Игорь СКАЧКОВ

кинооператор

Полное имя:
Игорь Александрович  СКАЧКОВ

Дата рождения:
27 июля 1945
СССР

Дата смерти:
08 ноября 2003 (58 лет)
г. Москва, Российская Федерация

Профессии:
кинооператор

Краткая биография

Скачков Игорь Александрович (27 июля 1945, СССР — 08 ноября 2003, Москва) — оператор кино и телевидения. 

В 1976 году окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская П. А. Ногина).
С 1963 — ассистент оператора, в 1975 — 1984 — оператор Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ). Работал ассистентом у оператора Владислава Владиславовича Микоши
С 1984 по 1991 гг. в кино не работал.
С 1991 — опеаратор на ТВ.
С 1995 — оператор РЕН-ТВ.

СЕМЬЯ

Отец — Скачков Александр Степанович (18 августа 1922, пос. Михайловский, Уральская область, РСФСР, СССР — июль 1997, Москва), звание — полковник, преподавал в Военно-политической академии имени В. И. Ленина (ВПА). 
Мать — Котляренко Зинаида Тихоновна (1919 — 2010).
Старший брат — Скачков Валерий Александрович (03 сентября 1942 — 64 г.), инженер-экономист; окончил МАИ.
Дядя — Котляренко Леонид Тихонович (30 мая (12 июня) 1917 — 21 мая 1969), кинооператор; фронтовой кинооператор в годы Великой Отечественной войны. Награжден орденами и медалями. 
Жена — Скачкова (Сайкова) Наталия Ивановна (09 мая 1945, Москва —...), работала на ЦСДФ. 
Сыновья — Максим Игоревич (род. 06 марта 1966 года), музыкант, композитор; Владислав Игоревич (21 октября 1970, Москва), оператор (операторского крана) телерадиокомпании «Звезда». Женат на Ольге Юрьевне Мошковой (род в 1973 году), окончила факультет звукорежиссуры ВГИКа, работает звукорежиссером РЕН-ТВ
Внуки (дети Владислава Скачкова) — Александр Владиславович Скачков (род. 28 декабря 1991 года в Москве), асс. оператора ТК «Красный квадрат», в настоящее время оператор (операторского крана) телерадиокомпании «Звезда»; Алина Владиславовна Машкова (род. в 2007 году в Москве).
Трое детей (от второго брака; жена — Людмила): дочь — Надежда (род. 1974 году), двое сыновей — Григорий, работал звукорежиссером на ТВ, и Илья. Все дети получили музыкальное образование. 

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно)

1972 — Дерево мира (фильм об удивительном дереве с 25-ю разновидностями плодов, ставшем своеобразным символом интернациональной дружбы в Сочи); По заказу ССОД; реж.: Н. Соловьева; автор сценария: З. Фельдман; операторы: Р. Туморина, И. Скачков; диктор: Л. Хмара; звукооператор: И. Воскресенская 
1972 — Мой университет (фильм о Московском Государственном университете им. М. В. Ломоносова); По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссер: Геккер Е.; автор сценария: Бакши К.; операторы: Крылов А., Скачков И.
1972 — Город в пустыне
1973 — Это очень важно
1973 — Дни кинофестиваля (открытие восьмого международного кинофестиваля во Дворце съездов); реж.: И. Бессарабов; операторы: О. Арцеулов, Л. Максимов, И. Скачков, И. Филатов
1973 — Наши наследники
1973 — Очаро-ванный остров (фильм рассказывает о Московском театре мимики и жеста); реж.: В. Левин; операторы: В. Извеков, И. Скачков 
1973 — Мастера (дирижер М. Д. Шостакович в домашней обстановке с семьей, дирижирует оркестром во время репетиции; мастер кузнечного цеха на заводе "Электросталь" А. Жулябин в домашней обстановке с семьей; мастер-реставратор скрипок А. Кочергин в мастерской реставрирует скрипку, проверяет звучание скрипки; художники-мультипликаторы Н. Серебряков и А. Спешнева за работой над рисунками к новому фильму, за изготовление декораций, на съемках мультфильма); режиссер: И. Венжер; оператор: И. Скачков, В. Извеков
1973 — Мой университет (МГУ им. Ломоносова в Москве на Моховой улице и на Ленинских горах); реж. Е. Геккер; операторы: А. Крылов, И. Скачков
1974 — Как утро делают добрым (фильм посвящен детям дошкольного и школьного возраста, отвечает на многие вопросы, которые могут задать дети); реж.: Жуковская И.; операторы: Извеков В., Скачков И.; автор текста: Владимиров А.
1974 — Дивные горы Андрей Бочкина (фильм посвящен строителю А.Е. Бочкину); режиссер: П. Опрышко; операторы:  Г. Епифанов, И. Скачков 
1975 — Дивные горы Андрея Бочкина (фильм посвящен строителю А.Е. Бочкину); режиссер: А. Опрышко; операторы: Г. Епифанов, И. Скачков
1975 — Рассказы о дружбе (фильм об отношениях СССР и Польши); полнометражный; Производство:  ЦСДФ, Варшава; режиссеры: Л. Махнач, Л. Перски; операторы: Е. Гостик, В. Киселев, С. Спрудин, И. Скачков 
1975 — Рассказ о наших городах (фильм рассказывает о новом в градостроительстве в городах СССР : Москве, Зеленограде, Сочи, Хиве, Навои, Суздале); По заказу Центрального Телевидения СССР; режиссер: С. Пумпянская; оператор: И. Скачков; автор сценария: Р. Петровский; звукооператор: В. Георгиевская; редактор: Е. Феоктистова; директор картины: Н. Скобелева
1975 — Правда и неправда (фильм посвящен взаимоотношениям СССР и Китая); авторс ценария и режиссер: А. Медведкин; оператор: И. Скачков 
1976 — Земля отцов (о воспитании сельской молодежи в колхозе "Луч Революции" Орловской области); ежиссер: Жуковская И.; автор сценария: Белоголовый Б.; операторы: Скачков И.; композитор: Савельев Г.; диктор: Колычев Ю.; автор текста: Белоголовый Б.; звукооператор: К. Никитин; директор картины: Е. Одинцова
1977 — Люди доброго сердца (фильм о деятельности первичных организациях Советского Красного Креста); По заказу Исполнительного комитета СО Красного Креста; режиссер: В. Софронов; операторы: А. Вакурова (Грек), А. Пяткин, И. Скачков, Л. Сокольников 
1978 — Человек – обществу, общество – человеку
1978 — Юбилей комсомола; реж.: Л. Махнач; операторы: В. Киселев, О. Арцеулов, Н. Генералов, Л. Гончаров, В. Горбатский, С. Кузминский, И. Кузнецов, О. Лебедев, В. Ловков, И. Скачков 
1978 — Наследники (заседание XVIII съезда ВЛКСМ в Кремлевском Дворце съездов); полнометражный; реж.: Т. Семенов; главный оператор: В. Ловков; операторы: О. Воинов, В. Извеков, В. Горбатский, В. Доброницкий, А. Колобродов, И. Кузнецов, А. Минаев, А. Кулиджанов, Ю. Орлов, И. Скачков, Ю. Оржеховский
1979 — Народный депутат; режиссер: Л. Махнач; операторы: Киселев В., Аккуратов Е., Копалин В., Воинов О., Колобродов А., Гончаров Л., Ловков В., Горбатский В., Скачков И.
1979 — Желаннуш­ка (о самодеятельном фольклорном ансамбле русской народной песни, существующем при школе № 37 г. Воронежа); режиссер: Русанов П.; автор сценария: Белоголовый Б.; оператор: Скачков И.; диктор: Кузнецов В.
1979 — Из искр великого почина; реж,: Т. Лаврова; операторы: М. Авербух, Т. Бабаджанов, В. Байков, Н. Григорьев, В. Дурандин, Ю. Егоров, Г. Епифанов, А. Карпов, А. Кулиджанов, В. Микоша, Ю. Орлов, А. Русанов, И. Скачков, Н. Соловьев, В. Щербатых, Е. Яцун 
1979 — Товарищи дружинники (о народных дружинах и их значении в поддержании порядка); режиссер: Л. Данилов; автор сценария: М. Лаврентьев; операторы: И. Скачков, В. Забабурин; диктор: Ю. Колычев
1979 — Народный депутат; режиссер: Л. Махнач; операторы: Киселев В., Аккуратов Е., Копалин В., Воинов О., Колобродов А., Гончаров Л., Ловков В., Горбатский В., Скачков И.
1980 — Как Феникс из пепла
1980 — Под знаменем Ленина; реж.: Л. Кристи; операторы: О. Арцеулов, Л. Гончаров, В. Извеков, А. Киселев, В. Копалин, Ю. Орлов, И. Скачков, Н. Шмаков 
1981 — О спорт, ты — мир! (фильм о XXII Летних олимпийских играх в Москве, которые проходили в период  с 19 июля по 3 августа 1980 года);  полнометражный; Производство: "Мосфильм" (ТО "Олимпиада-80"); документальный съемки Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ); реж.: Юрий Озеров; авторы сценария: Юрий Озеров, Борис Рычков (ЦСДФ); главный оператор документальный съёмок: Лев Максимов (ЦСДФ); главный оператор-координаторМихаил Ошурков (ЦСДФ); оператор (всего снимали 89 операторов)
1981 — Олимпийская стрельба
1981 — Олимпийская стрельба из лука
1982 — Наука против огня; полнометражный
1982 — Молодые хозяева страны (о XIX Съезде ВЛКСМ)полнометражный; реж.: Андреев А., Трошкин В.; операторы: Воинов О., Волков В., Гончаров А., Горбатский В., Дурандин В., Ермолаев Л., Зайцев А., Ивлев Ю., Извеков В., Микоша В., Серов Г., Скачков И., Филатов И., Черкасов С.
1983 — Неизвестный "квадрат Леваневского" (Жизнь и деятельность С. Леваневского и других выдающихся советских летчиков (1935-1937 гг.); о гибели С.А. Леваневского при попытке беспосадочного перелета через Северный полюс в Америку); реж.: В. Скитович; операторы: Л. Ермолаев, А. Колобродов, И. Скачков 
1984 — Преобразующие землю
1984 — Поверьте музыке (фильм о Втором международном фестивале симфонической музыки в Москве); режиссер: Л. Данилов; операторы: В. Дурандин, В. Киселев, В. Микоша; звукооператоры: В. Зорин, В. Дроздов
1985 — Игры одного лета (Международный турнир "Дружба-84" в Москве. Олимпиада-84 в Лос-Анджелесе в обстановке национализма, антисоветизма, отсутствии гарантии безопасности спортсменов в Лос-Анджелесе); реж.: О. Арцеулов; операторы: В. Микоша, В. Горбатский, М. Левенберг, А. Кочетков, И. Скачков, А. Зайцев; редактор: В. Панасюк
1995 — Последнее путешествие Гоголя (видео)
1995 — Роман Кол­чака
1995 — Петя
1995 — Трагедия Льва Толстого
1995 — Я с вами во все времена (видео); полнометражный
2000 — Рассекреченный век
2002 — Багдад в ожидании огня

КИНОПЕРИОДИКА ЦСДФ (выборочно)

Снимал сюжеты для кинопериодики, событийные фильмы.

1975 — Москва № 19. Киноорбозрение " Служба быта"; реж.: И. Жуковская; автор сценария: Б. Зубков; оператор
1978 — Советский патриот № 46режиссер: А. Иванкин; операторы: Бочков Ф., Буслаев Ю., Ловков В., Горбатский В., Прудников М., Скачков И., Соловьев Н.
1978 — Пионерия № 6реж.: Тусеева Л.; операторы: Дурандин В., Лебедев А., Скачков И., Мирумян А., Ломакин А.
1979 — Ровесник № 63; реж.: А. Иванкин; операторы: И. Скачков, А. Ломакин, И. Фрез
1980 — Новости дня № 8; реж.: 
Андреев А.; операторы: Голубев Ю., Бганцев И., Кузминский С., Мамонтов В., Скачков И.
1980 — Новости дня № 36; реж.: Раменский В.; операторы: Грек И., Лоренцсон В., Скачков И., Грезин В., Крылов А., Абдыкулов К., Козлов Э., Макаров В.
1980 — Советский Патриот № 55; реж.: Л. Тусеева; операторы: Забабурин В., Скачков И., Кондаков С., Соловьев Н.
1980 — Пионерия № 4 ыпуск посвящен 110-ой годовщине со Дня рождения В.И.Ленина); режиссер: Е. Головня; операторы: Воинов О., Скачков И., Оржеховский Ю.; автор текста: Слуцкая Г.
1980  — Пионерия № 6режиссер: Е. Головня; операторы: Скачков И., Воронцов В.; автор текста: Слуцкая Г.
1982 — Пионерия № 6 Пионерской клятве верны! (торжественный парад на Красной площади к 60-летию пионерской организации); режиссер: Аккуратов Е.; операторы: Аккуратов Е., Лебедев А., Извеков В., Черкасов С., Ивлев Ю., Горбатский В., Скачков И., Сокольников Л.
1983 — Советский спорт № 4; реж.: Карпов Б.; операторы: Бочков Ф., Воинов О., Забабурин В., Завьялов Г., Колобродов А., Левенберг М., Ломтев А., Скачков И. 

____________________________
Использована информация открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД; и ООО "НЭТ-ФИЛЬМ"; Справочное издание «Документальное кино XX века. Кинооператоры от А до Я» (Автор-составитель: Вадим Горбатский, Изд.: — М.; НИИ Киноискусства, 2005; с. ).

Цитаты

[...]Больше всего мы враждовали с работниками гостиниц: уборщицами, администраторами и особенно с дежурными по этажу. Они не любили нас, и, в общем, было за что. Когда мы поселялись со своими гремящими ящиками, коробками, сундуками и прочими железками, сотрясались стены. Всем становилось ясно, что покойной и размеренной жизни гостиницы пришел конец. Уезжали рано: почему-то обязательно надо было снимать рассвет, независимо от сюжета фильма. Приезжали поздно и голодные. Тайком варили суп, а запах был на всю гостиницу. Если мерзли, включали осветительные приборы, «перекалки». После ужина до утра писали пулечку. Очень редко бывало, чтобы вслед за нами на студию не летела жалоба, мы называли эти кляузы «телегами». Впрочем, иногда мы действительно безобразничали.
Студийное предание гласит, как однажды осветители зло подшутили над своим приятелем. Сняли с пьедестала гипсовую «Девушку с веслом», обязательный атрибут советской провинции, протащили мимо клюющей носом дежурной по этажу и уложили ее в постель к спящему товарищу.
Тот проснулся ночью — рядом женщина почти обнаженная. Дотронулся — она холодная. Вскочил он и побежал с криками: «В моей постели женский труп!» Конечно, милицию вызвали. Статую, разумеется, на место поставили. Обратно тащили ее всей группой и очень боялись уронить. На студию «телега» в тот же день пошла.
Был еще случай, когда ребята немного пошумели, и по этому поводу был составлен работниками гостиницы акт. Прежде чем документ в Москву отправить, решили его режиссеру показать. Тот был человек непьющий, тихий и степенный. Возвращается он с концерта (или из театра), а ему сразу — акт. Он внимательно прочитал акт, укоризненно покачал головой, а потом — ам! — и сжевал тот документ. Причем сделал он это так ловко и быстро, словно год до этого практиковался в поедании официальных бумаг.
Не любили они нас, а мы отвечали взаимностью. В гостиницах было грязно, неуютно. Я с отвращением вспоминаю казенную чахлую мебель и особенно графины с теплой желтой водой. Поменять воду в графине — всегда было прекрасным поводом, чтобы проверить постояльца, застать его врасплох за распитием спиртных напитков и, самое страшное, с дамой.
Никто так не пекся о морально-этической устойчивости советского человека, как дежурная по этажу. Никакие идеологические отделы ЦК и комиссии не могли соперничать с этими злыми тетками, которые, ясно дело, еще и стучали «куда надо». А вот когда надо было ключ получить, они вечно все куда-то пропадали. Стоишь и ждешь, а вокруг никого. И попробуй только ее громко позвать — такое потом услышишь о себе, о москвичах, которые, на самом деле, не москвичи… Доставалось и «важнейшему из искусств».
Однажды мой приятель оператор Игорь Скачков научил меня, как действовать в подобных случаях. Я уже не помню, где происходило дело, кажется, в одном из шахтерских городов Тульской области. Ждем, усталые, с ног свалиться готовы. И тут Игорь говорит мне: лай! Я в недоумении. А он опять: «Лай, иначе мы никого не дождемся. Это проверенный способ». Убедившись, что меня не разыгрывают, чтобы потом на всю студию ославить, я начал гавкать, стеснительно, а потом в раж вошел. Я заливаюсь лаем, а Игорь приговаривает: «Фу! Фу! Уберите собаку! Собаку уберите!» И тут как захлопают двери, как забегают по коридорам женщины в белых халатах: горничные, кастелянши с дежурной во главе.
— Не видали мы никаких собак, — говорим мы теткам. — Нам бы ключи получить.
Утешала мысль, что мы не одиноки. Собак они тоже не любили.[...]

Рафаэль Агаджанян, сценарист («Лихов переулок, 6»; журнал «Киноведческие записки» № 97, 2010 год), Источник

[ Страница дополняется материалами ]