Евгения Викторовна Головня (10 апреля 1944, Москва — 01 декабря 2016, Москва) — режиссёр документального кино, продюсер. Член Союза кинематографистов России.
До 14-ти лет занималась в школе балета при Большом театре.
В 1967 году окончила физико-химический факультет Московского химико-технологического института.
Работала внештатным журналистом в газетах «Вечерняя Москва», «Социалистическая индустрия», в журналах — «Смена», «Крестьянка», «Молодая гвардия».
В 1977 году окончила отделение режиссуры неигрового кино ВКСР (мастерская В. Трошкина).
Позже окончила курсы повышения квалификации по специальности "режиссер теле- и видеофильма".
С 20 июня 1974 — ассистент режиссера; с 01 февраля 1977 по 1989 — режиссёр Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
В декабре 1988 года решением тарифно-квалификационной комиссии присвоена высшая карегория режиссера.
В 1982 — 1993 годах преподавала монтаж во ВГИКе и на ВКСР.
В 1990 — 1992 — художественный руководитель студии «ЭГО» Всесоюзного центра кино и телевидения для детей и юношества (ныне — «Фонд Ролана Быкова»).
В 1993 — 1994 — директор студии документальных фильмов в ТО «Экран».
В 1994 — 1998 — художественный руководитель, режиссер и продюсер студии «Архив — Коллекция».
В 1997 — автор и режиссер телепрограммы «Ощущение века» на телеканале «Культура».
В 1998 — 2000 — продюсер отдела фильмопроизводства ТТЦ «Останкино».
С 1999 по 2016 — Генеральный директор студии «Золотая лента».
Более пятидесяти работ в кино.
Дед — Анатолий Дмитриевич Головня (20 января (01 февраля) 1900, Симферополь, Таврическая губерния, Российская империя — 25 июня 1982, Москва, РСФСР, СССР) —основатель советской операторской школы. Герой Социалистического Труда (1980). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935), доктор искусствоведения (1966). Лауреат двух Сталинских (Государственных) премий (1947, 1951). Член ВКП(б) с 1944 года.
Бабушка — Любовь Васильевна Головня (1904, Челябинск, Челябинская губерния, Российская империя — 1982, Москва, РСФСР, СССР), урожденная Иванова, во втором браке — Бабицкая; актриса немого кино. 13 марта 1938 года была арестована. Приговор Особого Совещания НКВД от 20ЛУ-38 г. как член семьи изменника Родины; срок: 5 лет исправительно-трудовых лагерей л/д № 257462. Направлена в Акмолинское отделение Карагандинского лагеря (АЛЖИР). Реабилитирована Военной Коллегией Верховного Суда СССР 7 апреля 1956 года.
Мать — Оксана Анатольевна Головня (род. в 1926 году в Москве). Окончила ВГИК. Член Союза кинематографистов СССР. Работала редактором 1-го творческого объединения киностудии «Моснаучфильм» (с 1967 — Центрнаучфильм; художественный руководитель — Александр Згуриди); секретарём у Згуриди в Союзе кинематографистов СССР. В 70-е годы работала редактором на Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).
Отец — Виктор (Альберт) Карлович Рихтер (1921 — 2005) — морской офицер, участник Великой Отечественной войны; на фронте с 17 лет; имел награды: за оборону Одессы, оборону Севастополя, оборону Кавказа и множество других, был дважды ранен.
Муж — Дмитрий Федорович Богородский (1943 — 2016) — художник-постановщик.
Дочери — Екатерина Головня — сценарист, режиссёр; Мария Головня, в 1992 году окончила вокальное отделение АМУМГК им. Чайковского.
1974 — День, когда начиналось лето; автор сценария, режиссёр
1975 — Слово об Иване; режиссер; Приз за лучший документальный фильм на смотре документальных фильмов Восточной Сибири в Иркутске
1976 — Мода: за и против (фильм о моде, о культуре одежды; в фильме принимают участие художники-модельеры: Т. Осьмернина, В. Зайцев, манекенщица А. Герулайтис); режиссер; автор сценария Н. Максимова; оператор Г. Серов; композиторы А. Градский
1978 — Плакат и время (рекламный фильм по заказу ВО "Союзкнига"; о политических и художественных плакатах издательства "Плакат", об истории возникновения политического плаката); режиссер; оператор: И. Фрез
1980 — Слово университету (фильм о Московском университете Дружбы народов); режиссер; операторы: А. Киселев, Е. Кряквин
1982 — «Этюд для домино с роялем»; игровой (музыкальная комедия о том, как появлении в доме нового жильца, который игрой на рояле, сдружил соседей); Производство: ТО "Экран"; режиссер; оператор Борис Дунаев
1984 — Новая жизнь старой Москвы; автор сценария и режиссёр
1986 — Каникулы в Москве (иностранные туристы знакомятся с достопримечательностями Москвы); режиссер; оператор А. Зайцев
1988 — Лимита, или Четвертый сон... (фильм о приглашении иногородних граждан на тяжёлые работы в Москву, показана панорама жизни города в конце 80-х годов); полнометражный; Призводство: ТО "Юность" (ЦСДФ); режиссер; автор сценария совместно с Ю. Щекочихиным; операторы: Ю. Оржеховский, Нана Фудим, А. Зайцев, М. Авербух; редактор: С. Плюснина; звукооператор: Ю. Демкин; монтажер: Л. Алексеенко; художники: Михаил Аратмонов и Маргарита Морозова; директор картины: Наталья Галина
1988 — Сюрприз лотереи ДОСААФ; По заказу: ЦК ДОСААФ СССР; режиссер; оператор: А. Воронцов
1990 — Изменницы (бывшие репрессированные О. Козьмина, Л. Виолина (Френкель), К. Бабаева, К. Гончарова (Харламова) и другие (синхронно) рассказывают об обстоятельствах арестов, об условиях быта, работы, жизни в Акмолинском лагере, о трагичности судеб заключенных женщин); полнометражный; режиссёр; автор сценария совместно с М. Ибрагимбековым, О. Головней; оператор Р. Комм; Приз FIPRESCI на МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге (1990)
1992 — Вся власть любви!; автор сценария совместно с Е. Прохоровой и режиссёр; Приз зрительского жюри на МКФ в Потсдаме (1992)
1993 — Москва... Конец тысячелетия (Москва накануне октябрьских событий
1993 года – это город, где царит хаос); полнометражный; автор сценария совместно с Е. Прохоровой и режиссёр; Производство: студия «Золотая лента»
1994 — Никита Хрущев; продюсер русской версии
1994 — Гитлер – Сталин. Тайная война; Производство: А/О "Контакт-фильм"; продюсеры: Майя Тоидзе, Александр Эмир-Шах, Евгения Головня (продюсер русской версии); режиссеры: Александр Иванкин и Леонид Махнач
1995 — Бульварный роман (по повести В. Пикуля "Ступай и не греши"); игровой; Производство:Ассоциация "Наше кино", Ost-West Korporation (OWC); продюсеры: Александр Эмир-Шах, Антон Тарасов; исполнительный продюсер
1995 — Майя Плисецкая. Полет
1995 — Не казните моего убийцу (мини-сериал) "Преступление и наказание" (фильм первый); автор сценария: А. Чижиков; режиссёр; продюсеры: Евгения Головня, Иветта Чернышева
1996 — Федор Конюхов. Перед стартом
1997 — Безумный март
1997 — Москва. Образы любви
1997 — Мартовщина (проект "100 фильмов о Москве")
1998 — Сергей Михалков. История счастливого человека; Производство: ТВ Центр ; режиссер
1998 — Казимир Малевич. Освобожденное ничто; полнометражный; режиссер по отбору хроники; сопродюсер
1998 — Никс и Кукры (Кукрыниксы); Производство: ООО студия "Золотая лента", ТК "Мир"; автор и режессер; оператор А. Мещеряков; звукооператор П. Пивоваров
1999 — Че.Че.О, или Дорога к дому; автор сценария
1999 — Двадцать четыре часа из жизни провинции. Город Борисоглебск; автор сценария
2000 — Империя под ударом; ТВ, игровой; режиссер хроники
2000 — Ощущение века; документальный сериал; режиссёр и продюсер
2001 — Мы так дружно и весело жили
2001 — Сергей Бондарчук
2001 — Мы из Москвы; документальный сериал
2002 — Старый, старый Новый год
2002 — Портрет семьи художника (в цикле "Московские династии"); ТВ
2002 — Ты победил!
2003 — Старый, старый новый год
2004 — Иван Павлов (в цикле "Цивилизация")
2004 — Альбом для царевича; автор сценария
2004 — Дом для пешехода; продюсер
2004 — Главный инженер Советского Союза
2005 — Улица любви; автор сценария
2005 — Анатолий Головня и его женщины; режиссер
2008 — Третья версия Второй мировой войны: "Предчувствие войны"; первая часть телевизионной документальной трилогии ("Версия" от первого лица — по личной переписке участника Великой Отечественной войны); режиссёр; Производство: студия «Золотая лента»
2009 — Всё, что нужно – это любовь; продюсер
2010 — Проклятье №...; режиссер
2011 — Юрий Щекочихин. Однажды я был...; режиссер
1977 — Советский спорт № 5 Эстафете – полвека. Сельские физкультурники. Преодоление (Навстречу Олимпиаде-80); режиссер; операторы: Воронцов В., Леонгардт Ю., Горбатский В., Горбунов В.
1978 — Советское кино № 55; режиссер; операторы: В. Горбатский, И. Кузнецов
1979 — Пионерия № 3; режиссер; операторы: Авербух М., Цитрон В., Воинов О.
1979 — Пионерия № 54; режиссер; операторы: Дурандин В., Ломтев А., Авербух М., Донец В., Рожин Л., Аккуратов Е., Лутсар А.
1980 — Пионерия № 4 (выпуск посвящен 110-ой годовщине со Дня рождения В.И.Ленина); режиссер; операторы: Воинов О., Скачков И., Оржеховский Ю.; автор текста: Слуцкая Г.
1980 — Пионерия № 6; режиссер; операторы: Скачков И., Воронцов В.; автор текста: Слуцкая Г.
1980 — Пионерия № 12; режиссер; операторы: Русанов А., Осипов И., Оржеховский Ю., Авербух М.; автор текста: Слуцкая Г.
1981 — Пионерия № 5; режиссер; операторы: Голубов Г., Гончаров А.; автор текста: Слуцкая Г.
1981 — Пионерия № 6 Труби, горнист, сбор (выпуск журнала посвящен 8-му Всесоюзному пионерскому слету в Москве); режиссер; автор текста Слуцкая Г.; операторы: Киселев А., Дурандин В.
1983 — Пионерия 1983 № 2 Мы говорим "Нет". Кругом родные все места. История о потерянном времени
1983 — Пионерия № 5 Память. Мы живем на БАМе. Мои ученицы
1983 — Советское кино 1983 № 75 "Киевнаучфильм" показывает. Рейн Рамаат: художник и режиссер. Александр Журбин: минута музыки; режиссер; операторы: Григорьев Н., Фрез И.
1984 — Москва № 62 "Новая жизнь старой Москвы" (поэтический рассказ о старой и современной Москве); автор сценария: Карпова Т.; режиссер; операторы: Горемыкин А., Фрез И.
1985 — Москва № 65 Портрет кинооператора (о жизни и творчестве фронтового кинооператора, кинодокументалиста Владислава Микоши); режиссер; оператор: А. Горемыкин
1985 — Советский спорт № 2 (киножурнал посвящен спортсменам - участникам Великой Отечественной войны); режиссер; оператор: Авербух М.
1986 — Советский спорт № 7 Поговорим о волейболе
1987 — Советское кино № 88 (И жизнь наша – кино); режиссер; операторы: Комм Р., Кондаков С.
Когда меня в четвертом классе хотели отчислить из школы ГАБТа " за хулиганское поведение" во время генерального прогона балета "Шурале". Майя (Плисецкая) на просьбу бабушки "заступиться", ответила: "Любочка! Ей уже немало лет. И это её характер." Не заступилась... И эта малолетняя кривляка балериной не стала ... в силу своего характера.
Евгения Головня, режиссёр-документалист, Источник
Тоскую ли я по советским временам? Там было много изъянов, но было и много хорошего. Ведь не мог же многомиллионный народ прожить впустую более семидесяти лет.
Евгения Головня (из интервью для сетевого издания "Великая Эпоха" (The Epoch Times). 5 ноября 2011 года), Источник
Была и электрификация, и стройки Сибири, и атомная бомба, и освоение Арктики, и космос и прекрасная литература, неплохой театр и любимый народом кинематограф. Кстати, нынешние демократы тоже родом оттуда же.
И не стоит «пить из черепа отца». Человечество пока не сумело определить, какая социальная система наиболее пригодна для жизни. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся…».
За потоком словесных обещаний так и не видно той социальной системы, в которой было бы уютно жить нормальному человеку. Не олигарху, не вору и преступнику, а человеку, чтобы он нормально жил, трудился, рожал детей, строил семью, шел вперед и вверх. И, чтобы хоть что-то изменить, нужно начинать с себя. «Голос единицы — тоньше писка» — это заблуждение власть имущих. Ошиблись коммунисты, ошибаются и демократы. Единица начинает отсчёт...
Страшное общество. Из него вычеркнута духовная составляющая, что превратило его в сообщество пожирателей. Власть денег убила все живое. По рублю, по доллару в каждом глазу, и нет живого человека.
А то, что всё-таки есть молодёжь, у которой не благодаря, а вопреки, существуют идеалы гармонии и красоты, чести и достоинства, говорит о не убиваемости добра. Мой старший внук растет таким. А значит, нет смысла сдаваться «на волю победителя». Стоит работать и жить ради того, чтобы эти, пока робкие, придавленные коллективным злом пресловутого «общественного сознания» ростки вошли в силу, пробили слипшуюся грязь и дали начало осмысленным переменам. С учетом всех предыдущих ошибок.
А начинать надо с себя. Как говорил Лев Толстой, «спасись сам и вокруг тебя спасутся другие».
При подготовке материала использована информация из открытых источников. Фильмография — электронный каталог РГАКФД. Фотографии из семейного архива Евгении Головня. Реставрация фото: Татьяна Юрина.