Последнее изменение: 27.11.2024.
Голод Наум Исаакович (05 (18) февраля 1910, д. Щедрин (ныне Жлобинский район Гомельской области Белоруссии) — 20 января 1972, Ленинград (ныне Санкт-Петербург) — оператор документального кино, организатор кинопроизводства. Член ВКП(б) — КПСС с 1940 года.
В 1924 — 1926 — ученик и помощник кинолаборанта кинофабрики «Госкинокомсомол» в Ростове-на-Дону.
В 1926 — 1927 — помощник киномеханика в кинотеатре «Спартак» в Ростове-на-Дону.
В 1927 — 1931 — кинолаборант, заведующий кинолабораторией, ассистент оператора, оператор Ростовской базы «Совкино» / «Союзкино».
В 1931 — 1932 — оператор кинофабрики «Востоккино».
В 1932 — 1934 — проходил службу в РККА (инструктор-фотограф авиашколы в Ейске).
В 1934 — 1937 — начальник кинолаборатории, в 1938 — начальник производства Ростовской кинофабрики «Союзкинохроники» / Ростовской студии кинохроники.
С 20 февраля 1938 — заместитель директора, с 20 апреля 1939 — директор Иркутской студии кинохроники.
С 28 ноября 1940 — заместитель директора Ленинградской студии кинохроники.
В годы Великой Отечественной войны — фронтовой кинооператор, начальник киногруппы. Воинское звание: ст. политрук; лейтенант административной службы. Воинская часть: Политуправление Ленинградского фронта (ЛенФ).
Награжден орденом «Красной Звезды» (1942) и медалями[1].
Съемки, выполненные Наумом Голодом и под его руководством вошли в документальный фильмы «Ленинград в борьбе» (1942).
С 1944 по февраль 1950 — заместитель директора Ленинградской объединенной киностудии / Ленинградской студии кинохроники.
С февраля по март 1950 — начальник цеха операторской техники Ленинградской студии кинохроники.
С 1950 — художник Ленинградского государственного театра им. Ленинского комсомола.
Брат — Голод Лазарь Исаакович (1906 — 1941) — оператор документального кино. Убит во время обороны Ростова-на-Дону. По другим данным (Донесение о безвозвратных потерях № 7222) был призван РВК г. Ростов-на-Дону; место службы: 596 гаубичный артиллерийский полк (596 гап). Пропал без вести в октябре 1941 года.
Жена — Голод Валентина Михайловна (1898 — 16 июля 1999, Санкт-Петербург) — искусствовед, коллекционер, переводчик; в 1970-е годы была председателем Комиссии собирателей художественных коллекций, которая объединяла коллекционеров Москвы и Ленинграда. По свидетельству В М. Голод во время блокады Ленинграда работала на Объединенной ленинградской киностудии ("В годы войны была журналисткой-кинохроникёром, снимала страшные кадры блокады". Источник: www.netslova.ru). В документах ее личного архива (медицинская карта, пенсионное свидетельство, фотографии и др.) фигурируют три даты рождения – 1916, 1905, 1898 гг. Фамилия при рождении Сомова (предположительно).
Наум Исаакович и Валентина Михайловна похоронены в Санкт-Петербурге на кладбище "Памяти жертв 9-го января" (участок 64, ряд 20, могила 15).
1935 — Пастбищное содержание скота; оператор
1935 — Четырехкорпусный тракторный плуг; оператор
1942 — Ленинград в борьбе (период: с 22 июня 1941 года до апреля 1942 года); полнометражный; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссеры: Р. Кармен, Н. Комаревцев, В. Соловцов, Е. Учитель; главные операторы: А. Богоров, Е. Учитель, С. Фомин, операторы: Н. Блажков, Н. Голод, И. Дементьев, А. Изаксон, О. Иванов, Э. Лейбович, В. Максимович, Ф. Овсянников, Ф. Печул, П. Паллей, А. Погорелый, Р. Кармен, Г. Симонов, Я. Славин, В. Страдин, К. Станкевич, В. Сумкин, Г. Трофимов, Г. Шулятин, Б. Шер; звукооператоры: Е. Бельский, В. Котов; асс. режиссера: Л. Киказ; диктор: Р. Выгодский, руководитель фронтовой киногруппы: Иосиф Хмельницкий; во Всесоюзном прокате с 9 июля 1942 года
1943 — В тылу врага; производство: Ленинградская студия кинохроники; режиссер Н. Комаревцев; операторы: Б. Дементьев, Н. Голод, Д. Изаксон; музоформитель В. Дешевов; звукооператор К. Познышев
Снимал сюжеты для киножурналов: "Союзкиножурнал" и др.
1935 — Наука и техника № 9; производство: Союзкинохроника; режиссер: Л. Задворочнов; операторы: С. Фомин, Петров, Русанов, Н.И. Голод
[...]Операторы группы еще никак не могут переключиться с той «мирной войны», к которой они привыкли за эти годы, к настоящей наступательной войне. На ходу проводим необходимые мероприятия по улучшению их работы. Думаю, что отдельным этапом будут бои за Пушкино, Гатчину и т.д. Очень прошу помочь нам с пленкой, вообще ее очень мало, а, главное, с импортной, ибо при нашем Панхроме мы имеем буквально 5 съемочных часов в день.[...]
Наум Голод, Источник
[...]Боевую работу, жизнь военных моряков в течение всей войны снимал оператор С. Фомин. А когда ото льда освободились воды Балтики и Ладожского озера и корабли вышли на боевые операции, вместе с ними ушли и наши операторы — С. Фомин, Б. Соркин, А. Климов. На аэродромах продолжал снимать боевую работу летчиков Е. Учитель. Во время съемки одной из боевых операций на переднем крае был ранен Г. Шулятин. Жизнь осажденного города, его улицы, подвиги зенитчиков, работу на заводах, где ковалось оружие для фронта, кроме меня снимали В. Страдин, К. Станкевич, А. Погорелый. В освобожденный Тихвин уехали Г. Симонов и Н. Голод. В отрядах ленинградских партизан работали С. Масленников, Б. Дементьев.[...]
Ансельм Богоров, кинооператор, Источник
[...]Февраль 1942 года для отряда Д.Ф. Косицына был особенно трудным. Стояли жестокие морозы. В одной деревне предатель навел гитлеровцев на их след - едва ушли от преследования. И вот, наконец, железнодорожный мост, который надо было обязательно взорвать в момент, когда по нему пройдет воинский эшелон противника. Кинооператор Николай Голод стал готовить к работе свою кинокамеру. Показался поезд. Николай начал съемку. В последний момент понял: деревья заслоняют, надо поближе подойти...
Павел Цыпленков. За линией фронта (из книг о партизанах-лесгафтовцах), Источник
«Куда! — закричал Косицын,— назад!» — Но оператор уже выходил в открытую к насыпи. С платформы поезда немецкий часовой вдруг замахал радостно рукой. С других платформ тоже закричали и замахали, привлекая к себе внимание: меня, меня сними! Фашисты подумали, что свой военный кинооператор делает кадры для хроники. Н. Голод вел камеру, снимая старательно — часовых, укрытые брезентом танки, мост, взрыв на мосту...
Война всех незримо делит на живых и мертвых. Такова суровая логика этого противного человеческой природе явления.
В июле 1942 года погиб и Дмитрий Косицын, не только чрезвычайно сильный и выносливый спортсмен, но и умелый командир, которого все партизаны называли «мотором» их отряда. 50 лучших разведчиков Д.Ф. Косицына были десантированы на парашютах в район Любани, где в немецком кольце погибал штаб 2-й Ударной армии, чтобы вывести из окружения генерала Власова…
Как завершился боевой путь отважных лесгафтовцев той ночью, в книгах не пишут. Известно, что перед самой посадкой в самолет командующий Волховским фронтом генерал К.А.Мерецков вручил Косицыну вторую правительственную награду – орден Ленина.[...]
Материал подготовлен на основе информации открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; Биография и фильмография — справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 198-199; Источник: РГАЛИ. — Ф. 2451; ЦГАЛИ СПб. — Ф. 243.).