Кун Юлий Михайлович (12 июля 1914, село Солдатское (ныне Фатежский район, Курская область) — 08 февраля 1980, Москва) — оператор и режиссер игрового кино, сценарист игрового кино, фронтовой кинооператор и военный корреспондент Лауреат Сталинской (Государственной) премии (1949). Член СК СССР с 1957 года. Член КПСС с 1969 года.
В 1937 году окончил с отличием (диплом № 2794) ВГИК (по специальности кинооператор художественного фильма).
С 1937 — ассистент оператора киностудии «Мосфильм».
С 1941 по ноябрь 1945 — оператор Центральной студии кинохроники / Центральной студии документальных фильмов.
Фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. На фронте с февраля 1942 года. Призван Кинокомитетом в качестве военного корреспондента; Краснопресненский РВК г. Москвы. Воинское звание: инженер-капитан. Воинская часть: 6 А (6 А); киногруппа Юго-Западного фронта; киногруппа 2 УкрФ (2 УкрФ).
В качестве кинооператора был прикомандирован к 23-му Гвардейскому танковому корпусу, принимал участие в боевых операциях в составе 6 армии (6 А) на ЮЗФ, 2 УкрФ, в том числе:
Награжден орденами Красной Звезды (1943), Отечественной войны I степени (1945) и медалями.
С 17 декабря 1945 по февраль 1958 — на киностудии «Мосфильм».
С февраля 1958 по 1963 — на киностудии «Таллинфильм».
С 1964 до июня 1966 — на Рижской киностудии художественных и хроникально-документальных фильмов.
С июня 1966 по 1977 — на киностудии «Мосфильм».
Дед — Кун Альберт Францевич (25 ноября 1854 — 24 октября 1901), потомственный почетный гражданин Российской Империи, руководил искусственным освещением Императорских Московских Большого и Малого театров.
Бабушка — Антонина Николаевна (из дворянского рода Игнатьевых), пианистка, выпускница Московской консерватории, ученица П. И. Чайковского и Н. Г. Рубинштейна. После революции 1917 г. учительница музыки в г. Фатеж, Курской губернии.
Мать — Кун Юлия Альбертовна (29 ноября 1894 — 12 сентября 1980), скульптор, член Союза художников СССР.
Дядя — Кун Николай Альбертович (21 мая 1877 — 28 октября 1940), историк, писатель, педагог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1903). Профессор исторического/общественно-педагогического отделения факультета общественных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (1920 — 1925). Автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции».
Жена — Ия Алексеевна Арепина (2 июля 1930, Ардатов — 24 июля 2003, Москва), актриса театра и кино.
Сын — Кун Юлий Юльевич (род. 12 апреля 1955 года) медиаэксперт, тренер по креативным методикам в сфере экранных медиа, режиссер, сценарист, редактор, оператор кино и телевидения. Учредитель историко-культурного проекта «Музей-усадьба Кунов». Окончил ВГИК в 1977 г. по специальности журналист-кинооператор (кафедра документального кино и телевидения). http://dcfilm.ru/site/kino/detail.php?IDB=13&ID_KINO=533.
Внук — Юлий Кун (род. 9 июня 1981), режиссёр анимационного кино и компьютерной графики, моушен дизайнер, режиссер монтажа. Окончил ВГИК в 2006 г. по специальности режиссер анимационного кино. https://julsvault14.wix.com/julius.
Внук — Артур Кун (род. 1 ноября 1986), видеооператор и режиссер монтажа. Окончил курсы ВГИК «Молодой менеджер кино и телевидения» в 2004 г., Институт бизнеса и политики (ИБП) по специальности телерадиожурналистика (факультет политики и культуры). https://ibp-m.ru.
Оператор и асс. оператора (игровые)
1935-1936 — Зори Парижа; асс. оператора
1937 — Арест Вотрена (дипломная работа); оператор-постановщик
1937 — Как будет голосовать избиратель; асс. оператора
1937 — 1938 — Пиковая дама (снят с производства); асс. оператора
1938 — Александр Невский; асс. оператора
1939 — Ленин в 1918 году; режиссер: Михаил Ромм; главный оператор: Б.Волчек; ассистент оператора
1939 — Подкидыш; асс. оператора
1941 — Дело Артамоновых; асс. оператора
1948 — Мичурин (первое название «Жизнь в цвету»); (игровой фильм о жизни русского учёного-биолога Ивана Мичурин); производство: «Мосфильм»; режиссер и автор сценария Александр Довженко; оператор совместно с Л. В. Косматовым
1950 — Жуковский (о жизни и деятельности выдающегося учёного, основоположника современной аэродинамики Николая Егоровича Жуковского); производство: «Мосфильм»; автор сценария Анатолий Гранберг; режиссёры: Всеволод Пудовкин, Дмитрий Васильев; операторы: Анатолий Головня, Тамара Лобова; операторы летных и комбинированных съёмок: Ю. Кун, Д. Суворов; художники: Арнольд Вайсфельд, А. Гончаров, Василий Ковригин; омпозитор Виссарион Шебалин
1951 — Спортивная честь; оператор совместно с М. П. Магидсоном и В. Т. Яковлевым)
1953 — Степные зори; режиссер Леон Сааков; оператор
1956 — Илья Муромец (первый советский широкоэкранный фильм); режиссер Александр Птушко; оператор совместно с Ф. Ф. Проворовым
1958 — Капитан первого ранга; режиссер Александр Мандрыкин; оператор
Оператор (документальные)
1943 — Битва за нашу Советскую Украину; полнометражный; художественный руководитель и автор текста: А. Довженко; режиссеры: Ю. Солнцева, Я. Авдеенко; операторы: В. Афанасьев, Я. Богдан, Н. Быков, В. Вакар, М. Глидер, М. Гольбрих, И. Гольдштейн, И. Запорожский, М. Капкин, П. Касаткин, И. Кацман, В. Комаров, Ю. Кун, Г. Могилевский, В. Орлянкин, Б. Рогачевский, С. Семёнов, В. Смородин, И. Софьин, В. Сущинский (в титрах не указан), С. Шейнин, В. Штатландт, С. Урусевский, В. Фроленко и другие
1944 — Победа на юге (Битва на юге); оператор в соавторстве
1945 — Будапешт (Фронтовой выпуск № 1); режиссёр: В. Беляев; операторы: В. Афанасьев, А. Лебедев, П. Касаткин, Д. Рымарев, О. Рейзман, Г. Асланов, Л. Аристакесов, Я. Берлинер, И. Грачев, С. Гольбрих, К. Дупленский, Ю. Кун, А. Рубанович, Б. Рогачевский, А. Сологубов, И. Сокольников, С. Стояновский, А. Фролов, Е. Яцун, Р. Кацман; ассистенты режиссера: В. Чеклаева, А. Гольберг; диктор Л. Хмара
1945 — Победа на Правобережной Украине (Победа на Правобережной Украине и изгнание немецких захватчиков за пределы украинских советских земель); полнометражный; режиссёры: А. Довженко, Ю. Солнцева; операторы: К. Богдан, Б. Вакар, Н. Вихирев, М. Пойченко, В. Войтенко, И. Гольдтштейн, В. Доброницкий, Д. Ибрагимов, П. Касаткин, И. Кацман, А. Ковальчук, А. Кричевский, Ю. Кун, К. Кутуб-Заде, А. Лаптий, Г. Могилевский, В. Орлянкин, М. Оцеп, П. Русанов, А. Семин, А. Софьин, Н. Топчий, Д. Шоломович , М. Гольбрих (в титрах не указан)
1946 — Венгрия
Режиссёр
1959 — Озорные повороты: «Таллинфильм»; режиссёры-постановщики: Ю. Кун, Кальё Кийск
1960 — Опасные повороты (первый советский панорамный фильм); «Таллинфильм»; режиссёры-постановщики: Ю. Кун, Кальё Кийск
1963 — Укротители велосипедов, «Таллинфильм»; режиссёр-постановщик Ю. Кун
1964-1965 — Семь пятниц, «Рижская киностудия», режиссер-постановщик. Сценарий фильма (кинокомедия) не был запущен в производство в связи с переводом на Мосфильм для работы на к/ф Освобождение Европы по приглашению Ю. Озерова
1968 — 1972 — Освобождение; «Мосфильм»; режиссёр-постановщик — Юрий Озеров; режиссёр Юлий Кун
1975 — Улыбнись, ровесник!; «Мосфильм» и студия «ДЕФА»; режиссёр-постановщик, сорежиссер Михаэль Энгльбергер
Сценарист
1963 — Укротители велосипедов; совместно с Николаем Эрдманом и Юрием Озеровым
1976 — Улыбнись, ровесник!; совместно с Валерием Кареном и Вольфгангом Эбелингом
Благодарим за предоставленную и уточненную информацию, цифровые копии фотографий и документов Юлия Юльевича Куна, учредителя историко-культурного проекта «Музей-усадьба Кунов», сына Юлия Михайловича Куна.
[...]На фронте с февраля 1942 г. Участник съемок важнейших операций на Южном участке фронта. Снимал сюжеты для СКЖ и Кинолетописи. Принимал участие в съемках фильмов «Битва за нашу Советскую Украину», «Победа на Украине», «Победа на Юге», «В Румынии» и др. Особенно отличился в период битвы за Будапешт, проявив большую смелость и выдержку при съемке уличных боев.
В.И. Фомин, киновед, Источник
(РГАЛИ. Ф. 2487. Оп. 1. Д. 1002. Л. 121.)[...]
[...]В разгар боёв в городе советские войска вынудили отступить гитлеровцев на западный берег Дуная. Отступая, фашисты совершили очередное злодеяние: взорвали мосты, соединяющие Пешт с Будой. Для завершения съёмок в Пеште срочно потребовалось снять погружённые в воду мосты. Шёл ранний ледоход, мосты и набережная были под прицельным огнём со стороны высот Буды. Оператор Ю. Кун, рискуя жизнью, выполнил задание, пополнив «комплект» ранее снятого материала отличными кадрами.[...]
Л. Сааков, режиссер, Источник
[...]Вспоминаю сороковые военные годы. Поварская улица, дом тридцать. Сейчас здесь академия имени Гнесиных, а тогда был жилой дом, в котором проживала очень разная публика—от художника Тоидзе, скульптора Рендзюнской и литератора Адуева до «вора в законе» по кличке «Пахан» и китайских семей, работавших в прачечной у Никитских ворот.
Наум Ардашников, Источник
Проживал здесь еще один человек, сыгравший решающую роль в моей судьбе. Его имя — Юлий Михайлович Кун. Он был фронтовым оператором и появлялся в нашем дворе всегда на короткое время, вызывая восхищение своей статной фигурой в военной форме, на которой красовался боевой орден. В то время у ребят это вызывало неподдельный восторг.[...]
В один из редких приездов в Москву Юлий Кун зашел в нашу квартиру, ему надо было куда-то позвонить, а телефона у него не было. Номер нашего телефона помню почему-то до сих пор: К 5-31-30. Первый же рассказ Куна о войне, о съемках фильма про сражение за Украину был для меня интересен главным образом тем, что рассказывал офицер в военной форме, с кобурой на поясе и орденом на кителе.
Сегодня не смогу вспомнить, о чем шла речь, но рассказ был совершенно не похож на то, что передавали сводки Информбюро (не забудьте, что мне было всего лет одиннадцать-двенадцать). Редкие письма отца с фронта тоже были другими. Много позже я вспомнил несколько имен из рассказов Юлия Михайловича: Довженко, Урусевский... Этих людей мне посчастливилось увидеть на студии «Мосфильм», а с Сергеем Урусевским я даже имел честь быть знакомым.
Самое время поразмышлять о философских категориях случайности и закономерности. Вся моя жизнь была наполнена невероятными случайностями. Ведь будь мой удивительный сосед летчиком, танкистом или, предположим, кинорежиссером, — моя биография была бы совсем иной.
Вскоре я получил в подарок от Юлия Михайловича фотоаппарат «Фотокор». Начались бесконечные страдания всех моих домочадцев и кота Тарзана, которых я постоянно истязал фотографированием на стеклянные пластинки размером 9 на 12 (сегодняшние мальчишки даже не знают, что это такое). Постепенно мои занятия фотографией превратились в главное дело жизни. Юлий Кун это одобрял. Иногда в нашей квартире собиралась компания фронтовых операторов, среди них бывали, помимо Куна, Виктор Штатланд, Иван Грачев, Марк Беркович и многие другие. Все они были офицерами в форме и с оружием. Представляете, какое счастье для мальчишки побыть в такой компании![...]
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников. Фильмография ЦСДФ — электронный каталог РГАКФД. Биография: справочник "Создатели фронтовой кинолетописи. Биофильмографический справочник" (Авт.-сост. А.С. Дерябин. — М.: Госфильмофонд России, 2016; с. 470-471); «ПЛАЧЬТЕ, НО СНИМАЙТЕ!..» СОВЕТСКАЯ ФРОНТОВАЯ КИНОХРОНИКА 1941–1945 гг.» (Автор Валерий Фомин; Изд: — М.; ООО "Киновек"; 2018; с. 741). Наградные документы, боевой путь героя: информационный портал Министерства обороны РФ «Память народа». Фотографии из частных архивов, а также сайтов ГОСКАТАЛОГ.РФ и www.pamyat-naroda.ru.