Солодков Алексей Владимирович (28 февраля (13 марта) 1898, с. Симоново, Тульской губернии, Российской империи — 13 июля 1943, Орловская область, РСФСР) — оператор игрового и документального кино.
В 1912 году окончил 4-х классное городское училище (на Миусской площади).
С августа 1912 по июнь 1914 — ученик а аптеке Феррейна.
В кино с 1914 года. С июля 1814 по январь 1917 — ученик, затем лаборант-копировщик в кинолабораторииях фирм «Бр. Пате» и «Кино-творчество».
С января 1917 по октябрь 1918 — служба в армии.
С ноября 1918 по декабрь 1919 — кинолаборант в 1-й Госкино-лаборатории (фото-кино отдел при СНК РСФСР) — бывшая знаменитая кинолаборатория Д. Теодосиадиса.
Член профсоюза кино-фото работников с 1919 года.
С декабря 1919 по сентябрь 1921 — в Красной Армии — фотограф Военно-инженерного Управления; с октября 1921 по ноябрь 1922 — фотограф Главного военного железнодорожного поезда.
С февраля 1923 по май 1926 — оператор на кинофабрике «Пролеткино»; снимал кинохронику; с 1925 года снимал игровые фильмы.
С марта 1927 — на Московской фабрике «Совкино» / киностудии «Мосфильм».
С 25 декабря 1941 — оператор 1-й категории в операторском отделе Центральной студии кинохроники (в порядке перевода Кинокомитетом).
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Воинское звание: воентехник 1 ранга. Воинская часть: 15 воздушная армия.
Из служебной характеристики:
«Киногруппа Брянского фронта. Оператор – Солодков А.В.
За полугодие заснял 13 сюжетов, из них 2 – боевых, 6 сюжетов были приняты и частично использованы в фильме "День войны" ("Помощь колхозникам", "В прифронтовом городе", "Первый бой пулеметчика Горностаева"), 2 сюжета вошли в СКЖ, 1 – в Летопись и 2 – в Фильмотеку.
Тов. Солодков – опытный оператор, умеющий снимать кадры, интересные по форме и содержанию. В событийной, документальной съемке боевых действий проявил себя мало, что можно отчасти объяснить объективными условиями работы. Им снят один из немногих сюжетов Брянского фронта, показывающих результаты операции – "Результаты одного боя" (СКЖ № 58).
Отличительными чертами т. Солодкова являются наблюдательность и хороший вкус. Он умело применяет метод организованной документальной съемки, тактично снимает людей в разнообразных условиях и положениях. Один из лучших его сюжетов – "Первый бой пулеметчика Горностаева". Это сюжет с насыщенным действием, хорошо сделанный в фотографическом отношении.
В съемке сюжетов "Помощь колхозникам" и "В прифронтовом городе" оператор проявил много наблюдательности и умения выявить тонкие переживания и взаимоотношения людей.
Директор Центральной студии кинохроники Головня.
Редактор Попов».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 60.)[1]
13 июля 1943 года во время съемки боевых действий подорвался на противотанковой мине; доставлен в госпиталь, где скончался, не приходя в сознание. Похоронен в районе города Новосиль (Орловская область).
Награжден орденом Отечественной войны II степени (12 ноября 1943 года; посмертно) и медалью «За боевые заслуги» (1943)[2].
Сын и дочь от брака с Солодковой Ольгой Георгиевной. (Семья жила в пос. Ашукино, Пушкинского р-она, Московской области)
Игровые
1925 — Багдадский вор (вторая серия «Багдадского вора»); режиссер Е. Гурьев; оператор-постановщик
1925 — 1926 — Тернистый путь (не завершен); оператор-постановщик
1926 — Мабул (Кровавый поток); режиссер Е. Иванов-Барков; оператор-постановщик в соаторстве с А. Винклером, Г. Егиазаровым
1926 — Против воли отцово; оператор-постановщик в соаторстве с А. Винклером, Г. Егиазаровым
1927 — Приходите завтра; режиссер А. Черкасов; оператор-постановщик
1928 — Светлый город; режиссер О. Преображенская; оператор-постановщик
1929 — Последний аттракцион; режиссер О. Преображенская; оператор-постановщик
1930 — Государственный чиновник; режиссер И. Пырьев; оператор-постановщик
1931 — Нельзя ли без меня?; режиссер В. Шестаков; оператор-постановщик
1932 — Токарь Алексеев; режиссер В. Шестаков; оператор-постановщик
1934 — Джоу; режиссер А. Литвинов; оператор-постановщик
1934 — Хочу жить («На далеком севере», «Предки подождут); режиссер А. Литвинов; оператор-постановщик
1936 — Партийный билет («Анка»); (звук. и нем. варианты); режиссер И. Пырьев; оператор-постановщик
1937 — Юность; (звук, и нем, варианты); оператор-постановщик
1939 — Советские патриоты; оператор-постановщик в соавторстве с Д. Мамедовым
1941 — Парень из тайги; режиссеры: О. Преображенская, И. Правов; оператор-постановщик
1941 — Путевая обходчица; короткометражный; оператор-постановщик
1941 — Старший лейтенант Коломийцев («Именем Родины»); короткометражный; оператор-постановщик
Документальные
1924 — На "Кадроне"; производство: Пролеткино; оператор
1924 — На рубеже 5-ти лет (фильм посвящен 5-летию создания единого Московского Союза работников советских общественных и торговых учреждений и предприятий (1919-1924г.г.); полнометражный; производство: Пролеткино; режиссер Булатов; операторы: Елизаров, Е. Любимов, А. Солодков; мультипликация Иванов
1925 — Автопробег 1925 г.; оператор совместно с Г. Егиазаровым
1925 — Атака буденовцев; оператор совместно с А. Родченко
1925 — Под знаменем труда (парад и демонстрация на Красною площадь 1-го мая 1925 года); производство: Пролеткино; операторы: П. Новицкий, А. Винклер, А. Солодков, Г. Ечназиров, В. Беляев, А. Кюне
1927 — В стране Ленина; полнометражный; производство: Совкино; режиссер Н. Лебедев; операторы: И. Беляков, С. Гусев, Зотов, И. Кобозев, А. Солодков, Н. Струков, Беляев; другие создатели: Филонов, Корнильев
1927 — Сухумский питомник обезьян; производство: Совкино; операторы: А. Солодков, П. Безбородов
1943 — Орловская битва; полнометражный; производство: Центральная студия кинохроники; режиссеры: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; асс. режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; асс. оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; диктор Ю. Левитан; звукооператоры: Кашкевич, В. Котов; директор картины В. Слонимский
Снимал сюжеты для киножурнала "Союзкиножурнал".
1942 — Союзкиножурнал № 8; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Гуров; операторы: И. Беляков. Р. Кармен, В. Штатланд, Т. Бунимович, П. Касаткин, Б. Макасеев, А. Солодков, А. Фролов, Я. Марченко, И. Гольдштейн
1942 — Союзкиножурнал № 18; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Н. Кармазинский; операторы: Б. Макасеев, В. Штатланд, А. Солодков, С. Гусев, Я. Марченко, Я. Берлинер, Н. Большаков; звукооператор В. Котов; ассистент оператора Ф. Леонтович; музоформитель Б. Дембицкий; Н. Аносов
1942 — Союзкиножурнал № 26; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер Н. Кармазинский; операторы: В. Беляев, А. Шафран, Е. Мухин, А. Рубанович, Дильдарян, С. Коган, М. Пойченко, Д. Шоломович, А. Солодков; музоформитель Б. Дембицкий; А. Иванов-Радкевич; звукооператор В. Нестеров
1942 — Союзкиножурнал № 36; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер С. Гуров; операторы: М. Сухова, Р. Халушаков, Г. Фомин, Ф. Чухлебов, И. Вейнерович, Р. Гиков, А. Солодков, М. Прудников, Б. Цейтлин
1942 — Союзкиножурнал № 55; режиссер С. Гуров; операторы: И. Беляков, М. Сухова, А. Климов, Г. Трофимов, Р. Гиков, А. Солодков, Д. Рымарев, А. Щекутьев, Р. Халушаков
1942 — Союзкиножурнал № 61; производство: Центральная студия кинохроники; реж. С. Гуров; операторы: Е. Учитель, В. Синицын, Б. Пумпянский, Д. Соди, О. Иванов, Р. Гиков, А. Солодков, Б. Шадронов Прудников, В. Ешурин
1942 — Трофеи наших войск в боях за город Елец; кинолеиопись; оператор
1943 — Союзкиножурнал № 10; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер: Р. Гиков; операторы: А. Гафт, Р. Гиков, Я. Марченко, А. Солодков, Ю.Монгловский, М. Прудников. И.Таги-Заде; звукооператор: В. Нестеров; асс. режиссера: М. Славинская; другие создатели: Д. Астроданцев
1943 — Союзкиножурнал № 15; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер И. Копалин; операторы: Г. Бобров, А. Каиров, Б. Макасеев, А. Щекутьев, А. Булинский, Я. Лейбов, В. Томберг, И. Касаткина, М. Прудников, А. Солодков, Е. Богоров
1943 — Союзкиножурнал № 47-48; производство: Центральная студия кинохроники; режиссер М. Фиделева; операторы: И. Беляков, Д. Шоломович, В. Лавров, Р. Кармен, А. Крылов, Е. Лозовский, Б. Небылицкий, А. Гафт, Ф. Леонтович, Е. Мухин, Я. Марченко, А. Солодков, А. Фролов; звукооператор В. Нестеров; музоформление Д. Штильман
______________________________________
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография (документальные): электронный каталог РГАКФД. Биография: справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. 166); справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 688-689).