журнале кинохроники были уже первые сюжеты о военных действиях. Некоторые наши операторы находились в районах, где были военные действия, находились там случайно: одна группа была в районе Белоруссии, другая группа где-то в районе Кавказа и срочно была переброшена к фронту военных действий. Эти группы и дали первые сюжеты. Но уже через короткое время была организована целая система по созданию фронтовых групп.
При Главном Управлении Красной армии был создан фронтовой отдел, который ведал фронтовыми съемками. При Политуправлении фронтов были созданы так называемые группы, во главе стоял Начальник фронтовой группы. Иногда это был директор группы, но в большинстве случаев это был режиссер или оператор. В начале в эти фронтовые группы входили операторы Центральной московской студии, но через некоторое время было ясно, что фронт растягивается на сотни километров, и были призваны операторы почти со всех студий Советского Союза. Художественная кинематография продолжала работать, но большинство операторов-хроникеров, а также некоторые операторы художественных студий были включены в штат Центральной московской студии, во фронтовые отделы и включены в состав фронтовых групп. Они находились при Политуправлении фронтов армии. Они не были при дивизиях, но операторы доходили иногда до роты,— т.е. части, которая всегда на переднем крае.
Такова была система. Руководство осуществлялось в основном из фронтового отдела. Он существовал до 1944 года. Руководил им начальник главка Васильченко — бывший работник Военно-морского флота. Заместителем его по непосредственному руководству съемками был режиссер, вначале был Григорьев, но его в июле призвали в армию и заместителем был назначен я и до января 1942 года находился на этой работе. Когда закончился разгром немцев под Москвой, в это время вернулся Григорьев, который вновь возглавил этот отдел.[...]

Илья Копалин, кинорежиссер, Источник

[...]в мае 1944 года кинохроника получила тяжелый и неожиданный удар в спину. ЦК ВКП(б) рассмотрел положение дел с «Союзкиножурналом» и принял жесткое, а по сути дела погромное постановление о работе кинохроники. Сам главк кинохроники ликвидировался под чистую, весь его руководящий состав выставлялся за дверь. На месте изничтоженной структуры создавалась Центральная студия документальных фильмов (ЦСДФ), на плечи которой возлагалось теперь и общее руководство всеми подразделениями кинохроники.
Прежнего руководителя Главкинохроники Федора Михайловича Васильченко, сумевшего наладить достаточно успешную работу своего ведомства в критических условиях, спровадили куда-то так, что по сию пору следов его последующей биографии найти никак не удается. Его надежный зам Р.Г. Кацман и умелый, набравшийся опыта руководитель отдела фронтовых киногрупп М.А. Трояновский также ни за что ни про что были отстранены от своих должностей и отправились на фронт начальниками киногрупп.[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник

[...]Нельзя не отметить, что руководство советской кинохроники в годы войны проявило также и недюжинную гибкость и инициативность в поисках наиболее оптимальной формы организации работы фронтовых киногрупп. Быстро накапли­вавшийся опыт работы в новых условиях давал возможность уточнять и серьезно корректировать систему управления, делать ее менее громоздкой и более мобиль­ной. И надо отдать должное тогдашним руководителям Главка кинохроники и Ки­нокомитета – они не стеснялись теребить и беспокоить «лишний раз» руководство страны своими предложениями о совершенствовании работы системы кинохроники (идея создания специального отдела фронтовых киногрупп, Центральной оператив­ной киногруппы для выполнения особо сложных и ответственных заданий и др.).
Тут надо бы помянуть добрым словом самого начальника Главка кинохрони­ки – Федора Михайловича Васильченко. Воспоминаний и каких-то других сви­детельств об этом человеке, к сожалению, сохранилось совсем немного. Но косвенных подтверждений тому, что он на посту руководителя кинохроники в самые трудные для нее годы как минимум не подкачал, имеется предостаточно.
Еще накануне войны он начал формировать квалифицированную и умелую управленческую команду, восстанавливать в коллективе кинохроникеров атмосферу доверия и человечности, творческой соревновательности. Начавшаяся война не дала возможности своевременно завершить этот процесс, но даже и то, что удалось сделать к тому времени по линии укрепления руководящего и кадрового состава кинохроники, сыграло очень важную роль.[...]

Валерий Фомин, киновед, Источник

[ Страница дополняется материалами ]