Портрет Г. Болтянского выполнен режиссёром А. Разумным.
Последнее обновление: 17.12.2023.
Болтянский Григорий Моисеевич (22 февраля 1885 (по другим данным род. в мае 1885 года)[1], Павлоград — 15 июня 1953 (по другим данным в 1963)[2]) — российский деятель кино, историк кино, киновед, профессор, один из зачинателей советской кинохроники. Первый в СССР удостоенный звания заслуженного артиста республики (1923).
В кинематографе с 1917 года. Руководил съемкой событий Февральской и Октябрьской революций, участвовал в съемках В. И. Ленина, а также похорон вождя. Один из инициаторов движения кинолюбительства в СССР.
В 1918 —1920 — руководил самым крупным отделом Петроградского кинокомитета (создан 30.04.1918 г.; состоял из пяти отделов) — производства с отделениями: лекторским, научным, литературно-художественным и социальной кинохроники[3]. Также собрал фильмотеку в Петроградском кинокомитете.
В 1920 — 1922 — руководитель Всеросийского кинофотоотдела Наркомпроса.
В 1922 — 1924 — в «Севзапкино».
В 1924 — 1926 — в «Госкино».
С 1931 года преподавал во ВГИКе, организатор кафедры кинохроники.
В 1926 — 1932 — основатель Музея кино при ГАХН.
1920-х годах Музей кино был создан в рамках Государственной Академии Художественных Наук, но в 1932 ГАХН упразднили, и собранные Григорием Болтянским ценнейшие материалы (первые киноаппараты, сценарии, эскизы, плакаты) частично разошлись по разным архивам, частично пропали.
В конце 1930-х гг. составил «Списки тематической хроники» (1918 — 1921), единственный имеющийся фильмографический справочник по ранним советским неигровым фильмам.
С 19 июня 1943 по 18 сентября 1950 — на Центральной студии кинохроники (с 1944 — ЦСДФ), в том числе:
Болтянский активно содействовал тому, чтобы ЦСДФ заключила несколько договоров на составление ряда каталогов отечественных неигровых фильмов: с 1907 по 1916 гг. (автор В.Е. Вишневский), с 1922 по 1929 гг. (автор А.Е. Шклярович), с 1930 по 1945 гг. (автор В.Г. Никифоров) — каталог документальных фильмов, выпущенных центральными киностудиями СССР (рукопись хранилась в архиве РЦСДФ)[5].
Рукописи Г. М. Болтянского (исследования, статьи, доклады, выступления), фотоальбомы, составленные и редактированные Г. М. Болтянским, индивидуальные и групповые фотографии, и другие материалы, связанные с его творческой деятельностью, хранятся в РГАЛИ — фонд 2057.
Двое сыновей:
— Болтянский Андрей Григорьевич (05 сентября 1911 — 19 июля 1985) — советский учёный, специалист в области стереокинотехники, комбинированных съёмок, кинооператор, кандидат технических наук (1958), с 1959 руководил лабораторией съёмочной техники НИКФИ (совместно с Н. А. Овсянниковой разработал систему «Стерео-70» (1963), отмеченную в 1991 году Американской академией кинематографических искусств и наук наградой «Оскар» в номинации «За техническое достижение»);
— Болтянский Владимир Григорьевич (26 апреля 1925, Москва — 16 апреля 2019, Гуанхуато, Мексика) — советский и российский математик, доктор физико-математических наук (1955), профессор (1959), член-корреспондент АПН РСФСР (1965), член-корреспондент АПН СССР (1968), член-корреспондент РАО (1993); Лауреат Ленинской премии 1962 года.
1917 — К народной власти; сценарист
1925 — Кремль; режиссёр совместно с И. Посельским
1925 — Карьера Макдональда (мультфильм); автор сценария
1927 — Октябрь и буржуазный мир (мультфильм); автор сценария
Апреле 1928 года по инициативе АРКа и ОДСК начался сбор средств на создание Дома кино. Сбор осуществлялся в основном за счет более чем скромных пожертвований самих членов этих двух организаций. Г. М. Болтянский, подсчитав первые итоги кампании, пришел к выводу, что при таком характере поступления средств денег хватит только на капитальный ремонт и переоборудование помещения, занимаемого ОДСК и АРКом.
Журнал «Кино», 1928, № 21, 20 мая., Источник
Болтянский писал: «„Дворец кино“ мыслится мне в виде четырех-пятиэтажного дома. В нижнем его этаже должны быть: редакция, контора и магазины „Теа-Кино-Печати“, магазин Совкинторга, образцовый коммерческий кинотеатр, образцовый театр культурфильмы („Урания“), детский кинотеатр и т. д. В другом этаже должны быть два обширных просмотровых зала, залы отдыха и разных развлечений, библиотека, буфет и т. д. В четвертом этаже должны быть помещения правления АРК и ОДСК, помещения для секций АРК и ОДСК и их работы, большой зал заседаний и съездов. Наконец, в пятом этаже должны быть монтажные, научно-исследовательские кабинеты с оборудованием, кабинет по изучению зрителя, просмотровый зал и прочие приспособления для научно-исследовательской и экспериментальной работы». Болтянский подсчитал, что строительство такого Дворца кино обойдется в 2,5 — 3 миллиона рублей и одновременно предложил свой конкретный план получения этих средств.
[...]Разговоры о Музее начались еще в дореволюционную эпоху. Потом был открыт музей Болтянского в рамках ГАХНа
Наум Клейман. Борьба с историей — наш национальный вид спорта. Журнал «Сеанс» №25/26, Источник
(Государственная академия художественных наук), но в 1932 году вместе с ГАХНом его благополучно уничтожили. Перед войной в газете «Кино» было опубликовано письмо Эйзенштейна, Кулешова и других кинематографистов — с просьбой о создании Музея кино. В 1947 году снова появилось такое письмо. И еще, и еще. Но в советское время Музей кино был не нужен. Почему? Очень просто: потому что история кино переписывалась каждые десять лет. А если вы меняете концепцию, меняете лидеров, вчерашние достижения объявляете формализмом или идеологической ошибкой, вам, естественно, не нужны никакие архивы и не нужно исторического осмысления. Историк только мешает. Музей рождается в тот момент, когда возникает понимание, что искусство не подчиняется ни времени, ни государственной формации, ни уровню техники, что искусство — вневременная субстанция.[...]
[...]И все-таки люди, понимавшие историческое значение фильмов и думавшие о сбережении их для потомков, появились очень рано. Одним из таких провидцев был польский ученый и кинооператор Болеслав Матушевский, написавший свои соображения по этому поводу в самом начале ХХ века. В трудах Матушевского были впервые выдвинуты две важнейшие идеи: 1) кинохроники как нового источника изучения истории; 2) необходимости создания киноархивов. Две его брошюры — «Новый источник истории» и «Живая фотография. Чем она является и чем она должна стать» — были переведены на русский язык (но не изданы) отечественным историком кино и кинематографистом Г.М. Болтянским. Переводы были снабжены «Замечаниями Г. Болтянского по Матушевскому». Благодаря польскому энтузиасту Г.М. Болтянский сам превратился в последовательного проводника идеи создания киноархивов.[...]
А. Дерябин, Источник
Но все-таки основная заслуга в деле создания киноархивов, в признании фильмов историческими документами принадлежит не государственными мужами, а одиночкам-энтузиастам — таким, как Г.М. Болтянский. Еще в 1921 году он выступил на 1-й конференции архивных работников РСФСР с предложением собирать хроникальные фильмы. В 1923 году Болтянский (с рядом других киноработников) выдвинул идею создания киномузея, в котором наряду с хроникой собирались бы киноафиши, эскизы декораций, костюмы и т.п. Несмотря на то, что государство ничем не помогло энтузиасту, он в 1925–1930 гг. собрал немало образцов киноаппаратуры, рукописей и автографов, киноплакатов, а также редких фильмов, устраивал многочисленные выставки.[...]
При подготовке материала использована информация из открытых источников, в том числе ГЦМК. Фотографии: ГОСКАТЛОГ.РФ (Музей кино).
[ Страница дополняется материалами ]