Газета «Известия» № 208, 3 сентября 1943 года. Источник: ЭЛЕКТРОНЕКРАСОВКА. Фото: "Жители освобожденного г. Орла и советские воины у входа в кинотеатр перед показом хроникально-документального фильма «Орловская битва» (1943)". Фото из архива В. И. Фомина (Музей кино).
События, запечатленные в этом документальном фильме, начались 5 июля 1943 года на Центральном и Воронежском фронтах, у основания Курской дуги. История освобождения Орла начинается с того, что немцы собирались прорвать с двух сторон глубокий выступ нашего фронта и через два-три дня захватить Курск. История освобождения Орла начинается с того, что им не дали этого сделать. История освобождения Орла начинается с того, что русский фронт вокруг Курска выдержал и отбил гигантское наступление германских войск, выстоял против бешеного натиска семнадцати танковых, трёх моторизованных и восемнадцати пехотных немецких дивизий и без передышки, без паузы перешёл в наступление.
5 июля — первый день немецкого наступления. Обнадеженные самоуверенным приказом Гитлера, немецкие дивизии ринулись вперёд. Первый удар был отражён великолепным контрударом нашей артиллерии. 5 июля артиллерия Центрального фронта подавила немецкие батареи, выпустив за один час контрподготовки такое количество снарядов, которое было израсходовано на другом участке фронта за многие недели напряжённых боёв. Кинооператоры сумели показать нашу артиллерию в этот решающий час. Орудийные залпы раздирают всю толщу воздуха, орудия бьют с быстротой пулемётов, не видно ни неба, ни земли, всё впереди рушится, падает, обваливается, умирает.
Я помню, как в 7 часов 30 минут 5 июля немцы принуждены были прекратить атаку и произвести артиллерийскую и авиационную подготовку вторично. Тогда земля переднего края и впрямь стала мёртвой, но русские люди снова поднялись навстречу немецкой атаке, и немцам пришлось наращивать удар новыми и новыми волнами пехоты и танков, другого выхода у них не было: русская оборона всасывала их резервы, как водоворот, и они шли уже не во весь рост, а ползли, царапая землю ногтями.
В тот день немцы возобновляли атаки пять раз. Пришла первая ночь боя, и немцы остановились в изнеможении, потеряв 110 танков и много тысяч солдат на малом участке своего наступления в районе станции Поныри. И был второй день, и в этот второй день немцы потеряли 500 танков и ещё больше солдат, и было ещё шесть дней ада, которого не знает история войн, и немцы упали на землю, зарылись в неё, они рыли окопы, гнёзда, ямы, они перешли к обороне, — гигантское немецкое наступление выдохлось.
Вот с чего начинается история освобождения Орла и Белгорода. 12 июля наши войска, выдержав труд беспримерной обороны, в свою очередь перешли в наступление.
Операторам кинохроники делает честь, что они сумели во-время оказаться на самых решающих участках фронта. Теперь миллионы людей в Советском Союзе и во всём мире смогут увидеть то, что происходило на фронте в эти тяжёлые, великие дни. Ночь. Наша артиллерийская подготовка. Молнии орудийных залпов вспарывают ночную мглу. Земля на громадном протяжении содрогается в исполинском рвении сбросить с себя немецкое бремя, вышвырнуть немецкие дивизии с русской земли. Несколько стремительных кадров в настоящем ритме войны показывают, как произошёл перелом в воздухе и наша авиация, открывая проходы пехоте и танкам, продолжила, углубила русский фронт в небе.
Снимать войну — дело трудное. Современный бой часто бывает недоступен для кинообъектива. Пехота и артиллерия, все роды войск стремятся быть в укрытиях, зарываются в землю, маскируются в лесах, в балках, в оврагах. Даже в момент очень напряжённого боя трудно увидеть что-нибудь, кроме орудийных вспышек и встающего перед траншеями дымного вала разрывов. Литератор может восстановить ход событий в бою, у него есть свой материал — слово. Работникам кинохроники нужно поймать все перипетии битвы на плёнку, а для этого редко представляется возможность.
Следует отдать справедливость операторам фронтовых киногрупп — для фильма «Орловская битва» им удалось выхватить буквально из огня новые, ещё нетронутые военным документальным кино кадры и сцены.
Зрелище ночной артиллерийской подготовки перед наступлением наших войск 12 июля просто великолепно. Это — пронизанная молниями очистительная гроза, это — гремящее и сверкающее царство бога войны, это — воплотившийся в русских пушках гнев народа. Режиссёры Р. Гиков и Л. Степанова искусным монтажем воссоздали напряжённый пламеносный ритм нашей артподготовки. Зритель как бы входит в пекло сражения и видит, как добывается нашими войсками победа. Мы видим работу незаметных героев, вездесущих сапёров, они обезвреживают начинённую немецкими минами землю, лежа на спине, режут немецкую проволоку, растаскивают в стороны заграждения, делают проходы для пехоты и танков. Великий труд боя продолжается на реке, атакующая пехота переправляется под огнём на резиновых лодках, следом за нею выходят на водный рубеж инженерные части с понтонами: мост будет построен в бою. Далеко впереди громит немецкие аэродромы наша авиация, мы видим землю в огне и над нею — крылья советских бомбардировщиков. Из бурного потока наступления операторы выхватили сцены, которые трудно забыть. Боец, гранатой снимающий с крыши немецкого пулемётчика; танк, прыгающий через ров, несущийся дальше всё с той же вихревой скоростью; тишина перед новым броском.
Окопы переднего края. Последняя минута перед атакой. Люди, жадно втянув в себя последнюю затяжку, бросают окурки на землю. Сигнальные ракеты. В долю секунды, освещённую вспышкой снаряда, видно лицо командира, начинающего атаку, выхватывающего из кобуры пистолет. Бойцы выскакивают из окопа, в дыму, в огне, в обвалах артиллерийского огня рвутся вперёд. Мы на мгновение имеем возможность заглянуть в немецкую траншею. Немецкий солдат лихорадочными движениями запихивает в миномёт мину за миной. Другой солдат с искажённым, безумным лицом затыкает пальцами уши — и пропадает, проваливается в громаде нашего наступления. Вскоре зритель видит тех же немцев в плену. Втянув головы в плечи, согнувшись, бросая по сторонам вороватые, трусливые взгляды, они бредут бесконечными колоннами в нашем тылу. Им обещали Курск. Теперь их взяли в плен под Орлом.
И мы видим последние часы штурма под Орлом и под Белгородом. Мы видим итоги летнего наступления немцев в 1943 году: немцы бегут, наши войска врываются в цитадель немецкой обороны, старухи провожают бойцов крестным знамением, — войска Красной Армии идут в новое наступление, осенённые надеждами и любовью всех русских людей.
Это — 1943 год. Это — летняя кампания третьего года войны.
Документальный фильм «Орловская битва» своим успехом обязан искусству и смелости фронтовых операторов. Они сохранили для миллионов людей, для истории, для наших потомков правду о грандиозном сражении 1943 года. Общей композиции фильма можно предъявить один лишь упрёк — слишком мало уделено места оборонительным боям в период между 5 и 12 июля, когда доблестью русских армий и могучим советским оружием была повержена в прах стальная лавина немецкого наступления. Подвиг наших войск на Центральном и Воронежском фронтах резко повернул ход событий в лето 1943 года и дал Красной Армии возможность мгновенно перейти в наступление на Орёл, на Белгород и дальше, на Харьков. Этот подвиг следовало отобразить в фильме более широко и значительно. Оборона Курска и других городов по масштабам своим может быть приравнена только к таким событиям в истории войн, как сражения 1942 года у ворот Сталинграда. В композиции фильма это подчеркнуто недостаточно сильно.
Финальные сцены наступления. Последний штурм немецких укреплений. Немцы сооружали их в течение почти двух лет. Русские армии покончили с ними в несколько дней. Красные флаги взвились над Орлом и над Белгородом. Улицы Орла. Дети на руках идущих в колонне бойцов. Решётки немецких тюрем и лагерей, — сквозь железные прутья просовываются руки вчерашних пленников. Сегодня им завоевали свободу. С залпами продолжающих наступление фронтовых батарей сливаются залпы артиллерийского салюта в Москве. Вспышки огня выхватывают на мгновение лица торжествующих победу людей. Молния артиллерийского залпа освещает спокойную, устремлённую вперёд фигуру — монумент Сталина. В лето 1943 года русский народ победил. Его армии идут в новое наступление.