Трудная профессия

Об участии женщин-кинематографистов в работе над киноэпопеей «Великая Отечественная».

06.03.2019

Джемма Фирсова

Автор:
Джемма Фирсова

Микоша (Фирсова) Джемма Сергеевна (27 декабря 1935, Самарканд — 08 мая 2012, Москва) — актриса, кинорежиссер, общественный деятель. Лауреат Государственной премии СССР (1973) и Ленинской премии (1980). Член СК СССР — СК России. Беспартийная.

Опубликовано: Газета «Московская кинонеделя», № 9 (1129), 05 — 11 марта 1979 года. Материал к публикации подготовила И. Никитина.

Когда «Московская кинонеделя» предложила мне написать к 8 марта о женщинах в нашем кинематографе, я сразу подумала о своих коллегах, с кем волею судеб оказалась связана по работе над фильмами из киноэпопеи «Великая Отечественная», созданной Центральной студией документальных фильмов по заказу и при участии американской компании «Эйр Тайм Интернейшнл».

Звукооператор Валентина Георгиевская и оператор Валерий Никонов (ведет съемку на кинокамеру «Arriflex 35 BL»). Оператор (на фото слева) с видеокамерой «Betacam». Москва. Конец 80-х годов. Автор фото: Юрий Барыкин.

Киноэпопея выходит на экраны наших кинотеатров, и, я думаю, зрителям будет интересно узнать, что треть общего числа людей, работавших над программой, составляли женщины: директор русского варианта фильма Валентина Сафрайтер, звукооператор Валентина Георгиевская, которая вместе со звукооператором Игорем Гунгером «записала» звук ко всем двадцати сериям, редакторы Галина Духовская и Татьяна Карпова, Тамара Тихомирова и Вера Писарук, участница Великой Отечественной войны Светлана Суркова. Кстати, Галина Духовская, редактировавшая мой фильм «Битва за Кавказ», в 1942-1943 годах была в г. Орджоникидзе и сама помнит события, о которых повествует фильм.

И, наконец, женщины-режиссёры. Разные непохожие судьбы, разные характеры, разные возрасты. Одни окончили ВГИК и были ученицами Кулешова и Эйзенштейна, как Саша Рыбакова, например, или Козинцева, как Зоя Фомина, Довженко, как я сама. Другие прошли долгую школу от монтажницы до режиссёра, как Нина Соловьева, учились у Сеткиной и Беляева, Ромма и Райзмана – но не в аудиториях института, а в монтажных Центральной студии документальных фильмов. Но было у каждой из нас в биографии общее – война, закончившаяся вот уже тридцать четыре года назад. Война – глубокой раной на сердце, война – глубоким шрамом в памяти: пусть одним она видится из детства, другим – из юности.

В 1944 году, на Четвёртом Украинском фронте, в момент возвращения из опасного полёта, был сбит самолёт[1], на котором летел фронтовой кинооператор Борис Пумпянский. Это была последняя съёмка Бориса. Сегодня его дело продолжает Седа Пумпянская – вдова погибшего оператора, режиссёр двух фильмов киноэпопеи – «Оборона Сталинграда» и «Победа под Сталинградом». Наверное, не случайно так часто обращается Седа Николаевна к теме Великой Отечественной. Еще до участия в нашей общей работе Седа Пумпянская создала свою серию из пяти фильмов о Великой Отечественной войне – «Начало конца», «Сталинградское сражение», «Освобождение Родины», «Освобождение Европы», «Весна Победы», где в пяти коротких, ёмких и темпераментных лентах предстала перед нами вся война – от сорок первого до сорок пятого. И когда Роман Кармен пригласил Седу принять участие в создании двадцати фильмов для американского телевидения, она выбрала Сталинградскую битву: «Материал был для меня знакомый, обжитой, родной. Хотелось работать с ним дальше», – объяснила Пумпянская свой выбор.

В двух её лентах появилось много нового киноматериала – из периодики, из кинолетописи. Фильмы получились обстоятельные, подробные, с эмоциональными всплесками – такими, как эпизод возвращения в Сталинград. Роман Кармен, работая над своими двумя фильмами, был уже нездоров, и Седа была его верной помощницей. Именно она вместе с ассистенткой Кармена Галей Кудряшовой заканчивала два его фильма – «22 июня,1941» и «Неизвестный солдат».

Сейчас, после того как фильмы киноэпопеи выходят на экран, Седа готовится к работе над картиной «Ленин в Кракове». Это не случайно. Ленинская тема наряду с темой Великой Отечественной – основное в творчестве режиссёра Пумпянской: «Ленин. Страницы биографии», «В годы испытаний», «Союз равноправных», «Ленин. Страницы великой жизни» – это только часть киноленинианы Седы Пумпянской.

Режиссер Нина Словьева на съемках в одной из в/ч. Автор фото: оператор Игорь Осипов.

Не новичок в военной тематике и режиссёр Нина Соловьёва. Именные часы от министра обороны Малиновского, грамота от министра обороны Гречко, Гран-при на Международном кинофестивале военных фильмов в Берлине – такими наградами мог бы гордиться любой мужчина. В творчестве Нины Соловьёвой естественно и закономерно соединились два основных направления – тема современной Советской Армии и тема борьбы за мир. Сегодня, после фильма «Союзники» из киноэпопеи «Великая Отечественная» Нина Соловьёва готовится к фильму «Европа. Шаги разрядки» – и это символично. Её фильм «Пусть всегда будет солнце» на фестивале в Лейпциге получил медаль Эжени Коттон. Кроме того, Соловьёва – режиссёр фильма «Эжени Коттон». Нина начала работать на студии в сорок третьем, когда ещё шла война. Минули годы, а режиссёр Соловьёва осталась такой же принципиальной, какой она была, когда делала свои первые самостоятельные «киношаги».

Режиссер Александра Рыбакова в монтажной. Фото из семейного архива Никиты Рыбакова.

Саша Рыбакова известна среди кинематографистов как приверженца спортивной тематики. За свои фильмы она не раз получала призы на фестивалях спортивных фильмов. Среди её темпераментных, остродраматургических, жизнерадостных фильмов: «На старте миллионы», «Мяч над сеткой», «Гимнастика: Олимпийские надежды» – вдруг возникает такая неожиданная для неё лента, как полнометражный фильм о Большом театре – «Когда в Милане пели по-русски». Столь же неожиданным явился её фильм «Битва за Берлин» из киноэпопеи «Великая Отечественная», который, надо сказать, получился ярким и впечатляющим. Режиссёр Рыбакова теперь вновь вернулась к спорту: следующая её работа – полнометражный фильм «Спорт страны Советов».

На фото (слева направо) режиссеры: Зоя Фомина, Василий Катанян и Джемма Фирсова на вручении Ленинской премии. Москва. Кремль, 1980 год. Фото из личного архива О.Э. Рязановой (дочери З.П. Фоминой).

Неожиданным было обращение к теме войны и режиссёра Зои Фоминой. До этого главным в её творчестве были дети: «Нам жить в двадцать первом веке», «Найди эту ноту», «Будущие артисты цирка»... И вот Зоя Фомина сделала фильм «Война в воздухе». Она увлеклась временем, историей, героями. Увлеклась настолько, что и следующий свой фильм сделала на материале войны – взволнованный рассказ о художниках Малой Земли – «Памятник подвигу».

Прекрасные, взволнованные эпизоды есть и в фильме Зои, сделанном для киноэпопеи, – это интервью с Покрышкиным, эпизоды с Талалихиным, рассказ о военных лётчицах.

Шесть наших «женских» фильмов – почти треть всей программы – о Сталинграде, Кавказе, Берлине, союзниках, войне в воздухе, – согласитесь, весомый вклад в киноэпопею о минувшей войне.

И, хотя невелик был процент женщин в числе фронтовых кинооператоров, благодаря которым мы сегодня имеем возможность рассказать всему миру о подвиге советского солдата, но каждый кинодокументалист знает их имена. Это Маша Сухова и Оттилия Рейзман.

В партизанском отряде, в глубоком тылу врага погибла Маша Сухова, оставив бесценные кадры, снятые у партизан. Опасными партизанскими тропами прошла Отя Рейзман. И были они на равных с товарищами по оружию – а их оружием была кинокамера.

Прошли годы. Много лет. Но сердцем и памятью постоянно обращаемся мы к тем далёким дням, и все чётче прорисовываем контуры былого, защитившего день сегодняшний, наши будни и праздники. И поэтому в день, когда земля наша приветствует женщину, мне захотелось рассказать о своих коллегах по последней работе – такой нужной, такой важной и такой, с точки зрения иных, не женской.

_________________________________
1. Погиб в декабре 1944 года в Карпатах, куда вылетел для съемок кинорепортажа о работе полевой почты. Самолет, в котором находился кинооператор, разбился налетев на тросс подвесной канатной дороги. Борис Пумпянский получил ранения, несовместимые с жизнью. Скончался в госпитале через несколько дней после авиакатастрофы. Источник: О.А. Родионов "Оператор — кинодокумент — фильм" (ВГИК, 1970).