Григорий БОЛТЯНСКИЙ

киновед, педагог, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Григорий Моисеевич БОЛТЯНСКИЙ

Дата рождения:
25 февраля 1885
Российская империя

Дата смерти:
15 июня 1953 (68 лет)
Москва, СССР

Профессии:
киновед, педагог, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Российский деятель кино, историк кино, киновед, профессор, один из зачинателей советской кинохроники, руководил съемкой событий Февральской и Октябрьской революций, участвовал в съемках В. И. Ленина, а также похорон вождя.
В кинематографе с 1917 года. С 1931 года преподавал во ВГИКе, организатор кафедры кинохроники. Основатель музея кино при ГАХН (1926—32).
1920-х Музей кино был создан в рамках Государственной Академии Художественных Наук, но в 1932 ГАХН упразднили, и собранные Григорием Болтянским ценнейшие материалы (первые киноаппараты, сценарии, эскизы, плакаты) частично разошлись по разным архивам, частично пропали.
На ЦСДФ был научным руководителем Кинолетописи Великой Отечественной войны. Один из инициаторов движения кинолюбительства в СССР.

Портрет Г. Болтянского выполнен режиссёром А. Разумным.

На фото: М. Болтянский, А. Разумный,Ермолаев, Гольдин, И. Тихонов, Б. Михин.

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1917 — К народной власти; сценарист
1925 — Кремль; режиссёр; совместно с И. Посельским
1925 — Карьера Макдональда (мультфильм); сценарист
1927 — Октябрь и буржуазный мир (мультфильм); сценарист

БИБЛИОГРАФИЯ:
Ленин и кино. М., Л., 1925
Кинохроника и как её снимать. М., 1926
Культура кинооператора. Опыт исследования, основанный на работах Э. К. Тиссэ. М., Л., 1927
Очерки по истории фотографии в СССР. — М.: Госкиноиздат, 1939

Источник: Александр Разумный "У истоков...Воспоминания кинорежиссера" (М. «Искусство» 1975)

Библиография

1925 — "Ленин и кино" (изд.: — М.: Л.)
1926 — "Кинохроника и как её снимать" (изд.: — М.)
1927 — "Культура кинооператора. Опыт исследования, основанный на работах Э. К. Тиссэ" (изд.: — М.: Л.)
1939 — "Очерки по истории фотографии в СССР" (изд.: — М.: Госкиноиздат)

Звания

1923 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Цитаты

Разговоры о Музее начались еще в дореволюционную эпоху. Потом был открыт музей Болтянского в рамках ГАХНа
(Государственная академия художественных наук), но в 1932 году вместе с ГАХНом его благополучно уничтожили. Перед войной в газете «Кино» было опубликовано письмо Эйзенштейна, Кулешова и других кинематографистов — с просьбой о создании Музея кино. В 1947 году снова появилось такое письмо. И еще, и еще. Но в советское время Музей кино был не нужен. Почему? Очень просто: потому что история кино переписывалась каждые десять лет. А если вы меняете концепцию, меняете лидеров, вчерашние достижения объявляете формализмом или идеологической ошибкой, вам, естественно, не нужны никакие архивы и не нужно исторического осмысления. Историк только мешает. Музей рождается в тот момент, когда возникает понимание, что искусство не подчиняется ни времени, ни государственной формации, ни уровню техники, что искусство — вневременная субстанция.

Наум Клейман. Борьба с историей — наш национальный вид спорта. Журнал «Сеанс» №25/26, Источник

Апреле 1928 года по инициативе АРКа и ОДСК начался сбор средств на создание Дома кино. Сбор осуществлялся в основном за счет более чем скромных пожертвований самих членов этих двух организаций. Г. М. Болтянский, подсчитав первые итоги кампании, пришел к выводу, что при таком характере поступления средств денег хватит только на капитальный ремонт и переоборудование помещения, занимаемого ОДСК и АРКом.
Болтянский писал: «„Дворец кино“ мыслится мне в виде четырех-пятиэтажного дома. В нижнем его этаже должны быть: редакция, контора и магазины „Теа-Кино-Печати“, магазин Совкинторга, образцовый коммерческий кинотеатр, образцовый театр культурфильмы („Урания“), детский кинотеатр и т. д. В другом этаже должны быть два обширных просмотровых зала, залы отдыха и разных развлечений, библиотека, буфет и т. д. В четвертом этаже должны быть помещения правления АРК и ОДСК, помещения для секций АРК и ОДСК и их работы, большой зал заседаний и съездов. Наконец, в пятом этаже должны быть монтажные, научно-исследовательские кабинеты с оборудованием, кабинет по изучению зрителя, просмотровый зал и прочие приспособления для научно-исследовательской и экспериментальной работы». Болтянский подсчитал, что строительство такого Дворца кино обойдется в 2,5 — 3 миллиона рублей и одновременно предложил свой конкретный план получения этих средств.

Журнал «Кино», 1928, № 21, 20 мая., Источник