Опубликовано: «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 709–710 — "Забытый полк. Операторы и работники фронтовых киногрупп. Материалы к биографиям"; раздел подготовлен совместно с В.А. Ждановой). Фильм: Закройщик из Торжка. Рабочий момент съемок. 1925 год. На фото (сидит справа) режиссер Я. Протазанов; за камерой стоит оператор П. Ермолов; актеры В. Марецкая и И. Ильинский (стоят слева). Источник: ГОСКАТАЛОГ.РФ / Музей кино.
Ермолов Петр Васильевич (1887–1953).
Старейший русский кинооператор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). В 1910 окончил Московскую практическую Академию коммерческих наук. В кино с 1911 года. Работал в фирме «Гомон» в Киеве и Одессе. В 1918–1923 – оператор фотокиноотдела Наркомпроса, снимал хронику Гражданской войны. Снял первый художественный фильм, посвященный Красной Армии («На красном фронте», 1920). С 1924 года работал на к/с «Межрабпом-Русь» / «Межрабпомфильм», затем на к/с «Союздетфильм». Снимал фильмы Я. Протазанова, М. Донского. Во время Великой Отечественной войны был одним из первых операторов, кто особенно настойчиво просился направить его на фронт для съемок боевых действий. И хотя оператору-ветерану было 54 года, он, в конце концов, добился своего. Снимал на Западном, Калининском фронтах для киножурналов, выпусков хроники.
Вот его служебная характеристика той поры:
«За полугодие заснял 8 сюжетов, в том числе 2 боевых о действиях артиллерии.
Сюжеты использованы следующим образом: 4 включены в СКЖ, 1 – в Летопись, 2 – в Фильмотеку и 1 явился творческим браком оператора.
Тов. Ермолов – один из старейших операторов советской кинематографии. Снимал хронику еще в период гражданской войны. Продолжительное время работал в художественной кинематографии, где снял ряд больших фильмов.
Работу во фронтовой киногруппе начал удачными съемками – "Освобожденный город" (г. Калинин). Проявил в этом сюжете большую наблюдательность, вкус; дал фотографию высокого качества.
Позднее, подойдя к боевой тематике, допустил творческий брак (сюжет "Выполнение боевого задания разведчиками"). В съемке поимки языка применил неоправданную, наивную инсценировку.
Из последних сюжетов наиболее интересные: "Автохлебозавод", "Артиллерийский огонь" и "Неуловимый артполк". Все они включены в СКЖ.
Ранение, полученное т. Ермоловым на фронте, нельзя не связать с тем, что он снимал на передовых линиях фронта и тем самым стремился повысить качество своих сюжетов.Директор Центральной студии кинохроники (Головня).
Редактор (Попов)».
(РГАЛИ. Ф. 2451. Оп. 1. Д. 66. Л. 14.)
Ранение Петра Васильевича оказалось очень тяжелым.
«На днях, – сообщал оператор В. Доброницкий в письме своему товарищу С. Гусеву, – привезли старика Ермолова с Калининского фронта, раненого. Лежит сейчас в Москве в госпитале – одной миной перебило крепко левую руку. Другой крепко засадило в бедро. Насчет руки дело еще неясно, быть может, останется без нее. Но он бодр и полон сил, хотя крови потерял изрядно…»
(ГЦМК. Ф. 56.)
После тяжелого ранения дойти до Берлина Петру Васильевичу уже не довелось. В 1943–1945 и в 1948–1951 работал в «Совэкспортфильме».