Орловская битва

Полнометражный фильм, 1943 год

Фильм:
Орловская битва
(год выпуска – 1943)

Тип фильма:
Полнометражный фильм
(5 частей, хронометраж – 00:46:26)

Правообладатель:
Общественное достояние

Категории:
авиация, армия, Великая Отечественная война, Вторая мировая война, город

Ссылка на РГАКФД (4961)
Страница фильма на сайте net-film.ru

О фильме

Документальный фильм о провале летнего наступления немецко-фашистских войск и ликвидации Орловского плацдарма. В фильм включены кадры немецкой кинохроники.

«Победа! Орел наш!». Автор фото: Анатолий Морозов. Источник: МАММ / МДФ.

Вошли кадры:

1 часть. Линия обороны одного из участков фронта. Подготовка гитлеровских войск к наступлению на Орловском плацдарме. Советские саперы минируют подступы к линии обороны. Атака немецких танков. Обстрел советской артиллерии по наступающим танкам. Воздушный бой. Советские войска идут в атаку. Санитары выносят раненых с поля боя. Пленные немцы проходят по улицам Курска.
2 часть. Сосредоточение ударных групп на участках Брянского фронта. Бойцы готовятся к наступлению. Артиллерийский огонь по позициям врага. Самолеты бомбят немецкие укрепления. Члены Военного Совета фронта у карты.
3 часть. Переправа советских войск на понтонах через реку. Саперы разминируют местность. Танки идут на прорыв Орловского плацдарма. Воздушный бой. Приземление подбитого советского самолета на аэродром. Горящий самолет (немецкий) падает вниз.
4 часть. Прорыв советскими войсками немецкой обороны. Советские солдаты захватывают немецкие блиндажи, выводят из них пленных немцев. Освобождение войсками населенных пунктов. Местное население возвращается в родные места из лесов. Виды Мценска с разрушенными городскими домами. Виды Болхова после освобождения от оккупантов.
5 часть. Разрушенные немецкие блиндажи, подбитые немецкие танки и орудия. Пленные немецкие солдаты. Наступление войск Центрального фронта. Командующий войсками Центрального фронта генерал армии К. К. Рокоссовский на командном пункте. Наступление пехоты, танков. Участие в операции войск Степного и Воронежского фронта. Город Орел в огне пожаров.
6 часть. Встреча населением Орла советских войск. Освобождение заключенных из фашистских застенков. Развалины городских зданий. Виды Белгорода после освобождения. Похороны советских бойцов, погибших при освобождении Орла и Белгорода. Салют в Москве в честь освобождения Орла и Белгорода.

Жители освобожденного г. Орла и советские воины у входа в кинотеатр перед показом хроникально-документального фильма «Орловская битва» (1943). Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино)

ПроизводствоЦентральная студия кинохроники

СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА:

Режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова

Операторы киногруппы Брянского фронтаА. ГафтФ. ЛеонтовичЯ. МарченкоА. Солодков, А. Фролов   

Ассистенты операторовИ. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников   

Начальник киногруппы Брянского фронта Р. Гиков 

Операторы фронтовых киногрупп: С. ГольбрихВ. Доброницкий,  Р. Кармен, А. КрыловА. КазаковИ. Малов, Г. МогилевскийБ. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский,  А. СофьинВ. СмородинЕ. Лозовский 

Военный консультант генерал-майор С. П. Платонов   

Ассистенты режиссера: Е. Козина, К. Кулагина   

Автор текста Ю. Смирнитский   

Текст читает Л. Хмара

Музоформление В. Смирнов

Звукооператоры: Е. Кашкевич, В. Котов    

Художник (мультработы - карта) И. Нижник

Директора групп: В. Слонимский, И. Мельников

СПРАВКА

1. Орловская наступательная операция проводилась с 12 июля по 18 августа 1943 года во время Курской битвы для окончательного разгрома группировки противника под Орлом.

2. Воинские части, принимавшие участие

Цитаты

События, запечатленные в этом документальном фильме, начались 5 июля 1943 года на Центральном и Воронежском фронтах, у основания Курской дуги. История освобождения Орла начинается с того, что немцы собирались прорвать с двух сторон глубокий выступ нашего фронта и через два-три дня захватить Курск. История освобождения Орла начинается с того, что им не дали этого сделать. История освобождения Орла начинается с того, что русский фронт вокруг Курска выдержал и отбил гигантское наступление германских войск, выстоял против бешеного натиска семнадцати танковых, трёх моторизованных и восемнадцати пехотных немецких дивизий и без передышки, без паузы перешёл в наступление.[...]
В тот день немцы возобновляли атаки пять раз. Пришла первая ночь боя, и немцы остановились в изнеможении, потеряв 110 танков и много тысяч солдат на малом участке своего наступления в районе станции Поныри. И был второй день, и в этот второй день немцы потеряли 500 танков и ещё больше солдат, и было ещё шесть дней ада, которого не знает история войн, и немцы упали на землю, зарылись в неё, они рыли окопы, гнёзда, ямы, они перешли к обороне, — гигантское немецкое наступление выдохлось.
Вот с чего начинается история освобождения Орла и Белгорода. 12 июля наши войска, выдержав труд беспримерной обороны, в свою очередь перешли в наступление.[...]
Документальный фильм «Орловская битва» своим успехом обязан искусству и смелости фронтовых операторов. Они сохранили для миллионов людей, для истории, для наших потомков правду о грандиозном сражении 1943 года. Общей композиции фильма можно предъявить один лишь упрёк — слишком мало уделено места оборонительным боям в период между 5 и 12 июля, когда доблестью русских армий и могучим советским оружием была повержена в прах стальная лавина немецкого наступления. Подвиг наших войск на Центральном и Воронежском фронтах резко повернул ход событий в лето 1943 года и дал Красной Армии возможность мгновенно перейти в наступление на Орёл, на Белгород и дальше, на Харьков. Этот подвиг следовало отобразить в фильме более широко и значительно. Оборона Курска и других городов по масштабам своим может быть приравнена только к таким событиям в истории войн, как сражения 1942 года у ворот Сталинграда. В композиции фильма это подчеркнуто недостаточно сильно.[...]

Евгений Кригер, Источник

[...]«Наша отдельная истребительная противотанковая артиллерийская бригада занимает оборону на своём участке. Стоят жаркие солнечные дни. На переднем крае тихо, но это очень напряжённая тишина – вот-вот должно начаться немецкое наступление…
И вот, на рассвете 5 июля началось.
Трудно передать, что пришлось пережить за несколько дней этого остервенелого наступления врага. До танкового наступления наш передний край подвергся обработке с воздуха пикирующими бомбардировщиками. Фашистские самолёты в течение нескольких часов беспрерывно, волна за волной висели над нашим передним краем обороны.
Затем на наши боевые порядки плотным строем, эшелонировано шли тяжелые танки, «Тигры», самоходные орудия «Фердинанды», «Пантеры». Участок обороны, занимаемый нашей бригадой, оказался на направлении главного удара противника. В течение нескольких суток не прекращался ураганный огонь с обеих сторон. Атака врага захлебнулась…
Во время битвы в батареях, а иногда и перед ними, часто можно было видеть двух бойцов с двумя автоматами у каждого – вторым аппаратом была кинокамера. Это выполняли свою опасную, очень нужную работу военные кинооператоры: майор А. Казаков и капитан Малов. Снятые ими кинокадры имеют непреходящую ценность…»[...]

И. Шоммер, гвардии сержант, Источник

[...]Гитлеровское командование рассчитывала мощными танковыми ударами сломить дух советских воинов, прорвать оборону Красной Армии на Курской дуге южнее Орла и севернее Белгорода, овладеть Курском, окружить и уничтожить войска, расположенные на Курской дуге.
План Главного командования Красной Армии состоял в том, чтобы в оборонительных боях измотать противника, а затем свежими силами начать контрнаступление и разгром врага. Обе стороны. придавали решающее значение танкам и самоходным орудиям.
Фронтовые группы искали пути съёмок танковых боёв. Снимать, укрываясь за башню танка, почти невозможно. На большой скорости по ходу танка кинооператору нужно было крепко держаться и двумя руками держать киноаппарат. Привязывать себя к башне? Это означало потерю манёвренности. Снимать в бою из открытого люка? На это не могло пойти военное командование, так как в этом случае повергался опасности весь экипаж. Тогда пришла мысль спрятать аппарат в стальной бокс, укрепить его на башне танка, а оператору, находящемуся на месте одного из членов экипажа, вести наблюдение за объектом из смотровой щели. Аппарат включать автоматически.
Такой способ съёмки осуществил оператор Е. Лозовский. Первые пробы прошли успешно. Предстояли съёмки в боевой обстановке. И вот, когда советские танки пошли в наступление, в одном из них находился кинодокументалист Е. Лозовский.
Аппарат, установленный в стальном боксе на башне танка, фиксировал моменты боя. Оператору удалось снять прямое попадание снаряда в противотанковую пушку врага.
На подступах к одной из деревень, превращённых врагом в опорный пункт, прямым попаданием снаряда был убит командир танка. второй снаряд ранил водителя и оператора, Танк загорелся. Выбравшись из боевой машины, Лозовский отполз в сторону и потерял сознание. Киноаппарат, оставленный в стальном боксе, нашли в нескольких метрах от сгоревшей машины. В нём оказалось 40 метров отснятой плёнки.[...]
5 августа 1943 года столица нашей родины Москва впервые салютовала доблестным советским воинам, разгромившим гитлеровские армии и освободившим города Орёл и Белгород.[...]

Лебедев А.А., кинооператор, Источник