Поляновский Эдвин Луникович (19 февраля 1937, пос. Лесной, Терского р-на — 11 марта 2006, Москва) — журналист, публицист; в 1965 — 2004 — специальный корреспондент газеты «Известия». Награжден орденом «Знак Почёта» (1979). Член Союза журналистов СССР — Союза журналистов Москвы.
В 1962 году окончил факультет журналистики МГУ. Работал в печатных изданиях Брянска.
Поляновский являлся последователем творчества А. А. Аграновского.
В очерке о своем учителе Анатолии Аграновском Эдвин писал: "Журналистика - не чистописание. Журналист отдает читателям не строки - самого себя, по частице, по крупице - себя, каждый раз себя. Я говорю, конечно, о честном таланте".[1]
В 1966 был принят литературным сотрудником в редакцию газеты «Известия»: спецкор отдела права и морали (1969 — 1978), советского строительства (1978 — 1981), внутренней информации (1981 — 1983).
Как одаренному очеркисту, ему поручалась разработка тем, имеющих важное общественное значение. Часто командировался в различные регионы СССР с заданиями по расследованию конфликтных ситуаций. На основе собственных журналистских расследований смело выступал против косных порядков, мздоимства и несправедливостей. Заинтересованное отношение читателей к его работе оказывало на него значительное влияние.[2]
Значительный резонанс вызвали его выступления в газете «Известия» в защиту доброго имени героя Великой Отечественной войны командира-подводника А.И. Маринеско («Памятник», 1988, 18 июня; «Не только в памяти хранить», 1988, 24 сентября; «Герой и время», 1989, 21 июля; «Маринеско представлен к званию Героя Советского Союза», 1990, 27 марта; «И все-таки свершилось», 1990, 7 мая; «Не подсудны заслуги героя», 1990, 31 авг.; «Атака века», 2002, 29 янв. и др.).
Благодаря ему были выяснены достоверные подробности биографий людей, необоснованно подвергшихся опалам и репрессиям (в частности, это касалось судеб маршала Г.К. Жукова, писателей В.В. Быкова, В.О. Богомолова, ген. П.Г. Григоренко).
Им было предпринято детальное изучение судьбы поэта О.Э. Мандельштама (Известия, 1992, 26–29 мая, 1 июня), которое превратилось в отдельную книгу «Гибель Осипа Мандельштама» (СПб.; Париж, 1993).
Большое внимание Поляновский уделял биографиям некоторых деятелей искусства (В.А. Козина, В.П. Виноградова и др.).
Первым в СССР поднял на страницах газеты «Известия» тему хосписов и деонтологии, оказания медицинской помощи неизлечимым онкологическим больным.
В 2004 — 2006 — сотрудник «Родной газеты».
Поляновский — автор текста трёх серий документальной историко-публицистической киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война» (1979; 20 полнометражных документальных фильмов; художественный руководитель Роман Кармен): «Блокада Ленинграда», «Величайшее танковое сражение» и «Битва на море».
Сотрудники ЦСДФ, Госкино СССР и ВО «Совэкспортфильма» во время награждения орденами и медалями за совместный советско-американский проект «Неизвестная Война» (20-ти серийная киноэпопея «Великая Отечественная»). Москва, Кремль.1979 год. На фото сидят в первом ряду (слева направо): сценарист Иван Менджерицкий (третий слева), директор ЦСДФ Евгений Козырев, секретарь Президиума Верховного Совета СССР Михаил Порфирьевич Георгадзе, асс. режиссера Галина Кудряшова (вторая справа); во втором ряду стоят (слева направо): зам. директора ЦСДФ Эдуард Стаченков, переводчик М.Г. Тоидзе, нач. цеха обработки пленки Галина Васильевна Щёголева (пятая слева), асс. режиссера Галина Зинченко (вторая справа), композитор Виталий Гевиксман (стоит во втором ряду справа); в третьем ряду слева: директор киноэпопеи Фабиан Могилевский; в третьем ряду (справа налево): драматург Александр Пумпянский; асс. режиссера: Т. Шихова; в четвертом ряду: драматург Эдвин Поляновский (слева). Фото из архива Э.В. Стаченкова.
В 1979 году в «Известиях» вышел очерк Э. Поляновского «Память», в котором были опубликованы письма читателей (более двухсот зрителей узнали в кинохронике своих близких). На Центральной студии документальных фильмов фронтовой кинооператор Алексей Алексеевич Лебедев, чьи кадры хроники также вошли в киноэпопею, по просьбе зрителей переснял кадры и отправил фотографии зрителям.
Дед — Поляновский Сергей Васильевич.
Отец — Поляновский Луник Сергеевич (1916, с. Клочки, Житомирской уезд, Волынской губернии, Российской империи — пропал без вести в мае 1945); в ВККА с 02 августа 1941 года; звание: ст. лейтенант; воинская часть: 26 А (26 А); 134 ск (134 ск); преподаватель стрелкового дела курсов младших лейтенантов 26-й Армии; награжден орденом Красной Звезды (17 мая 1945).
Мать — Савченкова (Богомолова) Валентина Михайловна (26 июля 1914 — 24 июля 2000).
Отчим — Савченков Михаил Семенович.
Двоюродная сестра — Гусева Светлана Николаевна.
1976 — Мирные ветры над Балтикой (о сотрудничестве и единстве вооруженных сил армий стран участниц Варшавского договора); автор сценария и режиссер Е. Вермишева; автор текста Э. Поляновский; операторы: Грезин В., Истомин А., Никонов В., Орлов Ю.
1977— Композитор Анатолий Новиков (фильм-размышление о творческом пути старейшего советского композитора, народного артиста СССР); режиссер Павлов А.; автор сценария Поляновский Э.; операторы: Горбатский В., Минаев А.; диктор Татарский В.; звукооператор Уманский Е.; директор картины Буевский А.
1978 — Союз трудящихся земли (о Всемирной федерации профсоюзов. Митинги и демонстрации в различных странах за экономическую и политическую независимость, борьба за независимость в развивающихся странах, экономический кризис в капиталистических странах, борьба за мир); авторы сценария: Баглай М., Павлов А.; режиссер Павлов А.; операторы: Мякишев Г., Филатов И.; композиторы: Денисов Э.; автор текста Э. Поляновский
1978 — Эти прекрасные мгновения (совместном полете советского космонавта Алексея Губарева и первого космонавта ЧССР Владимира Ремека, о подготовке к полету, о визите космонавтов в Чехословакию); режиссеры-операторы: Бганцев И., Ходяков В.; диктор Татарский В.; автор текста Поляновский Э.; редакторы: Кутырева Н., Писарук В.; звукооператор Зорин Ю.; директор картины Еланчук А.
1979 — Блокада Ленинграда; (фильм 3-й киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война»); авторы сценария: И. Ицков, Р. Кармен, К. Славин; режиссер: Т. Семенов; автор дикторского текста Э. Поляновский; главный оператор: Ю. Орлов (современные съёмки); текст читает В. Лановой; композитор В. Гевиксман; главный редактор Е. Козырев; главный звукооператор И. Гунгер; директор картины:= Ф. Могилевский; кинохроника: фронтовые кинооператоры
1979 — Величайшее танковое сражение; (фильм 10-й иноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война»); авторы сценария: И. Ицков, Р. Кармен, К. Славин; режиссер Т. Семенов; автор дикторского текста Э. Поляновский; главный оператор Ю. Орлов (современные съёмки); текст читает В. Лановой; композитор В. Гевиксман; главный редактор Е. Козырев; главный звукооператор И. Гунгер; директор картины Ф. Могилевский; кинохроника: фронтовые кинооператоры
1979 — Битва на море; (фильм 12-й киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война»); авторы сценария: И. Ицков, Р. Кармен, К. Славин;
режиссер: Семён Киселёв (в титрах русской версии фильма ошибочно указан режиссер Т. Семёнов; — прим. ред. #МузейЦСДФ); автор дикторского текста: Э. Поляновский; главный оператор: Ю. Орлов (современные съёмки); текст читает: В. Лановой; композитор: В. Гевиксман; главный редактор: Е. Козырев; главный звукооператор: И. Гунгер; директор картины: Ф. Могилевский; кинохроника: фронтовые кинооператоры
1980 — Солдаты сопротивления (о борьбе бойцов интернационального сопротивления в годы 2-ой Мировой войны на примере Федора Полежаева, Василия Порика, Евгения Доценко и других); режиссер Семенов Т.; авторы сценария Семенов Т., Семиряга М.; операторы: Орлов Ю.; диктор Колычев Ю.; автор текста Поляновский Э.
1981 — Парламентарии Исландии в СССР; режиссер И. Гелейн; операторы: С. Кузминский, И. Филатов; автор текста Э. Поляновский
1982 — Корабелы Севастополя (о героическом труде коллектива судоремонтного завода им. Серго Орджоникидзе в Севастополе в годы Великой Отечественной войны); автор сценария Э. Поляновский; режиссер Ю. Татулашвили; оператор А. Колобродов
1983 — Живу надеждой (история матери, которая 40 лет искала сына, пропавшего во время блокады Ленинграда в 1942 году); автор сценария Э. Поляновский; режисср В. Ходяков; операторы: Горбатский В., Ходяков В.
1985 — Помни / Remember (воспоминания участников Бельгийского и Французского сопротивлений); автор сценария и режиссер Е. Вермишева; автор текста Э. Поляновский; оператор И. Бганцев; звукооператор И. Иванов; редактор А. Голубев; монтажер: Л. Афанасьева; музыкальное оформление Н. Бонди; текст читает В. Татарский; директор картины А. Болсанов
1988 — Долг (жизнь и деятельность фотокорреспондента газеты "Известия" А. Секретарева, погибшего во время возвращения советских частей из Афганистана); производство: ТО "Память" (ЦСДФ); режиссер Н. Соловьева; операторы: В. Муратов, С. Кондаков; авторы сценария: И. Голембиовский, Э. Поляновский
1990 — Анатолий Аграновский - специальный корреспондент (о корреспонденте газеты "Известия" А. Аграновском); полнометражный; режиссер Скитович В.; авторы сценария: Голембиовский И., Друзенко А., Поляновский Э.; оператор: Ермолаев Л.; текст читает Саранцев Ю.
1976 — «Свидетельница» (о старушке Анастасии Ивановне Огурцовой из смоленского райцентра Сычевка, которая ездила в Германию свидетельницей на процесс над гитлеровским военным преступником, рассказывая о гибели в войну её мужа и сына, участников партизанского движения (продолжение очерка «Имя на граните»))
1985 — «Взрыв» (впервые материал очерка был опубликован в 1990 году в статье «Слово и власть»)
1985 — «После анонимки» (по результатам расследования были приняты постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР, которые объявляли анонимки вне закона)
1987 — «Поле памяти» (на 10-м километре шоссе Симферополь — Феодосия фашисты расстреляли в войну 12 000 человек; спаслась, выползла ночью из-под мертвых тел только Р. Гурджи; после публикации «Известий» получила квартиру)
1989 — «Журавлев» (очерк об инвалиде войны, пенсионере, которого преследовали другие пенсионеры, молодые и жестокие)
_____________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников, в т.ч. сайта Союза журналистов Москвы. Фильмография — электронный каталог
РГАКФД и ООО НЭТ-ФИЛЬМ.
[...]У него в журналистике был свой путь - особенный по слову, мысли, стилю. Оголенный нерв его письма нес в себе заряд огромной нравственной силы и чистоты. Он в какой-то степени был философом. Двумя-тремя и даже одной строкой мог выразить целое явление, которое еще не замечалось в обществе, но которое уже зарождалось и охватывало общество. Он многими материалами опережал свое время. Так как жил и писал во времена, когда "об этом" нельзя было даже и заикнуться или "для этого" еще не пришло время. К слову, очерк "Свидетельница" о старушке Анастасии Огурцовой - о героической гибели в войну ее мужа и сына - был опубликован сразу. Второй, "Имя на граните" - о ее одиночестве и нищете - через четыре года. Также тяжело, неотступно Эдвин Поляновский до конца, без устали, в течение многих и многих лет боролся за восстановление доброго имени легендарного подводника Александра Маринеско.[...]
Гаяз Алимов, Источник
[...]Сын офицера, погибшего на войне, он, мальчишка, пропустил войну через свое сердце, и она стала одной из его главных тем в газете. Скольким героям, погибшим и живым, он вернул забытую или поруганную славу! Апофеозом борьбы за воинскую и общечеловеческую честь стала газетная эпопея Поляновского о легендарном командире подлодки "С-13" Александре Маринеско. Журналист победил отечественную бюрократию: герою войны спустя десятилетия все же дали звание Героя Советского Союза. [...]
Газета "Известия", Источник
Человек с обнаженными нервами, Поляновский бесстрашно бросался на защиту "униженных и оскорбленных". Его страстных, но аргументированных обвинений боялись чинуши и бюрократы. К его мнению прислушивались "инстанции". Знаменитый очерк "После анонимки" развенчал безымянных пасквилянтов: анонимки были дискредитированы на официальном уровне.[...]
Для тех, кто начал читать газеты только недавно или никогда их не читает, пользуется только Интернетом, скажу, что это был один из лучших, нет, пожалуй, лучший (никто из коллег не обидится) очеркист «Известий» за последние годы ХХ века. Талант, отмеченный Богом, каких среди людей нашей профессии всегда было считанные единицы, а сегодня найти почти невозможно. Тем более, если сравнивать его с Поляновским...
Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости, Источник
В таланте Эдвина Луниковича сочетались удивительные качества – очень богатый литературный язык, сочный и точный, лаконизм и поразительная искренность, страстность и убедительность, умение докопаться до самой сути явления, сказать о нем так доходчиво, что сразу становилось ясно – другого мнения по этому поводу нет и быть не может. Хотя Поляновскому приходилось писать о том, о чем в советские времена не мог даже помыслить ни один другой журналист.[...]