Иван МАЛОВ

оператор, фотограф, фронтовой кинооператор

Полное имя:
Иван Федорович МАЛОВ

Дата рождения:
23 февраля 1901
д. Свезево, Тверской уезд, Тверская губерния, Российская империя

Дата смерти:
01 декабря 1943 (42 года)

Профессии:
оператор, фотограф, фронтовой кинооператор

Краткая биография

Фото: "Военные корреспонденты с воинами 62-й Армии". На фото: Константин Симонов (на первом плане слева), операторы (на втором плане слева направо) Иван Малов и Михаил Посельский. Фото из личного архива Н.Я. Венжер.

Благодарим Евгения Владимировича Свистова, краеведа, соавтора книги «Новозыбков в годы Великой Отечественной войны: документы и воспоминания» (2018) за предоставленную информацию и материалы, которые помогли установить малоизвестные факты биографии И.Ф. Малова. 

Малов Иван Федорович (10 (23) февраля 1901 [1], дер. Свезево (ныне Тверская обл.) — 01 декабря 1943; похоронен на братском кладбище г. Новозыбков (ныне Брянская обл.)). Награды: медаль «За оборону Сталинграда» (1943), орден Отечественной войны I степени (посмертно; 1943). 

В 1928 — 1930 — осветитель, фотограф. 
В 1931 году окончил операторский факультет ГТКа.
С июля 1931 — на кинофабрике, затем киностудии «Межрабпомфильм».
С 1932 по 1936 гг. — работал в качестве фотокорреспондента в журналах «Наши достижения» и «Союзфотохроника».
С 1936 — на киностудии «Союздетфильм».

Участник Великой Отечественной войны. В РККА с 14 июля 1941 года. Призван Володарским РВК (Ленинградская обл., г. Ленинград, Володарский р-н). Звание: рядовой[2].

 С июня 1942 года — кинооператор фронтовой киногруппы. Звание: инженер-капитан.

  • В июле 1942 — сентябре 1943 — кинооператор киногруппы Политуправления Сталинградского фронта, 1-го Белорусского фронта (1БелФ).

Снимал под Сталинградом и в самом городе во время Сталинградской битвы, на Курской дуге, запечатлел на кинопленку героизм советских солдат и офицеров во время переправы через Десну, Днепр, Сож.
Согласно данным "Наградного листаМалов И.Ф. был премирован Приказом Комитета по делам кинематографии за лучшую боевую киносъемку фронтовых кинооператоров (бои за Гомель).

Кинооператор И.Ф. Малов и фотокорреспондент О.Б. Кнорринг ведут съемку допроса перебежчика – немецкого солдата старшего ефрейтора Альфонса Баумхора (Alphonse Baumhor), добровольно перешедшего на сторону советских войск. Допрос ведет капитан С.А. Миронов, переводчик Ионис. 7 июля 1943 года. Автор фотографии: Кинеловский Виктор Сергеевич. Фото: www.victory.rusarchives.ruКадры, снятые Иваном Маловым, вошли в документальные фильмы «Битва за нашу советскую Украину» (1943), «Сталинград» (1943) и другие фильмы и киножурналы.

Погиб при выполнении задания Командования (по другим данным — умер от гангрены, возникшей вследствие ранения от разрыва мины[3]).

За проявленные мужество и отвагу, а также киносъемку исторически ценных кинодокументов Иван Малов был представлен заместителем начальника Политуправления Белорусского фронта (БелФ) к правительственной награде — ордену Отечественной войны I степени (посмертно)

От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР (Приказ войскам БелФ № 137/14 от 22 января 1944 года), за образцовое выполнение боевых заданий Командования, доблесть и мужество, проявленное в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Иван Малов был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

СЕМЬЯ [4]

Отец — Малов Федор Михайлович (род. в 1870 году;  в похозяйственных  книгах за 1943-1951 гг. не значится).
Мать — Малова Матрена Михайловна (1873 (1874) — 1943).
Две сестры — Елизавета Федоровна (1908 — 1942, дер. Свезево), Анна Федоровна (род. в 1910 году).
Дочь — Малова Татьяна Ивановна от брака (1935 г.) с Борисовой Екатериной (род. в 1909 году)[5], театральной актрисы, сыгравшей роль Маши в фильме «О странностях любви» (1936), позже работаавшей на радио. 
Двое детей (проживали в д. Свезево до 15 апреля 1950 года) от брака с Маловой Надеждой Порфирьевной (род. в 1905 году):
— сын — Малов Юрий Иванович (родился в 1940 году);
— дочь — Малова Валентина Ивановна (род. в 1941году).

УВЕКОВЕЧИВАНИЕ ПАМЯТИ

  • На ЦСДФ (в Лиховом переулке, дом 6) имя Ивана Малова, в числе 43-х погибших на фронтах Великой Отечественной войны при выполнении профессионального долга работников ЦСДФ, было увековечено на мраморной доске памяти — "ВЕЧНАЯ СЛАВА ПАВШИМ ЗА РОДИНУ" 1941 — 1945 (после передачи здания ЦСДФ в 2005 году РПЦ памятную доску неоднократно перевозили в различные помещения, последнее местонахождение — киностудия РЦСДФ (Кулаков переулок, дом 17, строение 1); в марте 2017 года мемориальная доска была передана на хранение в Дом ветеранов кино в Матвеевском.
  • В Союзе кинематографистов России имя Ивана Малова в числе кинематографистов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

_____________________________________
1. Год рождения указан в соответствии Анкетой № БП 136/М по учету погибшего и пропавшего без вести рядового сержантского состав (первичный источник информации: ЦАМО; фонд 33, опись 977520, дело № 3391), а также архивной справкой Архивного отдела Администрации Кашинского района  со ссылкой на похозяйственные книги 1936 года (информация предоставлена краеведом Е.В. Свистовым).
2. Данные о призыве в РККА  указан в соответствии Анкетой № БП 136/М.
3.  Причина смерти указана в соответствии с информацией справочника "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 528). 
По данным Государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (письмо № 11/238604 от 27 июня 2018 года) инженер-капитан Малов Иван Федорович, место рождения и призыва не указаны, кинооператор кинобригады Политуправления Белорусского фронта, погиб 01.12.1943 г. при выполнении боевого задания, похоронен на Центральной площади г. Новозыбков Брянской области. Основание: ЦА МО РФ, картотека учета безвозвратных потерь офицерского состава. 
4. 
Сведения о семье Маловых предоставлены краеведом Е.В. Свистовым в соответствии с архивной справкой Архивного отдела Администрации Кашинского района  со ссылкой на похозяйственные книги 1936 года, и 1943-1951 гг. (ведение похозяйственных книг осуществляется с 1935 года в соответствии с постановлением СНК СССР от 01.01.01 г. в целях учета личных подсобных хозяйств; указана информация о главе и всех членах семьи, членство в колхозе или в промартеле, степень родства, пол, дата рождения, национальность, грамотность, сведения об отсутствующих (служба в РККА и т.д.), наименование земельных угодий, посевы и насаждения, домашний скот и др.; исправление записей, подчистки и не оговоренные текстовой записью поправки в книгах не допускаются). 
5. Борисова Екатерина (первичный источник информации: ЦАМО; фонд 33, опись 563784, л. 26). 

ФИЛЬМОГРАФИЯ 

Игровые фильмы

1932 — Друзья совести (другое название "Пылающий Рур"); игровой (фильм о революционной борьбе горняков Рура в Германии в 1920 году был запрещен, как дающий пессимистическую оценку борьбы пролетариата и как чисто формалистическое произведение, недоступное для массового зрителя); фильм не сохранился; режиссер: Константин Эггерт; пом. оператора
1935 Любовь и ненависть (события происходят в одном из шахтерских городков на Донбасе в 1919 году в период Гражданской войны); игровой; Производство: Межрабпом-фильм; режиссер: Альберт Гендельштейн; автор сценария: Сергей Ермолинский; композитор: Дмитрий Шостакович; оператор: Василий Пронин; асс. оператора: Леонид Дульцев (урожденный Леонид Иванович Троцкий); пом. оператора: Иван Панов
1936 — О странностях любви; игровой; музыкальный фильм, поставленный в 1936 году режиссёром Яковом Протазановым по сценарию Бориса Гусмана и Анатолия Мариенгофа; оператор: П. Ермолов; композитор: Д. Блок; асс. режиссера: А. Роу; асс. оператора: И. Малов
1938 — В людях (звуковой и немой варианты; восстановлен в 1976 году); полнометражный художественный фильм режиссёра Марка Донского; экранизация второй части автобиографической трилогии Максима Горького); автор сценария: И. Груздев; гл. оператор: Пётр Ермолов; оператор: И. Панов
1938 — Детство Горького (звуковой и немой варианты; восстановлен в 1977 году); полнометражный; игровой; сценарий И. Груздева по произведениям А.М.Горького;  режиссер-постановщик: М. Донской;  гл. оператор: П. Ермолов; оператор: И. Панов; звукооформление: Д. Блок
1939 — Победа (Самый счастливый); (немой вариант; восстановлен в 1977 году); игровой; 2-й оператор


1940 — Брат героя (детдомовец Гена Черемыш воображает, что знаменитый летчик Климентий Черемыш его брат, теперь мальчику нужно соответствовать во всем своему брату; по мотивам повести Льва Кассиля); игровой; режиссер: Юрий Васильчиков (Георгий Васильевич Васильчук); автор сценария: Л. Кассиль; оператор

Документальные фильмы

1943 — Битва за нашу советскую Украину; полнометражный; документальный; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссёры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко, И. Малов (в титрах не указан) и другие операторы
1943 — Орловская битва; реж.: Р. Гиков, Л. Степанова; операторы: С. Гольбрих, А. Гафт, В. Доброницкий, А. Казаков, Р. Кармен, А. Крылов, Ф. Леонтович, Е. Лозовский, Я. Марченко, И. Малов, Г. Могилевский, Б. Небылицкий, Г. Островский, М. Посельский, В. Смородин, А. Софьин, А. Солодков, А. Фролов; ассистент режиссера: Е. Козина, К. Кулагина; ассистент оператора: И. Гутман, Ю. Монгловский, М. Прудников; звукооператор: Кашкевич, В. Котов; директор: В. Слонимский
1943 — Сталинград; полнометражный; документальный; реж.: Л. Варламов; операторы: Орлянкин В., Софьин А., Вакар Б., Ибрагимов А., Казаков А., Кричевский А., Мухин Е., Гольбрих М., Вихирев Н., Гольдштейн И., Посельский М., Шадронов Б., Кацман И., Островский Г., Малов И.
1962 — Великая битва на Волге; полнометражный; документальный; реж.: М. Славинская; вошли кадры, снятые фронтовыми киноопеаторами: Б. Вакар, М. Гольбрих, Д. Ибрагимов, И. Кацман, И. Малов, М. Посельский, Н. Вихирев, И. Гольдштейн, А. Козаков, А. Кричевский, Е. Мухин, Г. Островский, А. Софьин, Б. Шадронов

КИНОПЕРИОДИКА (выборочно)

1942 — Союзкиножурнал № 83-84; реж.: М. Фиделева; операторы: И. Беляков, М. Лившиц, Н. Нагорный, А. Магапян, А. Каиров, Н. Казначеев, В. Петров, Е. Мухин, И. Малов, И. Гольдштейн 1943 — Союзкиножурнал № 44; реж.: И. Сеткина; операторы: И. Малов, Г. Могилевский, В. Смородин, С. Уралов, С. Шейнин, А. Казначеев, Г. Голубов, В. Косицын. М. Оцеп, Б. Пумпянский 1943 — Союзкиножурнал № 51-52; реж.: И. Сеткина; операторы: И. Беляков, Р. Халушаков, К. Кутуб-Заде, А. Ксенофонтов, В. Левитан, П. Погорелый, Е. Учитель, А. Смолка, Н. Вихирев, М. Гольбрих, А. Софьин, И. Малов, М. Посельский
1943 — Союзкиножурнал № 53-54; реж.: И. Сеткина; операторы: И. Малов, А. Казаков, В. Торчинский, Е. Ефимов, В. Маневич, М. Ошурков, Ф. Овсянников, С. Урусевский, И. Посельский, В. Соловьев, И. Сокольников, В. Цеслюк, А. Фролов, Б. Небылицкий, Б. Шер, И. Гутман
1943 —  Союзкиножурнал № 58-59; реж.: И. Сеткина; операторы: К. Кутуб-Заде, М. Сухова, Г. Цветков, Я. Блюберг, Б. Максимович, И. Малов, А. Софьин, А. Казаков, М. Посельский, Г. Островский, М. Гольдштейн
1943 — Союзкиножурнал № 68; реж.: Л. Степанова; операторы: Н. Косицын, И. Силютин, Б. Шер, Быков, Н. Вихирев, Малов, М. Посельский, А. Софьин
1943 — Сражение за Гомель (Союзкиножурнал №№ 73-74); спецвыпуск; реж.:  Ф. Киселев, И. Сеткина; операторы: Н. Вихирев, И. Вейнерович, И. Ибрагимов, Н. Казаков, И. Малов, Е. Мухин, Г. Островский, М. Посельский
_______________________________________________
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2015; с. 527-528) со ссылкой на архив ГЦМК (фонд 56). Портал «Память народа». Подлинные документы о Второй Мировой войне (проект Минобороны РФ); данные Государственного казенного учреждения «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» (ЦА МО РФ). Фото: "Кинооператор И.Ф. Малов и фотокорреспондент О.Б. Кнорринг ведут съемку допроса перебежчика" из архива РГАКФД; сведения о семье в соответствии с архивной справкой Архивного отдела Администрации Кашинского района  со ссылкой на похозяйственные книги 1936 года, и 1943-1951 гг.. Фото из частных архивов и РГАКФД.

Награды

1943 — Медаль «За оборону Сталинграда»
1944 — Орден Отечественной войны I степени (посмертно; Приказ подразделения № 137/н от 22.02.1944 г.; Издан: ВС Белорусского фронта. Архив: ЦАМО)

Цитаты

[...] в адрес его жены (проживала в г. Ленинграде Володарский район проспект Крупской дом 5/7 кв. 16) была от 28 июля 1947 года выслана похоронка, что он без вести пропал в феврале 1942 года, хотя по данным Центрального Архива Министерства обороны указано, что "Малов Иван Федорович – кинооператор кино-бригады политуправления Брянского фронта в/ч 48251. Погиб при выполнении боевого задания 01.12.1943".
В его наградном листе указано что он " работал в Кино бригаде Политуправления фронта с июля мес. 1942 года." К тому же так же указано, что "много боевых художественно-выразительных кадров и сюжетов в сложной боевой обстановке большинство снятых им кадров вошло в фильмы «Орловская битва», «Битва за нашу Советскую Украину".[...]
Об Иване Малове вспоминал Михаил Посельский (1918—2008) — советский оператор документального кино. Заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1965). Оператор фильма «Парад Победы» (ЦСДФ, 1945). Член КПСС с 1961 года. В частности "Водитель был убит на месте. Ваня Малов умер в полевом госпитале на следующий день. У Казакова ампутировали часть ступни правой ноги и отняли до колена левую ногу. Когда я приехал на место взрыва, то увидел нашу машину на крыше дома, заброшенную туда воздушной волной."[...]

Свистов Евгений, краевед, соавтор книги "Новозыбков в годы Великой Отечественной войны: документы и воспоминания" (2018) г.

[...]Как свидетельство большой победы над врагом, на Центральном фронте мы засняли освобождение города Фатежа. Внезапный и стремительный, почти без потерь, захват Фатежа стал первой ласточкой, известивший о приходе войск Центрального фронта и его командующего генерала Рокосовского. Позднее оккупанты смогут оценить военный талант этого генерала, когда их заставят бежать, оставляя города Глухов, Рыльск, Кромы и, наконец, крупный железнодорожный узел Белоруссии — город Орел. На снятом нами материале этих сражений был создан фильм «Орловская битва».
Как-то на съемке в 62-й армии генерала армии Чуйкова[30] к нам подполз солдат и сказал, что он тоже кинооператор. Это был Ваня Малов. В потрепанной шинели, с солдатскими обмотками на ногах он прошагал с винтовкой в руках от Москвы до Сталинграда, где случайно встретился с нами. Наша фронтовая киногруппа нуждалась в операторах, и мы решили обратиться к командующему 62-й армии генералу Чуйкову с просьбой передать нам в помощники солдата Ивана Малова, бывшего кинооператора студии «Детфильм».
Чуйков ответил нам коротко:
— Для этого необходимо две вещи: солдат должен состоять на учете в моей армии и должен быть живым и здоровым.[...]
Малов не успел и года проработать в киногруппе, как с ним и оператором А. Козаковым случилось несчастье. В воздухе часто появлялись фашистские самолеты, и операторам надлежало ехать в открытом кузове грузовой машины и наблюдать за небом. На мягком кофре от съемочной камеры сначала сидел Казаков, на более жестком ящике для пленки — Малов. Когда настало время меняться местами, раздался страшной силы взрыв.
Мина, на которую они наехали по дороге на съемку, оказалась большой силы. Водитель был убит на месте сразу же после взрыва. Ваня Малов умер в полевом госпитале на следующий день. У Казакова ампутировали часть ступни правой ноги и отняли до колена левую ногу.
Когда я приехал на место взрыва, то увидел нашу машину на крыше дома, заброшенную туда воздушной волной. По возвращении с похорон Вани Малова, я нашел на его кровати письмо из дома от жены: «Дорогой мой, мне приснился страшный сон, будто мы с дочкой потеряли тебя. Я так переживаю, не могу успокоиться, места себе не нахожу. Только бы с тобой ничего не случилось! Пиши, родной, чаще… Всегда твоя Нюся».

Михаил Посельский, оператор (из книги "Свидетельство очевидца. Воспоминания фронтового оператора"), Источник

[ Страница дополняется материалами ]