Григорий БОЛТЯНСКИЙ

киновед, педагог, режиссёр, сценарист

Полное имя:
Григорий Моисеевич БОЛТЯНСКИЙ

Дата рождения:
25 февраля 1885
Российская империя

Дата смерти:
15 июня 1953 (68 лет)
Москва, СССР

Профессии:
киновед, педагог, режиссёр, сценарист

Краткая биография

Портрет Г. Болтянского выполнен режиссёром А. Разумным.

Болтянский Григорий Моисеевич (22 февраля 1885 — 15 июня 1953) — российский деятель кино, историк кино, киновед, профессор, один из зачинателей советской кинохроники. Первый в СССР удостоенный звания заслуженного артиста республики (1923).

В кинематографе с 1917 года.  Руководил съемкой событий Февральской и Октябрьской революций, участвовал в съемках В. И. Ленина, а также похорон вождя. Один из инициаторов движения кинолюбительства в СССР. 

В 1918 —1920 — руководил работой отдела кинохроники Петроградского кинокомитета. Собрал фильмотеку в Петроградском кинокомитете. 
В 1920 — 1922 — руководитель Всеросийского кинофотоотдела Наркомпроса.
В 1922 — 1924 — в «Севзапкино».
В 1924 — 1926 — в «Госкино».
С 1931 года преподавал во ВГИКе, организатор кафедры кинохроники. 
В 1926 — 1932 — основатель музея кино при ГАХН.

На фото: М. Болтянский, А. Разумный, Ермолаев, Гольдин, И. Тихонов, Б. Михин.

1920-х Музей кино был создан в рамках Государственной Академии Художественных Наук, но в 1932 ГАХН упразднили, и собранные Григорием Болтянским ценнейшие материалы (первые киноаппараты, сценарии, эскизы, плакаты) частично разошлись по разным архивам, частично пропали.

В конце 1930-х гг. составил «Списки тематической хроники» (1918 — 1921), единственный имеющийся фильмографический справочник по ранним советским неигровым фильмам.

С 1943 — научный руководитель кинолетописи Великой Отечественной войны на Центральной студии кинохроники (с 1944  ЦСДФ), затем — научный руководитель всей кинолетописи ЦСДФ. Болтянский активно содействовал тому, чтобы ЦСДФ заключила несколько договоров на составление ряда каталогов отечественных неигровых фильмов: с 1907 по 1916 гг. (автор В.Е. Вишневский), с 1922 по 1929 гг. (автор А.Е. Шклярович), с 1930 по 1945 гг. (автор В.Г. Никифоров) — каталог документальных фильмов, выпущенных центральными киностудиями СССР (рукопись хранилась в архиве РЦСДФ).

СЕМЬЯ

Два сына — Болтянский Андрей Григорьевич (1911—1985) — основоположник отечественной системы стереокино «Стерео-70»; Болтянский Владимир Григорьевич (1925 г.р.) — советский и российский математик, доктор физико-математических наук (1955), профессор (1959), член-корреспондент АПН РСФСР (1965), член-корреспондент АПН СССР (1968), член-корреспондент РАО (1993); Лауреат Ленинской премии 1962 года.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1917 — К народной власти; сценарист
1925 — Кремль; режиссёр; совместно с И. Посельским
1925 — Карьера Макдональда (мультфильм); автор сценария
1927 — Октябрь и буржуазный мир (мультфильм); автор сценария
____________________________________ 
Источники: Александр Разумный "У истоков...Воспоминания кинорежиссера" (М. «Искусство» 1975), www.kinozapiski.ru.

Библиография

1925 — "Ленин и кино" (изд.: — М.: Л.)
1926 — "Кинохроника и как её снимать" (изд.: — М.)
1927 — "Культура кинооператора. Опыт исследования, основанный на работах Э. К. Тиссэ" (изд.: — М.: Л.)
1939 — "Очерки по истории фотографии в СССР" (изд.: — М.: Госкиноиздат)

Звания

1923 — Заслуженный деятель искусств РСФСР

Цитаты

Апреле 1928 года по инициативе АРКа и ОДСК начался сбор средств на создание Дома кино. Сбор осуществлялся в основном за счет более чем скромных пожертвований самих членов этих двух организаций. Г. М. Болтянский, подсчитав первые итоги кампании, пришел к выводу, что при таком характере поступления средств денег хватит только на капитальный ремонт и переоборудование помещения, занимаемого ОДСК и АРКом.
Болтянский писал: «„Дворец кино“ мыслится мне в виде четырех-пятиэтажного дома. В нижнем его этаже должны быть: редакция, контора и магазины „Теа-Кино-Печати“, магазин Совкинторга, образцовый коммерческий кинотеатр, образцовый театр культурфильмы („Урания“), детский кинотеатр и т. д. В другом этаже должны быть два обширных просмотровых зала, залы отдыха и разных развлечений, библиотека, буфет и т. д. В четвертом этаже должны быть помещения правления АРК и ОДСК, помещения для секций АРК и ОДСК и их работы, большой зал заседаний и съездов. Наконец, в пятом этаже должны быть монтажные, научно-исследовательские кабинеты с оборудованием, кабинет по изучению зрителя, просмотровый зал и прочие приспособления для научно-исследовательской и экспериментальной работы». Болтянский подсчитал, что строительство такого Дворца кино обойдется в 2,5 — 3 миллиона рублей и одновременно предложил свой конкретный план получения этих средств.

Журнал «Кино», 1928, № 21, 20 мая., Источник

[...]Разговоры о Музее начались еще в дореволюционную эпоху. Потом был открыт музей Болтянского в рамках ГАХНа
(Государственная академия художественных наук), но в 1932 году вместе с ГАХНом его благополучно уничтожили. Перед войной в газете «Кино» было опубликовано письмо Эйзенштейна, Кулешова и других кинематографистов — с просьбой о создании Музея кино. В 1947 году снова появилось такое письмо. И еще, и еще. Но в советское время Музей кино был не нужен. Почему? Очень просто: потому что история кино переписывалась каждые десять лет. А если вы меняете концепцию, меняете лидеров, вчерашние достижения объявляете формализмом или идеологической ошибкой, вам, естественно, не нужны никакие архивы и не нужно исторического осмысления. Историк только мешает. Музей рождается в тот момент, когда возникает понимание, что искусство не подчиняется ни времени, ни государственной формации, ни уровню техники, что искусство — вневременная субстанция.[...]

Наум Клейман. Борьба с историей — наш национальный вид спорта. Журнал «Сеанс» №25/26, Источник

[ Страница дополняется материалами ]