Последнее обновление: 09.08.2024.
Киселёв Семён Григорьевич (род. 13 июня 1927 года в Киеве (ныне Украина) — 09 мая 2017, Феникс штат Аризона США) — режиссер документального кино. Лауреат Ленинской премии (1980). Член КПСС с 1954 года. Член СК СССР. Член гильдии кинорежиссеров России.
В начале войны Семен Киселев вместе с матерью был эвакуирован из Киева в Омск, где начал работать машинистом сцены в Театре имени Е.Б. Вахтангова (14 октября 1941 года театр был эвакуирова в Омск; распологался в здании Омского театра драмы). В 1943 году вместе с театром приехал в Москву.
Участник Великой Отечественной войны. Летом 1943 года ушел добровольцем на фронт. Был направлен в учебный отряд в Кронштадте, затем в Школу юнг Балтийского флота в Вентспилсе, позже направлен во 2-ю учебную гвардейскую миномётную бригаду.
После войны Семён Киселёв остался на сверхсрочной службе, был инструктором по культурно-художественной работе в Доме офицеров Московского округа ПВО.
В 1963 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Романа Кармена). Дипломная работа — документальный фильм «Нас 18 тысяч».
В 1964 — 1966 — асс. режиссера, режиссер Ленинградской студии документальных фильмов (ЛСДФ).
Режиссер документальных фильмов «Внуки Железной» (1964), «15 секунд» (1966).
В 1969 — 1991 — режиссер Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
15 августа 1975 года присвоена 1-я режиссерская категория; 27 октября 1980 года присвоена высшая режиссерская категория.
Режиссер документальных фильмов «Разговор после фильма» (1969), «Отец великана» (1969), «Сладкий березовый сок» (1974; Приз «Золотой колос» от Министерства сельского хозяйства Эстонии), «Забота о будущем» (1979; Первая премия в Будапеште на фестивале документальных фильмов об экологи), «Битва на море» (1979; фильм 12-й киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война»; художественный руководитель: Роман Кармен; Ленинская премия, 1980), «Москва ждет Олимпиаду-80» (1979) и др.
В 1994 году с семьей переехал на постоянное место жительства в США (Скотсдейл, штат Аризона).
Отец — военный, звание: майор; погиб в августе 1943 года во время боев на Курской дуге.
Жена — Вера Андреевна (в браке с 28 апреля 1972 года).
Дочь — Марина.
1969 — Разговор после фильма (производственные процессы на Московском инструментальном заводе; просмотр, обсуждение рабочими завода фильма "Три дня Виктора Чернышёва"); режиссер; оператор: А. Левитан; автор сценария Л. Браславский; звукооператор Ю. Игнатов
1969 — Отец великана (Интервью доктора технических наук Н. В. Никитина, производившего расчеты фундамента МГУ, каркаса Варшавского Дворца культуры и науки, конструкции скульптуры Матери-Родины на Мамаевом кургане, диаметра основания Останкинской телебашни.); режиссер; оператор А. Левитан; автор сценария М. Торчинский; звукооператор Ю. Оганджанов
1970 — Высокий гость из Сингапура в СССР (фильм о визите Премьер-министра Сингапура Ли Куана с супругой); режиссер; операторы: М. Ошурков, В. Ходяков
1970 — Наша бригада (фильм о рабочих комсомольско-молодежной бригады, прибывших на строительство нового цеха Московского автомобильного завода имени Лихачева по комсомольским путевкам); режиссер; оператор И. Осипов
1971— Золотое поле (сельские школьники на уборке урожая яблок, винограда в совхозе "Золотое поле" под г. Феодосией); режиссер; оператор В. Байков
1971 — Под Москвой в Мытищах (фильм рассказывает о Мытищинском комбинате "Стройпластмасс", его истории и сегодняшнем дне комбината, оснащенном новейшим оборудованием); режиссер; оператор Г. Ефимов
1972 — Дом на Ново-Басманной; режиссер; оператор Г. Серов
1972 — Встречи на земле Чечено-Ингушетии; призводство: Северо-Кавказская студия кинохроники; режиссер; оператор М. Колесников
1972 — Новое в животноводстве; режиссер; операторы: А. Вакурова, Н. Генералов, Н. Шмаков
1974 — Сладкий березовый сок (о молодых тружениках эстонского совхоза "Вильянди"); режиссер; оператор: Ф. Бочков; автор сценария: Ю. Сальников; Приз «Золотой колос» от Министерства сельского хозяйства Эстонии
1975 — Минуты Нурека (строительство Нурекской ГЭС; плотина на реке Вахш (высота плотины станции составляет 300 метров (до 2013 года была самой высокой плотиной в мире); о градостроителях, которые возводят плотину, равную по высоте Эйфелевой башне; американские специалисты на строительстве ГЭС); режиссер; оператор В. Горбатский; автор сценария В. Абызов; автор текста К. Бакши; диктор: Ю. Колычев; редактор Н. Симоненко; звукооператор: К. Никитин; директор картины Н. Рыжова
1978 — Разведка очагов поражения (структура и выполняемые функции систем, подразделений Гражданской обороны СССР); режиссер
1979 — Москва ждет Олимпиаду-80 (фильм рассказывает о том, как в разных городах Советского Союза : Москве, Киеве, Минске, Ленинграде и Таллинне - идет подготовка к 22-ым Олимпийским играм, о достопримечательностях этих городов); режиссер; авторы сценария: Долгополов М., Снегирев В.; операторы: Авербух М., Бочков Ф., Левитан А., Цитрон В.; автор текста: Браславский Л.
1979 — Битва на море (фильм 12-й киноэпопеи «Великая Отечественная» / «Неизвестная война»); художественный руководитель: Роман Кармен; режиссер: С. Киселёв; гл. оператор современных съемок: Ю. Орлов; Ленинская премия (1980)
1979 — Планы и жизнь. Забота о будущем (фильм об охране природы в Советском Союзе); по заказу Гостелерадио СССР; режиссер; автор сценария: Ильинский В.; операторы: Бочков Ф., Галин И., Киселев В., Широнин К., Цитрон В.; дикторы: Колычев Ю.; звукооператор: Никитин К.; редактор: Игонина Н.; дирекор картины: Пименов Ю.; Первая премия в Будапеште на фестивале документальных фильмов об экологи
1979 — Премьер-министр Малайзии в СССР; режиссер; операторы: И. Галин, Г. Серов
1982 — Письмо из Страуме (приезд корреспондентов редакции газеты "Правда" в колхоз "Страуме" по письму семьи Меллуп); режиссер; операторы: В. Вороцов, Л. Ермолаев; автор сценария: В. Каргалицкий; звукооператор: Ю. Оганджанов
1982 — Наглядная агитация на стройке; режиссер; оператор: К. Арцеулов
1982 — Культурно-бытовому строительству - индустриальную основу; по заказу КТБ Мосгорстройматериалы; режиссер; операторы: В. Микоша, В. Цитрон; звукооператор: К. Никитин
1984 — Интерес взаимный, выгода обоюдная (о советско-французском сотрудничестве); По заказу Торгово-промышленной палаты режиссер; операторы: Л. Ермолаев, Г. Завьялов, В. Ловков
1986 — Советская Армия. Воины-коммунисты делегаты XXVII съезда КПСС; режиссер; операторы: А. Истомин, В. Маев; редактор Г. Лысой; автор сценария: А. Уваров; звукооператор: Ю. Зорин
1988 — Курсом доверия (военное сотрудничество стран - участниц Варшавского договора); режиссер; операторы: В. Маев, Е. Марфель
1988 — Расстрел на рассвете (фильм о сталинских репрессиях в Красной армии накануне Великой Отечественной войны — Я. В. Смушкевич, дважды Герой Советского Союза); режиссер; оператор: В. Маев; звукооператор: В. Дорфман
1988 — Потребительская кооперация сегодня; режиссер; оператор: В. Маев; звукооператор: В. Дорфман
1989 — Юллэ из варьете "Таллинн" (фильм о солистке варьете "Таллинн" Юллэ Тооминг); режиссер; операторы: В. Бочков
1989 — Агропромышленный комбинат (фильм об агропромышленном комбинате "Вологда", его достижениях, проблемах и перспективах на будущее); режиссер; оператор: Ф. Бочков
1990 — Голоса из России; Производство: Союзэкофильм; режиссер; оператор: Ф. Бочков
1990 — Дизелестроение в СССР; полнометражный; Производство: ЦНИИТЭИ Тяжмаш; режиссер
1970 — Советский воин № 10; режиссер; операторы: Л. Максимов, В. Новицкий, И. Грек, В. Цеслюк, А. Левитан, В. Байков
1971 — Новости дня № 3; режиссер; операторы: М. Ошурков, Ф. Полисский, Л. Кокошвили, С. Коган, Б. Макасеев, В. Бойков, А. Хавчин, Г. Захарова
1973 — Советский патриот № 27; режиссер; операторы: О. Воинов, Ю. Буслаев, А. Колобродов, Ф. Бочков, А. Киселев
1973 — Советский патриот № 28; режиссер; операторы: Ю. Буслаев, Ф. Бочков, В. Маев, П. Шлыков
1973 — Новости дня № 47; режиссер; операторы: С. Киселев, А. Крылов, Г. Монгловская, Б. Шер, А. Мирумян, Е. Аккуратов, А. Кричевский, А. Бялик, Б. Смирнов, В. Тазетдинов, К. Широнин, А. Хавчин, А. Петросов, С. Кузьминский
1974 — Ровесник № 35; режиссер; операторы: Г. Епифанов, М. Попова, М. Авербух, Ф. Бочков
1974 — Советский патриот № 29; режиссер; операторы: Ф. Бочков, В. Маев, Г. Серов, Р. Туморина
1974 — Советский патриот № 30; режиссер; операторы: В. Усанов, Б. Шер, К. Широнин, М. Авербух, Ф. Бочков, А. Колобродов
1974 — Советский патриот № 31; режиссер; операторы: Р. Туморина, М. Авербух, Ф. Бочков, В. Горбатский, М. Шишкина
1974 — Советский патриот № 32; режиссер; операторы: Ф. Бочков, М. Шишкина
1976 — Советский патриот № 39; режиссер; операторы: Ф. Бочков, В. Горбатский, Р. Вилесова
1976 — Советский спорт № 7; режиссер; операторы: О. Арцеулов, В. Горбатский, В. Горбунов, А. Сокольников, Н. Соловьев, Р. Петросов
1976 — Советский спорт № 8; режиссер; операторы: Л. Сокольников, О. Котович, Р. Петросов, А. Панин
1976 — Советский спорт № 11; режиссер; операторы: Н. Григорьев, В. Киселев, Е. Кряквин, Ф. Бочков, Р. Петросов, Н. Соловьев
1976 — Советский спорт № 12; режиссер; операторы: Забабурин, М. Левенберг, Голубев, В. Микоша, Ю. Леонгардт
1977 — Ровесник № 51; режиссер; операторы: П. Петров, А. Вакурова, О. Лучинин, В. Горбунов
1978 — Советский спорт № 5. Олимпийские надежды; режиссер; операторы: А. Иванов, Ю. Горулев, О. Лебедев, В. Макаров, Г. Серов, Б. Титов
1982 — Советский спорт № 6; режиссер; операторы: Е. Аккуратов, И. Кацман, Е. Кряквин, М. Левенберг
1983 — Советский патриот № 65-66 (IX Всесоюзный съезд Добровольного Общества Содействия Армии, Авиации и Флоту в Большом Кремлевском дворце); режиссер; операторы: В. Горбатский, О. Арцеулов, Л. Гончаров, В. Киселев, В. Ловков, М. Левенберг
1986 — Советский воин № 5. Всенародный праздник; режиссер; операторы: В. Маев, К. Дурнов, В. Семин, И. Осипов, Е. Епифанов
1987 — По Советскому Союзу № 223; По заказу ССОД; режиссер; оператор: В. Маев
Когда началась война, Семёну Киселёву было 14 лет. Вместе с матерью он был эвакуирован из Киева в Омск, сюда же переехал из Москвы театр имени Вахтангова. Случайно Семён увидел на остановке объявление: театру Вахтангова требуются рабочие. Пошёл, не надеясь на удачу, и был зачислен в ученики машиниста сцены. В 1943-м с освобождением Москвы театр вернулся в столицу. Вместе с ним уехал и Семён. Уже в Москве парень узнал, что его отец погиб на Курской дуге, и, чтобы отомстить фашистам, уходит на фронт.
Натали ГАГАРИНА, Источник
Семёна направили в учебный отряд добровольцев в Кронштадте. Оттуда — в школу юнг Балтийского флота в Вентспилсе, позже он попал во 2-ю учебную гвардейскую миномётную бригаду, где осваивали «Катюши».
После войны в Москве Семён оформился на сверхсрочную службу и был направлен инструктором по культурно-художественной работе в московский Дом офицеров Войск противовоздушной обороны. Тогда и появилась у него мечта стать кинорежиссёром. В 1957 году он поступает во ВГИК, а после окончания вуза работает на Ленинградской студии документальных фильмов.[...]
В Москве Семён Григорьевич работал на Центральной студии документальных фильмов. Отношения с директором не сложились. Киселёва держали на случайных заявках, на темах, неинтересных другим режиссёрам. Семён брался за всё: надо было кормить семью. Так родился фильм «Сладкий берёзовый сок» — о молодых тружениках эстонского совхоза. Эта работа получила приз «Золотой колос» от министерства сельского хозяйства Эстонии. Тему охраны природы, непрестижную для режиссёров, снова предложили Киселёву. И Семён сделал телевизионный фильм «Забота о будущем», который получил Первую премию в Будапеште на фестивале документальных фильмов об экологии.
Самая значимая работа Семёна Григорьевича — полнометражный фильм «Битва на море» в киноэпопее «Великая Отечественная война». Это совместная работа советских и американских кинематографистов по заказу компании «Эр тайм интернэшнл». В 1980 году создателям киноэпопеи присуждена Ленинская премия. Дипломы и медали лауреатам торжественно вручали в Георгиевском зале Кремля. А в кинотеатре «Россия» состоялась премьера этого грандиозного документального фильма.[...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Биография периода работы на ЦСДФ: ГЦМК (— Ф. 56. — Оп. 2.). Фотографии из частных архивов.