Олег УРАЛОВ

Директор киностудии, Продюсер, Режиссёр

Полное имя:
Олег Владимирович УРАЛОВ

Дата рождения:
29 сентября 1943
Москва, СССР

Дата смерти:
30 сентября 2015 (72 года)
Германия

Профессии:
Директор киностудии, Продюсер, Режиссёр

Краткая биография

Режиссер-документалист, автор более 70-ти документальных фильмов. Лауреат Государственной премией СССР и Первой премии КГБ СССР в области литературы и искусства (премия, присуждавшаяся Комитетом государственной безопасности СССР с 1978 по 1988 год писателям, режиссёрам, актёрам, деятелям искусства, участвовавшим в создании произведений о работе советских органов госбезопасности).

После окончания средней школы № 167 работал на московских предприятиях слесарем, радио-монтажником и механиком точных работ. Учился в МАИ. Закончил Заочную Высшую Партийную Школу при ЦК КПСС (отделение журналистики). Член КПСС с 1972 года. 

После окончания ВГИКа (мастерская Л. Дербышевой) в 1974 году Уралов работал в Главной редакции телеинформации Агентства Печати Новости (АПН). Режиссёр ЦСДФ с 1978 года. Неоднократно избирался секретарем партийной организации ЦСДФ. В период 1986 — 1987 гг. — директор ЦСДФ.

На фото (слева направо): Олег Уралов, режиссёр из Гемании (?), оператор Леонид Сокольников, режиссёр Игорь Гелейн. В московском Доме кино. Фото из личного архива Юрия Барыкина.

После пятого съезда Союза Кинематографистов СССР  в 1986 году был избран секретарем СК.
В 1987 году возглавил Всесоюзное производственно-творческое объединение «Видеофильм» — Председатель совета директоров и генеральный директор (первая независимая продюсерская, производственная и дистрибьюционная кинокомпания в СССР и РФ).

Олег Уралов с дирижёром и скрипачем Владимиром Спиваковым. Фото из личного архива Юрия Барыкина.

В 1988 году — Заместитель председателя Государственного комитета по кинематографии СССР (Госкино СССР). Региональный президент от России в Европейской Экономической Палате. Президент Фонда духовного развития «Искусство-детям». Член Попечительского совета Благотворительного Фонда сохранения и развития культурных ценностей "Дельфис". Действительный член Российской Академии Естественных Наук. Почетный "Doctor of Humane Letters" американского колледжа в Швейцарии. "Элита российского бизнеса" 1993 (международная ассоциация журналистов АСМО-Пресс) Platinum Executive Edition 1996 —1997 (Interglobal Who’s Who). Член жюри международных кинофестивалей документальных фильмов в Тампере, Карловых Варах и Дрездене.

ФИЛЬМОГРАФИЯ (выборочно):

1978 — Американцы знакомятся с нами (фильм рассказывает о национальной выставке СССР, посвященной 60-летию Октябрьской революции, проходившей в США, в Лос-Анджелосе); операторы: Грезин В., Серов Г.; автор текста: Пумпянский А.
1978 — На страже мира и труда (фильм о праздновании 60-летия Советских Вооруженных Сил); операторы: Грезин В., Епифанов Г., Карпов А., Максимов Л., Минаев А., Монгловская Г., Семин В., Ходяков В.
1979 — Красная гвоздика (о VII Международном фестивале молодежной песни "Красная гвоздика", проходившем в Сочи с 1 по 10 сентября 1979 года); оператор: И. Фрез; автор текста: Л. Браславский
1979 — Москва № 37 Выполняя решения партии  выполнении решений 27-го съезда КПСС коммунистами столицы); операторы: Е. Аккуратов, И. Фрез
1980 — Сионизм стрит (фильм рассказывает о расистской сущности идеологии сионизма, о преступной деятельности Израиля на оккупированных территориях); операторы: Микоша В., Фрез И.
1980 — Иерусалим (фильм посвящен проблеме Иерусалима, возникшей в результате политики правительства Израиля); оператор: В. Микоша
1982 — Сионизм перед судом истории (о реакционной идеологии и практике сионизма); полнометражный; оператор: И. Фрез
1983 — Карьера под солнцем (о наемных убийцах, солдатах удачи, действующих в различных частях света против народов, борющихся за свободу и независимость); по заказу ССОД 
1983 — Лицензия на насилие
1984 — Жизнь, отданная народу (фильм посвящен памяти Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума ВС СССР Ю. В. Андропова); полнометражный; совместно с И. Гелейном; операторы: Горбатский В., Максимов Л., Федяев Е., Филатов И.; автор текста: Ицков И.; редакторы: А. Голубев, Е. Крамарский
1984 — Воля народа (о встрече К. У. Черненко с избирателями Куйбышевского района столицы); операторы: Бганцев И., Извеков В., Кузнецов И., Максимов Л., Семин В., Филатов И.
1984 — Ю.В. Андропов. Страницы жизни (фильм, посвящённый советскому партийному и государственному деятелю Ю. В. Андропову, отображает основные этапы его биографии на фоне истории страны); полнометражный
1985 — Женева: начало диалога (о встрече в Женеве Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева и Президента США Р. Рейгана в ноябре 1985 года); операторы: Извеков В., Ходяков В.
1986 — Дело об украденной скрипке (первый советский видеофильм, посвящённый проблеме растущей в СССР контрабанды); операторы:  Виктор Доброницкий, Юрий Орлов, Илья Фрез
1989 — Время Горбачева (на англ. языке); Производство:  ВПТО "Видеофильм"
1992 — М.С. Частный взгляд на жизнь президента (этот фильм для тех молодых, кто родился в период перестройки или позже, кто интересуется историей современной России и хочет иметь свое собственное мнение о различных периодах ее жизни); полнометражный; Производство: Студия МВК Корпорации Видеофильм; операторы: Б. Саксонов, В. Никонов
2002 — Встреча предначертанная (фильм о судьбе дочери российского императора Николая II  был показан в июне 2003 года на РЕН-ТВ и послужил началом дискуссии о "воскрешении Анастасии" на ток-шоу, которая в течении двух вечеров демонстрировалась в эфире этого канала в скорректированном и урезанном виде); операторы: С. Кузьминский, В. Извеков

КИНОПЕРИОДИКА:

Последнее интервью Олега Уралова ТК Ностальгия.
Запись прямого эфира передачи “Рожденные в СССР” с Владимиром Глазуновым (12.05.2015)

 

Использованы материалы открытых интернет-источников, а также персонального сайта Олега Уралова.

Награды

1985 — Гран-при V Всесоюзного кинофестиваля в Алма-Ате (за фильм «Ю.В. Андропов. Страницы жизни» (1984))
1987 — Государственная премия СССР (за фильм «Ю.В. Андропов. Страницы жизни» (1984))

Цитаты

«Имидж» студии среди советских документалистов был довольно «кондовый». Студия, кроме того что была «центральной», играла роль «главной». То, что придавало тогда особый статус студии и рассматривалось как основное преимущество – близость к ЦК КПСС («верный отряд партии» и т.д.), оказалось впоследствии «ахиллесовой пятой». В те первые годы на ЦСДФ я не услышал «первого звонка», предупреждавшего меня тогда о моих последующих иллюзиях о возможности «перестройки» студии. Упоминаю сознательно это немодное сейчас слово «перестройка» – именно в те годы была упущена реальная возможность создания новой ЦСДФ, путём обновления и технологического парка, и творческого коллектива.

Олег Уралов

Я никогда не забуду то содружество, которое называлось «коллективом Центральной студии документальных фильмов», фундамент которого сформировало братство боевых операторов. Мы искренне уважали их и преклонялись перед их мужеством…

Олег Уралов

Помню, когда мы с Илюшкой Фрэзом и Славой Ивановым вернулись из Прибалтики и привезли несколько сюжетов о Рейне Раамате, Юрисе Подниексе и фильм о фестивале Августа Сукутса "И жизнь наша кино..". В нижнем просмотровом (один из кинозалов ЦСДФ) должен был состояться показ смонтированных сюжетов и фильма. Народу собралось много. Мастера-старейшины, как всегда в тылу, на задних рядах, молодёжь в первых. Мы уже разболтали, что снимали практически с рук (умышленно отказываясь от штатива, Илюха отрабатывал "свой почерк"). Но реакции операторов побаивались. Олег Уралов только что вернулся из-за какой-то "заграницы". Просмотр закончился... не ругали, но и не одобряли... тишина и наша группа притихла. И, вдруг Олег говорит: "Так и надо снимать, если сам материал ведёт за собой, и оператор чувствует его так. Значит они живут одной жизнью живой. А у Фрэза железные операторские руки! " Да еще добавил, что "заграницей" молодёжь тоже так снимает. В те годы - это была похвальба! Жаль, что потом нас всех, со своими поисками разнесло по разным сторонам судьбы... А "Жизнь наша кино.." показывают ежегодно на фестивале в Риге (у Августа Сукутса!!!). Спасибо Олегу за поддержку.

Евгения Головня, режиссёр-документалист, продюсер, Источник

Олег Уралов желал перемен для ЦСДФ. Речь шла о переходе с плёнки на видео, но его не поддержали представители старшего поколения, в первую очередь - кинооператоры. Если бы приняли его концепцию, ЦСДФ была бы технически перевооружена. Дальнейшая судьба киностудии могла стать не столь трагической. Олег Владимирович уже тогда прекрасно понимал, что за видео будущее, а была лишь середина 80-х годов.
Позже Михаил Горбачев предложит создание Советов трудовых коллективов и введение выборности директоров предприятий. Олег Владимирович был назначен директором ЦСДФ (1985). А уже следующего директора ЦСДФ Новикова В.В. избирал трудовой коллектив.
В 1987 году при непосредственном участии Олега Уралова было создано Всесоюзное производственно-творческое объединение "Видеофильм", которое он и возглавил. Дальнейшая история всем нам хорошо известна. В моей памяти Олег Владимирович останется тем молодым, умным, энергичным представителем своего поколения. Вечная ему память!..

Нина Ярошевич, редактор сайта #МузейЦСДФ, Источник