Иванкин Александр Юльевич (10 июня 1952, Москва — 21 мая 2018, Москва) — режиссер документального кино, продюсер. Лауреат премии СВР России в области литературы и искусства (2010). Беспартийный. Член СК СССР — СК России.
После окончания средней школы в 1969 году поступал на режиссерский факультет ВГИКа в мастерскую Л.Н. Дербышевой.
С 05 сентября 1969 по 16 января 1970 — монтировщик декораций в МХАТ СССР им. Горького[1].
В 1971 году поступил на режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Л.М. Кристи), который окончил в 1975 году (специальность: «режиссура документального кино и телевизионного фильма»)[2].
Во время учебы во ВГИКе снял учебную работу «Быть или не быть» о постановке «Гамлета» в Театра на Таганке. Дипломные работы: короткометражные документальные фильмы «На мост» (Новосибирское ТВ) и «Каждый день» (ЦСДФ).
С 23 мая 1975 до 10 мая 1988 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В 1986 — 1988 — художественный руководитель творческо-производственного объединения «Риск» (совместно с И.А. Григорьевым и П.М. Мостовым) — структурное подразделение ЦСДФ.
29 декабря 1986 года решением тарифно-квалификационной комиссии Госкино СССР присвоена высшая режиссерская категория.
В 1988 — 1993 — художественный руководитель студии «Шанс» ВПТО «Видеофильм» по приглашению генерального директора «Видеофильма» О.В. Уралова.
В 1985 — 1993 годах старший преподаватель режиссуры документального кино во ВГИКе — вел мастерскую режиссуры документального кино и телефильма (совместно с А. Кочетковым) и экспериментальную мастерскую режиссуры и операторского мастерства (совместно с И. Клебановым и А. Сиренко).
В 1989 году совместно с М.Г. Тоидзе организовал студию «Контакт-Фильм».
С 1996 по 2007 год жил и работал в Канаде.
В 1994 — 2007 — режиссёр по контрактам с каналами и компаниями Канады, США и Великобритании, в том числе: «Channel 4» (Великобритания), History Channel (Канада), Art & Entertainment (США) и другими.
В 1998 — 2008 — режиссёр по контракту студии «Караван Арт».
С 2007 — художественный руководитель и совладелец (совместно с А.В. Ломакиным-Румянцевым и В.В. Ивановым) студии «Артель» (ООО "Студия АРТЕЛЬ").
Автор и генеральный продюсер телевизионного проекта «Поединки», посвященного 90-летию Службы внешней разведки Российской Федерации. Проект, состоящий из десяти фильмов по две серии каждый, рассказывает о десяти выдающихся советских и российских разведчиках.
Студия «Артель» также создаёт документальные и художественные телевизионные фильмы и сериалы, в том числе для «Первого канала».
С 2002 — академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Отец — Иванкин Юлий Романович (род. в 1926 году в Ташкенте), кадровый офицер; участник Великой Отечественной войны; после демобилизации в 1960 году поступил на операторский факультет ВГИКа; в 80-е годы — декан операторского факультета ВГИКа.
Мать — Иванкина Ирина Ильинична (род. в 1927 году в Москве), переводчик; работала в ВАО «Интурист», затем в СХ СССР.
Двое детей от брака с Иванкиной Ириной Васильевной (в девичестве Широкова), работала ст. научным сотрудником НПО «Пластмассы»; лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники.
Сын от брака с Маей Георгиевной Тоидзе (переводчик, киновед, продюсер, режиссер).
Самый молoдой, талантливый, многообещающий документалист конца cемидесятых, Александр Иванкин неизменно оправдывал надежды старших на новое поколение. Его камера в луче комсомольского прожектора запечатлевала недостатки социалистического производства и быта: фильмы, созданные им совместно с Марком Авербухом, являлись образцовыми примерами критического течения в кинопублицистике. Вместе они возродили актуальный репортаж, вдохнув жизнь в так называемый "проблемный фильм" — с этого зарождалась "черная серия" перестроечного кино, связанная затем с именем Авербуха. А его соавтора ждал резкий поворот и новый творческий взлет в содружестве со Львом Рошалем.
Лилиана Малькова. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. I. СПб, “Сеанс”, 2001, Источник
Многоуровневая Пирамида в поисках ответа на вечный вопрос "как превозмочь себя?" вела от занимательности циркового аттракциона к высотам человеческой души, покоряющей немощь плоти. Эффект чуда, заложенный в фильме, неизменно срабатывал, вызывая слезы; его герой, силач и подвижник Валентин Дикуль, был избран депутатом Верховного Совета эпохи перестройки; а сам фильм подал пример того, как может документалистика решать задачи политического продвижения героя, не поступаясь ни этикой, ни эстетикой.
Лева Федотов, прообраз Антона Овчинникова, самого светлого мальчика из "Дома на набережной", стал героем Соло трубы, раскрывая правду "о времени и о себе" в неявном диалоге с трифоновской прозой. Достоверность атмосферы тридцатых-сороковых обеспечивалась опорой на дневники героя: архивные кадры представали сквозь призму его видения (а часто предвидения) событий, интонировались его любимым соло трубы. В этом фильме, как и в Площади Революции, историко-культурный контекст монтажно осмыслен и вплетен в кинопортрет. Режиссура здесь филигранная, но идейно-эмоциональный заряд несет драматургия. Тайная война, которую А. И. снимал в сотрудничестве с другим сценаристом, при всем богатстве неизвестной кинохроники и увлекательности шпионской тематики, лишена цельности.
Воспитанная на ЦСДФ привычка оправдывать ожидание верховного заказчика помогла А. И. успешно превратить талант в промысел за рубежом. В сериале Монстр. Портрет Сталина кровью "вождь и учитель" стал носителем абсолютного зла, а все исторические фигуры расставлены на доске по принципу содействия-противодействия ему. "Герои" борются с полчищами сталинистов-сатанистов, как в комиксе, и это подобие усугубляется монтажной разбивкой на очень короткие архивные кадры-картинки. Об идейной эволюции А. И. в связи с этим фильмом говорить как-то нелепо: отечественная история профессионально и намеренно подгоняется автором под национальную мифологию другого народа.
21 мая на 66-м году жизни не стало режиссера, продюсера, сценариста Александра Юльевича Иванкина. Окончил
СК-НОВОСТИ № 6 (368) от 14 июля 2018 года, Источник
режиссерский факультет ВГИК (мастерская Л. М. Кристи; 1975). C 1974 по 1988 год – режиссер ЦСДФ. С 1986 по 1988 год – художественный руководитель кинообъединения «Риск» (совместно с И. А. Григорьевым и П. М. Мостовым). С 1988 по 1993 год – художественный руководитель студии «Шанс» ВПТО «Видеофильм». В 1989 году совместно с М. Г. Тоидзе организовал студию «Контакт-Фильм». С 1985 по 1993 год преподавал на
режиссерском факультете ВГИК. С 1994 по 2007 год работал в Великобритании, США и Канаде. С 2002 года – академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». С 2007 года – художественный руководитель студии «Артель». Режиссер документальных фильмов «Каждый день», «Сердце Родины», «Черный ход», «Олимпиада-80. Бокс», «Черный ход», «Пирамида», «Соло трубы», «Площадь Революции», «Тайная война», «Человек на все времена», «Монстр. Портрет Сталина кровью», «Русская рулетка Никиты Хрущева», «13-ая версия», «Убить Гитлера», «Бессмертная война», «Рузвельт. Неоконченный портрет», «Мог ли Сталин остановить Гитлера?», «Мост над бездной», «Холодная политика» и др. Продюсер художественных сериалов «Поединки», «По лезвию бритвы», «Перекрестки судьбы», «Белый шаман» и др. Неоднократный призер
международных кинофестивалей.